X-PDF

« Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ».

Поделиться статьей

 « Использование игровыхтехнологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ».

Начальная школа –фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И этоналагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не тольконаучить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить еголучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнееважно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией.Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

Поэтому для плавногоперехода от игровой деятельности к учебной используются возможности игровыхкомпьютерных технологий в сочетании с дидактическими возможностями, такими, какнаглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебнойпрограммой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий,индивидуальный стиль работы и т.д. Современные компьютерные системы обученияставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель.Например, выполнишь правильно задание — откроешь картинку,или вставишь правильно все буквы — продвинешь ближе к цели сказочногогероя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительнаямотивация усвоения знаний. Использование знаний, умений и навыков учащихся вигровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть — кмотивации их приобретения.

В качестве примерарассмотрим экспе­риментальное электронное учебное посо­бие для начальной школы«Азбука», «Русский язык».

Яркие рисунки, необычные,интересные задания, включенные в «Азбуку» и «Русский язык»способ­ствуютповышению интереса к русскому языку у младших школьников, позволяют в игровойформе познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие воз­можностидля самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация процесса обучениядостигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности из широкогоспектра заданий, предложенных в электронном учебном пособии «Азбука»,»Русскийязык».

Значительно эффективнее прикомпьютерной поддержке происходит показ процесса письмав блоке«Буква пишется». Известный практикам прием «письмо в воздухе» приобретает новоезначение для первоклассника: ученик видит как бы через оптический прибор, пишетреально, но в воздухе новую букву. Ученик закрепляет как движение, так иправильную форму буквы, Учителю нет необходимости контролировать достоверностьвыполнения данной работы – ученик сам контролирует свои действия.

Так как у детей младшегошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, компьютер кактехническое средство решает проблему дефицита наглядности , позволяет создаватьучебные материалы нового поколения, использующие возможности графики, цвета,анимации. Это тем более актуально для ребёнка младшего школьного возраста.

Использование дидактическихматериалов в электронном виде значительно повышает их уровень. Фигура, слова,модели – всё «оживает» на экране. Это притягивает внимание всех детей. Умелоеиспользование звуковых и видео вставок приносит огромную пользу на уроках.Ученики воспринимают предмет более непосредственно и эмоционально.

Таким образом,использование информационных технологий позволяет модернизировать учебныйпроцесс, повысить эффективность, мотивировать учащихся. Учителю информатизацияпредоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способыпредъявления учебной информации.

ИспользованиеИКТ в период обучения грамоте.

Информатизация процесса обучения — одна изосновных тенденций развития современного образования. Информационнаякомпетентность включается в число ведущих компетентностей современного учителя,которые должны не только хорошо владеть компьютером, но и уметьквалифицированно отбирать компьютерные программы и материалы, которые в полноймере соответствуют содержанию, целям изучения конкретной дисциплины,способствуют развитию личности учащихся.

В Концепции федеральных государственныхобразовательных стандартов общего образования речь идет не только об освоениимладшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об ихуспешном включении в учебную деятельность, становлении учебнойсамостоятельности.[7]

Использование компьютерных технологий -это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развитияобразования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота,маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментови другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков- создание эффекта присутствия (Я это видел!), у учащихсяпоявляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать иувидеть больше.[7]

 одной из важнейших задач ставит:Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативныхтехнологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять(ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальныхучебных действий обучающихся на ступени начального общего образования,обеспечивающим его результативность.

Внедрение информационных технологийосновано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

в начальной школе происходит смена ведущейдеятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностейкомпьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс болееплавным;

большая часть знаний, умений и навыков,полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочнойдеятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность — существенноснижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровойкомпьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

высокая степень эмоциональности младшихшкольников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки сприменением ИКТ позволяют частично разрядить высокую эмоциональнуюнапряженность и оживить учебный процесс.[1]

При использовании ИКТ-технологий в периодобучения грамоте младших школьников весь обязательный учебный материалпереводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числеинтерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включениемвидеофрагментов. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия(слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Внедрение ИКТ (информационных икоммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классовосуществляется по следующим направлениям:

·   1. Создание презентаций к урокам.

·   2. Работа с ресурсами Интернет.

·   3. Использование готовых обучающих программ.

·   4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Основная цель применения ИКТ состоит вповышении качества обучения. Качество обучения — это, то для чего мы работаем.

Трудно представить себе современный урокбез использования ИКТ.

ИКТ технологии могут быть использованы налюбом этапе урока:

·   1. Для обозначения темы урока.

·   2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создаваяпроблемную ситуацию.

·   3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы,схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

·   4. Для контроля учащихся.

Целесообразность применения информационныхтехнологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений.Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использованиебудет не эпизодическим, а систематическим, на протяжении изучения всего курса.Основной проблемой такого интегрированного изучения предметов является то, чтопри разработке традиционных курсов не предполагалось использованиеинформационной технологии[4].

К счастью, информационно-технологическаяподдержка представленной методики обучения грамоте и письму младших школьниковможет быть реально осуществима.

Для обучения письму малышей в первуюочередь важна наглядность процесса написания букв и их соединений.

Замечательно, если это традиционно сделаетучитель на доске, но гораздо образнее, красочнее, эффектнее написание букв,соединений и слов можно реализовать на экране компьютера, используя современныепрограммные средства.

Одним из важнейших этапов обучения письмуявляется приобретение и развитие навыка видения или узнавания составляющихэлементов буквы и их способа соединения. Применение различных вариантовкомпьютерных мозаик, выполненных на основе готовых заданий из прописей,бесспорно, будут полезны и внесут разнообразие в ход урока[6].

Информационные технологии позволяткоренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя уних системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализацииучебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Использования ИКТ при обучении письмуоказывают положительное влияние на общекультурное развитие учащихся;приобретение и совершенствование навыков владения компьютером; индивидуализациюобучения; самоутверждение учащихся; повышение мотивации в изучении;эстетичность презентации учебных материалов; совершенствование процессапроверки работ учащихся; повышение авторитета учителя («идет в ногу современем)[3].

Подбор занимательной информации наизучаемый звук в период обучения письму включает в себя анимационные эффекты,кроссворды, ребусы, звуки и т.п. способствуют переключению внимания учащихся иболее эффективному использованию времени урока на сегодняшний момент невозможнопредставить без использования ИКТ.

Огромные возможности упрограммы Microsoft PowerPoint. В своем первом классе на уроках яуспешно использую презентации, которые позволяют мне

наглядно представлять материал;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

интенсифицировать процесс объяснениянового материала;

регулировать объём и скорость выводимойинформации посредством анимации;

обеспечить оперативность и объективностьконтроля;

активизировать познавательнуюдеятельность;

повысить мотивацию обучающихся;

повысить интерес к изучаемому предмету;

Компьютер позволил уже в начальной школеввести элементы проектной деятельности, которая заложена в учебно-методическомкомплексе «Планета знаний», по которому я работаю.

Применение информационных технологий вучебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилитьмотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждогоученика в отдельности.

Уроки с использованием информационныхтехнологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и взначительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоитучить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощьюинформационных технологий. Я уверена, что использование информационныхтехнологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов,рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминанияучебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровеньинтерес детей к учебе.

Таким образом, применение ИКТ в периодобучения грамоте не только помогает детям усвоить материал быстрее и доступнее,но и позволяет решать одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний.

В начальной школе мы используеминформационные технологии на всех этапах урока. При объяснении новогоматериала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад,внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний,неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Обучение грамоте, чтение.

Чтобы повысить познавательный интерес исделать урок продуктивнее, мною используются мультимедийные средства. Так,например, на уроке обучения грамоте помогают прекрасный фильм о буквах и звуках«Азбука — Малышка», мультимедийное приложение к учебнику «Азбука», презентации«Учим буквы». Неотъемлемой частью урока является лента букв, к которой во времябукварного периода обращаются практически на каждом уроке. Использование даннойленты в слайд презентации позволяет решать несколько задач: ребенок можетупражняться в запоминании графического облика букв, тренироваться в соотнесениизвука и буквы; может классифицировать алфавит по различным параметрам (гласные,согласные; согласные звонкие и глухие), причем классификация происходит сопорой на цветовое решение (яркий образ сосредотачивает внимание).Видоизменение ленты букв не требует больших затрат, данный слайд можноадаптировать к каждому уроку.

Необходимо отметить, что большую роль вданной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е.движение картинки, буквы, слова или текста.

При обучении чтению в 1 классе на урокахобучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособиесодержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал длязвуко — буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторыхорфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку»,способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяютв игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкиевозможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

Письмо.

Благодаря ИКТ (интерактивной доски) науроках письма для того чтобы дети правильно нашли строку для работы в прописи,можно спроецировать изображение страницы прописи на белую доску.

Для объяснения начертания букв хорошоиспользовать презентацию «Учимся писать буквы», «Памятка. Письмо с секретом»,электронное учебное пособие «Азбука».

Что дают такие уроки учащимся?

С удовольствием посещать предмет.

За счёт повышенного интереса, существенноповышать качество знаний.

При помощи яркого наглядного материала,легко воспринимать даже самый трудный материал.

Желание учиться ради познания, а не радиоценки.

Анализировать, сопоставлять события,действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученныхзнаний.

Что дают такие уроки учителю?

Более ярко и образно проводить каждыйурок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.

Использовать разнообразную наглядность(рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмкоиспользовать обычным путём.

Повысить качество обучения за счёт живогоинтереса ребёнка к предмету.

Подготовить учащихся начального звена кпереходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТна уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критическогомышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены ктворческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процессстановится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урокастановится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельностиребёнка.

Должна заметить, что эффективностьиспользования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, ихжелание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Иминтересно! А интерес — двигатель познания.

Но не стоит безмерно увлекатьсякомпьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет наздоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать дляучащихся: 1 классов — 10 минут; 2 — 5 классов — 15 минут.

Надо всегда помнить, что ИКТ — это нецель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той частиучебного процесса, где она действительно необходима.

Таким образом, использование информационно- коммуникационных технологий в начальной школе — это не просто новое веяниевремени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активновнедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, чтомладшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.

ИКТ позволяют показать, объяснить,научить, проанализировать, систематизировать, да просто — удивляться тому, чтораньше мы показывали… на пальцах!

В заключение хочу сделать такой вывод:

Практически на любом школьном предметеможно применить компьютерные технологии. Важно одно — найти ту грань, котораяпозволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использованиеинформационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать уроксовременным, интересным, нестандартным. Использование компьютерных технологий впроцессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, этоспособствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решениюглавной задачи образовательной политики.

Педагогу в настоящее время необходимонаучиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодняавторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями иумело применять полученные знания и навыки для совершенствования методикиурока. Для учителя компьютер — это уже не роскошь — это НЕОБХОДИМОСТЬ.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет