X-PDF

Использование ИКТ на уроках математики

Поделиться статьей

уч.: Гаврилова С.В.

 

Тема: «Использование ИТ на урокахматематики с целью повышения мотивации учащихся и качества знаний»

Аристотель:

«Благо везде и повсюду зависитот соблюдения двух условий:

  правильного установления конечной целивсякого рода деятельности;

отыскание соответственных -средств, ведущих к конечной цели»

 

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемомуматериалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этиммною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методическихприёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их ксамостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике узначительного числа учащихся зависит в большей степени от методики еёпреподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимопозаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо,и использовать это как отправную точку для возникновения и развитиялюбознательности, глубокого познавательного интереса.

Цель работы:
Показать значимость информационно-коммуникационных технологий на урокематематики в свете инновационных подходов.
Задачи работы:

·     Показатьзначимость использования ИКТ на уроках математики

·     Рассмотретьметоды и приемы применения средств информационно- коммуникационных технологий впроцессе обучения математике

·     Показатьреализацию дидактических принципов через использование информационно-коммуникационныхтехнологий

·     Выявить,сформулировать и обосновать принципы использования информационных технологий вобучении математике.

 

Актуальностьнизкий уровень мотивации учащихся к обучению и как следствие -слабая математическая подготовка и высокие требованиями, предъявляемымиобществом к выпускнику; интерес учащихся, возникающими в период ускорениянаучно-технического прогресса.

Длительностьприменения данной тематики 2011- 2015г.

 

 

                                                                 Введение.
     Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологийявляется одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообществаXXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества,где решающую роль играют информация и научные знания. Мы видим, что запоследние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютерови информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможнопредставить современного человека. Всё шире используются информационныетехнологии и в образовательном процессе, поэтомуинформационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решатьпрофессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важнойсоставляющей его профессионализма.

Помня  слова К. Ф. Гаусса,  о том, что«математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это одиниз тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все видыучебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверкадомашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы,внеклассная работа, творческая работа. 

На базе использования ИКТ многиеметодические цели могут быть реализованы боле эффективно, что позволяет подготовитьвыпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, способных быстроориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных отстереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется такженеобходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизациипознавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей,стимуляции умственной деятельности.

                                                        Основная часть.

Глава 1. Дидактические возможностииспользования компьютерных технологий в                обучении  учащихся
        Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессеобучения. 
Высказываются различные точки зрения: наряду со многими положительнымимоментами специалисты отмечают и недостатки. Это, прежде всего отсутствиекачественного программного обеспечения и невозможность прямого устного диалогас компьютером. Но, несмотря, ни на что, компьютерные программы существуют иуспешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, чтоони имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди нихиндивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся,повышение познавательной активности и мотивации.

Если говорить о дидактических задачахобучения математике, которые могут быть эффективно решены с использованиемсовременных компьютеров, то к их числу можно отнести:

1) формирование умений и навыков чтенияграфиков, геометрических чертежей;

2) формирование и воспитаниематематической культуры учащихся;

3) совершенствование умений построениядоказательств теорем ;

4) совершенствование умений письменнойречи через подготовку различного рода сочинений, пересказов, рефератов; 

5) пополнение словарного запаса обучаемыхматематическими терминами; 

6) формирование устойчивой мотивацииобучаемых путем использования на занятиях оперативных материалов глобальнойсети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем.

Применение мультимедийных средств обучениясоздает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышениюмотивации в процессе обучения математике.

 

               Глава 2.   Использованиекомпьютерных технологий и интернета

                                                          на уроках   математики.
       Сегодня, на фоне информатизации школьного образования и разнообразногоиспользования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе, вопросыприменения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках сталиособо актуальными. Они повышают мотивацию к обучению, развивают интеллектшкольников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации,расширяют объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач,осуществляют индивидуальный подход в обучении, повышают качество контролязнаний учащихся, обеспечивают гибкость управления учебным процессом.

Применение информационных технологийв обучении основывается на данных физиологии человека: в памятичеловека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик принимает активное участие в процессе.

Информационно-коммуникационныетехнологии  можно использовать для обучения математике в различныхформатах: использование тренировочных программ; диагностических иконтролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческихзаданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков; использование программ, имитирующих практические работы; использование информационно-справочных программ. 
Несмотря ни на что, учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтомукомпьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения.Помощь от этого инструмента существенна. 

Уроки с использованием ИКТ имеют рядпреимуществ перед традиционными уроками.

·        Урокстановится более интересным для учащихся; за счет этого повышаетсяэффективность урока.

·        Использованиекомпьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий,тестов, проверка и оценка качества знаний (за счет того, что материалы заранеезаготовлены в электронном виде).

·        Информационныетехнологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации идифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, нотакже и за счёт самообразования учащегося.

Учитывая то, что в кабинете математики имеетсятолько компьютер, то потенциал ИКТ на уроках математики  использую лишьчастично и прежде всего, в методической подготовке к урокам. С его помощью яподбираю и подготавливаю необходимый дидактический материал, осуществляю поиски систематизацию дополнительной информации.  Но,  имея возможность  примененияитерактивной доски в другом кабинете,  стараюсь использовать ее в максимальномобъеме.

Для этого в нашей школе оборудован доступ к сетиИнтернет, что дает возможность учащимся школыиспользовать информацию из сети в учебной деятельности.

Где и как применяю ИТК на своих уроках? Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игровогосодержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения кигре, путешествию и др.  На этапе актуализации знаний возможноиспользование ПК для организации разных видов устного счета, проведения математических диктантов, что способствует развитию внимания. 

Приобретение новых знаний.Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощныйстимул в обучении. Дидактические достоинства уроков с использованиеминформационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), уучащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.  Практикую всвоей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение новогоматериала с использованием компьютерной презентации и флипчарта как источникаучебной информации и наглядного пособия.

Контроль знаний.При организации контроля знаний, умений и навыков учащихсяиспользую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощьюкомпьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционномспособе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организацииучебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработкеинформации. Такой вид работы развивает творческие, исследовательскиеспособности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретениюнавыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1139

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступаетв роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровеньнаглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяетакцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.Возможна демонстрация пошагового решения задачи.

Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, провожунестандартные уроки, которые в виде игровых ситуаций, мини-исследований, вформе сказок, уроки-путешествия, соревнования, работа в группах и в парах,решаем задачи практической направленности и др. Уроки оживляю задачами-шутками,задачами, написанными в стихотворной форме. Эти уроки я провожу скомпьютерным сопровождением.

Одной из основных проблем при изучениигеометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, чтоизображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или надоске, как правило, содержат большие погрешности, особенно стереометрическиепостроения не всегда доступны в наглядном изображении. Современные компьютерныесредства позволяют решить эту проблему.  Стереометрия — это одна изнемногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которойне приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяетсоздавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их наэкране, менять освещенность

   Среди технических новинок  особое местозанимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальноеучебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный ккомпьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие отобычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не толькодемонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить напроецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их ввиде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким,наглядным, динамичным. Работа с интерактивными досками предусматриваеттворческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы,картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлами Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске илипереход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо наэкране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можновсегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеетвозможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия,зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствуеттечению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель математики частосталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций,работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легкоможно решить с помощью встроенных шаблонов.  Так, например, при изучении темы«Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строятточки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится неутомительным, а увлекательным.  Использование интерактивной доскипозволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянновытирать доску и чертить необходимые фигуры. В коллекции самой доски многоматематических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые иплоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными,аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать режимзаписи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенноэкономить время на уроке. Использование интерактивной доски позволяет сохранитьв памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей наинтерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная,ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделенияважнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию изапоминанию нового материала. При решении существует возможностьэкспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием однойкнопки.

Таким образом, очевидны преимуществаиспользования интерактивной доски на уроке: 

Ø  Экономия времени. Заранееподготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счетчего повышается плотность урока. 

Ø   Наглядность иинтерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают науроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминаниематериала. 

Ø  Многократноеиспользование. Во-первых, вся информация, появляющаяся надоске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется«чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранеерешенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие илирешение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут бытьвосстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которыепропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядныематериалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшеммногократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждогоучителя. 

Ø  Повышается уровенькомпьютерной компетенции учителя

Ø  Школьникам простонравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно иувлекательно.

Конечно же, использование только интерактивной доскине решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с нейпостоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным идинамичным.

 «За» и «против». Согласноопубликованным в литературе данным максимальная частота и длительностьприменения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся,характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательнойдеятельности. 
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минутевозникает торможение восприятия материала. Поэтому на уроке стараюсь чередоватьнапряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы иметоды, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе и дляулучшения мозгового кровообращения, провожу физкультминутки для глаз. Я не могуне согласиться с теми учителями, которые говорят «настоящий педагог с мелом ипростой доской может воспитать настоящего ученика и гражданина». Я тоже считаю,что учитель останется учителем всегда. Освоение ИКТ требует времени, сил. Нужнопридумать, как уместно и эффективно применять все эти ресурсы (дополнительныинструменты и программы). 

 Описание полученных образовательных результатов. Применяяинформационные технологии, мне удалось:

Ø  Индивидуализироватьучебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся и отрабатыватьэлементарные навыки и умения. В классах как правило 14-25 учащихся, обладающихнеодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другимииндивидуальными качествами.

Ø  Создать условиядля развития самостоятельности и отработки навыков во время занятий по подготовкик ЕНТ. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, при этом повышается егоинтерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет, добитьсякаких-то результатов

Ø   Повысить качествонаглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников,построение сложных графиков т.д.)

Внеклассная работа. Одним из источников мотивации является занимательность.Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы этазанимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебныецели. Компьютер позволяет существенно изменить способы управленияобразовательной деятельностью, погружая занимающихся в определенную игровуюситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи,излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Применениекомпьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящемусовременным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременнопроводить контроль и подведение итогов.

Я считаю, что информационные технологии повышаютинформативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм ивыразительность. Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс являетсяпозитивная динамика изменения мотивации учащихся.   

Средства ИКТ являются эффективным средством повышенияпознавательного интереса учащихся, создают новые условия для построенияиндивидуальных образовательных траекторий школьников. Применение средств ИКТ науроках математики требует развитости критического мышления. Использованиекомпьютерной техники при обучении математике в школе позволяет в определеннойстепени обеспечить готовность к дальнейшему развитию и самообразованиюучащихся. Осуществление самостоятельной учебной деятельности предполагаетовладение учащимися всеми обще-учебными умениями и навыками. Также возможностиинформационно-коммуникационных технологий используются для развития памятиучащихся, развития умений организации учебного труда. Кроме того, использованиеинформационных технологий не только на уроках математики, но и в учебномпроцессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышениюэффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личностиобучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационногообщества. Правильная организация работы с компьютерной техникой обеспечиваетчувство удовлетворенности результатами своего труда. Внедрение компьютерныхтехнологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыгралонеоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как надорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться,познавать мир, мыслить и творить. Компьютер позволяет устранить одну изважнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленныйнепониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. С егопомощью ребенок получает возможность довести решение любой учебной задачи доконца, опираясь на необходимую помощь. В связи с этим естественно, что этопозволяет заметно повысить качество обучения ребят математике. Рассмотренныепроблемы организации работы с компьютером подтверждает необходимость примененияданной техники на уроках математики. Это, с одной стороны, отражаетсуществующие в образовательной практике проблемы, с другой определяеттеоретические основы поиска новых форм содержания и условий обученияматематике.
На мой взгляд, использование ИКТ на уроках математики необходимо. На сегоднянет ни одной специальности, ни одной сферы деятельности, где бы нииспользовался компьютер, поэтому обязанность школы научить учащихсяиспользовать его по назначению.

Приоритетные направления

·                 это проведение уроков-исследований в кабинете с использованиемобучающих программ, на которых ученики самостоятельно в ходе исследовательскойдеятельности добывают знания; использование обучающих и контролирующих программпо отдельным темам курса математики для  работы  с учащимися,способными достаточно быстро усваивать  учебный материал на обязательномуровне. Ученики могут работать в индивидуальном режиме за компьютером и послеуспешного выполнения заданий перейти к упражнениям более высокого уровня сложности.Учитель может отрабатывает материал обязательного уровня обучения с другимиучащимися.Также применение обучающих программ в качестветренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, чтоученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материалпо теме.  Это должно устранить одну из важнейших причин отрицательногоотношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительнымипробелами в знаниях. И ученик получает возможность довести решение задачи доконца, опираясь на необходимую помощь

·   диагностическиеисследования учащихся на выявления уровня обученности и индивидуальныхособенностей

·   созданиенеобходимых динамических и интерактивных компьютерных моделей для представленияучебного материала темы; 

·   созданиеграфических моделей для использования в качестве шаблонов при решении задач;

·   продолжитьсоздавать мультимедиа продукцию

·   использованиеэлектронных учебников

Таким образом, использование компьютера науроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютерамногогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющееинтенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательнуюдеятельность, увеличить эффективность урока;  сделать процесс обученияболее интерес­ным, ярким и увлекательнымэффективнорешать проблему наглядно­сти обучения, расширить возможности визуа­лизацииучебного материала, делая его более по­нятным и доступным для учащихся; индивидуализироватьпроцесс обучения за счет возможности создания и использованияразноуровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальномтемпе, с использованием удобного способа восприятия информации; совершенствоватьнавыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно ана­лизироватьи исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря на­личиюобратной связи; организовывать учебно-исследовательскую деятельностьучащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикацийи т.д.), развивая тем самым у школьников твор­ческую активность.

Информатизация общества в современных условияхпредусматривает обязательное применение

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  АнтоноваТ.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный или гипертекстовый учебник? /Материалы VIIIМеждународной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”. -М., 3-6 ноября 1998.

2.  АнтоноваТ.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. — 2000. — №5

3.   АтанасянЛ. С, Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г. Геометрия: учебник для 7-9классов. М.: Просвещение 1990.

4.                Ардуванова Ф. Ф., Мазанова Г. А., ХарисоваН. X. 40 экзаменационных задач по геометрии: Методическое пособие/ Башкирский институт развития образования. — Уфа, 1999.

5.                Ардуванова Ф. Ф., Галин Э. X., Г.А., Харисова Н. X. Задачипо математике для школ (классов) с углублённым изучением (8, 9классы): Методические рекомендации / Башкирский институт развития образования.- Уфа, 1999.

6.                 Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: ИОШ РАО, 1994.

7.                 Варданян С. С. Задачи по планиметрии спрактическим содержанием книга для учащихся 6-8 классовсредней школы. Под редакцией Гусева В. А. М.: Просвещение1989.

8.                Вильме Р. и др. Компьютеры в школе.- М.,1988.

9.                Денищева Л.О., Глазунов Ю. А., КраснянскаяК. А., Рязановский А. Р., Семёнов П. В. Учебно-тренировочныематериалы для подготовки к ЕГЭ «Математика», М.: Интеллект — Центр, 2004 г.

10.          Глейзер Г. И. История математики в школе 7-8 классы.Пособие для учителей. М.: Просвещение 1982.

11.          Груденев Я. И. Совершенствование методики работы учителяматематики.- М., 1990.

12.         Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей -М., 1997.

13.         Селевко Г.К.Педагогические технологии на основеинформационно-коммуникационных средств.-М.:НИИ школьных технологий, 2005.

14.         Фарков А. В. Математические олимпиады вшколе. 5- 11 класс- М.: Айрис-пресс, 2002.

15.    «Компьютерная поддержка учителя математики». Информационныетехнологии в управлении качеством образования и развитии образовательногопространства. Материалы научно-практической конференции/ под общей редакциейГ.М. Лочина; МРИО. Саранск, 2007. с. 37

16.   http://festival.1september.ru/articles/564694/


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1139

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет