Дошкольноевоспитание, как составная часть всей системы непрерывного образованияобеспечивает начальный этап развития человеческой личности. В дошкольномдетстве ребенок осваивает элементарные способы осуществления деятельности. Врезультате формируется мотивационная структура его личности. Происходитобобщение опыта деятельности, складывается обобщенный образ мира, который даетребенку ориентировку для достижения его целей.
Внастоящее время компьютерные технологии стали активно применяться вобразовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерныхпрограмм для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка иприменяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, бытьрассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерныепрограммы, направленные на развитие различных психических функций детей, такихкак зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическоемышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей старшегодошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерныхпрограмм занимают специализированные компьютерные программы для детей сразличными нарушениями развития. Этипрограммы могут использовать как специалисты — логопеды и дефектологи детскихучреждений, так же и родители для самостоятельных занятий в домашних условиях.
Преимущества информационно-коммуникационных технологийперед традиционными средствами обучения:
§ ИКТ быстрее передает информацию;
§ движение, звук, мультипликациянадолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса кизучаемому материалу;
§ высокая динамика занятия способствуетэффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчествадетей;
§ слайд-шоу, видеофрагментыпозволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения(рост цветка, вращение планет вокруг солнца…)
§ использование ИКТ побуждаетдетей к поисково-исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернетсовместно с родителями;
§ ИКТ – это дополнительнаявозможность работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Планируя коррекционно-развивающую работу с детьми, нужноучитывать следующие требования:
§ санитарно-гигиеническиенормативы;
§ особенности развития психическихфункций у детей (восприятия, речи, мышления, памяти)
§ педагогические методикииспользования ИКТ в разнообразных сочетаниях с другими педагогическимисредствами.
Новизна этого опыта заключается в системностиразработанного и апробированного материала. Изучив литературу,санитарно-гигиенические требования к использованию информационных технологий,опыт работы педагогов по данной теме, можно использовать коммуникационныетехнологии, как часть специально-организованнойнепосредственно-образовательной деятельности по формированию целостнойкартины мира, обучению грамоте и развитию речи.
Таким образом, использование ИКТ сцелью, повышения качества образовательной и коррекционно – развивающей работы сдетьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья всоответствии с федеральным государственным образовательным стандартомдошкольного образования помогают решить следующие задачи:
§ повышают мотивацию иподдерживают интерес детей во время непосредственной образовательнойдеятельности,
§ развивают интеллектуальныйпотенциал, инициативность, самостоятельность и позитивные личностные качествадетей,
§ учат детей элементарнымпрактическим навыкам работы с компьютером.
В заключениихочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо ицелесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику,она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративногоматериала, с использованием звуко и видеозаписей. Всё это может обеспечить намИКТ с мультимедийными возможностями. Использование информационных технологийпозволяет сделать процесс обучения и развития ребёнкаэффективным, привлекательным, современным, открывает новыевозможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладалиинформационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагогас ребёнком они не могут и не должны.
Удачи вам в работе!
