Использованиесказкотерапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста
ЛевченкоНаталья Ивановна
воспитательотделения социальной реабилитации
КГАУСО«Арсеньевский СРЦН «Ласточка»
Формирование личности в младшем школьном возрастеявляется актуальной проблемой в современной школе. Этот возраст считаетсянаиболее благоприятным для формирования личности, так как в этот периодразвитие ребенка характеризуется преобладанием эмоционально-чувственногоспособа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качестваличности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознанииребенка происходит формирование наглядно-образной картины мира, котораяопределяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самомусебе. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками,включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности –учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ребенку. Всё эторешающим образом сказывается на формировании личности ребенка младшегошкольного возраста и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, кучению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет кругинтересов, развивает способности.
В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старостисталкивается с мифами, былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими своевлияние на него, которое бывает даже не заметно. И у каждого есть любимые иненавистные герои или сюжеты, а мудрость из них, передаваемая из поколения впоколение, как нельзя лучше показывает воздействие на психику человека. Насегодняшний день, к сожалению, многие люди утратили взгляд на сказки и мифы какна сильнейший источник исторического, психологического и воспитательного опыта.
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, а иногда и сами родители, втом числе молодые люди, заинтересованные в решении возникшей проблемы. И каждыйнаходит в ней тот ресурс, который помогает ему решить его задачу.
Основнаяцель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Дети встречаются всказочном рассказе с лучшей версией самих себя, учатся у героя совершать добрыепоступки, быть счастливым и справедливым.
Коллективноесочинение сказочных историй поможет ребенку освоиться в группе, научитьсядружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников.Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни,даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.
Сказкотерапиясправляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, атакже при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишнейактивности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, покоторой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.
Сказкаобычно выполняет 3 функции:
-диагностическую,
-терапевтическую (коррекционную)
-прогностическую.
Диагностическаясказкапредполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведенияребенка, т.е. может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшиепривычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка; также можетспособствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не можетговорить вслух.
Терапевтическаясказка— сказка, благодаря которой происходят позитивные изменения в состоянии иповедении ребенка.
Прогностическаясказка.В этих сказках раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценариячеловека.
В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать какрусские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов. С помощьюсказкотерапии взрослый (педагог, психолог, родитель) может легко установитьконтакт с каждым ребенком. Форма метафоры, в которой написаны сказки, близка ипонятна ребенку младшего школьного возраста.
Отношениек себе и миру в младшем школьном возрасте формируется с помощью трехкомпонентов:
1.Познавательныйкомпонент. Развитие представлений, знаний о мире, людях и себе.
2.Эмоциональныйкомпонент. Развитие эмоционального отношения, чувств к миру, людям и себе.
3.Поведенческийкомпонент. Развитие деятельностной, регулятивной стороны отношений.
Выделенныекомпоненты отношения ребенка к себе и миру активно формируются в младшемшкольном возрасте. У младшего школьника развивается социальное «Я», ребенокначинает воспринимать мир с рефлексивных позиций, происходит постепеннаядецентрация. В этом возрасте важно, чтобы отношения к миру и себе былицелостными, гармоничными, адекватным и позитивными.
Существуетпять основных видов сказок:
Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новымизнаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определеннойситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультированиидетей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычнопосле прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.
Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способныеповлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.
Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, этомудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе,к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи ифобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.
Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережноскорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка.Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести всебе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении иобсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с гиперактивнымидетьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.
Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя,они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента напсихотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления,мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.
Факторыэффективности сказкотерапии
Привлекательностьсказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
× Отсутствиев сказках дидактики, нравоучений (самое большое, что может «позволить себе»жанр сказки — намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненнойситуации);
× Отсутствиечетких персонификаций (главный герой в сказке-собирательный образ);
× Образностьи метафоричность языка (каждая сказочная ситуация имеет множество граней исмыслов. Ребенок или взрослый, читая сказки, бессознательно выносит для себясмысл, наиболее актуальный для него в данный момент);
× Психологическаязащищенность (признак настоящей сказки – хороший конец);
× Наличиетайны и волшебства (ребенок «вживляется» в повествование, он можетидентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленнымиперсонажами) т.е. он децентируется, встает на место другого и чувствует нечто,отличающееся от него самого, ощущает многогранность мира и свое Единство сним).
Сказкотерапия – процессактивизации ресурсов, потенциала личности. Для многих сказки связаны сволшебством. Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитанияребенка. Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оносвязано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями.Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. Волшебство происходит внутри нас,постепенно улучшая окружающий мир. Сказкотерапия – процесс улучшениявнутренней природы вокруг младшего школьника, это созерцание и раскрытиевнутреннего и внешнего мира. Осмысление прожитого, моделирование будущего, процессподбора каждому ребёнку своей особой сказки. Ценностные позиции младшегошкольника проявляются в его деятельности – сначала в учебных ситуациях, затем вповседневной жизни.
Такимобразом можно увидеть, что сказкотерапия очень многогранный метод в формированииличности младшего школьника и она востребована не только в психологии, ее можноиспользовать и в других областях, как самостоятельный метод. Создавая сказки,мы оказываем определенное влияние на формирование личности младшего школьника.Благодаря тому что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мывзаимодействуем, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки.Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивноевоздействие.
