Использование современныхинформационных технологий на уроках английского языка
Насегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место впроцессе обучения.
ИКТобучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическимсредством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков.Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения,росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала,позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежатьсубъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаютсяразнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку,эффективностью.
Начало формы
Конец формы
Однако,современные УМК для преподавания английского языка представлены в основномдидактическими аудиоматериалами, а ресурсные возможности образовательной средыИнтернет позволяют использовать новые интерактивые программы. Обучающимся ненадо вкладывать дополнительные материальные средства на их приобретение.
Кнаиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
· электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощьюкомпьютера и мультимедийного проектора,
· электронные энциклопедии и справочники,
· тренажеры и программы тестирования,
· образовательные ресурсы Интернета,
· DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
· видео и аудиотехника,
· научно-исследовательские работы и проекты.
· интерактивная доска
возможностииспользования информационных технологий в образовательной деятельности:
1. дляпоиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer,Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем и программ для работы врежиме on-line (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com,Prez-team.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование,аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме on-line ит.д.);
2. дляработы с текстами,используя пакет основных прикладных программ MicrosoftOffice: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическимоформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации дляболее красочной демонстрации материала; MicrosoftExce lвыполнять вычисления,анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и навеб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты,брошюры и т.д.
3. дляавтоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) иэлектронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4. дляхранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
5. дляобщения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent т.д.);
6. дляобработки и воспроизведения графики и звука (проигрывателиMicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотраизображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежейи графиков Visio) и др.;
Обучающие программы по английскому языку составляют значительную часть всегоучебного программного обеспечения.
Крометого, существует множество сайтов, при помощи которых школьники могут изучатьанглийский язык не только на уроках, но и самостоятельно , составляя сообщения,статьи, делая ролики, фильмы, презентации и многое другое, что помогает успешносправляться со многими заданиями. (Busuu.com, Wikipedia.org,Reward Internet, Prez.team и др.).
Компьютерможет быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом,на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, уменийи на этапе их контроля. Компьютер может быть использован в самых разнообразныхкоммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностейобучаемых.
Урок «открытия» нового звания
Всвоей практике использую созданные специально для конкретных уроковмультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основныеязыковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательностидействий на компьютере для выполнения практической части работы, часто содновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. Прииспользовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темыдостаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показанысамые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения,схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии техническихвозможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается длякаждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающиевиды заданий.
Видеоролики,песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве синоязычной культурой. Например, сайт о королеве Елизавете II и её семье илиролики, дающие характеристику штатов США, помогают в выполнении упражнений потеме «Страны изучаемого языка». Эти ИКТ средства помогают создать на урокеситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладениюфонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке.
Урок закрепления знаний
Спомощью мультимедийных обучающих программа по английскому языку в практикеработы использую различные методические приёмы, позволяющие в активной формепроводить ознакомление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.
Уроксистематизации и обобщения знаний
Наданных уроках непосредственно обращаемся к различным источникам информации,которая интересна ученикам и способствует получению жизненного опыта.Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематическихсайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции,развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные видыдеятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет;работа с расписанием поездов; работа с картой прогноза погоды; работа сгеографическими картами; работа с англоязычными сайтами, использованиефлэш-игр, флэш-мультфильмов, работа с веб-квестами.
Веб-квест — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнениякоторого использую информационные ресурсы сети Интернет. Направлен на развитиеу учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель,создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической иинфокоммуникационной компетенции
Урок развивающего контроля
Созданиекроссвордов Кроссворд не обязательно создавать в Word.Существует большое количество сервисов и программ, которые сильно упростятпроцесс.
Созданиеwordsearch
Считаю,что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебногопроцесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Разрабатываемыемною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которыеученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электроннойверсии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматическийпереход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, обозначаю вывод реакции оправильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильностисделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Порезультатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учениковизучать данный раздел.
Проектная деятельность обучающихся
Используюмногогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательскойдеятельности.
Впрактике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способовдеятельности обучающимся могут выполнить проектные и творческие работы:компьютерные презентации, веб-квесты или тематические веб-странички ..
Такой вид работы развивают творческие, исседовательские способности учащихся,повышают их активность.
Обучениечтению
Активноиспользую Интернет как превосходное средство для получения информации опоследних событиях в мире. С помощью Интернет можно превратить классную комнатув агентство новостей, а своих учеников — в первоклассных репортеров. Такой виддеятельности подходит для учащихся старших классов, так как включает в себяобъёмное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.
Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы, гдепредоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многихязыках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владенияанглийским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной можетпоказаться двойная классификация статей — по темам и по континентам. Обратнаясвязь с издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US.
Вплане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета являетсянезаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий,происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различныхточек зрения. Особенно ценными для классной работы является ссылка — send usfeedback, осуществляющая интеракцию читателя с издательством. Высказать своемнение относительно прочитанного и лично побеседовать с автором определеннойстатьи можно благодаря разделу “сегодняшние журналисты” (“Today’s Columnists”),где выбор определенной фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда можетпоявляться экстра-связь с главным действующим лицом статьи.
Ученикам предлагается работать в постоянных и сменных парах, по исследованиюстатьи, охватывающих все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру…Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса всочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются исследованиемболее трудных статей, в то время как более слабым поручается отчет о погодныхусловиях или новости из области культуры.
В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнятьсловарный запас. Для этого предлагаю учащимся составить словарные статьи,опираясь на прочитанную информацию. Грамматические навыки английского языкаприобретаются через работу над встретившимися в статьях примерами.
Для развития межкультурной компетенции исследование статей имеет своипреимущества: досконально изучив проблему, учащиеся будут в состоянии не толькоопределить позицию данной страны к изучаемой проблеме, но и выявить основаниядля такой точки зрения, и, соответственно, смогут прогнозировать развитиесобытий. После проделанной работы необходима, организую дискуссию илителеконференцию, где деятельность каждого ученика или группы становится базойдля исследования общей проблемы в тематической секции.
Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ кинформации «из первых рук», а не к недельной или того более давности информациипечатных изданий, оказывая на них влияние.
Участие в международных конкурсах
Обучениеписьму
Общениев виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, котораядля овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружескойпереписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любомуровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемогоязыка, установления дружеских контактов и изучение таким образом иноязычнойкультуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению сбумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
Новой формой общения и проверки домашних заданий служит электронная почта.Учащиеся присылают сочинения, эссе, письма и другие письменные работы для проверки.Давая комментарии ошибок каждому ученику, освобождается время на уроке дляподготовки участников конкурсов, олимпиад или работы со слабоуспевающимиучениками.
Интернетможет и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиесяпробуют себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Ученикиобращаются к сайту THEYOUNGVOICESOFTHEWORLD(открытый форум, представляющийсобой издательство для публикации своих работ), BUSUU.COM( сайт изученияиностранных языков), сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказавна обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом ихсоздателя, что позволяет осуществление обратной связи и организации дискуссий.
Обучение говорению
Дляподготовки к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогаютсоставить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме ( например,сообщения по теме «Английские праздники», «Великобритания» « Австралия и НоваяЗеландия»). Высказывания (монологические, диалогические) с опорой наинформацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенныминтересом учащихся к теме.
Эффективноиспользуются средства ИКТ и во внеурочной деятельности.
Детиготовят проекты, рефераты-презентации, работы для научно-практическойконференции, участвуют в Интернет -олимпиадах, конкурсах, круглых столах,он-лайн тестированиях.
Вомногих школах России сегодня ноутбуки уже заменили бумажные учебники. Хорошоэто или плохо- покажет время, но то, что быстрое овладевание новыми знаниямиуже невозможно без применения компьютера – это очевидно. И качество обучения внаших школах будет зависеть от степени оснащенности их техническими средствамив целом и самыми современными средствами ИКТ в частности и грамотнымприменением их в учебном процессе, и на уроках английского языка в частности.
Использованная литература
1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” длясредней школы. ИЯШ, №3. 1999.
2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с33-41.
3. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
4. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (ввопросах и ответах). СПБ., 2001.
5. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ,№4, 2002. с. 73-78.
6. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.
7. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка-потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
8. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997., с 2-7.
9. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.
10. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1997
11. Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному языку спомощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с. 52-56.
12. Телицина Т. Н., А.Ф. Сидоренко Использование компьютерных программ науроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
13. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с.40-41.
14. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальнойшколе. ИЯШ, №2, 2002. с. 43-47.