Использование
трансформируемого игровогообучающего конструктора «ТИКО»
в работе с детьми с нарушениеминтеллекта.
В соответствии с Федеральным Государственным ОбразовательнымСтандартом Дошкольного Образования (ФГОС ДО) одним из целевых ориентиров наэтапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативыи самостоятельности в разных видах деятельности.
Федеральный государственный образовательныйстандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к условиямреализации Основной образовательной программы дошкольного образования.«Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченнымивозможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной икомпенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными(комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития испецифические образовательные потребности каждой категории детей».
Организация образовательного процесса в группахкомпенсирующей направленности требует от педагога совершенствованияпрактической деятельности путем поиска новых образовательных технологий,создания необходимых условий для осуществления процесса социализации детей сОВЗ.
Современным инструментом развития ребенка в процессеконструирования является трансформируемый игровой обучающий конструктор «ТИКО».
«ТИКО»- это полифункциональный трансформируемый игровой материал,предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной,проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы вобразовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен посвоей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ФГОС ДО.
Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с
конструктором ТИКО способствуют:
· лучшему восприятию новойинформации за счёт тактильных
прикосновений;
· расширению кругозора ребёнка;
· расширению знаний в областиокружающего мира;
· созданию психологическогокомфорта при обучении;
· развитию фантазии и творческихспособностей.
Конструктор используют воспитатели в образовательной деятельности,специалисты в индивидуальной работе с детьми с ограниченными возможностямиздоровья, а также он доступен для самостоятельной конструктивной деятельностидошкольников.
Трансформируемый Игровой Обучающий Конструктор«ТИКО» представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которыешарнирно соединяются между собой.
Внутри больших фигур конструктора имеютсяотверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или«двери». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур различнойстепени сложности.
В игре с конструктором дети не только запоминаютназвания и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренныеи прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции,пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но открывается мир призм,пирамид и звезд Кеплера.
Для организации игр детей разного дошкольного ишкольного возраста конструктор «ТИКО» имеет 12 вариативных наборов: «Азбука»,«Английский язык», «Арифметика. Сотня в квадрате», «Арифметика. Учимсясчитать!», «Архимед», «Геометрия», «Грамматика. Учимся читать!», «Класс»,«Малыш», «Фантазер», «Шары», «Школьник».
Идея, организационная инициатива инаучно-методическое сопровождение проекта в начальной стадии созданияконструктора «ТИКО» принадлежат доктору физико-математических наук профессоруМГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Выпуск конструктора былначат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 годуотечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС».
Опытные образцы конструктора получили высокуюоценку специалистов Московского Государственного Университета имениМ.В.Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имениА.И.Герцена, Ярославского Государственного Университета.
Конструктор имеет сертификат соответствиягигиеническим требованиям и рекомендации Российского ГосударственногоПедагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского ОбластногоИнститута Развития Образования.
Использование конструктора «ТИКО» позволяет ребенкудумать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Кроме того, тренируяпальцы, педагог оказывает мощное воздействие на работоспособность корыголовного мозга, а, следовательно, и на развитие речи, и на формированиеинтеллекта, и на развитие психо-физических качеств ребенка с ОВЗ. Помимоэтого, конструктор ТИКО способствует формированию таких основополагающихкачеств личности, как умение концентрироваться, способность сотрудничать спартнером, и самое главное — чувство уверенности в себе. Поэтому применениеконструктора «ТИКО», является незаменимым в коррекционно-развивающей работепедагогов групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Конструктор «ТИКО» используются в играх с детьми сОВЗ разнообразной направленности:
— Диагностика (свободная конструктивно-игроваядеятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом идетьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрениясформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевыевозможности ребенка, установить уровень коммуникативности).
— Дидактические игры (педагог может разработатьразличные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развитияи коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению,формирования коммуникативной функции).
— В ходе театрализованной игры у ребенка появляетсявозможность создать собственного героя и наделить свой персонаж темикачествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи,творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героевсказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальныеособенности.
Главная идея технологииТИКО-моделирования заключается в том, чтобы вести ребенка от подражаниядействиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задачвозрастающей трудности.
Неотъемлемой частью конструирования являетсяпредварительное проектирование, проводимое под руководством педагога ипредусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого детистроят заданную модель. В свою очередь, созданные детьми модели, превращаются вполноценные творческие проекты.
Увлеченные в процесс моделирования иконструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуютсявоспитательные и образовательные задачи.
Игры с конструктором ТИКО позволяют развиватьразличные психо-физические качества и интеллектуальные способности. Всовокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью,изобретательностью, творческим складом мышления.
Таким образом, организация образовательногопроцесса на основе «ТИКО» для детей с нарушением интеллекта нацелена насоздание условий для развития ребёнка, его всестороннего развития, успешнойсоциализации, личностного развития, развития инициативы и творческихспособностей.
