X-PDF

Использование современных образовательных технологий, а также цифровых образовательных ресурсов и средств.

Поделиться статьей

Банникова Анна Сергеевна,

 учитель начальных классов

МОБУ СОШ №7

г.Тында Амурской области

 

Использование современных образовательныхтехнологий, а также цифровых образовательных ресурсов и средств.

 

         Особую роль в управлении качеством образования играют современныеобразовательные технологии.  В настоящее время всё более актуальным вобразовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов,которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собиратьнеобходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.    

          В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить вребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет самадобывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.  В любом урокеможно применять разные технологии, их элементы. Вот некоторые из технологий,которые я изучила.

          В течение последних трёх лет я активно применяю на уроках и во внеурочнойдеятельности технологии проектной и исследовательской деятельности.Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированиюв информационно и технологически насыщенном мире

   Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочнойдеятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, анаправляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнитьданный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникаминформации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего неделай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное ясделаю сам». Особое  внимание обращаю на формирование у детей необходимыхкачеств:

А)деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместнуюработу, договариваться о способах разделения обязанностей,

-Б)умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнениеучастников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своихтоварищей.

Затри года было подготовлены и представлены наиболее значимые  проекты«Тында-город мой родной», «Знаменитые люди города. Градоначальник Шульц М.Б»(ко дню рождения города); «Листая страницы альбома»(ко дню юбилея школы); «Конституция –наш главный закон», «Животные и растения Амурской области», «Моиправа и обязанности», совместный с родителями проект «Для нас спорт не толькоздоровье, но и образ жизни, т.к. берем пример с родителей»

Особоеместо в организации урочной и внеурочной деятельности  занимает исследовательскаятворческая деятельность. Главная ее цель — увлечь детей поиском, показатьим значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Предметыначальной школы дают возможности для разнообразных исследований: от небольшихкраткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которыеоформляются в научно-исследовательские работы, с которыми ребята затемпринимают участие в научно-практических конференциях, различныхисследовательских конкурсах.

 Даннаятехнология была  представлена на школьных, муниципальных этапах конкурсов.

       На любом современном урокенельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без егоэлементов. Актуальность данной технологии определяется развитием высокогоуровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересовучащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий,создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей уучащихся возникает потребность в овладении новыми знаниями, новыми способамидействий, умениями и навыками.

     Средствомсоздания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы(проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебнаяпроблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательнымии практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличнымуровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развитияслужит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебныйпроцесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управлениепроцессом выхода из проблемной ситуации, я точнее процессом самостоятельногорешения проблемы учениками.

    Учебные проблемы оказали положительное воздействие на эмоциональную сферуребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умнымиучеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помогсвоей группе» и т.п.

      Изменения, происшедшие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создаютблагоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развитияиндивидуальности и творческого мышления. 

       Методы проблемного обученияможно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Чащевсего проблему ставлю  в начале урока или на этапе первичного закрепления, гдедетям предоставляет, к примеру, возможность самостоятельно определить темуурока или вывести правило, опираясь на предложенный материал. Дети лучшеусваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли самии выразили по-своему. Чтобы обучение по данной  технологии не теряло принципанаучности, выводы учеников обязательно подтверждаются и сравниваются справилами, теоретическими положениями учебников.

Например:

Урок математики в 3классе.Тема.Виды треугольников.

Даю задание посмотреть на фигуры исказать какая лишняя и доказать свой ответ.(прямоугольник)

-Как  одним словом можно назватьоставшиеся фигуры? (треугольники)

-Одинаковы ли эти треугольники? (нет)

-Подумайте,  как можно назвать каждыйиз этих треугольников, т.е. дать имя каждому из них. (Высказывания детей)

Посмотрите на первый треугольник,какие углы в нем?(все острые)

Какое имя дадим? А если есть тупойугол? А если прямоугольный?

-Какие же бывают треугольники?(Прямоугольные, тупоугольные, остроугольные)

-Давайте подумаем и ответим навопросы.

-Может ли быть у треугольника дватупых угла?(два прямых)

-Попробуйте построить такиетреугольники.

Почему не получилось?

— Сделайте вывод.

А сейчас нарисуйте треугольник, вкотором есть и прямой угол, и тупой.

-У кого получилось? А у кого неполучилось?

-Сделайте вывод.

Урок русского языка в 1 классе.  Тема.Правописание парной согласной в корне слова.

Даю  детям задание записать два словапо картинкам. (Луг, лук)

Выясняем значение этих слов.

Два ученика записывают на доске.

При проверке выясняется, что детизаписали слова неодинаково (два варианта)

-Интересно, а кто же прав, ктозаписал эти слова правильно? (высказывания детей)

— Давайте попробуем поставить всильную позицию эти слова (на лугу , нет лука)

После решения этой проблемы,формируем обобщенное орфографическое действие. Хвалим детей, которые написалиправильно эти слова.

Проблемные вопросы, ситуации науроках окружающего мира помогают не только решить какую — то проблему, но изаставляют детей размышлять, думать. Так, при изучении темы «Живая и неживаяприрода» ставлю различные проблемные вопросы и задания:

·       Может липрирода быть учителем? Если да, то докажите. (Знакомит с разнообразиемрастительного и животного мира, с красотой; учит наблюдательности и не бытьлентяем; заботится о детях; раскрывает секреты роста и развития растений иживотных).

·       Смогут лисуществовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?

·       Верно ли,что вьюнок, цепляющийся усиками за забор, — это животное, а паутина паучка –растение?

·       Определи:что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.

·       Известно:почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Какие из указанных объектовзависят друг от друга?

 

           Использование ИКТв процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентностиучителя, это способствует значительному повышению качества образования,позволяет сделать урок современным.

         ПрименениеИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихсяориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладеватьпрактическими способами работы с информацией; обмениваться информацией спомощью современных технических средств.

         Однойиз главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширениекругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственнойдеятельности детей, развитие речи — сегодня в школе невозможно обойтись безинформационно-коммуникативных технологий.

         Неменее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителюбыстро, качественно, подготовить интересный, продуманный, мобильный урокпо любому предмету и теме.

          Используетсяпрактически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массуэнциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово исодержится на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

         Такиеуроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеютнаглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяякак можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процессвосприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, какнельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов,анимации.

         Практическина любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно– найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим ипознавательным.

         Итак,мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен наразвитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизированамыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным,а творческим.

         Информационныетехнологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации идифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, нотакже и за счет самообразования учащегося.

         Дляполучения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и вовнеурочное время использую презентации. Дети с удовольствием смотрятслайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.

         Дляуроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей насприроды, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочкипитания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты,кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок интересным, необычным

 

          Технология, которая  сохраняет познавательную активность ребенка иоблегчает сложный процесс обучения, способствует как приобретению знаний, так иразвитию многих качеств личности – это игра. Игровая технология являетсяестественной и гуманной формой обучения для ребенка. Данную технологию  используюна уроках, в основном  в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная изанимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое ифизическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.  Обучаяпосредством игры, учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а какдетям удобно и естественно его взять.

         Кроме этого, игры  позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся. С помощью игры учительвовлекает  каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность,уровень подготовки по предмету.     Упражнения игрового характера обогащаютучащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимаютутомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию,способам организации и проведения. С их помощью  можно решить какую-либо однузадачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или жецелый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность,внимание, творческие способности и т. д.  Игру можно использовать:

— в качестве самостоятельныхтехнологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элемент более обширнойтехнологии;

-в качестве урока (занятия) и егочасти (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологиявнеклассной работы.

         Даннаятехнология  была  представлена  на открытом уроке по обучению грамоте . Темабуква В. Звуки в, в».(Отзыв прилагается).

Применение различных технологий сопровождаю обязательно вкомплексе со здоровьесберегающей технологией      

В урок  включаюгимнастику, танцевально-ритмические паузы  (под музыку),физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительныеигры  на переменах, упражнения на релаксацию,дыхательную  гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Советы доктораАйболита», «Наше здоровье в наших руках», «Значение физкультуры и закаливания вжизни ребенка»,«Формула здоровья» и др. Во внеурочной деятельности  провожу сребятами беседы о ЗОЖ. Выбираю  физкультминутку  в зависимости отпреобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельностиписьмо, то использую  упражнения для снятия общегоили   локального утомления,   упражнения длякистей рук; если чтение — гимнастику для глаз.   Разные этапы урока провожу  создоровьесберегающим содержанием.

Добавлю, что большое вниманиестараюсь уделять воспитательной работе. На классных часах яотвожу много внимания здоровому образу жизни, брейн-ринги,спортивные соревнования, совместные выходы на лыжную базу, ледяной корт, воспитательныебеседы «Спорт – залог здоровья». Последискуссии проводим викторины, выставки рисунков.

Дифференцированнаятехнология обучения.

Дляразвития способностей каждого ребенка использую в своей работе дифференциальный подход вобучении, который заключается в том, что учащимся предлагаютсязадания различного уровня сложности в зависимости от индивидуальныхвозможностей и способностей ребенка. Это позволяет создавать ситуацию успехадля «слабых» учащихся. При использовании дифференцированной технологииобучения, прежде всего, ориентируется на потенциальные возможности каждогоученика и их реализацию путем вовлечения детей в различные виды деятельности:подготовка сообщений, подборка (или собственное сочинение) стихов, пословиц поопределенной теме, проведение и описание опытов (экспериментов), созданиепрезентаций и т.д. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в тойобласти, которая ему интересна, раскрыть свои способности и наклонности. Даннуютехнологию использую совместно с другими технологиями.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей