X-PDF

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

Поделиться статьей

 

Использованиеинформационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

    Итак, прекрасная порадетства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, гдеему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартныерешения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, однаиз главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российскогообразования. Её реализация диктует необходимость развития познавательныхинтересов, способностей и возможностей ребёнка.

    Наиболее эффективнымисредствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

·                   игроваядеятельность;

·                   созданиеположительных эмоциональных ситуаций;

·                   работа впарах;

·                   проблемноеобучение.

 

    В начальной школеневозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникаютпроблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Напомощь пришёл компьютер.

   За последние 10 лет произошлокоренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационныхтехнологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится всовременном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой,новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы,к организации своей деятельности.

     В практикеинформационными технологиями обучения называют все технологии, специальныетехнические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

   Применение новых иновейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новыхпонятий.

    Когда компьютер сталииспользоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии»(НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин«информационно-коммуникационные технологии» — ИКТ.

   Формированиеинформационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и припосредстве средств ИКТ.

      Как показываетпрактика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себесовременную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональныхкомпьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастатьтребования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

 

       Использование ИКТ науроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационныхпотоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы синформацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощьюсовременных технических средств.

    Применение ИКТ на урокахусиливает:

— положительную мотивациюобучения

 — активизируетпознавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на урокепозволили в полной мере реализовать основные принципы активизациипознавательной деятельности:

ü    Принцип равенства позиций

ü    Принцип доверительности

ü    Принцип обратной связи

ü    Принцип занятияисследовательской позиции.

Реализация этих принциповпросматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяетпроводить уроки:

v    на высоком эстетическом иэмоциональном уровне (анимация, музыка)

v    обеспечивает наглядность;

v    привлекает большое количестводидактического материала;

v    повышает объём выполняемойработы на уроке в 1,5 – 2 раза;

v    обеспечивает высокую степеньдифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяяразноуровневые задания).

Применение ИКТ:

v    расширяет возможностьсамостоятельной деятельности;

v    формирует навыкисследовательской деятельности;

v    обеспечивает доступ кразличным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационнымресурсам;

v    а в общем, СОСОБСТВУЕТПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

  Младший школьный возрастхарактеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной(визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитостипознавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебногопроцесса с применением информационных технологий является то, что центромдеятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностейи интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в ролипомощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующегоактивность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТспособствует так же:

v    сделать урок эмоциональнонасыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

v    сокращению времени дляконтроля и проверки знаний учащихся;

v    обучающиеся учатся навыкамконтроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТразнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются:понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилли Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определеннойтеме, различные тесты, задания, развивающего характера.

        Основной цельюприменения ИКТ является:

*                развитиемышления

*                формированиеприемов мыслительной деятельности.

    Кроме этого, используякомпьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различныеобучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективныеразработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагаютненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темпобучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используютсяразвивающие методы и приемы:

§    методанализа

§    методсравнения

§    методобобщения

§    методклассификации

§    формулировкапонятий

§    внутреннийплан действий

   При подготовке к урокамучитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

o       мультимедийныекурсы

o       презентациик урокам

o       логическиеигры

o       тестовыеоболочки

o       ресурсыИнтернет

o       электронныеэнциклопедии.

 При разработке урока сиспользованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочныйплан включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз,использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Использование ИКТ позволяетрасширить рамки учебника.

      Таким образом, труд,затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТоправдывает себя во всех отношениях:

Ø    повышает качество знаний

Ø    продвигает ребенка в общемразвитии

Ø    помогает преодолеть трудности

Ø    вносит радость в жизньребенка

Ø    позволяет вести обучение взоне ближайшего развития

Ø    создает благоприятные условиядля лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебномпроцессе.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов,необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение,и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал,что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложнымматериалом.

Кроме того, фрагменты уроков,на которых используются презентации, отражают один из главных принциповсоздания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности).Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностьюна уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкоераспространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядностьза счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Требования, предъявляемые кучителю, работающему с применением ИКТ

1.                 Владетьосновами работы на компьютере.

2.                 Иметьнавыки работы с мультимедийными программами.

3.                 Владетьосновами работы в Интернет.

 

При подготовке к уроку мыдолжны соблюдать этапы.

 

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:

       диагностика

       прогнозирование

       планирование

 

ДИАГНОСТИКА:

            характер учебногоматериала

            структура урока

            временные затратыв учебном процессе

            возможности,интересы и способности учащихся и т. д.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

            оценка различныхвариантов проведения урока

            выбор наиболееоптимального

ПЛАНИРОВАНИЕ:

            созданиеметодической структуры урока

            выбороптимального для проведения урока форм организации учебной деятельностиучащихся, средств обучении и т. д.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НАРАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

            подготовкаучащихся к усвоению новых знаний

            усвоение новыхзнаний

            закрепление новыхзнаний

            подведение итоговурока

            домашнее задание.

  Применение на урокекомпьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткоевремя получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала исвоевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихсяначальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса.Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебныйпроцесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляютучебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенностимладшего школьного возраста, в частности длительное преобладаниенаглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивациюобучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблемудефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экранемонитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируютвзаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощьюPowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в томчисле и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание,которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экранеможно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превративразрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используеминформационные технологии на всех этапах урока. При объяснении новогоматериала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад,внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний,неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮПРЕЗЕНТАЦИЙ: 1) Не загромождайте отдельный слайд большим количествоминформации! 2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок. 3) Размершрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов. 4) Анимация возможна одинраз в течение 5 минут (в нач. школе). 5) Вся презентация должна быть выдержанав одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер,шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

 

Для упрочнения знаний,развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческиезадания, которые могут выражаться:

·                   всоставлении кроссворда, ребуса по теме,

·                   визготовлении учебного пособия;

·                   вподготовке различных творческих сообщений;

·                   визготовлении презентаций и др.

 

Уроки с использованиеминформационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания,но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциалучащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьникавелики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числеи с помощью информационных технологий. Использование информационных технологийна уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся,при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическимиспособностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций.Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений,докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, уних сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельноприменять полученные знания на практике. Я уверена, что использованиеинформационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебныхпредметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания изапоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокийуровень интерес детей к учебе.

  Таким образом, применениеИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения– повышение уровня знаний.

        Учителя, которые всвоей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии толькодля ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличенуровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он,педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

ТИПЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМИКТ

    Практика проведенияуроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизацииучебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ЗПР квыполнению умственных и практических действий (в результате чего происходитформирование тех или иных специфических умений); для детей с ДЦП способствуетразвитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всеханализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной иправополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека. стимулируетпознавательную активность.

     Основными типамиуроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой,являются:

ü    комбинированный урок,

ü    урок – контроль и коррекции,

ü    урок совершенствования знанийи умений

 Уроки с компьютернойподдержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формыобучения:

Ø    фронтальная форма;

Ø    групповая форма (по типуКСО);

Ø    индивидуальная форма обучения

  Фронтальная форма. Русскийязык .Тема “Правописание окончаний имен существительных, прилагательных,глаголов” или тема “Части речи . Имя существительное”

  Групповая форма (по типуКСО). В данном случае необходима помощь учителя по информатике или лаборанта.

   Часть урока безкомпьютерной деятельности, часть урока с информационной поддержкой. При даннойформе обучения необходимо 2 или 3 компьютера, и компьютерная деятельностьпроходит одновременно или пары чередуются.

  Индивидуальная формаобучения. Именно здесь можно применить дифференциацию при самостоятельнойработе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличениемтрудности. Индивидуальная форма эффективна еже и тем, что она служит и какдиагностикой и как планированием для коррекционной работы.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

 

  Подходы к созданиюэлектронных учебных материалов для начальной школы:

 

1.      структура каждоготематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснениенового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контрольусвоения;

2.      теоретической частицелесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяяосновные термины и понятия каждой темы;

3.      объем учебногоматериала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетомсанитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4.      отбор учебногоматериала проводится с учетом основных дидактических принципов;

5.      средства управлениякомпьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны бытьмаксимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

    Разработанные с учетомэтих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаютсяучителями и успешно используются  в образовательном процессе начальной школы.

   Какова же методикаприменения электронных учебных материалов при проведении урока в начальнойшколе?

 

     При разработке планакаждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применениеэлектронных иллюстраций, тренировачных или контрольных заданий, я такжеучебного материала соответствующей тематики, включенных в предметныеэлектронные системы обучения.

    Выбор учащихся,выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные илигрупповые задания за компьютером, производится учителем после проведенияпредварительной психолого- педагогической диагностики с учетом особенностейвосприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можно использоватьрезультаты педагогического наблюдения.

    Самое важное, чтобыученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий надучебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилиянаправлял на решение поставленной задачи.

    Так, например, ребенку сприоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять заданияпо русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводитраспределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятияявляется ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, покакласс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженнойсамооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать спомощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников итем самым повысить мотивацию учения.

     Во время такого этапа,как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного,рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся,пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урокаявляется периодом продуктивной деятельности.

     Эту же категориюучащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложныхотносительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работыза компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепленияранее пройденного материала.

    Учитывая информацию опериоде продуктивной активности школьников, учитель может максимальноэффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремяпереключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качествемощного мотивационного средства.

    При проведении динамичныхучебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростьюмыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа всобственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведетк росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

     Опираясь на знания остатусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах,организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особыйэффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на урокахматематики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.

    Школьникам, выполняющимобщие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерныйтренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера,выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своимодноклассникам.

       Особое значение имеетработа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочьтаким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментамиизучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерныхобучающих программах, во время проведения устного счета, орфографическойразминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категорииучащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведениекомпьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученнойтеме.

    На уроках закрепления иобобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организациипромежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании вначальной школе.

    Достаточно широкоераспространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличитьнаглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиапрезентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранееподготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методическисвязанными с вариантами тематического планирования.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮПРЕЗЕНТАЦИЙ

Не загромождайте отдельныйслайд большим количеством информации!

На каждом слайде должно бытьне более двух картинок.

Размер шрифта на слайдахдолжен быть не менее 24-28 пунктов.

Анимации возможна один раз втечение 5 минут (в начальной школе).

Вся презентация должна бытьвыдержана в одном  стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название,размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.).

     Опыт организацииучебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальнойшколе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетанияиспользования современных информационных технологий и пособий, предполагающихпознание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели,позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

     При активномиспользовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируютсякомпетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять,организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать,слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делатьвыбор и принимать решения.

     Также применение новыхинформационных технологий в традиционном начальном образовании позволяетдифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальныхособенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектрспособов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкоеуправление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

 

Формы организации работы вначальной школе

ИКТ в традиционнойклассно-урочной системе

ü    Проведение урока смультимедиа выступлением (сопровождение рассказа

учителя; демонстрации приобъяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — докладученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем местеучителя, подключенный к проектору.

ü    Подготовка к выступлению,выполнение домашнего задания — поиск

информации, работа над текстом,написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер врабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашнийкомпьютер.

ü    Самостоятельная работа учащегосяи работа в малых группах на

компьютере в рабочей зоне класса.Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлятьиндивидуальный подход к обучению.

Презентации на уроках вначальной школе

       В последнее время всёчаще звучат слова: «Урок проведён с использованием мультимедийных технологий».Чаще всего это демонстрация слайдов с текстом, схемами, рисунками илифотографиями, так называемые, презентации. Как часто можно их использовать? Накаких этапах урока? Только ли учитель должен их готовить?

       Компьютер становитсяпомощником учителя, помогает сэкономить время на уроке, появляются новые методыи организационные формы обучения, которые повышают эффективность проведенияурока. В начальной школе уроки невозможно представить без наглядных материалов.Особенно на уроках окружающего мира нужно много картинок, схем, иллюстраций.Конечно, все это вешать на доске и менять во время урока неудобно. Поэтомутакие уроки желательно проводить с использованием презентаций. Цель презентации– донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Проведение урокас использованием презентаций требует от учителя дополнительной подготовки, новсе затраты окупаются результатами – эффективностью обучения.

       На уроках большуюпользу приносит использование звуковых и видеовставок. Дети могут увидеть техживотных или те растения, которые распространены в других природных зонах,могут услышать звуки, издаваемые животными или музыкальными инструментами.Использование в презентациях анимационных изображений героев сказок имультфильмов создает обстановку психологического комфорта на уроке. С помощьюэффектов анимации статичная схема становится «живой картинкой», например«Круговорот воды в природе» – в курсе окружающего мира, в задачах на движениепо математике.

          Презентации даютвозможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова наэкране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, такимобразом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит кпрочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активностьучащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развиваетсямышление.

             Использованиепрезентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

– в начале урока с помощьювопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию; с помощьювидеофрагмента или звукового ряда мотивировать учащихся;

– при повторении пройденногоматериала можно быстро проверить знания учащихся;

– на этапе объяснения новогоматериала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковоесопровождение, а также рисунки детей.

– на этапе закрепления можноопределить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не толькозадание, но и ответ.

       Презентации повышаютмотивацию учащихся, усиливают восприятие нового учебного материала. Однако нелюбая презентация способствует повышению качества учебного процесса.Использование презентаций может привести к перенасыщению информации, но непривести к цели урока. А ведь любые средства обучения, используемые учителем,должны быть использованы для достижения цели урока и решения его задач. Крометого, неумело построенная презентация ухудшает восприятие нового материала.Большинство ошибок, которые допускают при создании презентаций – это избытоктекста на слайде, использование мелких объектов, увлечение анимационнымиэффектами без учета содержания слайдов. Все это снижает качество и ценностьпрезентаций. 

       Известны критерииэффективного использования презентации на уроке. Учитель должен их знать иучить этому детей. Выполняя альтернативное домашнее задание, ученик может самсоздать презентацию на 2-3 минуты, тем самым проиллюстрировать свое сообщение,привлекая внимание одноклассников к своему выступлению.

Создание презентаций учитдетей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию поданной теме, учит правильно доносить информацию до слушателей, чувствовать уверенностьв своих знаниях и делать свои выводы.

     Таким образом, слайдовыепрезентации предоставляют новые возможности для творческого развития учеников иучителей, позволяют освободиться от нудного в обучении и разработать новыесредства выражения педагогических идей

Интерактивная доска

        Сейчас уже никто неможет себе представить современный процесс обучения без новых информационныхтехнологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Во многихобразовательных учреждениях нашей страны созданы все условия для нестандартнойподачи материала и проведения уроков, на которые дети идут не из-под палки, а судовольствием и интересом. Ведь главная задача учителя увлечь ребенка, сделатьтак, чтобы он сам хотел получать новые знания, не боялся трудностей, уверенношел к поставленной цели . Когда дети идут на твои уроки с радостью иэнтузиазмом и каждый раз с воодушевлением открывают для себя что-то новое,разве это не достойная награда для учителя? Разве не это является высшим балломоценки его педагогической деятельности?

     Использование вобразовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новоекачество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока,но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досокпросто не существовали. Учителя математики хорошо знают, сколько времениприходится тратить, чтобы начертить мелом на доске обычное геометрическоепостроение, особенно, если это делает не учитель, а ученик (о пыли уже неговорим).

     А с помощью программногообеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, это требуетнескольких секунд: в качестве фона задаем клетчатую поверхность (как втетрадке), затем выбираем нужную фигуру и двумя-тремя прикосновениями маркера кдоске рисуем прямую линию, круг или треугольник. При необходимости, изменяемразмеры фигуры, поворачиваем ее или переносим на другой участок интерактивнойдоски. Если случайно была сделана ошибка, то простым прикосновением маркерастираем неправильную часть и рисуем заново. Ученик также более уверенночувствует себя у интерактивной доски, потому что не боится сделать ошибку привыполнении чертежа. Более того, ему это просто интересно. Вместоскучного мела на доске можно рисовать (чертить) цветнымичернилами. Следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

 

    Для того, чтобыразобраться как лучше составить урок и подобрать задания, нужно тщательноизучить возможности интерактивной доски. Ее легко подключить и использоватьмонитор компьютера для создания разнообразных заданий, но и сама доска можетявляться средством подачи материала. На ней можно чертить, рисовать, строить,выделять, увеличивать и уменьшать фигуры, удалять и снова воспроизводить.Используя заранее заготовленные задания, учитель экономит время и детивыполняют большее количество заданий, (например, таблицы для решения задач илидля устного счета) Также создание математических и логических игр повышаютинтерес ребят.

Примерные задания поматематике в начальной школе с использованием интерактивной доски.

ü    Сгруппируй предметы по форме,цвету, размеру (фигуры выбираются из коллекции которая есть в каждойинтерактивной доске).

ü    Разбей фигуры на группы попризнакам (абсолютно любым). Фигуры дети двигают пальцами или обводятмаркерами, приложенными к доске.

ü    Посчитай площадь фигуры спомощью палетки (палетка быстро достается из коллекции. Предмет математика).

ü    Собери новую фигуру (Этозадание очень нравится малышам. Они сами двигают фигуры и получают забавныекартинки., оно развивает творческие способности и воображение.).

ü    Обведи фигуру (это можносделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской)

ü    Составьте закономерности изфигур.

ü    Удалите или добавьте лишнююфигуру

ü    Докажи, что площадь однойфигуры больше или меньше другой (путем наложения).

ü    Соединение фигуры ссоответствующей формулой площади и периметра (можно соединять разнымиспособами).

Все эти задания создаютусловия для активной мыслительной деятельности детей, развития их творческойсамостоятельности, познавательного интереса к математике, внимания, логическогомышления, фантазии, воображения, смекалки.

Эти задания можноиспользовать на различных этапах урока с различными формами работы. Подробно инаглядно можно увидеть презентации в разработке открытых уроков. Цвет и формагеометрических фигур подбираются случайно. Такие задания позволяют такжепроверить у детей навыки счета, отрабатываются приемы нахождения неизвестныхкомпонентов действий сложения и вычитания. При работе с интерактивной доскойотпадает необходимость в записи примеров и таблиц, что приводит к ощутимойэкономии времени, появляется стремление решить как можно больше примеров, что,естественно, способствует выработке навыков счета. Такая работа учащихсясоздает благоприятную атмосферу обучения и способствует осознанному усвоениюматериала.

      Дети с интересомработают с доской. Их привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов. Дажепервоклассники быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создаетпредпосылки для дальнейшей успешной работы.

      Но стоит помнить, чтопланировать свои уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доскойне более 10-20 минут за урок. Это зависит от класса и возраста. Доска не можетбыть использована как демонстрационный материал в течение всего урока.

  А еще хотим добавить, чтоуроки с использованием доски требуют очень большой подготовки, но видямаксимальную отдачу со стороны детей, вы поймете, что это того стоит. УспеховВам!

     Вершиной в развитиидосок стали электронные интерактивные доски. Такие доски выглядят как обычныемаркерные доски, но все, что пишется на электронной интерактивной доске,мгновенно появляется на персонального компьютера.

      Написанная информацияхранится в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере. Надписии рисунки на электронной интерактивной доске могут оформляться цветнымимаркерами, и при наличии цветного принтера, копии тоже будут цветными.Использование цвета позволяет выделить информацию и значительно увеличитьэффективность ее восприятия.

Основное достоинствоэлектронных интерактивных досок — возможность анимации: просмотра сделанныхрисунков, записи лекции в реальном времени. Электронные интерактивные доски -великолепное средство для мозгового штурма. Все записанные на интерактивнойэлектронной доске в ходе обсуждения идеи надежно хранятся в компьютере и могутбыть последовательно восстановлены.

     Программное обеспечение,поставляемое вместе с электронными интерактивными досками, позволяетзначительно расширить географию аудитории, проводя семинары одновременно внескольких городах страны. Слушатели таких семинаров читать информацию со своихмониторов или проецировать на большой экран для коллективного обсуждения.

     Электроннаяинтерактивная доска — огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркераможно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронныеинтерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классическойпрезентации с возможностями высоких технологий. Мультимедиа-проектор,подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать вмультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрациейинформации из интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков,флэш-памяти или с видеокамеры.

Важным свойством электроннойинтерактивной доски при подготовке урока является возможность размещатьматериал на нескольких страницах. Специализированное ПО, разработанное дляинтерактивных досок, позволяет легко и быстро составить план урока, подобрать иправильно расположить нужный материал. При этом преподаватель можетиспользовать входящие в комплект поставки различные фоны и богатую библиотекуклип-артов. Когда учитель готовит урок, ему не обязательно использоватьинтерактивную доску. Достаточно иметь на ПК то же самое ПО, что и дляинтерактивной доски. Заранее подбираются нужные материалы и размещаются нанескольких (сколько нужно) страницах. Потом, во время урока, вместо того,чтобы, стоя спиной к классу, тратить драгоценное время на стирание одногоматериала с доски и написание другого, учитель одним щелчком переключается наследующую страницу. Это, кроме всего прочего, позволяет учителю постоянноконтролировать ситуацию в классе. Включенные в состав ПО различные спецэффекты(например, Зум, Фонарик, Шторка) позволяют акцентировать внимание учеников нанаиболее существенных фрагментах урока, что также способствует пониманию иусвоению материала. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, анекоторую его часть (например, самостоятельная работа по решению примеров), тоШторкой, можно закрыть с нужной степенью прозрачности часть интерактивнойдоски. Шторку учитель открывает в конце, чтобы ученики могли проверитьправильность своих решений.

   Еще одним важным свойствомэлектронной интерактивной доски является упоминавшаяся выше мультимедийность.На доске можно не только показывать статические изображения, но идемонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.еиспользовать электронную интерактивную доску как экран. Для урока биологииможно подключить к ПК цифровой микроскоп и на полном экране показывать,например, строение клетки. Это намного эффективнее по сравнению сиспользованием школьного ПК, размеры экрана которого обычно не превышают19. Можно также скачивать из Интернета и показывать на большом экранеопыты по физике или химии, воспроизведение которых в школьных условияхневозможно. При всех этих демонстрациях на интерактивной доске можно делатьпометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.

      Материал каждого урокасо всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопироватьего на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачиученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующегоанализа, редактирования и использования. Более того, материалы уроков (лекций)можно использовать для дистанционного обучения, что позволяет привлекать кпроведению занятий самых высококвалифицированных преподавателей и рассылатьпроведенные ими уроки слушателям, находящихся в разных городах и даже странах.

Работа с интерактивной доскойпредусматривает многофункциональное использование материалов:

Разнообразие цветов,доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области ипривлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие идемонстрировать ход размышления (например, работа со схемой «Части растений»).

Возможность делать записипозволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране.Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. На интерактивнойдоске можно организовать лабораторную работу при отсутствии натуральныхобъектов («Свойства воды»).

Аудио- и видео — вложениязначительно усиливают подачу материала: можно захватывать видео-изображения иотображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к немузаписи.

Материал электронно-наглядныхпособий помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства инедостатки, сходства и различия, подписывать рисунки, схемы и многое другое(например, при составлении характеристики природных зон»). Тесты позволяютлегко проверить знания учащихся при составлении схем, сопоставлении объектов.

Тест, схему или рисунок наинтерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть и показать его,когда будет нужно. Инструмент прожектор позволяет сфокусироватьвнимание на определенных участках экрана.

Объекты ЦОР можно вырезать,стирать с экрана, копировать, вставлять, действия — отменять или возвращать.

Страницы можно просматриватьв любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, чтоплохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Соединение с цифровыммикроскопом позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения.

Преимущества работы синтерактивной доской для преподавателей.

     ИД позволяетпреподавателям объяснять новый материал ярко и наглядно, работать в большойаудитории. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записиповерх любых приложений. Позволяет сохранять и распечатывать изображения надоске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этоммного времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала. Позволяет учителямделиться материалами друг с другом и вновь использовать их. Вдохновляетпреподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональныйрост.

Преимущества для учащихся.

    ИД делает занятияинтересными и развивает мотивацию. Предоставляет больше возможностей дляучастия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиесялегче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной,эффективной и динамичной подачи материала. Позволяет использовать различныестили обучения, преподаватели, могут обращаться к всевозможным ресурсам,приспосабливаясь к определенным потребностям. Учащиеся начинают работать болеетворчески и становятся уверенными в себе.

Именно поэтому интерактивныедоски являются эффективным средством для роста познавательного интереса уучащихся и повышения качества образования. Интенсивные процессы внедрениякомпьютеров, ИД в образование и создание информационной среды Интернетпоставили новую задачу эффективного использования компьютерных технологий. Однойиз актуальных задач является создание среды для раскрытия и развитияинтеллектуального и творческого потенциала личности.

ИКТ-компетентность учащихсяначальных классов включает в себя набор определенных знаний и умений,позволяющих свободно использовать компьютерные технологии для поиска,обработки, создания и хранения информации; для критического осмысления,происходящего в различных контекстах дома, в школе, на досуге. Одарённые детииспользуют их как никто другой. Они ищут в Интернете необходимую информацию,участвуют в творческих и интеллектуальных дистанционных конкурсах, участвуют впроектной деятельности, используют навыки работы с ИД и компьютером в созданиисайтов класса, школьной газеты «Фонарик». Динамику ИКТ – компетенций учащихсяможно проследить по данным таблицы: Отмечаем положительную динамику вперечисленных компетенциях. Именно поэтому интерактивные доски являютсяэффективным средством роста познавательного интереса учащихся и повышениякачества образования. Но, прежде всего, следует помнить, что доска — всего лишьинструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерствапреподавателя и качества специализированного программного обеспечения.

        Насыщая учебныепрограммы новым содержанием, варьируя содержание учебных планов, увлекаясьтворческим процессом и использованием различных средств ИКТ, нельзя забывать овозможностях ученика, его физических и психических характеристиках. При всехпреимуществах использование ИКТ и интерактивной доски имеет свои недостатки.Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения сиспользованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которыемогут отрицательно сказываться на здоровье школьников.

     Пути решения проблемы.Работу с ИД необходимо осуществлять в соответствии с требованиями СанПиН«Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам иорганизации работы». Ежегодная проверка компьютеров службами Ростехнадзора иподготовка рекомендаций по улучшению материальной базы компьютерных кабинетов имодернизации компьютеров Учитель, организовывая процесс обучения сиспользованием средств ИКТ, должен работать не по своему усмотрению, а четкопридерживаться рамок единой здоровьесберегающей среды школы:

   Создание системыздоровьесбережения в школе, увязывание всех факторов, влияющих на здоровье, иих изучение, с точки зрения обучения с использованием средств ИКТ, обязательнобудет способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности ифункционального состояния организма на протяжении всех учебных занятий в школеи полной безопасности для жизни и здоровья школьников. Это, безусловно,положительно отразится и на достижении одной из главных целей обучения сиспользованием средств ИКТ — подготовке здоровых членов современного общества,способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих основнымиинформационными технологиями.

3 ключевых направленияприменения интерактивных досок в образовании:

1. Презентации, демонстрацияи моделирование

    Интерактивная доска -ценный инструмент для обучение всего класса. Это — визуальный ресурс, которыйможет помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используяширокий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы,фотографии и др.).

Учителя могут использоватьуправление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материалзахватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяетмоделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменитьмодель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи междуобъектами. Все это делается в режиме реального времени.

2. Повышение активностиучеников на уроке.

    Многие учителя утверждают,что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на которомиспользуется интерактивная доска. Информация становится для них более доступнойи понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятсяболее нацеленными на работу.

3. Увеличение темпа урока.

    Если у вас естьинтерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученикнапишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны — учительможет выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будетиспользовано только на решение поставленных задач.

    Все записи наинтерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты приповторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урокпо болезни.

   Учителя, начавшие работатьс интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, вобъеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что сиспользованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информацииза меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимаютдаже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой дляучителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика илихимия, информатика или окружающий мир.

 

Список литературы:

1.Информатизация общегосреднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Женина Л. В., Маткин А. А.История // Методические рекомендации по использованиюинформационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономическихдисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь:издательство ПРИПИТ, 2004.

3. Концепция модернизациироссийского образования на период до 2010 года http://www.ug.ru/02.31/t45.htm

4. «Новые информационныетехнологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям вобразовании. Москва. 2000.

5. www.nfojournal.ru

6. Горячев А. В. Информатикав играх и задачах // М.: «Баласс», Экспресс,1997.7. Ковалёва А. Г.Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальнойшколе. 2006

7. Новикова Е.В., ГасымовМ.Ф. и др. Умные уроки со SMART: Сборник методических рекомендаций по работе соSMART-устройствами и программами, Москва, Полимедиа, 2007.

8. Воронцов А.Б.Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002. –120с.

9. Е.С.Кутугина,Д.К.Тутубалин Информационные технологии: Учебное пособие. — Томск, 2005.

10. Материалы дистанционногокурса «Методика работы учителя-предметника с интерактивной доской», Центрдистанционного образования «Эйдос», 2008 год.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет