Использованиемеждисциплинарной цифровой лаборатории при организации образовательногопроцесса в области экологии
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Виктория АлександровнаЕгорова. Я учитель биологии и педагог дополнительного образования школы №703Московского района Санкт-Петербурга. Сегодня я Вам расскажу об основныхвозможностях и особенностях использования междисциплинарной цифровойлаборатории при организации образовательного процесса в области экологии.
В настоящее время мы живем в век цифровизации и современных детей оченьсложно заинтересовать наукой, а еще ученикам сложно увидеть связь экологии с другиминауками.
Сегодня настало время изменить преподавание экологии с учетом конвергентногоподхода и современных технологий. Конвергентный подход позволяет связать экологиюс другими науками и помогает ответить не только на вопрос «как это устроено?»,но и «что можно сделать, зная, как это устроено?».
Для решенияданной проблемы в нашей школе мы используем междисциплинарную цифровуюлабораторию в области экологии.
Что же такое междисциплинарнаяцифровая лаборатория в области экологии – это набор беспроводных датчиков, спомощью которых можно изучить состояние окружающей среды. В нашей цифровойлаборатории есть датчик определения удельной проводимости, датчик определения pH, датчик погоды с GPS, датчик давления, углекислогогаза и температуры.
Болееподробно остановлюсь на датчике погоды с GPS. Он позволяет в ходе экспериментаизмерить скорость и направление ветра, барометрическое давление, влажность,окружающую температуру, уровень освещенности, УФ-индекс, а также магнитныйкурс. Модуль GPS сообщает данные о широте, долготе, высоте, скорости иколичестве спутников. Программное обеспечение может рассчитывать направлениеветра, температуру с учетом ветра, абсолютную влажность, а также коэффициенттемпературного напряжения.
Кроме того, сдатчиком погоды можно легко работать вне классной комнаты, он прочный, надежныйи не требует постоянного подключения к электрической сети, например, его можноиспользовать для изучения погодных условий.
Самое главное, что датчики могутработать через Bluetooth и управляться с помощью компьютера.
Наша междисциплинарная цифроваялаборатория позволяет провести до 30 лабораторных работ, с некоторыми из них выможете ознакомиться на слайде, а также десятки экспериментов вне урочного курсаэкологии в рамках исследовательской и проектной деятельности учащихся. Еслиговорить об образовательных возможностях, то это прежде всего межпредментныесвязи экологии и информатики, а также биологии и химии.
Во времявыполнения проектной работы учащиеся не только знакомятся с экологическимипроблемами, но и узнают много новой и дополнительной информации из области географии,химии, биологии и информатики, учатся работать с информационными технологиями,а также с реализуемыми проектами, могут участвовать в региональных, городских имеждународных конкурсах.
Следуетотметить, что у детей развивается бережное отношение к природе, потому как ониизучают, что же негативно влияет на окружающую среду. В дальнейшем, при выборепрофессии, ребята могут продолжить изучение экологии и выбрать одну изследующих профессий: биоэколог, инженер-эколог, гидроэколог, медицинскийэколог.