Использованиездоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровье детей — одна изактуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья ифизического развития детей в условиях дошкольных образовательныхучреждений в современных социально-экономических условиях развития обществатакова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья ифизического развития значительной части детей дошкольного возраста.Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер поулучшению их здоровья.
Первыешаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя,формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.
От тогонасколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению,насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения,зависит здоровье детей.
Работапо созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основекомплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка,на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единствотребований дошкольного учреждения и семьи.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая,развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляетэмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организациижизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающаясреда включает несколько компонентов:
1.Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиеническихусловий жизнедеятельности детей.
2.Физическое воспитание.
3.Организация оздоровительной работы с детьми.
4.Создание здоровьесберегающего пространства.
5.Использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающиетехнологии — это система мер, включающая взаимосвязь ивзаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных насохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
Применяя такие методы как:динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику:пальчиковую, для глаз, дыхательную; физкультурные занятия, занятие по ОЗОЖ,самомассаж, тем самым повышается результативностьвоспитательно-образовательного процесса, формируются у воспитанников ценностныеориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитаниюинтереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и,самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физическойподготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здоровогообраза жизни.
Цель здоровьесберегающихтехнологий : обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровомуобразу жизни.
Задачи:сформировать здоровьесберегающее поведение детей в условиях ДОУ,создать комфортную психологическую ситуацию в группе, обогащая ееположительными эмоциями, развивать дружеские взаимоотношения через игру иобщение в повседневной жизни.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий. Времяпроведения в режиме дня и особенности методики проведения.
Ритмопластика- не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2раза в неделю по 30 мин. Обратить внимание на художественную ценность, величинуфизической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка,учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Динамическиепаузы (физкультминутки).
Во времязанятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей вкачестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики дляглаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижныеи спортивные игры- как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповойкомнате — малой и со средней степенью подвижности проводятся ежедневно.
Игры подбираются в соответствии с местом и временем ихпроведения. Используются также игры наускорение, внимание с движениями и музыкальным сопровождением.
Релаксация проводится в любом подходящем помещении. Взависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии. Используетсяспокойная, классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звукиприроды).
Технологии эстетическойнаправленности реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, припосещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам идр. Осуществляется на занятиях, а также по специально запланированному графикумероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детямэстетического вкуса.
Пальчиковаягимнастика. Проводится в любое удобное время, во время занятий понеобходимости. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любоесвободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.Рекомендуется использовать наглядный материал,показ педагога.
Дыхательная гимнастика используется в различных формахфизкультурно-оздоровительной работы, отдельные упражнения включаютсяв гимнастику после сна. Обеспечить проветривание помещения, с детьми проводитсябеседа об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика пробуждения- проводится ежедневно после дневного сна,5-10 мин. Формапроведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьбапо «дорожке здоровья».
Проблемно-игровые упражнения (игротренинги и игротерапия). Проводить лучше в свободноевремя, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимостиот задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметнодля ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативныеигры проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. Занятия строятся по определеннойсхеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разнойстепени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1раз в неделю по 30 мин. Могут быть включены в качестве познавательногоразвития.
Самомассаж используем в зависимостиот поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительнойработы. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры идать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Технологии музыкального воздействия.Музыкотерапия эффективна в различных формах физкультурно-оздоровительнойработыИспользуются в качествевспомогательного средства, как часть других технологий дляснятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Технологии воздействия цветом- какспециальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильноподобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Технологии коррекции поведенияпроводится сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. Проводятся по специальнымметодикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одномупризнаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятияпроводятся в игровой форме.
Сказкотерапия- 2-4 занятия в месяц по 30 мин. Занятия используют дляпсихологической терапевтической и развивающей работы.Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповоерассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, аостальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Психогимнастика- курс специальных занятий 1 раз в неделю по20-30 мин. Проводятся игры, этюды, упражнения, направленные на развитие икоррекцию сторон психики ребёнка, проводится профилактическая работа сдетьми на предупреждение эмоциональных расстройств.
Используемыев комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенкастойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок судовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен,открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развитиявсех сфер личности, всех ее свойств и качеств.