X-PDF

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Поделиться статьей

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ВПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

                                                                                                         Преподаватель                          

КардапольцеваС.Г.

г.Гай, Оренбургская область,

                                          ГАПОУ «ОИК»

 

 

Аннотация.

         Даннаястатья раскрывает особенности использования инновационных педагогических иинформационных технологий в системе преподавания курса основ безопасностижизнедеятельности в образовательных учреждениях. Предполагает познакомитьчитателей с компьютерными телекоммуникационными технологиями, обучению всотрудничестве, методам проектов и разноуровневом обучении на уроках ОБЖ.

Ключевыеслова:

         Личностно-ориентированныетехнологии обучения, обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневоеобучение, компьютерные телекоммуникационные системы, игровые технологии.

         Рольновых технологий в практике обучения следует рассматривать как необходимоеусловие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.Сравнительный анализ подготовки учащихся 50 стран мира по данным Третьегомеждународного исследования (TIMSS) показали, что российские школьники попадаютв промежуточную среднюю группу. По результатам этого исследования были сделанынекоторые рекомендации к реформированию системы обучения. Данное реформированиеразработано и активно внедряется в российских школах в рамках ФГОС новогопоколения. Реформы не обошли стороной и курс «Основ безопасностижизнедеятельности».

Какиеже условия стоят перед современным преподавателем в последовательной реализацииличностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся?

         Преждевсего это условия, обеспечивающие следующие возможности:

·       Вовлечениев активный познавательный процесс;

·       Совместнаяработа в сотрудничестве;

·       Свободногодоступа к необходимой информации;

·       Широкогообщения со сверстниками;

·       Постоянногоиспытания своих интеллектуальных, физических и нравственных возможностей.

         Средиразнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватнымипоставленным целям являются:

-Обучениев сотрудничестве;

-Методпроектов;

-Разноуровневоеобучение;

-Компьютерные телекоммуникационные системы;

-Индивидуальный и дифференцированный подход у обучению, возможности рефлексии.

 

А.Личностно- ориентированные технологии обучения.

I. Обучение в сотрудничестве.

         Обучениев сотрудничестве подразумевает обучение предмету ОБЖ в малых группах. Главнаяидея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять!

Этометод предусматривает совокупность приёмов, объединяющих познавательную иорганизационную деятельность учащихся. Рассмотрим несколько вариантов обученияв сотрудничестве на уроках ОБЖ.

         Вариантпервый— обучение в команде. Вся группа заинтересована в усвоении учебнойинформации и сводится к трём основным принципам:

А)поощрение, похвала. Для этого необходимо выполнить одно задание для всй группы.Группы не соревнуются между собой, т.к. имеют разный уровень заданий и время навыполнение.

Б)индивидуальная ответственность каждого, которая обеспечивает удачи или неудачикаждого члена группы.

В)равные возможности каждого ученика, каждый приносит свои баллы в успех группы.

         Второйвариант – сокращённо именуется «Пила». Учащиеся организуют в группы по 6человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.Модификацией этого метода является метод «Пила-2» (Р.Славин) – команда работаетнад одним и тем же материалом, при этом каждый член группы становится экспертом, проводятся встречи экспертов разных групп.

         Третийвариант обучения в сотрудничестве – «Учимся вместе». Класс разбивается наразнородные (по уровню обученности) группы 3-5 человек, которая получает однозадание из большой темы. В результате совместной работы отдельных группдостигается усвоение всего нового материала.

         Чемже отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах пометодике сотрудничества?

1)   Взаимозависимостьчленов группы;

2)   Личнаяответственность каждого за каждого;

3)   Совместнаядеятельность;

4)   Социализациядетальности учащихся в группах;

5)   Общаяоценка работы в группе.

         Цели:единый результат всей групп ( в виде оценок в описательной или бальной форме суказанием данных каждого ученика).

         Итак, формула успеха современного ученика обучающегося в сотрудничестве:

Уметь видеть ирешать проблемы.

Умениесамостоятельно учиться и работать с информацией.

Способность иметьсамостоятельную точку зрения.

Умение применятьполученные знания для решения жизненных проблем

Культура общения.

II. Метод проектов.

         Вкурсе ОБЖ можно чаще использовать проектно- исследовательскую форму учебнойдеятельности. Проект может выполняться как в группах, так и индивидуально ипредполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессекоторой ребята ищут способ решения некоторой комплексной межпредметноймногоуровневой задачи. Для этого большую часть необходимой информации школьникисобирают и анализируют сами, используя литературу, CD-энциклопедии, а такжеинформационные ресурсы Интернета. Телекоммуникации способствуют учащимсясамостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события,осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец,понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиямии объективно оценить результаты.

         Учительстановится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаютсяне по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту.

         Сутьметода проектов состоит в стимулировании интереса учащихся к определённымпроблемам , предполагающим владение некоторой суммой знаний.

         Основныетребования к методу проектов:

1)   Наличиезначимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированногознания.

2)   Практическая,теоретическая и познавательная значимость результатов.

3)   Самостоятельнаядеятельность учащихся.

4)   Структурированиесодержательной части проекта.

5)   Использованиеисследовательских методов ( определение проблемы, выдвижение гипотезы,обсуждение методов исследования, обсуждение способов оформления конечныхрезультатов, сбор и систематизация полученных данных, подведение итогов,оформление результатов, выводы)

 Типологияпроектов:

·       Исследовательские

·       Творческие

·       Ролевые,игровые

·       Ознакомительно-ориентировочные(информационные)

·       Практико– ориентированные

·       Монопроекты

·       Межпредметные

         Главноестратегическое значение проектной деятельности учащихся – это развивающееобучение. Которое формирует критическое и творческое мышление как приоритетныенаправления развития человека.

III.Разноуровневое обучение

         Разноуровневымобучение считается дифференцированной обучение, в процессе которого учитываютсяиндивидуальные различия учащихся.

Дифференциацияв группах на уроках ОБЖ может проходить по следующим принципам:

·       Пообщим способностям;

·       Почастным способностям;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

·       Попроектируемой профессии и др.

         Обучениев таких классах должно строиться по специальным программам.          Оцениваниерезультатов разноуровневых групп должно ориентироваться не столько на достигнутыерезультаты, сколько на усилия каждого ученика, создавая при этом благоприятныеусловия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями ивозможностями.

Б. Компьютерные технологии

         Информатизация(компьютеризация) учебного процесса является одной из приоритетных задачсовременного российского образования. Использование ИКТ требует развитияметодов и организационных форм обучения. Ученик может оперировать большимколичеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможностьавтоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, бытьсамостоятельным в учебных действиях и т.д. Учитель освобождается от рутинныхопераций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикойобучения и развития учащихся.

         Сегодняпоявляются  обучающие программы. Например, в учебно-методическом пособии дляучителей при обучении правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайныхситуаций предлагаются следующие компьютерные программы:

-Программаавтоматизированных расчетов задач по ГО «Арго»;

-Комплекснаяоценка обстановки при ЧС (две части);

-Программапрогнозирования масштабов поражения АХОВ при авариях на опасных химическихобъектах и транспорте;

-Войскаспецназа

-Правиладорожного движения.

-Правиламедицинской помощи.

-Атомна службе человеку;

-УрокиОБЖ в формате презентаций PowerPoint

         Главнымизадачами для преподавателя должны стать следующие:

-созданиеусловий для активного усвоения знаний и способов деятельности всеми участникамиобразовательного процесса;

-обеспечениеконтроля;

-расширениеинформационного пространства по обучению ОБЖ, обучение пользованиюинформационными ресурсами;

-обеспечениеинтегрированного подхода в преподавании ОБЖ

Компьютерныетехнологии можно использовать на всех типах уроков при:

-полученииновых знаний и формировании умений;

-практическомприменении знаний, умений;

-обобщениии систематизации изученного;

-контролеи коррекции знаний, умений.

Планируяурок с применением компьютерных технологий, учитель соблюдает дидактическиетребования, в соответствии с которыми:

-четкоопределяет педагогическую цель применения компьютерных технологий в учебномпроцессе;

-уточняет,где и когда он использует компьютерные технологии на уроке в контексте логики раскрытияучебного материала;

-согласовываетвыбранное средство компьютерной технологии сдругими техническими средствамиобучения;

-учитываетспецифику учебного материала и особенности класса (компьютерную грамотностьучащихся);

-анализируети обсуждает с классом принципиальные вопросы изучаемого материала.

         Компьютерныетехнологии сегодня используются  на нестандартных уроках: деловые игры,пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, КВН, конкурсы, аукционы,диалоги.

         Рольпреподавателя на уроках с использованием компьютеров

         Припроведении урока с применением компьютерных технологий меняется роль педагога.Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместноготворчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся организационныхформ учебной работы, что ведет к переходу от объяснительно-иллюстративногометода обучения к самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся,увеличению объема практических и творческих работ поискового иисследовательского

характера.

         Сегоднякомпьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективностиобучения, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественноновому содержанию обучения и развития ребенка и ведет к изменению деятельностии учителя, и ученика.

В.Игровые технологии

         Игровыетехнологии на уроках ОБЖ, как один из факторов повышения активизации иинтенсификации деятельности учащихся. Теоретическая интерпретация. Игру какметод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали сдревности. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существеннымпризнаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ейпедагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явномвиде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 «Игра- пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальныхустановок»

Игра- свобода личности в воображении, иллюзорная нереализуемых интересов»

         Помнению Й. Хейзинга, в человеческой практике игровая деятельность выполняеттакие функции:

-развлекательную (это основная функция игры: развлечь, доставить удовольствие,воодушевить, пробудить интерес);

-коммуникативную (освоение диалектики общения);

-самореализации в игре;

— игротерапевтическую(преодоление различных трудностей, возникающих в других видахжизнедеятельности);

-диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание впроцессе игры);

-социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение нормчеловеческого общежития).

         ПоС.А. Шмакову, большинству игр присущи четыре главные черты:

-свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка;

-творческая, в значительной мере импровизационная;

-очень активный характер этой деятельности;

-наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую ивременную последовательность её развития.

Вструктуру игры как деятельности, органично входит:

-целеполагание;

-планирование;

-реализация цели;

— анализрезультатов.

Вструктуру игры как процесса, входят:

а)роли, взятые на себя участниками;

б)игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в)игровое употребление предметов;

г)реальные отношения предметов;

д)сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

         Местои роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученияво многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогическихигр.

         Дидактические:расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН впрактической деятельности, формирование определенных умений и навыков,необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков,развитие трудовых навыков.

         Воспитывающие:воспитание самостоятельности и воли, формирование определенных подходов,позиций, мировоззренческих установок. Воспитание общительности икоммуникативности.

         Развивающие:развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять,находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии,умение находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

         Социализирующие:приобщение к нормам и ценностям общества. Адаптация к условиям среды.

         Игра- это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известныепедагоги.

                   Каксоздается игра, какова ее структура?

         Несмотряна важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять,что методическое содержание – это скрытая часть «айсберга», которая должнаволновать учителя до начала игры. Как только игра началась, главное — этоигровое действо. На это указывал Л.С. Выгодский, говоря, что ребенок «играет,не сознавая мотивов игровой деятельности», и эта особенность «существенноотличает игру от труда и других видов деятельности».

         а)Начало игры: на этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правилигры. Они поясняются в игре для первых же участников. И тогда учителю нужно остановитьигру и кратко объяснить, что нарушено и как нужно правильно участвовать в

игре.Важно, чтобы игра набрала обороты. И это «в руках» организатора: кому-топодсказать, кого-то подогнать восклицаниями «ускоряем темп!», «Долгая пауза!» …

         б)Развитие игрового действа (кульминация): на этой стадии максимально проявляетсяазарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей (еслитаковые есть). Организатору важно следить за выполнением правил и иногда«добавить поленья в горящий костер», то есть подбодрить проигравшего, заметитьчто-нибудь интересное в его участии, напомнить, что в игре итог может бытьсовершенно неожиданным; кроме того, можно поздравить болельщиков или зрителей ит.д. Если в начале нарушение должно быть четко отмечено, участники получаютштрафные очки или выходят из игры.

         в)Заключительный этап игры: учителю необходимо почувствовать, когда спадаетнапряжение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремяпоставить точку, чтобы не только не пропало созданное игрой приподнятоенастроение, но и не раз фокусировалось направленное на изучаемый материалвнимание.

         Таким образом,анализируя различные исследования в области педагогики и методики преподаваниякурса ОБЖ , многолетний опыт использования данных методов и методик на практике. можно сделать вывод, что современный федеральный государственный стандартобразования создаёт все условия для совместной деятельности учителя и ученика,которые направлены на реализацию практических навыков в повседневной жизни,воспитании конкурентоспособной личности, свободно ориентирующейся исоциализирующейся  в информационном пространстве и социуме.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет