X-PDF

Использование Проектной технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Поделиться статьей

МЕТОД ПРОЕКТОВКАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХУЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

АСТРАХАНЦЕВА Е. А.

МОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района Томскойобласти

 

Работая на протяжении несколькихлет над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развитием ихтворческих способностей, я убеждена в том, что значительные педагогическиеусилия необходимо направлять на мотивацию обучающихся. Наиболее эффективно её можноосуществлять за счёт целостной организации образовательного процесса (т.е.уделять внимание не только качеству обучения, но и воспитанию школьников), атакже  использования прогрессивных образовательных технологий и методов.

Особую значимость при этомприобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умениемпостроения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации изащиты своего проекта.

Этот метод  отвечаеттребованиям  стандартов нового поколения, где акцент в обучении ставится наформирование новых учебных действий. Сегодня мало просто получать  знания,умения и навыки.    Жизнь  современного общества требует формирования другихважных компетенций: самостоятельности, творчества, способности к саморазвитию,высоких личностных качеств.

Практика работы с обучающимисянад разными видами проектов показывает, что   проектная деятельность  позволяетформировать все виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные,познавательные, коммуникативные.

Это и умение работать вколлективе, где вырабатывается  способность ощущать себя членом команды:подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела,        братьна себя ответственность за выбранное решение, анализировать результатыдеятельности. Это и  приобретение навыков успешного общения, коммуникабельности, развитие устной и письменной речи.  Участие в проектепозволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

        В прошлом учебном году одиннадцатиклассниками  была успешно завершена работа над внутрикласснымлитературным — творческим проектом, посвященным жизни и творчеству С.А.Есенина.  Инициатива проведения данного проекта была моя. Я искала  интереснуюформу проведения уроков, посвященных жизни и творчеству поэта.   Моепредложение о выполнении проекта  было встречено школьниками  с интересом.Нами  были сформированы  группы, определены темы, поставлены цели и задачи,выполнено планирование, распределены роли.  Затем наступил период реализациипланов действия команд и подготовка к защите проектов.

      Презентация проекта перед обучающимися средних истарших классов, учителями, родителями прошла  успешно. Иначе и не могло быть,так как  мы жили все это время работы над проектом  Есениным: его мыслями,чувствами, переживаниями, страданиями, любовью…  

 Метод проектов, безусловно,способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектногообучения, развивает у обучающихся осознание значимости коллективной работы дляполучения результата.

В этом я лишний раз убедилась, руководя    другим  проектом, посвященным жизни нашего земляка, участникаВеликой Отечественной войны, учителя  Рыбаловской школы П.Ф.Федорова.Исследовательской работой занимались два восьмиклассника, не всегда успешных вучении и прилежании, имеющие проблемы со здоровьем. Но с каким интересом онивключились в эту  работу, исследуя каждый важный этап из жизни нашего героя:голодное детство после гражданской войны, смерть отца, учеба в школе иКолпашевском педагогическом училище, участие в Великой Отечественной войне,послевоенное время, заведование Краснововосточной начальной школой, послезакрытия — работа в Рыбаловской школе в качестве учителя, заслуженный отдых.

      Сколько важных нравственных уроков получилиучастники данной работы, как они выросли духовно. Подобная исследовательскаядеятельность  дает возможность проявить интерес и уважение к историческомупрошлому нашей страны, формировать у юных ее граждан чувства долга,сострадания, ответственности.

      Этот проект мы представляли на двухисследовательских конференциях: районного и областного уровня и становилисьпобедителями. 

      В 1 четверти 2010-2011 учебного года былзавершен и успешно представлен литературно-творческий  проект «Друзья мои!Прекрасен наш союз!» Этот проект мы готовили к 19 октября, дню образованияЦарскосельского Лицея. В работе приняли участие мальчики-подростки 8 – 9классов, каждый из них исполнял роль. Был среди них  Пушкин, Пущин, Дельвиг,Кюхельбекер, Малиновский, Горчаков… Будущие  министры, общественные деятели,поэты, декабристы… И каждый  герой вспоминал свое детство в ЦарскосельскомЛицее,  учителей, товарищей.

На целый месяц мы погрузились вэту эпоху:   искали информацию о героях, для того, чтобы понять характер, личностныекачества, перечитали  стихотворения Пушкина о дружбе, составляли  глоссарии натемы «Дворянское воспитание»,  «Понятие чести и достоинства дворянина», устроили показ и обсуждение для 7-11 классов к/ф «1214», ознакомились  списьмами А.С. Пушкина своим друзьям.   Работа получилась достойной.

     Мы представляли этот проект дважды:  проводили «Литературную гостиную», а также на  семинаре учителей Томского района,проходившим на базе нашей школы 4 ноября 2010 года.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Очень  много дает  этот виддеятельности для  формирования положительной  самооценки,  когда ребенокделает, умеет, знает, признан.

        Работа над проектами, разумеется, не исключаети традиционных методов преподавания. Но, как показывает описанный выше опыт,позволяет поднять его на новый, современный уровень. Ведь исследовательскаядеятельность формирует компетентности не только учащихся, но и мои как учителя.Я должна сама обладать  теми умениями, которым  обучаются мои ученики, должнауметь организовать те ситуации, в которых эти умения могли бы нарабатываться.Реализация на практике индивидуального и личностно- ориентированного  подхода,продуманная система заданий, заинтересованность в судьбе каждого ребенка, верав него, отсутствие «уравниловки» при сохранении единых требований помогают моимученикам ощутить собственную индивидуальность. Замотивировав ученика наприобретение новых знаний (например, через постановку актуальной для негопроблемы), обеспечив  «попадание» ребенка в зону его ближайшего развития(благодаря  определенному заданию), я тем самым  формирую у школьников познавательную потребность и потребность в саморазвитии.

      Проекты как сотворчество позволяют создать комфортные взаимоотношения на уроке, в школьномколлективе, раскрыть разнообразные способности участников образовательногопроцесса и дают возможность быть успешными  и в жизни, и в профессиональнойдеятельности.

            

 

Список литературы и адреса интернет-сайтов

 

1.     Даль В.И. Толковый словарь живоговеликорусского языка, М., Русский язык, 1989.

2.     Литература. 8 кл. Учебник, ч. 1 /авт.-сост.Коровина В.Я. М., Просвещение, 2009.

3.     Маркова А. К.,  Матис Т. А.  Формированиемотивации учения, М., 2000.

4.     Пушкин А.С. Избранное, М., Художественнаялитература, 1986.

5.     http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/school/index.php библиотека школьной литературы.

6.     http://www.gumer.info/ библиотека гуманитарных наук.

7.    http://zavuch.info/component/mtree/gumanitarnie.html для учителей русского языка и   литературы(zavuch).

8.    http://www.slovari.ru — Электронные словари онлайн. Грамматика. Службарусского языка.

9.    http://www.megabook.ru/ — мегаэнциклопедия портала «Кирилл иМефодий».

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет