X-PDF

Использование системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку.

Поделиться статьей

 

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0eae/000761ad-2a91786d/hello_html_m6eab64af.jpg

 

 

 

 

 

Использованиесистемно-деятельностного подхода  при обучении иностранному языку

 

 

 

                             Доклад подготовила

                             Ю.Н. Подзывалова,

                             учитель англ. и нем. языков

                             МБОУ «Сакская гимназия № 1»

                             города Саки  Республики Крым

 

                                                2019г.                                                         

 

Использованиесистемно-деятельностного подхода  при обучении иностранному языку

        

Введение ФГОС нового поколения в современной школе обуславливает принятиеза  методологическую  основу   системно-деятельностного  подхода,направленного на формирование базовых компетентностей современного человека:информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.

Понятиесистемно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особогорода понятие. Что значит деятельность? Во-первых, деятельность -это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если естьобратная связь. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные ииндивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этимособенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность,осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесспреобразования и его результат. Задача школы на современном этапе — не датьобъем знаний, а научить учиться.

Актуализациясистемно-деятельностного подхода при разработке концепции стандартов второгопоколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышаетэффективность образования по следующим показателям:

ü придание результатам образования социальнои личностно значимого характера;

üболее гибкое и прочноеусвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемойобласти;

üвозможностьдифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретическихзнаний;

üсущественное повышениемотивации и интереса к учению;

üобеспечение условий дляобщекультурного и личностного развития на основе формирования универсальныхучебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений инавыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметнойобласти познания, а особенно в изучении иностранного языка. 

Системно-деятельностный подходпредполагает:

üвоспитание иразвитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,инновационной экономики, задачам построения демократического гражданскогообщества;

üпризнание решающейроли содержания образования и способов  организации   образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целейличностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

üучетиндивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностейобучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения дляопределения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

üразнообразие    индивидуальных     образовательных   траекторий   и  индивидуального развития обучающегося.

При изучении иностранного языка терминсистемно-деятельностный подход дополняется словом коммуникативный системно-деятельностныйподход – это процесс изучения языка в процессе общения.

Целью обучения иностраннымязыкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умениюадекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Коммуникативныйподход как нельзя лучше мотивирован: его задача заинтересовать обучаемых визучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний иопыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникациивне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во времяприёма иностранных гостей дома, при переписке. Значит, научить коммуникацииможно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путеммоделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе  систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностныйподход.

Основной задачей обученияиностранному языку на современном этапе является формирование иноязычнойкоммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровеньразвития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной иучебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости отфункционального фактора иноязычного общения.

Одним из основных условий реализации системно-деятельностногоподхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, егоготовность к освоению стандартов нового поколения.

Параметры коммуникативногообщения реализуются в коммуникативном поведении учителя, активном поведенииученика, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевыхсредств.Очень важно, чтобы учащиеся могли “пропустить ситуацию через себя”,придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоенияиностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции.Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время илипостоянно. Наиболее адекватным приёмом обучения говорению являются различныеформы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.

 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/156/180712/img1.jpg

 

В общении, основой которогоявляется обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языкавыступает и познавательная, поэтому коммуникативно-деятельностный подход имеетбольшие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Крометого, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так каковладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учетиндивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностейи пожеланий.

Первостепенное значениепридается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, грамматика служитфундаментом для достижения этой цели. Учащиеся должны осознавать, чтограмматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи.

На современном уроке иностранного языка  знания непреподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, участвуя висследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработкематериала состоит в создании ситуации, которая мотивирует ученикак  исследованию, поиску решений творческих вопросов, чтобы онисами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексическиеструктуры.

Реализациятехнологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечиваетсяследующей системой дидактических принципов:

·       деятельности

·       непрерывности

·       целостности

·       минимакса

·       психологическойкомфортности

·       вариативности

·       творчества

Слова известного немецкого математика А. Дистервегагласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, надкоторым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительногоматериала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…” отражаютфункциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельногопохода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель долженпостроить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причинынеудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерииоценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика,принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создаватьатмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Врамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразноприменять парную работу. Примеры методик парной работы:

1.Использование метода Ривина А.Г.(педагог-новатор, автор коллективной формы обучения).Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменногосостава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текстаучащиеся выступает по теме.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1127

2.Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать присоставления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.

Каждыйученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановитьсодержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3.Методика взаимотренажа. Эта методикапредназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Наспециальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеетпри себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.

4.Методика взаимопроверки индивидуальных заданий.Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типывопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаётвопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

 В последние годы на уроках иностранного языка широкоприменяется проектная деятельность – она являетсянеотъемлемой  составляющей многих УМК. Широкие возможности для проектнойдеятельности создаёт  применение ИКТ, использованиеИнтернет-ресурсов, что требует предварительной организационной работы состороны учителя.

Наряду с проектной деятельностью эффективны и другие формыактивной групповой работы на уроках иностранного языка:  например, метод«учимся вместе», когда учащиеся работают над единой учебной темой. Другойприем групповой работы —  метод  «разрезаннойинформации», когда учащимся предоставляется частичная информация единойтемы и далее в ходе взаимообмена  идет процесс  «научившисьсам, обучаю другого».

Важным аспектом, на который необходимо обратить внимание приорганизации групповой работы, являются новые подходы к оцениванию результатоввыполнения задания. Необходимо разграничивать оценку уровня знаний и оценку егоработы в составе творческой  группы. Его активное участие в работегруппы должно быть поддержано и оценено другим образом.Существует нескольковариантов подобной оценки, но особое внимание уделяется  системепоощрения (сертификаты, грамоты, значки, жетоны, похвала, как в устной, так и вписьменной форме), а также заполнению  таблиц достиженийгрупп.  

 Так как основной формой организации обучения является урок, тонеобходимо знать принципы построения урока в рамках системно-деятельностногоподхода:

1. Самоопределение кдеятельности (орг. момент)

2. Актуализация знаний ификсация затруднений в деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

4. Построение проекта выходаиз затруднений («открытие» детьми нового знания)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Самостоятельная работа ссамопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знанийи повторение.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Приоритетной целью учителяиностранного языка в условиях модернизации образования является развитиеличности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, ксамообразованию и саморазвитию. А так же формирование у учащихся способности кдеятельности, включающей следующие аспекты: готовность к целеполаганию,готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии.

На практике необходимо рассматриватьречевую деятельность в качестве системы как неотъемлемую и составную частьобщей деятельности. Систематизируя речевую деятельность, следует отметить, чтодля обучения иноязычному общению значимым является как специальное, так ивзаимосвязанное обучение видам речевой деятельности: говорению, аудированию,чтению и письменной речи. Использование теории речевой деятельности позволяетсформировать мотивы иноязычного речевого общения в процессе обучения.Систематизация языкового материала в целях обучения иноязычному общениюпредполагает использование системного описания фонетического, лексического играмматического аспектов языка.

При систематизации умений можновыделить как минимум несколько направлений:

·       предметныеумения,

·       общеучебныеумения,

·       интеллектуальныеумения,

·       коммуникативныеумения,

·       уменияприспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.

Внастоящее время, когда перед учащимися встаёт необходимость сдачи ГИА и ЕГЭ поиностранному языку, обучение письму и письменной речи приобретает особоезначение. Оно ориентировано на обучение целенаправленной и осмысленнойкоммуника­тивной деятельности в письменной форме. При создании письменноговысказывания от ученика требуется использование знаний и умений в областиграмматики, стилистики, правил построения и использования тех или иных фраз,средств связи, структуры высказывания, и все это должно опираться на пониманиетребований языковой культуры носителей языка, творческое начало ученика, и т.д. Письменнойречи нужно учить, она не приходит к ребенку естественно.

Одним изусловий реализации  системно-деятельностного подхода является направлениеобучения на понимание учебного материала, а уже потом на егозапоминание, т.е. методики, применяемые педагогами,  должны быть направлены наусвоение знаний на основе понимания, а не запоминания.

Это важнодля любого предмета. Пример: знание правил грамматики, названия падежей, совсемне означает грамотности того, кто знает эти правила наизусть. Или геометрия,физика – ребенок без запинки протараторит вам правило, но не сможет применитьего в решении задачи.

Понимание:

·       установлениесодержательных связей между отдельными компонентами знания.

·       установление значимостикаждого структурного компонента связей, мысленное перемещение акцентов с одногоотрезка знания на другой.

·       построение целого –целостное знание – концепт – создание общего смысла.

Выбортекста долженопределяться тем, что текст рассматривается как систематизированный об­разецфункционирования языка в рамках темы, ситуации, проблемы, сферы и жанра об­щения,выражением социальной, профессиональ­ной, личностной позиции.

Упражнения:разнообразиеупражнений по работе с текстом призвано научить ребенка рационально работать систочниками, а кроме того, понять логику построения текста того или иного вида.

Это такие упражнения как:

·       определение ключевых слов,словосочетаний, основных идей, ответы на вопросы по тексту;

·       упражнения на правильноерасположение абзацев в предложенном тексте, на выбор правильного вводного словав абзаце, клише, подходящему к данному случаю;

·       задания на установлениесоответствия (картинок, изображений и др. коротким текстам и диалогам,упорядочение в нужной последовательности в соответствии с содержанием текстаразрозненных кар­тинок);

·       задания на выполнениеинструкций, например, заполнить бланк, таблицу, схему, выполнить запись спомощью ключевых слов, отметить основные пункты для обсуждения;

·       отметить, как говорящийвыра­жает мнения, чувства и т. д.;

·       перефразировать высказы­ваниеи др.

В этом блоке упражненийвыделяется слово «план», потому что письменная речь должна быть структурированапо правилам, и работа с составлением плана важна для овладения принципамипостроения письменного высказывания.

Такой наборприемов, заданий, упражнений способствует развитию навыков поискового чтения,умения выделять главное и аргументировать свой выбор, логически связывать играмотно оформлять свои мысли. Только после накапливания понимания учебногоматериала можно переходить к собственно письменному высказыванию.

Что для этого нужнов нашем примере обучения письму? Во-первых, сама учебная задача должна бытьпоставлена правильно, с должной мотивацией, требованиями.

Например,недостаточно дать задание: Напишите о своем любимом киноактере. Этосовершенно недопустимо в начальной школе, да и в среднем звене задание должновыглядеть примерно так: Школьный журнал объявляет конкурс среди своихчитателей на лучшее сочинение о любимом киноактере. Напиши свое сочинение наконкурс. Не забудь написать, чем знаменит этот актер, описать его внешность ичерты характера.  

Во-вторых, приполучении  задания необходимо учить ребенка внимательно изучить его и понять:

·       что я собираюсь писать (статью, отчет, письмо ит.д.) – это определяет структуру письма.

·       кому я это пишу (учителю, читателю журнала,работодателю, другу) – это определяет стиль.

·       зачем я это пишу (проинформировать, развлечь,поделиться, предостеречь, пожаловаться) – это определяет логику, лексику, выборфактического материала.

Умениеизучить задание, которому мы начинаем учить детей в начальной школе,снимает большую долю сложности и затруднения при его выполнении.

Следующимпринципом или условием для реализации системно-деятельного подхода становитсяорганизация диалогового или коллективного общения на уроке, что, каквыяснили психологи, тоже способствует запуску механизма процесса понимания.

В нашемслучае обучения письменной речи, это использование таких приемов какколлективное обсуждение, а затем составле­ние письма или эссе, когда идеи для написанияподает весь класс, это может быть обмен письмами, или так называемое «ролевоеписьмо», когда текст составляется к определенной ситуа­ции от имени какого-либоперсонажа. Это может быть «издание» собственного журнала или альманаха. При организациитакого рода общения на уроке, ученик учится коммуникации: соучастию в гипотезепартнера, обсуждение его точки зрения, выработка совместного решения и т.д.

Все этопомогает пониманию материала, и когда принципы построения письменноговысказывания усвоены, тогда ребенок будет не бояться писать на любые темы, иэто очень важно для воспитания личности, потому что в письменной речичетко  прослеживается тенден­ция к самовыражению и сотрудничеству.

Системно-деятельностныйподход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методови приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая даетвозможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимисямастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учениковуниверсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжениюобразования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0727/0007a846-500073a9/img12.jpg


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1127

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет