X-PDF

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках истории.

Поделиться статьей

Технология разноуровневого обучения на уроках истории

Буланов К.В.   г.о.Мытищи

 

Вот уже который год подряд педагогическая общественностьговорит о необходимости работы по технологии разноуровневого обучения наступенях средней школы. Накоплен немалый опыт по проблеме дифференцированногообучения. Поистине новатором является И.Г. Песталоцци, он развил положениепрогрессивной педагогике о факторах формирования личности и гармоничногоразвития всех сил и способностей человека. И.Г Песталоцци имел ввиду, что развитие ребёнка должно начинаться от наипростейших элементов идвигаться к сложным. Он разработал системурасположенных в определённой последовательности упражнений, с целью привести вдвижение присущие природным силам человека стремление к деятельности.

И.Г.Песталоцци писал: Обучая всех, хорошо учитькаждого, при условии всестороннего развития их способностей.

Известно, эффективным является то обучение, при которомосуществляется дифференцированный подход, учитывающий индивидуальныеособенности школьников. Индивидуальная форма обучения стала нынераспространённой. На неё переводятся слабые ученики, которых нужноподгонять и трудные, которые с точки зрения учителей,мешают всем остальным. Сюда же относят тех, кто хочет ускоритьпроцесс обучения. Одним словом — контингент неоднородный. Слабых,трудных, больных, естественно, больше чем могущих ускорить процессобучения, но и тех, и других в школах становится всё больше. Подобная картинанаблюдается и у нас в г.Балаково Саратовской области. Найти ответ на вопрос,как помочь моим ученикам, мне помогла книга Е.С.Глобовой Понимать детейдело интересное, — М.: Аграф, 1997 г.

В настоящее время, когда здоровье наших детей оставляетжелать лучшего, учитель должен основываться на психологических характеристикахучеников.

Наблюдая за детьми на уроке и во время перемены, учительдолжен учитывать особенности детей к восприятию информации. Помощь всоставлении психологической карты класса, может оказать психолог школы.Учитель, имея такую карту, уже знает, как строить свою работу. Каждому ребёнкупредоставляется возможность развивать в своём темпе и ритме, исходя изособенностей, заложенных в нем природой.

Технология разноуровневого обучения ломает классно -урочную схему, существенно меняет роль учителя, который из всезнающегонаставника превращается в помощника и консультанта. По сравнению с традиционнойсистемой, ориентирующейся на среднего ученика, технология разноуровневогообучения ориентирована на всех: каждый получает своё. Но это не ограничиваетвозможности перейти с одного уровня сложности на другой.

Целью разноуровневого обучения является сохранение идальнейшее развитие индивидуальности ребёнка.

Сущность профессии учителя — развивать ученика, изучатьего. Учитель обязан знать способности своих учеников и их интересы. В последнеевремя усилился дифференцированный подход к учащимся. Учитель работает потехнологии разноуровневого обучения, а администрация старается создатьпрофильные классы, классы с углубленным изучением учебных предметов. Этомуслужат факультативы, кружки, элективные курсы. В прошлом учебном году велафакультатив по краеведению. В сентябре записалось десять человек, а к концугода их двадцать два, причём, ребят с разным уровнем знаний по истории. Успехфакультатива объясняется тем, что каждый ученик имел возможность выбрать то,что ему интересно. Многие выбрали темы, работали с ними, подбирали материалы, арисунки, оформления им помогали делать другие. Создалась даже литературнаягруппа, которая подбирала литературные цитаты, стихи к теме и даже самисочиняли стихи. Таким образом получилось несколько интересных тем, с нимиученики пошли в младшие классы, учились рассказывать перед учащимися начальныхклассов и очень волновались. Какая гордость была у ребят, когда малыши смотрелина яркое оформление, с интересом слушали рассказ, удивлялись и задаваливопросы. Такие темы как гербы Саратова и Балаково, обычаи народов нашего края,архитектура нашего края, археология — вызвали большой интерес учеников. Ребятасами искали интересные темы. Группа учеников взялась за поиск старинных гаданийи в кабинете истории открыли Лавку Древностей, где каждомужелающему могли погадать, ответить на вопросы. Желающие были до самого вечера.Один из мальчиков седьмого класса увлекается кулинарией, родители запретили емудумать об училище, т.к. он учится на отлично, а на факультативеИлья подготовил интересные темы о русской кухне к народным и религиознымпраздникам. И даже по рецепту сказки Колобок испёк колобки. Надобыло видеть, как он учил нас их есть, запрещал кусать их зубами, предложилсказать своему колобку несколько ласковых слов, понюхать его, похвалить, чтобыон стал вкуснее. Даже работникам столовой полюбились смешные и вкусные егоколобки. Из глубины веков идет уважение к хлебу. Нужно это воспитывать в детяхи сейчас. Рецепт колобка прост: ложка муки в ладошку и немного сметаны, скататьколобок, но не жёстким, не нажимая сильно и печь в духовке. Он станет красивым,розовым, душистым. Такое занятие можно провести и во время урока на применениетем по краеведению. Ведь в кухне татар, чуваш, мордвы есть такие блюда, какколобки. Но татарская кухня применяет ещё и мёд, а чувашская соль и сахар.

При такой технологии, когда ученик сам ищет информацию,можно сформировать большой интерес к предмету. Это и есть новая инновационнаятехнология. На уроке истории наблюдаешь, как ученик, который увлекаетсятехникой, с увлечением рассказывает о сражениях, умеет самым первым справитьсяс заданием по пространственному изображению карты. А любитель литературысочинит по теме истории стихи и с гордостью их прочитает. За годы работынакопилось много стихов учеников. Конечно, они не совершенны. Но ученики,затаив дыхание, слушают их на уроке и потом сами пробуют писать. Например, темао Древнем Египте построена на применении стихов учеников. Есть стихи большие пообъёму о географическом положении:

В северо-восточной Африке
Редко льют дожди
Большую часть года их не жди
Тянутся пустыни,
Их не обойти,
И песок и камни
На большом пути
А в восточной Африке 
Протекает Нил,
Он через пороги
Тратит много сил. 
И течёт он плавно,
700 километров.
В глубокой долине
Где тихо, нет ветра
От порогов, вдоль реки
До самого моря
Расположен был Египет,
Древний на просторе
(Дурыничева Ирина)

На уроках даю задания на дом по желанию написатьстихи. О чём писать — это тоже выбирают ученики. Поэтому чаще пишут о том, чтопоказалось особенно интересным.

В июне из кувшина 
Льёт воду из истока Нила.
Пустыню делает он влажной,
Но Бог он прямо безобразный.
Берёт он жертвы от народа
За воду будущего года
(Забиров Рамиль)

И такие короткие стихи, но написанные самим учеником,дают ему чувство большего удовлетворения, а учителю, помогают глубже раскрытьисторический материал, оживить иллюстрации учебника. Например, по историисредних веков:

Вот книги на цепи лежат
А дети за столом сидят.
Читай и понимай всё сам,
А не поймёшь — то ты болван.
(Морозова Лена)

Здесь обратили внимание на тему: Школа в средниевека и увидели разницу в способах преподавания. Бывает, что встихотворении есть неточности:

Сидел в своей избушке
Крестьянин молодой.
И горевал о будущем
Он со своей женой.
А феодал богатый
Устраивал пиры,
Разбрасывал он деньги
Не зная им цены.
(Пустовойтова Елена)

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

На уроке объясняешь, что деньги тогда такой роли неиграли, как сегодня, оброк был натуральным, только постепенно он превратился вденежный. После такого объяснения дети быстро запоминают понятиеоброк и не путают его с денежным.

Иногда ученики сочиняют стихотворения — загадки.

Кто это?

Давным — давно, в древнем Китае
Жил — был мудрец, людьми уважаем
Для всех людей писал законы
Любовью к народу они были полны
Закон первый. Гласит он так.
(И это во все не пустяк)
Ближних люби и уважай
Стариков особо почитай
Детишек малых не обижай.
Попадёшь тогда ты в рай.
(Конфуций)
(Медведев Иван)

Думается, что даже такие несовершенные стихи помогаютучителю прививать интерес к предмету, а у учеников идёт активное развитие речи.А кто увлёкся поэзией, приносят на уроки стихи разных авторов, которые можноиспользовать на уроке, но это уже творческая, поисковая работа. Например, потеме:Октябрьская революция, чтобы показать остроту борьбы междубольшевиками и меньшевиками можно использовать стихотворение неизвестногоавтора, ученик выписал его работая в архиве.

Чем хочешь будь себе свободно:
Буржуем, барином, купцом,
Нововременцем, подлецом —
Ну всем, чем душеньке, угодно
Семёновцем, прохвостом, вором
Жандармом будь, будь прокурором,
Будь палачом, будь октябристом,
По мне, хоть будь себе шпиком
Но если стал социалистом
Мой друг, не будь меньшевиком

Уточнив, что семёновцы подавили Декабрьское вооружённоевосстание, можно предложить несколько вопросов ученикам гуманитарногоклассапо тексту:

— Определить партийную принадлежность автора?

— Определить к какому времени относится написаннаяэпиграмма?

— Почему такая непримиримость у автора к меньшевикам?

— Выразить свою позицию борьбы между большевиками именьшевиками.

Разворачивается интереснейшая дискуссия.

Применяя такие стихотворные приёмы, появляетсявозможность усвоить базовую информацию на различных уровнях. Кто-то простопоймёт материал и запомнит его, а другие усвоят его на уровне размышления,творчества, применения. Но у всех будет интерес к такому уроку, значит, ученикипроявят активность в усвоении знаний. Таким образом, цель учителя — этоиндивидуализация на уроке, а достигается она через такое средство какдифференциация, т.е. разделение по способностям и по интересам.

Каждый ученик должен найти своё место на уроке, чтобы онмог себя проявить.

Принципы технологии разноуровневого обученияпредусматривают всеобщую талантливость детей, т.е. все талантливы по своему,принцип взаимопревосходства, т.е. всегда есть то, что ученик делает хорошо.Принцип неизбежности перемен предусматривает изменение учащегося. Задачаучителя, чтобы ученик прогрессировал, а не регрессировал.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет