«Использование мультипликационных фильмов в решении ситуативныхзадач по безопасному поведению в общении»
В настоящее время, в связи с внедрением ФГОС одной из основныхзадач педагогов и специалистов ГБДОУ становится поиск новых, более эффективныхспособов организации детского деятельности, в которых будут созданы условия дляразностороннего развития детей. Одним из таких средств является использованиемультфильмов в работе с дошкольниками. По данным за 2011 г., от 20 до 40%своего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана. Мультфильмы -неотъемлемое средство его социализации. Зрительные образы, полученныепосредством мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чемпрочитанная книга или рассказанная сказка. Почему мультфильмы так влияют наразвитие ребенка? Потому что при просмотре мультфильмов срабатываютследующие механизмы формирования поведения:
- заражение — процесс передача эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
- внушение — воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
- подражание — следование примеру, образцу.
У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в еговозрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим детикопируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которыев них демонстрируются, при чем поведение персонажей воспринимается какправильное и естественное. Сравнивая себя с героем мультфильма, ребенок учитсявоспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить иуважать других (это возможно только в случае, когда мультпродукция отвечаетпсихолого-педагогическим требованиям). Мультфильм дает большое поле дляфантазии, способствует развитию творческих способностей, что дает намвоспитателям еще одну форму работы для полноценного и всестороннего развитиядетей. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями. Вопросвоспитателям: Какие задачи воспитания и образования детей мы можем решитьпосредством просмотра мультфильмов?
- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами и явлениями;
- знакомят с примерами поведения (положительными и не очень);
- формируют оценочное отношение к миру, развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора;
- помогают реализовать эмоциональные потребности.
Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от медиа среды,поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органавосприятия: зрение и слух. А когда мы добавляем еще и совместный с ребенкоманализ увиденного, закрепляем в играх, продуктивной деятельности, то этостановится мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных иэффективных наглядных материалов.
Вопрос воспитателям: я буду называть мультфильмы, а выопределите направленность, цель просмотра данного анимационного фильма,название мультфильма, год выпуска, продолжительность (мм:сс)
Бобик в гостях у Барбоса 1977 09:06, воспитание правильногоповедения;
Варежка 1967 09:51, формирование внимательного отношения кблизким;
Как козлик землю держал 1974 10:00, воспитание смелости,храбрости;
Про бегемота, который боялся прививок 1966 17:00, борьба сострахами;
Про Чебурашку 1983 10:00, про дружбу и взаимопомощь;
Трое из Простоквашино (мультсериал) 1978 17:07, о дружбе,взаимоуважении;
Умка 1969 09:50, о смысле дружбы;
Щелкунчик 1973 25:33; о доброте и взаимопомощи;
Вопрос воспитателям: Как вы думаете, чтобы достичь образовательнойлибо развивающей цели достаточно просто посмотреть мультфильм сдетьми? Какие формы работы вы предложите детям после просмотра мультфильма?Действительно, одной из важных частей работы с мультфильмом является обсуждениеего с детьми. Во время обсуждения детям задаются следующие вопросы:
- Какое у вас настроение после просмотра?
- Кто из героев больше всего понравился?
- Какие чувства испытывали герои?
- Кто, наоборот, больше всего не понравился?
- Что бы вы сделали по-другому?
- Какие качества этого персонажа могут быть в вас?
- На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться? Почему?
- А в жизни такое бывает?
- Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
- Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
- Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?
После обсуждения мультфильма нужно организовать деятельность дляпроживания детьми воспитательных или образовательных моментов мультфильма. Дляэтого можно использовать: имитационные игры; тренинг эмоций; продуктивнаядеятельность, связанная с изображением персонажа либо сцен мультфильма;проигрывание отдельных моментов из мультфильма; сочинение новых концовок длямультфильма и т.д.
Задание воспитателям: лексическая тема «Дорога наш друг»
Цель: познакомить с правилами дорожного движения, с некоторымидорожными знаками, с частями улицы, сигналами светофора. Какиемультипликационные фильмы вы использовали бы в работе?
Рекомендуемые мультфильмы: «Смешарики»- Азбука безопасности»,«Зай и чик», «Дядя Степа — милиционер», «Про котенка Женю и правила дорожногодвижения».
Формы работы после просмотра с детьми: после просмотрамультфильмов (в разные режимные моменты) проходило обсуждение, разыгрывалисьситуации на дороге (с помощью специально созданного макета), сюжетымультфильмов использовались в совместных играх детей, в продуктивнойдеятельности – коллективная работа по лепке «Внимание, дорога!», разукрашки«Дорожные знаки», была создана анимационная физминутка. С родителями Родителямбыло дано домашнее задание: просмотреть мф из сериала «Смешарики», обсудитьсюжет, изготовить совместную поделку на тему «Дорога наш друг», провестиэкскурсию по улицам нашего города.
Мультфильмы тема спорная. Кто-то считает, что телевизор икомпьютер – зло, другие наоборот утверждают, что необходимо пользоватьсядостижениями научно-технического прогресса и учить этому своих детей. Да,современных детей привлекают больше красочные, динамичные мультики, но здесьважно другое! Важно научить ребенка различать добро и зло, кто отрицательныйперсонаж, кто положительный и на их примере показывать как нужно себя вести, икак не стоит, видеть прекрасную работу художников и кукольников, развивать иобогащать сюжетную линию своих совместных игр, да и много еще чего.
Воспитатель Шибарова М.А.