Использование сказки как элементаинтеграции на уроках литературы и ИЗО (на примере сказки Ершова П.П. «Конёк-Горбунок»)
Аннотация. Под интеграцией учебных предметовпонимается такое их объединение, когда две разных дисциплины взаимно влияютдруг на друга, обогащая учебный материал. Особенноярко проявляются результаты при проведении интегрированных уроков по такимпредметам, как литература и изобразительное искусство (ИЗО).
Ключевые слова: интеграция, интегрированное обучение,формы, тип урока, литература, изобразительное искусство.
Annоtation. Theintegration of academic subjects is understood as their Association, when twodifferent disciplines mutually influence each other, enriching the educationalmaterial. The results are particularly pronounced in integrated lessons insubjects such as literature and visual arts (ART).
Keywords:integration, integrated learning, forms, lesson type, literature, finearts.
Современное общество для своего развития требуетвысокообразованных, творческих и инициативных людей. Но воспитывать граждантакого типа должна в первую очередь школа. И одним из способов, позволяющихповысить эффективность образования, являются новые образовательные технологии –и в первую очередь интегрированные уроки с межпредметными связями. Интегрированныеуроки позволяют создавать у школьника целостное представление об окружающеммире и обеспечивать за счёт обобщения единый подход к решению учебных ивоспитательных задач. Интегрированная методика позволяет обеспечить совместнуюдеятельность учащихся и учеников в рамках их субъективных отношений, благодарячему реализуется творческий потенциал обоих сторон учебного взаимодействия.
Под интеграцией учебных предметов понимается такое ихобъединение, когда две разных дисциплины взаимно влияют друг на друга, обогащаяучебный материал. Задачей учителя является найти такую точку пересечения двух(а при необходимости возможно и более) предметов, когда учащиеся получаютвозможность увидеть художественное явление с разных сторон и проследить еговзаимосвязи в разных учебных дисциплинах. В результате это явление перестаётдля детей быть отдельным фактом, вырванным из общекультурного или научногоконтекста, превращаясь в комплексный объект. В результате школьники начинаютанализировать изученный материал, сравнивать, сопоставлять и находить связимежду различными фактами, предметами и явлениями. Как следствие, значительностимулируется их творческая активность, снижается утомляемость и раскрываютсяте способности учеников, которые трудно заметить в ходе обычных уроков.
По своей подготовки интегрированные уроки гораздоболее трудоёмкими, нежели обычные, однако они как ничто другое позволяютпедагогу раскрыть свой творческий потенциал. Проведение интегрированных уроков,таким образом, решает целую совокупность задач и стимулируют творческуюактивность не только учеников, но и учителей. В начальных классах уроки такоготипа могут проводиться силами одного учителя, но позднее наилучшим решениембудет совместное проведение урока.
Особенно ярко проявляются результаты при проведенииинтегрированных уроков по таким предметам, как литература и изобразительноеискусство (ИЗО). Связано это с тем, что литературный текст как ничто другоеспособствует яркому и образному восприятию у школьников, а художественноетворчество развивает внимание и воображение, когда учащиеся получаютвозможность с помощью изобразительных средств выразить своё отношение кизучаемому произведению.
Одной из ключевых точек, где могут сходиться материалыдвух этих предметов, являются народные и литературные сказки. Как материал дляпроведения уроков они обладают следующими достоинствами:
1. Сказки,особенно давно вошедшие в культуру, порождают широкий контекст визобразительном искусстве – иллюстрации к книгам, картины, навеянные ихсюжетами и т. д. В результате найти ключевой момент, вокруг которого будетстроиться интегрированный урок, становится намного легче для педагога.
2. Сказки,особенно по праву считающиеся образцами классической литературы, обладаютинтересным сюжетом, яркими образами, что привлекает интерес школьников во времяурока.
3. Вовремя уроков литературного чтения и литературы начиная с первого классашкольники постоянно сталкиваются с народными и авторскими сказками. Врезультате у них к моменту проведения интегрированного с ИЗО урока уже накапливаетсяопределённый набор знаний и умений, позволяющих анализировать содержание этогорода произведений.
В качестве примера использования сказки наинтегрированных уроках литературы и ИЗО можно воспользоваться сказкой П. П.Ершова «Конёк-Горбунок». В этом случае использование этого произведения будетвыглядеть следующим образом:
1 этап – постановка целей и задач урока. Например, ейможет быть создание учащимися иллюстрации к одному из ключевых моментов этойсказки.
2 этап – словарная работа. Школьники должны узнать,что такое иллюстрация и чем она отличается от обычного рисунка.
3 этап – получение вводной информации и актуализацияимеющейся. Дети узнают основные биографические моменты П. П. Ершова (вчастности, что он не был профессиональным писателем, а сама сказка была имнаписана в очень молодом возрасте). Также на этом этапе школьники, ужепрочитавшие самостоятельно эту сказку ранее, вспоминают сюжет и ключевые пунктыфабулы этого произведения.
4 этап – работа с текстом. Детям предлагается выбратьи выписать или отметить в распечатанном тексте все моменты, связанные свнешностью Конька-Горбунка и его волшебными свойствами. Это необходимо длятого, чтобы в дальнейшем можно было работать уже с помощью средствизобразительного искусства. Также на этом этапе можно провести дополнительнуюсловарную работу, касающуюся старых мер длины (вершок и аршин), а также предложитьшкольникам продемонстрировать с помощью линейки размер этих величин.
5 этап – анализ содержания сказки. Школьникампредлагается сделать и озвучить самостоятельные выводы о том, почему Конёк,хотя и некрасивый внешне, всё-таки нравится читателям. Также ставятся вопросы,касающиеся отношений Конька и Ивана, нравственных качеств хозяина Горбунка.
6 этап – изучение работ профессиональныххудожников-иллюстраторов (В.М. Васнецова, Д. Донского и других). На этом этапешкольники должны определить, какие моменты сказки изображены на иллюстрациях.Также здесь учитель может сделать дополнительный короткий рассказ охудожественных выразительных средствах, используемых в каждом конкретномрисунке.
7 этап – выбор момента в сказке, который будетпроиллюстрирован. Здесь могут быть использованы два подхода: либо ученикисовместно выбирают тот момент, по которому они будут вместе делать рисунки (чтопозволит позднее провести сравнение, отметив удачные и неудачные решениякаждого из школьников), либо каждый выбирает момент самостоятельно собъяснением, чем именно привлекла каждого та сцена, которую он взялсяпроиллюстирировать.
8 этап – определение композиции и цветового решения,используемого в рисунке. Необходимо обратить внимание на основной цвет фона,цвет шерсти Конька, цвета одежды Ивана (если он будет присутствовать наиллюстрации) и т. д.
9 этап – работа над иллюстрациями. На этом этапе могутиспользоваться как чистые листки, где дети попытаются сделать рисунок с нуля,так и распечатки заготовок-иллюстраций, дорабатываемые детьми самостоятельнолибо во время работы в парах.
10 этап – заключительный. Здесь подводятся итогиурока, при необходимости проводится экспресс-выставка самых удачных рисунков.
Таким образом, в ходе интегрированного урока по сказке«Конёк-Горбунок» достигаются такие цели, как: формирование знаний обиллюстрировании волшебных сказок, о роли композиции и цветовой гаммы рисунка, организацияработы по самостоятельному изобразительному творчеству учащихся.
Решаемыми в ходе урока задачами будут:
• Образовательные. В частности, детизнакомятся с биографией П. П. Ершова, с работами известных художников,иллюстрировавших сказку, изучают, какую роль играет текст во время созданияиллюстрации и т. д.
• Воспитательно-нравственные. Школьникиосознают эстетическую и нравственную ценность текста сказки и иллюстраций кнему, у них воспитывается интерес к чтению и самостоятельному творчеству,закрепляются навыки парной работы.
• Развивающие. На уроке этого типаразвиваются творческие способности учеников, их логическое и образное мышление,речевые навыки и воображение.
Проводя интегрированные уроки ИЗО и литературы, детиучатся правильно воспринимать информацию и выражать свои впечатления иощущения, художественно описывать образ. Но при этом важно помнить: они – несамоцель, они – метод, позволяющий решать образовательные и воспитательныезадачи на более глубоком уровне, чем при традиционной форме проведения уроков.
Списоклитературы
1. ИльенкоЛ.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах / Л.П. Ильенко – Москва:Начальная школа , 2011. — № 9 – 8-9 с.
2. ЛаврушинаА.А. Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона. / А.А.Лаврушина. // Тезисы III региональной научно-практической конференции. –Ульяновск: ИПК ПРО, 2009. – 119–120 с.