X-PDF

Использование сказкотерапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Поделиться статьей

Использованиесказкотерапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста

 

ЛевченкоНаталья Ивановна

воспитательотделения социальной реабилитации

КГАУСО«Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

 

Формирование личности в младшем школьном возрастеявляется актуальной проблемой в современной школе. Этот возраст считаетсянаиболее благоприятным для формирования личности, так как в этот периодразвитие ребенка характеризуется преобладанием эмоционально-чувственногоспособа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качестваличности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознанииребенка происходит формирование наглядно-образной картины мира, котораяопределяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самомусебе. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками,включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности –учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ребенку. Всё эторешающим образом сказывается на формировании личности ребенка младшегошкольного возраста и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, кучению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет кругинтересов, развивает способности.

 

         В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старостисталкивается с мифами, былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими своевлияние на него, которое бывает даже не заметно. И у каждого есть любимые иненавистные герои или сюжеты, а мудрость из них, передаваемая из поколения впоколение, как нельзя лучше показывает воздействие на психику человека.  Насегодняшний день, к сожалению, многие люди утратили взгляд на сказки и мифы какна сильнейший источник исторического, психологического и воспитательного опыта.

 

 Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, а иногда и сами родители, втом числе молодые люди, заинтересованные в решении возникшей проблемы. И каждыйнаходит в ней тот ресурс, который  помогает ему решить его задачу.

 

Основнаяцель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Дети встречаются всказочном рассказе с лучшей версией самих себя, учатся у героя совершать добрыепоступки, быть счастливым и справедливым.

 

Коллективноесочинение сказочных историй поможет ребенку освоиться в группе, научитьсядружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников.Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни,даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

 

Сказкотерапиясправляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, атакже при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишнейактивности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, покоторой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

 

Сказкаобычно выполняет 3 функции:

 

-диагностическую,

-терапевтическую (коррекционную)

-прогностическую.

 

Диагностическаясказкапредполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий  поведенияребенка, т.е. может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшиепривычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка; также можетспособствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не можетговорить вслух.

 

Терапевтическаясказка— сказка, благодаря которой происходят позитивные изменения в состоянии иповедении ребенка.

 

Прогностическаясказка.В этих сказках раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценариячеловека.

 

        В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать какрусские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов. С помощьюсказкотерапии взрослый (педагог, психолог, родитель) может легко установитьконтакт с каждым ребенком. Форма метафоры, в которой написаны сказки, близка ипонятна ребенку младшего школьного возраста.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

Отношениек себе и миру в младшем школьном возрасте формируется с помощью трехкомпонентов:

 

1.Познавательныйкомпонент. Развитие представлений, знаний о мире, людях и себе.

 

2.Эмоциональныйкомпонент. Развитие эмоционального отношения, чувств к миру, людям и себе.

 

3.Поведенческийкомпонент. Развитие деятельностной, регулятивной стороны отношений.

 

Выделенныекомпоненты отношения ребенка к себе и миру активно формируются в младшемшкольном возрасте. У младшего школьника развивается социальное «Я», ребенокначинает воспринимать мир с рефлексивных позиций, происходит постепеннаядецентрация. В этом возрасте важно, чтобы отношения к миру и себе былицелостными, гармоничными, адекватным и позитивными.

Существуетпять основных видов сказок:

   Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новымизнаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определеннойситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультированиидетей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычнопосле прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.

   Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способныеповлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.

   Психотерапевтические сказки  обладают наибольшей эффективностью, этомудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе,к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи ифобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.

   Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережноскорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка.Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести всебе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении иобсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с  гиперактивнымидетьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.

   Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя,они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента напсихотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления,мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.

 

Факторыэффективности сказкотерапии

 

Привлекательностьсказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

 

×         Отсутствиев сказках дидактики, нравоучений (самое большое, что может «позволить себе»жанр сказки — намек на то, как лучше поступать в той или иной  жизненнойситуации);

×         Отсутствиечетких персонификаций (главный герой в сказке-собирательный образ);

×         Образностьи метафоричность языка (каждая сказочная ситуация имеет множество граней исмыслов. Ребенок или взрослый, читая сказки, бессознательно выносит для себясмысл, наиболее актуальный для него в данный момент);

×         Психологическаязащищенность (признак настоящей сказки – хороший конец);

×         Наличиетайны и волшебства (ребенок «вживляется» в повествование, он можетидентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленнымиперсонажами) т.е. он децентируется, встает на место другого и чувствует нечто,отличающееся от него самого, ощущает многогранность мира и свое Единство сним).

 

Сказкотерапия – процессактивизации ресурсов, потенциала личности. Для многих сказки связаны сволшебством. Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитанияребенка. Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оносвязано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями.Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. Волшебство происходит внутри нас,постепенно улучшая окружающий мир.  Сказкотерапия – процесс улучшениявнутренней природы вокруг младшего школьника, это созерцание и раскрытиевнутреннего и внешнего мира. Осмысление прожитого, моделирование будущего, процессподбора каждому ребёнку своей особой сказки. Ценностные позиции младшегошкольника проявляются в его деятельности – сначала в учебных ситуациях, затем вповседневной жизни.

 

Такимобразом можно увидеть, что сказкотерапия очень многогранный метод в формированииличности младшего школьника и она востребована не только в психологии, ее можноиспользовать и в других областях, как самостоятельный метод. Создавая сказки,мы оказываем определенное влияние на формирование личности младшего школьника.Благодаря тому что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мывзаимодействуем, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки.Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивноевоздействие.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет