Использование интегративных заданий на уроках химии дляразвития функциональной грамотности школьников.
Образование – один из главных институтов социализации личности. Главнаяцель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способнойк дальнейшему саморазвитию. Целью обучения химии является целостноеформирование системы химических знаний и естественнонаучного представления обокружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности.
Термин «функциональная грамотность»был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальнаяграмотность». Формирование функциональной грамотности – сложный,многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишьумело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательныепедагогические технологии. Функциональнаяграмотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека квыполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Обучение учащихся процессу самостоятельнойдобычи, анализа, структурирования и эффективного использования информации длямаксимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, выступаетведущим направлением процесса модернизации системы образования ряда государствЕвропы и Азии, в частности Республики Казахстан.
В этих условиях роль предметов, вчастности химии, биологии, имеющих множество «пограничных» с другимидисциплинами областей исследования возрастает в старших классах школ иобеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важныхдля людей задач и проблем (защита окружающей среды, здравоохранение,агроэкология и другие). Ядром данного процесса выступает функциональнаяграмотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартныежизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладныхзнаний.
Естественнонаучная грамотность –способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делатьобоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и техизменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Функциональная грамотность как результатобучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментариемразвития функциональной грамотности школьников, а также проверки еесформированности являются задания творческого характера и интегративныезадания.
Интегративное задание – разновидностьучебных задач, которые могут применяться на различных уроках. Их особенностьзаключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин,тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, однойпроблемы, ради познания одного объекта или предмета. Как правило, интегративныезадания разрабатываются как межпредметные, межцикловые или связывающие теорию иличный опыт учащихся.
Так при изучении темы «Сера и еесоединения» в 9 классе можно учащимся предложить следующее задание.
· Раскройтедвойственную биологическую роль серы в организме.
· Перечислитеосновные источники оксида серы(IV)как загрязнителя атмосферы и способы егоулавливания.
1. Внесите в рисунок недостающиеэлементы.
Анализируярисунок, ответьте на следующие вопросы:
А)Как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихсяс участием SO2), выпавших на почву?
В)Каким образом могут быть устранены изменения, происшедшие в водоеме поддействием попавшего туда SO2
2.Вы директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами-экологамиобнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установленапричина: большие выбросы SO2 вашимпредприятием.
Что вы предпримете?
– Закроете предприятие
– Усовершенствуетеочистные сооружения
– Займетесьочисткой воды в озере.
8 класс тема «Растворы»
Задача 1. В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семенаогурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещаютв раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посеваотбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработкараствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет сих поверхности возбудителей заболеваний.
Задание: Приготовьте 80 г такого раствора.
Задача 2. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаяхиспользуют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическимраствором.
Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочноприготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бытакой раствор? (Ответ: Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.)
Задача 3. Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор иода, которыйиспользуют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического иода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?
Вопросы:
1.Какую формулу имеет кристаллический иод?
2.Что значит «приготовить раствор»?
3.Сделайте по условию задачи необходимые расчеты для приготовленияраствора.
11 класс тема «Углеводы».
Задача 1.У дельфина слёзы сладкие, потому что в слезе дельфина содержатсясахара – галактоза и фруктоза. Углеводно-белковые, напоминающие белок куриногояйца, слёзы служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрееплавать.
Вопросы:
1.Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придаёт дельфиньимслезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: 40,0%(С),6,6%(Н), 53,4%(О).
2. Сравните (в табличной форме) физические свойства глюкозы и фруктозы.
Задача 2. На гидролизном заводе за сутки из древесных опилок получено 50 т. 96%этилового спирта. Вычислите объем выделившегося углекислого газа в атмосферу. Кчему может привести повышенное содержание углекислого газа в атмосфере?
Аминокислоты.
Задача 1.Одной из причин долголетия японцев является широкоеупотребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными.В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимыхвитаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витаминыявляются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержанияздоровья человека и продления его жизни.
Задание.
1.Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты– триптофана С11Н12О2N2. (Ответ. 204.)
2.Приготовьте сообщение о незаменимых аминокислотах.
Интегративныезадания способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущностьзадач, учащиеся еще раз убедятся, насколько тесна связь между знаниями по химиии повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в техили иных веществах. Помимо образовательных моментов учащиеся поймут, что знаниясвойств веществ важно для сохранения здоровья и, что трудно переоценить рольхимических реакций в повседневной жизни человека. Интегративные задания способствуют развитию умений самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснятьпроисходящие явления.