МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38
ГОРОД ТЮМЕНЬ
Использование интерактивныхметодов и приемов для формирования читательской грамотности на уроках истории иобществознания в 5-х классов.
Филинова О.В.,
учитель истории иобществознания
высшей квалификационнойкатегории
Оглавление
Пояснительная записка
Основное содержание
Понятие читательской грамотности
Формы и методы работы с текстом.
1.1. Прием «Кластер»
1.2. Прием «Пометки на полях» или «Инсерт».
1.3. Стратегия ЗХУ.
1.4. Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
1.5. Прием «Три предложения»
1.6. Прием «Фишбоун»
1.7. «Час редактора»
1.8. «Тонкие» и «толстые» вопросы
Заключение
Список использованнойлитературы
Пояснительная записка
Актуальность проблемы. Проблема формирования уобучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотностисегодня становится как никогда актуальной в связи с введением итоговогосочинения как условия допуска к государственной итоговой аттестации. Именно«читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественноготекста итогового сочинения. В условиях введения Федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования актуальность проблемынизкой читательской грамотности обучающихся также нельзя недооценивать. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависитформирование основ их читательской компетенции. Данная проблема должнарешаться не только учителями русского языка и литературы, но и учителями другихпредметов.
Цель работы: изучить ивыделить основные приемы, направленные на формирование читательской грамотностиучащихся 5-х классов.
Задачи:
— изучить ипроанализировать литературу по данной теме;
— выделить основныеприемы, используемые на уроке;
— применить в практикеинтерактивные приемы и методы;
— сделать выводы поданной теме.
Основноесодержание
Понятиечитательской грамотности
Как педагог, ястолкнулась с такой проблемой, что многие учащиеся не умеют работать синформацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать,прогнозировать;
анализироватьсамостоятельно описанную ситуацию;
— необладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковыхсистемах (текст, схема, таблица, диаграмма);
— неспособны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских,научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
Приработе с текстовым материалом у учащихся формируется комплекс умений, связанныхс анализом и пониманием текстов – «компетентность чтения».
Перед современным учителем вусловиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использоватьсистемно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализациядеятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить своюдеятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимсясамостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новыезнания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И,безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что яхочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
• Читательскаяграмотность — способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, киспользованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний ивозможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техникачтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,использование прочитанного для различных целей.
Развитие читательской грамотностисвязано в целом с развитием коммуникативной компетенции обучающихся, являющейсяметапредметной. Поэтому не только на уроках русского языка возможноорганизовать подобную работу, так как содержание предлагаемого обучающимсяматериала направлено на формирование способов чтения с пониманием любого текста. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила неслучайный, а системный характер. Обучающимся должен быть понятен тот результат,к которому они стремятся на пути овладения читательской компетентностью. Работа с уровневыми заданиями в рамках преподавания любого предмета включаетработу с заданиями трех уровней сложности.
Формыи методы работы с текстом
Основные формы и методы работыс текстом, позволяющие развивать «компетентность чтения»:
-выделение в тексте главных положений и смыслов;
-составление вопросов к тексту и ответы на них;
-комментированное чтение текста;
-аналитическое чтение текста;
-разбивка текста на смысловые части;
-составление различных видов планов;
-составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;
-подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;
-составление логической схемы, кластера на основе ключевых извлечений из текста;
-преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическуютаблицу, диаграмму;
Основныеметодические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методовобучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact».«Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Интерактивный – означаетспособность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо(человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение– это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляетсявзаимодействие преподавателя и обучающегося.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
– пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
– совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включениев единое творческое пространство;
– согласованностьв выборе средств и методов реализации решения задачи;
– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучныхчувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Сутьинтерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован такимобразом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесспознания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, чтоони знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания,освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особыйиндивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, чтопозволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательнуюдеятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокийуровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия,эмоциональное, духовное единение участников.
В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне– и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражениесуть интерактивного обучения.
Прииспользовании интерактивных методов обучаемый становится полноправнымучастником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебногопознания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых ксамостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий,в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активностьпедагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становитсясоздание условий для их инициативы.
Педагоготказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебнуюинформацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источниковинформации.
Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении.
Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знаниеразличных методик группового взаимодействия.
Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие,взаимообогащение.
Интерактивные методы не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшемуусвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения,отношения, навыки поведения.
Прииспользовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаётбыть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общейорганизацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы илитемы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядоквыполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту –собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникациюдруг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты,находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдаетсяповышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти,более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойстваличности, как – устойчивость внимания, умение его распределять;наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельностьпартнера, видеть его мотивы, цели.
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
- пробуждают у обучающихся интерес;
- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
- обращаются к чувствам каждого обучающегося;
- способствуют эффективному усвоению учебного материала;
- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
- формируют у обучающихся мнения и отношения;
- формируют жизненные навыки;
- способствуют изменению поведения.
На уроках мыработаем с текстами разного вида. Учебными текстами могут быть: историческиедокументы и авторский текст (например, учебник). Как своеобразный текст,несущий в себе определенную историческую информацию и субъективное прочтениеавтором этой информации, можно расценивать и иллюстрации. Текст должен бытьмаксимально воспринят и осознан учащимся. Сделать это можно при помощи использования интерактивных методов и приемов
1.1. Прием «Кластер»
Описание алгоритма действий: 1. Прочитать текст и выделить в нем большие ималые смысловые единицы. 2. После обсуждения и уточнения формулировок смысловыхблоков в прямоугольных рамках записать принятые названия. 3. Вокруг каждойрамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующиесмысловым блокам. 4. Попытаться установить связи между отдельными блоками и«веточками» кластера и соединить их стрелками. 5. После обсуждения дополнитькластеры новыми «веточками»
1.2. Прием «Пометки на полях» или «Инсерт»
Описание: прием для оптимизациипроработки текста с использованием знаковой системы.
Время выполнения взависимости от объема предложенного текста. Учитель предлагает проработатьтекст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковуюсистему.
Учащиеся внимательнознакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
– Знаком“галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Онранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности еене имеет значения.
– Знаком “плюс”(+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только втом случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
– Знаком “минус”(– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, очем он думал иначе.
– Знаком “вопрос”(?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительныхсведений, вызывает желание узнать подробнее.
1.3. Стратегия ЗХУ
Эта стратегияиспользуется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Часто стратегия“ЗХУ” применяется с использованием одноименной таблицы:
“З” Знаем |
“Х” Хотим узнать |
“У” Узнали |
|
|
|
1.4. Прием «Корзина» идей, понятий, имен.
Это приеморганизации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадииурока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и
знаний, онпозволяет выяснить все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой темеурока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будетсобрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обменинформацией проводится по следующей процедуре:
1. Задаетсяпрямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной
2. Сначала каждыйученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или инойпроблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2минуты).
3. Затемпроисходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг сдругом известным знанием (групповая работа). Время на
обсуждение неболее 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например,ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, поповоду чего возникли разногласия.
4. Далее каждаягруппа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, неповторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведениякратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (безкомментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать»факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения,проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибкиисправляются далее, по мере освоения новой информации.
1.5.Прием «Три предложения»
Описание: в основе – логическая операция повыделению главного. Условный компонент, делающий изучение нового материалазанимательным, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трехпростых предложениях. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это можетбыть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, приэтом точно передается содержание. Прием позволяет развивать очень важное умение– выделять главное.
1.6. Прием «Фишбоун»
«Фишбоун» — (рыбный скелет): голова- вопрос темы, верхние косточки -основные понятия темы, нижниекосточки — суть понятии, хвост –ответ на вопрос. Записи должныбыть краткими, представлять собой ключевыеслова или фразы, отражающие суть.
1.7. «Час редактора»
А. Группы получают исторический текстпо изучаемому материалу, в котором пропущены некоторые слова. Необходимовставить пропущенные слова, имена, даты…
Б. Задание может быть усложнено тем,что в одном тексте дается перепутанная информация, связанная с разнымисобытиями. Необходимо разделить данный текст на две статьи, дополнитьнедостающей информацией, чтобы получился логичный текст, наиболее полноотражающий те или иные исторические события.
В. Учащиеся, работающие в группах,должны найти исторические неточности в тексте и исправить все ошибки в тексте.
1.8. «Тонкие» и «толстые»вопросы
Учащимся предлагается сформулироватьвопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записываетна доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробоватьна них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей влевую колонку записываются «тонкие» вопросы, требующие простого односложногоответа. В правой колонке записываются «толстые» вопросы, требующие подробного,развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить,но хотели бы найти на них ответы.
После того, как прозвучат ответы наданные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст. найти подтверждениясвоим предположениям и ответы на вопросы.
На стадии осмысления содержания приемслужит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии –для демонстрации понимания пройденного.
На стадии рефлексии дается заданиесоставить еще 3-4 вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами впарах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать классу.
В заключении хотелось бы отметить, что применениев практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обученияспособствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, а следовательно,повышается результативность урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаютсяв активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыковоригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Главное,использование интерактивного метода помогает подготовить личность, способнуюсамостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать и принимать решения, что,несомненно, будет актуально в дальнейшей жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.,Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:от действия к мысли. — М.: Просвещение, 2011.
2. Короткова М. В.“Обучающиетехнологии в познавательной деятельности школьников” М., 2003г.
3. Короткова М.В. Методика проведенияигр и дискуссий на уроках истории. М., 2003г.
4. Селевко Г.К. Современныеобразовательные технологии. М., 1998г.
5. Суворова Н. Интерактивноеобучение: новые подходы. Учитель-2000, №1
6. Интернет. Сеть творческих учителей.
7. http://pedsovet.su/load 16Российский образовательный форум.
8. http://festival.1september.ru/articles/621040/
9. http://www.lyceum2.ru/archiv/metod/master/2013/s10.pdf
Приложение 1
Почему греки покидали родину?
1. Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеетпахать землю. Но что толку! Мой маленький участок земли находится высоко вгорах, ведь земли в долине захватила знать. А в горах почва каменистая. Скольконе работай, а урожай маленький. Часто приходится голодать. Может, на чужбинемне посчастливиться найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно.
— А с тобой что произошло? Что-то вид у тебя неважный.
2. Я, бедняк. В своём городе я участвовал в восстании противзнати. Но силы были неравные, знать одолела простой народ. Чтобы спасти своюжизнь мне пришлось спасаться бегством, покинуть свой дом и искать лучшую долюна чужбине.
— А ты кто такой? Не похоже, чтобы голод и долги гнали тебя издома.
3. А я — торговец. У меня много разного товара: расписные вазы,виноградное вино, оливковое масло. Мне рассказали, что в заморских странах ихохотно меняют на пшеницу, мёд, шкуры животных. Я поплыву с вами. Морскаяторговля полна опасностей, но, может она обогатит меня.
— Кто ты? По твоему виду и одежде — ты принадлежишь к знати. Чтозаставляет тебя покинуть Родину?
4. Вы не ошиблись. Я происхожу из знатного и богатого рода. Я былправителем в своём городе. Но теперь вынужден бежать, бросить дом полныйбогатства. Преданный слуга сообщил мне, что в нашем городе вспыхнуло восстаниедемоса, многие знатные люди были убиты. Эта страшная весть застала меняврасплох, но мне удалось спастись. Как сказал поэт: «Я на корабль беглецапышный мой дом променял».
Приложение 2
Зарождение демократии в Афинах
Солонпринадлежал к знатному роду Метондитов, из которого вышли афинские цари. Этогосударственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со среднимдостатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно, непренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных уСалона, главным было — любознательность. Он был не только видным политическимдеятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: “Стар становлюсь, новсегда многому всюду учусь”. Кроме того, он был убежден, что честное имя дорожеденег, и так писал в одном стихотворении: “Так же стремлюсь я богатство иметь,но владеть им нечестно. Я не хочу: наконец. Правда ведь все же придет”.
Особеннопрославился Солон во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за островСаламин. В начале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположилсявоенный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблей в афинскую гавань, ноаристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскореезабыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.
ТогдаСолон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, вкотором много раз повторялось запрещенное название острова. Впоследствии Солонсам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.
1)Причины восстания Демоса против знати.
-Всевластие знати неравенство между бедными и богатыми привело к восстаниюдемоса.
2)Отмена долгового рабства
-Солон велел выкинуть с полей долговые камни и отменил долги.
— Отныне по закону Солона человек, сделавший новый долг, отвечал за его выплатутолько своим имуществом.
— Солон распорядился отпустить на волю всех должников, и тех выкупить, ктопродан был за море.
3)Перемены в управлении Афинами.
-Солон многое сделал, чтобы знать преимуществ по управлению государством.
— Отныне архонтом мог стать не только знатный человек, достаточно было обладатьбогатством.
-Для решения важнейших государственных дел стали созывать народное собрание, вкотором участвовали все свободные афиняне (они назывались граждане)
-Солон отменил самые жестокие из законов Драконта и учредил выборный суд(впервые в истории судьи должны были выбираться по жребию из числа всех гражданнезависимо от их знатности.
Приложение№3
ВVIII–VII веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавоккузнецов, горшечников, сапожников, город превратился в крупнейшийцентр ремесла и торговли. Однако район гончарных мастерских, Керамик,не вызывал восторг. В нем были узкие улочки, глухие стены домов с запертымикалитками. Горожане выливали помои и выбрасывали отбросы прямо наулицу. Вечерами из-за грязи по Керамику нельзя было ходить, не освещаядорогу смоляным факелом. Тем не менее, Керамик был известен далекоза пределами Эллады: в однообразных домах жили и трудились искусныегончары и живописцы, создавшие великолепные расписные вазы. Вазыукрашали чернофигурным и краснофигурным рисунком. По красноватойглине художник наносил фигуры черным лаком, и наоборот, где был рисунок,не наносил лак, сохраняя красноватый цвет, а покрывал остальную частьвазы. Расписные вазы были дорогие, но изготавливали и более дешевуюпосуду: сосуды с двумя ручками для вена и масла, кувшины для воды,чаши.
Афинянежили насыщенной общественной жизнью, поэтому большую часть времениони проводили вне дома, переходя туда лишь ко сну. Дом делился на женскуюи мужскую половину. Центральным помещением мужской и женской половиныбыл зал, где устраивали пиры.
Агора– главная площадь Афин. По утрам, в рыночные часы, здесь было многолюднои шумно. Торговцы стоя зазывали покупателей. В одном месте рынка покупалисыр, в другом овощи, в третьем нанимали повара для званого обеда. Особоеместо было отведено для торговли рабами. На торговую площадь шли толькомужчины, женщины редко совершали покупки. Толкотня и давка бывалистоль велики, что богатый грек приходил в сопровождении рабов, слуг.Слуги за щекой держали деньги (монеты, драхмы), потому что тогда еще небыло кошельков, и расчищали для господина путь. За порядком следилисмотрители рынка, их выбирали по жребию. Окончив дела, отправив слугс покупками домой, афиняне проводили время с друзьями; обсуждали последниеновости, болтали о всякой всячине. Местами встреч были спасавшие отпалящих солнечных лучей портики храмов, представлявшие собой тенистыепроходы под крышей, поддерживаемой колоннами.
В другойчасти Агоры в прямоугольном здании почти ежедневно собирался совет пятисот,который избирался по жребию из числа афинских граждан. Они следили запополнением казны, строительством военных кораблей и храмов.
Повсюдув Афинах был виден Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами.Его вершину украшала бронзовая статуя Афины. Моряки, подплывавшие кПирею, могли заметить, как блестят на солнце её позолоченный шлем и наконечниккопья.
Лишь однадорога вела на Акрополь. В дни празднеств по ней поднималась наряднаятолпа афинян. По пути они любовались стоявшим справа небольшим храмомбогини победы Ники. На вершине Акрополя перед ними открывался вид нахрам богини Афины – Парфенон. Это самое прекрасное творение греческихстроителей. Храм сооружен из мрамора, окружен со всех сторон колонами.
Внутринаходилась статуя Афины – творение Фидия. В основном статуя былавыполнена из дерева; одежда, щит и шлем были сделаны из золота; лицо,шея, руки покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческоготела.
