X-PDF

Использование интегративных заданий на уроках химии для развития функциональной грамотности школьников.

Поделиться статьей

Использование интегративных  заданий на уроках химии  дляразвития функциональной грамотности школьников.

 

Образование – один из главных институтов социализации личности. Главнаяцель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способнойк дальнейшему саморазвитию. Целью обучения химии является целостноеформирование системы химических знаний  и естественнонаучного представления обокружающем мире, развитие функционально грамотной  и творческой личности.

     Термин «функциональная грамотность»был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальнаяграмотность». Формирование функциональной грамотности – сложный,многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишьумело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательныепедагогические технологии. Функциональнаяграмотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека квыполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

     Обучение учащихся процессу самостоятельнойдобычи, анализа, структурирования и эффективного использования информации длямаксимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, выступаетведущим направлением процесса модернизации системы образования ряда государствЕвропы и Азии, в частности Республики Казахстан. 

     В этих условиях роль предметов, вчастности  химии,  биологии, имеющих множество «пограничных» с другимидисциплинами областей исследования возрастает в старших классах школ иобеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важныхдля людей задач и проблем (защита окружающей среды, здравоохранение,агроэкология и другие). Ядром данного процесса выступает функциональнаяграмотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартныежизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладныхзнаний.

Естественнонаучная грамотность –способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делатьобоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и техизменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Функциональная грамотность как результатобучения формируется посредством каждого школьного  предмета. Инструментариемразвития функциональной грамотности школьников, а также проверки еесформированности  являются задания творческого характера  и интегративныезадания.

     Интегративное задание – разновидностьучебных задач, которые могут применяться на различных уроках. Их особенностьзаключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин,тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, однойпроблемы, ради познания одного объекта или предмета. Как правило, интегративныезадания разрабатываются как межпредметные, межцикловые или связывающие теорию иличный опыт учащихся.

Так при изучении темы «Сера и еесоединения» в 9 классе  можно учащимся предложить следующее задание.

·        Раскройтедвойственную биологическую роль серы в организме.

·        Перечислитеосновные источники оксида серы(IV)как загрязнителя атмосферы и способы егоулавливания.

hello_html_m197be2bd.png

1. Внесите в рисунок недостающиеэлементы.

Анализируярисунок, ответьте на следующие вопросы:

А)Как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихсяс участием SO2), выпавших на почву?

В)Каким образом могут быть устранены изменения, происшедшие в водоеме поддействием попавшего туда SO2

2.Вы директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами-экологамиобнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установленапричина: большие выбросы SO2 вашимпредприятием.

Что вы предпримете?

– Закроете предприятие

 Усовершенствуетеочистные сооружения

 Займетесьочисткой воды в озере.

 

8 класс тема «Растворы»

Задача 1. В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семенаогурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещаютв раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посеваотбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработкараствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет сих поверхности возбудителей заболеваний.

Задание: Приготовьте 80 г такого раствора.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.03%
НЕТ
40.97%
Проголосовало: 1108

Задача 2. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаяхиспользуют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическимраствором.

Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочноприготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бытакой раствор? (Ответ: Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.)

Задача 3. Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор иода, которыйиспользуют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического иода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?

Вопросы:

1.Какую формулу имеет кристаллический иод?

2.Что значит «приготовить раствор»?

3.Сделайте по условию задачи необходимые расчеты для приготовленияраствора.

 

 11 класс тема «Углеводы».

Задача 1.У дельфина слёзы сладкие,  потому что  в слезе дельфина содержатсясахара – галактоза и фруктоза. Углеводно-белковые, напоминающие белок куриногояйца, слёзы служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрееплавать.

Вопросы:

1.Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придаёт дельфиньимслезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: 40,0%(С),6,6%(Н), 53,4%(О).

2. Сравните (в табличной форме) физические свойства глюкозы и фруктозы.

Задача 2. На гидролизном заводе за сутки из древесных опилок получено 50 т. 96%этилового спирта. Вычислите объем выделившегося углекислого газа в атмосферу. Кчему может привести повышенное содержание углекислого газа в атмосфере?

 

Аминокислоты.

Задача 1.Одной из причин долголетия японцев является широкоеупотребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными.В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимыхвитаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витаминыявляются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержанияздоровья человека и продления его жизни.

Задание.

1.Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты– триптофана С11Н12О2N2. (Ответ. 204.)

2.Приготовьте сообщение о незаменимых аминокислотах.

Интегративныезадания  способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущностьзадач, учащиеся еще раз убедятся, насколько тесна связь между знаниями по химиии повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в техили иных веществах. Помимо образовательных моментов учащиеся поймут, что знаниясвойств веществ важно для сохранения здоровья и, что трудно переоценить рольхимических реакций в повседневной жизни человека.  Интегративные  задания способствуют  развитию умений самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснятьпроисходящие явления.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.03%
НЕТ
40.97%
Проголосовало: 1108

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет