Широкоеиспользование информационно-коммуникационных технологий в преподаваниииностранных языков.
Доклад подготовила
Ю.Н.Подзывалова,
учительангл. и нем. языков
МБОУ«Сакская гимназия № 1»
городаСаки Республики Крым
2019г.
Использование ИТК в преподаваниииностранных языков
В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развитияинформатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрениемсовременных информационных технологий в различные сферы человеческойдеятельности. Тенденции развития современного общества, его ярко выраженнаяинформатизация объясняют необходимость все более широкого использованияинформационных технологий в сфере образования.
Информационная компетенция является одной из ключевых/трансверсальныхкомпетенций, оговоренных в модернизированном куррикулуме. Актуальные задачи современного академического образования могут бытьобобщены следующим образом: научитьучиться, научить делать, научить интегрироваться, научить стать личностью. Достижение этих комплексных целей обеспечиваетпредпосылки для подготовки молодого поколения к работе в условиях мировойрыночной экономики, и дает возможность ответить на вопрос ≪Что ты умеешь делать?≫ и ≪Насколько хорошо ты умеешь это делать?≫
Интернет — Средство коммуникации
— Виртуальный урок
— Информационное средство
— Возможность для знакомства
— Всеобщее рабочее пространство
— Инструмент для обучения
Интернет, как один из факторов глобализации,представляет собой информационное отражение состояния, в котором находитсясовременное общество. В настоящее время ученику доступны компьютерные учебники,он-лайн методики изучения иностранных языков, безграничные возможности дляобщения со своими сверстниками (письменно и устно) на иностранном языке, атакже и развлекательные компьютерные игры. Интернет
позволяет учащимся контактировать на автохтонном иностранномязыке,расширяет рамки классного обучения, дает возможность заниматьсямногочисленными видами деятельности.
Роль интернета в образовательной системе представлена следующей схемой:
Не секрет, что ученики владеют информационными компетенциями намногосовершеннее, чем зачастую преподаватели, а последние должны направлять этикомпетенции для интеллектуального развития учащихся.
Компьютер должен обеспечить прогресс вобразовании школьника, должен научить его учиться.
Изучение иностранных языков с помощьюкомпьютера часто принимают за один из методов преподавания языка, которыйделает упор на общении и на выполнении некоторых видов деятельности (заданий).
Соответствие образовательных содержанийреальному миру, окружающему современного школьника, представляет собоймотивационный фактор. Используя интернет в качестве источника информации,образовательные содержания и дидактические задачи могут быть отобраны взависимости от интересов представителей молодого поколения и в соответствии сих индивидуальными потребностями. Возможность автономного обучения с помощьювеб сайтов и/или электоронных словарей и энциклопедий, а также другихвиртуальных источников информации, представляет собой мотивационный фактор.
Преподаватель, который вводит в процесспреподавания/обучения использование интернета для формирования компетенций,может задаться следующими вопросами:
• Каким образом интегрировать в курс обучения информационные средства,чтобы с их помощью обеспечить личный прогресс каждого учащегося?
• Каким образом построить работу, чтобы информационные инструментывписались в нее естественным образом?
• Могут ли новые информационные технологии способствовать улучшениюпроцесса автономного образования?
• Могут ИКТ заставитьучащегося задуматься о той практике, что он получит в процессепреподавания/обучения?
• Могут ли бытьприспособлены ИКТ к использованию в самых различных учебных ситуациях?
Как можно использовать обучение с помощью компьютера в преподаваниииностранных языков?
Приведем лишь несколько примеров:
▶Упражнения для комплектации.Данный вид упражнений аналогичен упражнениям на заполнение свободногопространства правильным вариантом ответа (на знание словаря, грамматики).
▶Электронные словари. Необходимытем, кто изучает не очень распространенные языки. В сети интернета существуетнесколько видов таких словарей, доступ к котором бесплатен или требует уплатысимволической суммы.
▶Ролевые игры. Интернетпредоставляет возможность распределения ролей в игровых мини-диалогах приучастии желающих из любого уголка земного шара. Этот вид деятельности носиттакже название Multi User Dungeons (многопользовательский мир). В некоторыхслучаях этот тип деятельности (игры) переносится в класс, где служит дляпреподавания иностранных языков.
▶Симуляция. Электронные симуляцииотличаются от ролевых игр тем, что деятельность, которую они отображают,базируется на реальных фактах, а не на выдуманной ситуации. Здесь используютсятакие инструменты, как электронная почта, СМС-сообщения и др.
▶Тандем-метод. Самый лучший способизучения иностранного языка – это общение с носителем этого языка, которыйхочет изучить ваш родной язык. Здесь каждый выступает и в роли ученика (которыйучит иностранный язык), и в роли учителя.
▶Тандем-метод в электронной почте. Онотличается от тандем-метода, предполагающего разговорное общение, тем, чтоздесь следует развивать способность концентрироваться на демонстрации своихзнаний и навыков в письменном виде.
▶Обучение с помощью постановки дидактических задач предполагает пользование теми методами, чтопредоставляются электронными информационными источниками.
▶Упражнения на закрепление словаря. Одиниз самых первых видов упражнений с помощью компьютера. Компьютер запрашиваетслово, и ученик должен дать соответствующий ответ. Введение необходимых данныхпроизводится с помощью написания текста или же устно. Этот метод можно отнестик продуктивным технологиям лишь в том случае, если расстановка нужных словпоизводится в некоем контексте.
▶Поиск информации в веб-пространстве. В этом виде деятельности учащийся отвечает на вопросы или собираеттребуемую информацию, отыскивая ее, в основном, на веб-страницах. Поиски нужнойинформации осуществляются не для номинального ее сбора, а для развития уменияиспользовать и анализировать обнаруженный материал, имеющий
отношение к данному заданию. Это означает, что преподаватель предоставляетв распоряжение ученика те линки (связи/взаимодействия), в которых данный ученикнуждается.
▶Презентация в Power Point. В этомвиде деятельности учащиеся демонстрируют свои навыки работы с компьютером дляпрезентации финального продукта, полученного в результате проекта-исследования
– индивидуального или коллективного, или же представления в электронномсхематическом виде пройденной темы. Данная деятельность доставляет удовольствиешкольникам, которые с радостью готовы продемонстрировать уровень мастерства вработе с новейшими компьютерными технологиями.
Как разработать собственные упражнения дляизучения иностранных языков с помощью компьютера?
Hot Potatoes — инструментальная программа-оболочка,предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создаватьинтерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся без знанияязыков программирования и привлечения специалистов в области программирования.
С помощью программы можно создать 10 типов упражненийи тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической,аудио- и видеоинформации.
Особенностью этой программы является то, что созданныезадания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использованияученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer).
Ученикам не нужна программа Hot Potatoes: онатребуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.
Программа широко используется во всем мире длясоздания заданий для изучения любых дисциплин.
Использование различных языков
Язык интерфейса программы по умолчанию английский. Припервом запуске программа предлагает выбрать язык. Но Вы можете изменить язык влюбой момент. Для смены языка можно в меню Выбор — Интерфейс — Загрузить файлинтерфейса выбрать нужный файл. Папка, где лежат интерфейсы на различныхязыках, расположена в какталоге установки программы, по умолчанию — C:ProgramFilesHotPotatoes6translations.
Можно также сделать собственный перевод интерфейса,открыв окно Выбор-Интерфейс-Перевод интерфейса.
Основные блоки программы.
В состав Hot Potatoes входят 5 блоков программ для составления заданийи тестов разных видов. Каждый блок может быть использован как самостоятельнаяпрограмма.
1. JQuiz — Викторина — вопросы с множественным выбором ответа (4 типазаданий).
2. JCloze — Заполнение пропусков.
3. JMatch — Установление соответствий (3 типа заданий).
4. JCross — Кроссворд.
5. JMix — Восстановление последовательности.
Все упражнения выполняются в режиме самоконтроля(режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выборомответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачныепопытки приводят к снижению оценки.
Данная версия программы содержит также дополнительныйблок The Masher (Инструменты), позволяющий объединять созданные задания идругие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы.
Итак, в состав HotPotatoes входят пять программ длясоставления заданий и тестов. Вне зависимости от того, какая программаиспользуется, создание задания или теста состоит из следующих этапов:
ввод текстовых данных, вопросов и ответов
настройка конфигурации создаваемого заданияили теста
сохранение проекта для последующего изменения
сохранение задания в формате HTML-страницы
Созданные задания и тесты можно вывести на печать, атакже объединить в блоки и уроки.
Интерфейс всех пяти программ однотипен. Основныедействия можно выполнять через главное меню и кнопки панелей инструментов.Удобнее использовать именно панели инструментов.
Описание панелей инструментов
Кнопки панелей инструментов позволяют реализоватьбыстрый доступ к основным операциям создания упражнений. Вывод подсказки (ксожалению, на английском языке).
В других программах в панелях инструментов могутпоявиться и другие кнопки, предназначенные для выполнения действий, связанныхименно с этими программами, например, автоматическое создание сетки вкроссвордах или с помощью меню Potatoes.
При создании заданий и тестов в каждой из пятипрограмм предусмотрена возможность настройки конфигурации страниц, общей для всехпрограмм, а также и специфических для каждой программы параметров.
Общие для всех программ настройки позволяютизменить:
подзаголовки и инструкции к заданиям (вкладкаНазвание/Инструкции);
тексты помощи и обратной связи (вкладкаПодсказки/Комментарии);
названия кнопок и их использование в заданиях(вкладка Кнопки);
оформление заданий — шрифт, цвет фона, текстаи т.п. (вкладка Внешний вид);
установку таймера, ограничивающего времявыполнения задания (вкладка Таймер);
параметры, специфичные для каждой программы(вкладка Другое);
дополнительный параметры для опытныхпользователей (вкладки Пользователь и CGI).
Вы можете изменять внешний вид задания с помощьювкладки Внешний вид. По умолчанию для задания установлен белый фон страницы,серый фон текста задания и черный цвет букв.
Цвет каждого элемента задания задается с помощьюстандартной цветовой палитры, которая вызывается нажатием кнопки с радугой,расположенной рядом с полем нужного элемента (в поле цвет обозначен цифровымшестнадцатеричным кодом). Все вносимые изменения сразу же отражаются на образцеэкрана в левой части окна:
Можно установить фоновую картинку для задания, нопомните, что фоновая картинка должна лежать в папке, где будет находитьсястраница с заданием. Вы можете также изменить шрифт по гарнитуре и размеру.Выбор гарнитуры не предусмотрен, поэтому Вы должны будете впечатать названиегарнитуры. Если Вы не знаете это название, то просто не изменяйте его. Размершрифта можно задать в пикселях.
Для ограничения времени на выполнение задания илитеста необходимо в окне настройки конфигурации
выбрать вкладку Таймер;
в разделе Ограничение времени установить флажок Установкавременных ограничений задания;
ввести временные показатели в минутах и/или секундах
впечатать в поле Ваше время истекло фразу, которая сообщала бы ученикуо том, что у него больше нет времени для выполнения задания.
Замечание. Если учащийся не укладывается в отведенное для выполнения упражнениявремя, упражнение загружается еще раз и выполняется сначала.
Введенные данные (задания, тесты и настройкиконфигурации) необходимо преобразовать в формат веб-страницы и сохранить.
Для этого в пункте меню Файл используется пунктСоздать Вэбстраницу или соответствующая кнопка на панели инструментов.
Если задание предусматривает несколько форматовупражнения, в этом пункте меню и, соответственно на панели инструментов,появляются дополнительные подпункты.
После выбора подпункта меню или нажатия на кнопкуСоздать веб-страницу появляется окно Сохранить как, в котором необходимо ввестиимя файла страницы и выбрать или создать папку, в которой оно будетсохраняться. Удобнее, если Вы создадите папку, куда будете сохранять именностраницы в формате HTML отдельно, туда же поместите все рисунки и медиаобъекты,которые хотите поместить в задании.
Замечание. В имени файла желательно обозначить тему и порядковыйномер задания, также в имени файла не рекомендуется использовать русские буквыи пробелы, поскольку это может вызвать проблемы при размещении заданий и тестовна серверах.
Затем появится еще один диалог — Просмотр или загрузказадания.
Вы можете выбрать один из трех вариантов:
просмотреть созданное упражнение ввеб-браузере (Просмотр задания в моем браузере);
разместить упражнение на сайтеhotpotatoes.net (Загрузить файл на hotpotatoes.net);
ничего не делать (Ничего).
При выборе первого варианта задание будетпредставлено в том виде, в котором с ним будет работать обучающийся.
Задание можно не только просмотреть, но ивыполнить. После закрытия окна просмотра происходит возврат к рабочему экранупрограммы создания задания.
Если после просмотра в задание необходимовнести какие-то изменения, это можно сделать после просмотра, а потомобязательно еще раз сохранить (заменить) созданный ранее файл страницы (этапроцедура повторяется после любого внесения изменений в задание).
При выборе второго варианта необходимособлюдать условия использования сайта www.hotpotatoes.net. Вы должны выполнитьрегистрацию на сайте, при этом Ваши задания смогут бесплатно размещаться тольков течение ограниченного времени.
При выборе третьего варианта файл сохраняетсябез предварительного просмотра задания, и происходит возврат к рабочему экранусоздания задания.
Сохранение проекта с заданием
В веб-страницы с заданиями изменения внести уженельзя, поэтому необходимо сохранить проект задания.
Это можно сделать в любой момент:
после завершения создания задания итестов и настройки конфигурации;
после просмотра созданной веб-страницы;
при выходе из программы.
Файл проекта сохраняется стандартным способом: спомощью меню Файл и подпунктов Сохранить или Сохранить как или соответствующихкнопок на панели инструментов. Файл проекта для каждой из пяти программ имеетсвое расширение и свою пиктограмму.
Для того, чтобы можно было легко ориентироваться вфайлах проектов и страниц, рекомендуется файлам данных и файлам страниц даватьодинаковые имена и хранить файлы проектов в одной папке с созданнымистраницами.
Использование компьютера как средствапреподавания/обучения иностранному языку представляет собой реальнопрогрессивный фактор, способствующий оптимизации образовательно-воспитательногопроцесса путем улучшения качества процесса преподавания /обучения, а также с помощьюувеличения степени мотивации всех факторов, вовлеченных в этот процесс.
Преимущества использования мультимедийных технологий визучении иностранных языков:
дают возможность расширить внешние рамки:информационная сеть открывает путь из класса в широкий мир разнообразнейших информаций;
позволяют учащемуся вступать в контакт с носителемавтохтонного иностранного языка;
интернет представляет собой инструмент дляобучения;
представляет собой средство коммуникации –электронная почта,форум, чат и т.д.;
дает возможность осуществлять различные видыдеятельности;
представляет собой средство информации,накопления знаний, пространство для совместной работы;
способствует созданию оригинальногоавтохтонного продукта, требует от школьников мотивированного участия,применения критического мышления. Формирует необходимые компетенции и навыки.
