X-PDF

Исследование на уроках биологии

Поделиться статьей

МАСТЕР-КЛАСС

Организация учебнойисследовательской деятельности учащихся на примере уроков биологии.

1. Проблемная ситуация – начало.

Добрыйдень уважаемые члены жюри, коллеги! 

        «Что нужно сделать, чтобы учитьсяв школе было интересно?» (заслушать несколько мнений педагогов).

     Такой опрос провели средистаршеклассников школы, в которой я работаю.

        Что заставляет подростка срадостью просыпаться утром будничного дня, с удовольствием переступать порогсвоей школы и без усталости переносить долгий учебный день?

       Вот некоторые ответы: (на слайдах)

      «Чтобы в школе было интересноучиться, нужно больше вводить практических, познавательных занятий»,

     «Придумать примеры и задачи наслучаи, которые происходят в реальной жизни»,

    «От скучных монотонных объяснений уучеников возникают пробелы в знаниях, и уроки становятся неинтересными. Ведьинтересно в первую очередь, когда ты все понимаешь и чувствуешь себя успешным». 

       Я во многом согласна со всемивысказавшимися учениками. Необходимо менять школьную среду. Переход нановые ФГОСы, использование в образовательном пространстве исследовательскойдеятельности может помочь в достижении этой цели. Виды исследовательскойдеятельности на уроке могут быть самыми разными, и мы их относим к когнитивнымметодам обучения (слайд).

       Первичная цель использования данныхметодов – познание объекта. Ребенок – существо само по себе деятельное.Ему нужно всё пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследоватьмир (слайд №4).

      Давно ли вы, уважаемые коллеги,занимались познанием биологических объектов? Я предлагаю вам, на время статьмоими учениками и через практическую деятельность подробнее ознакомится снекоторыми когнитивными методами обучения. Все предлагаемые мноюметоды можно применять на любых предметах.

· Итак. Метод вживания. Он опирается наэмпатии, означающие «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Методэмпатии вполне приемлем для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающегомира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается«переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри (слайд).

Практическое задание №1 (слайд №6).

     Я предлагаю вам почувствовать себя зеленым растением,например, деревом. Определитесь, какое вы дерево. Встаньте, закройте глаза ипод мой комментарий мысленно проделайте путешествие по «своему растительномуорганизму» (музыка на слайде по щелчку): ваши ноги – это мощные корни,которые всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами,вы чувствуете, как этот живительный раствор продвигается вверх по вашим сосудамв древесине и идет по всему телу, наполняя и ваши руки — листья. Почувствуйтетепло на своих ладонях – это энергия солнца поглощается вашими клетками, в нихуже заработали крохотные заводы – хлоропласты по производству крахмала. Отлистьев–рук крахмал оттекает по ситовидным трубкам кожи — коры во все частивашего растительного организма. Вы наливаетесь силой и растете. Потянитесьруками к солнышку, расслабьте мышцы, откройте глаза и сядьте.

      Расскажите о своих ощущениях вовремя «вживания» в изучаемый объект, что наиболее ярко удалось представить, чтоудивило.

В своих группах создайте ситуацию вживанияв предмет из своей учебной области. Проведите это упражнение для коллег излюбой группы.

Комментарий: подобные упражнения, кроме того,способствуют снятию эмоционального напряжения, выполняют функциифизкультминутки.

       При изучении живой природы мы часто используем методнаблюдения, но далеко не всегда есть возможность увидеть реальный объект, атем более потрогать его. Можно использовать воображение и тактильную памятьучащихся. Например, при изучении земноводных можно провести следующее задание.

Практическое задание №2 (слайд).

     Закройте глаза и приготовьте вашиладони. Сейчас каждому из вас я посажу на ладони лягушку (фонограмма голосалягушки). Не волнуйтесь, попробуйте почувствовать, какая она. Опишите ваши впечатления.

Комментарий: некоторые ученики таквпечатляются, что подробно рассказывают о весе лягушки, ее прохладной гладкойкоже, у некоторых она начинает выскальзывать из-за слизистого покрова.

2. Метод символического видения (слайд). Символ, как глубинный образреальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения ипознания этой реальности. Я предлагаю ученикам наблюдать какой-либо объект сцелью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной илииной форме. Какое обобщающее слово вы бы подобрали к символу, изображённому наслайде? (наука).

       Практическое задание №3 (слайд). Рассмотрите схему «Обмен веществ иэнергии». Ответьте на вопросы:

Какие две группы реакций составляют обменвеществ?

Охарактеризуйте процессы анаболизма икатаболизма.

За счет какой энергии идет синтез молекулАТФ?

      Комментарий: в данной методике изучение новогосложного материала происходит самостоятельно, путём погружения в изучениеструктурных блоков схемы и стрелок. Как вы могли убедиться, достаточно многоинформации можно почерпнуть из готовой схемы. Учитель подобные методыактивно используются в старшей школе — уравнения биохимических процессов,решения задач по генетике, перекодирование текста в схему, чтение незнакомых ранеесхем, графическое изображение зависимости одного явления или параметра отдругого и т.п. Но начинать использовать эти методы нужно как можно раньше.

        3. Метод эвристических вопросов(слайд). Чтобыотыскать сведения о каком-либо событии или объекте, задают семь ключевыхвопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

     Практическое задание №4 (слайд). Задайте семь ключевых вопросов, натему «иммунитет»

     Комментарий: Как правило, учащимися предлагаетсямножество вариантов (слайд).: Кто открыл иммунитет? Что лежит воснове иммунитета? Зачем организму иммунитет? Чем объясняется невосприимчивостьк некоторым инфекционным заболеваниям? Как действуют антитела? Когда используютсыворотку?

       Ответы на данные вопросы и ихвсевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительноисследуемого объекта. Кроме того, предлагаемые вопросы записываются в началеурока на доске и становятся его планом.

     4. Метод сравнения. Идея применения знаний о живойприроде для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, которыйпытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц -орнитоптер. Появление кибернетики стало стимулом для более широкого изучениястроения и функций живых систем, что помогло выяснить их сходства стехническими системами, а также использовать полученные сведения о живыхорганизмах для создания новых приборов, механизмов, материалов. Учёные –бионики избрали своей эмблемой скальпель и паяльник, соединённые знакоминтеграла, а девизом – «Живые прототипы – ключ к новой технике» (слайд)

      Практическое задание №5. Что изобрёлчеловек, глядя на следующие биологические объекты или явления?

Пингвин катается на животе -_______________________(снегоход)

лягушачьи лапки — ________________________________(ласты).

Стрекоза в полёте -_______________________________(вертолёт)

Размах крыльев бабочки –__________________(баттерфляй, стиль плавания).

Усикинасекомых-_________________________________(антенны)

Рак-____________________________________________(кусачки)

Летучаямышь-___________________________________(ультразвук).

Репейник-_______________________________________(застёжка липучка)

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

   Комментарий: ученикам на уроках предлагаетсясравнить несравнимое: найдите сходство и различия между строением глаза ифотоаппарата (слайд) , между аккумулятором и молекулой АТФ и т.д.

 

    5. Метод эвристического наблюдения(слайд). Цельданного метода – научить детей исследовать, добывая и конструируя знания спомощью наблюдений. Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственныйрезультат. Это могут быть различные эксперименты, опыты, лабораторные ипрактические работы.

       Практическое задание №6. Назовите известные вампоговорки или приметы, в которых бы отражался опыт наблюдения людьми заприродой.

Примеры: «Хороший снежок урожай сбережет»,«Будет дождичек — будут и грибки». «Слышно пение снегиря – ожидайте вьюгу»,«Если пауки активно плетут паутину, сражаются друг с другом, то скоро придутхолода. Когда же насекомые ведут себя спокойно – ожидайте потепления».

         Комментарий: Учащимся можно предложитьпонаблюдать за своими домашними питомцами и выявить в их поведении примерыбезусловных и условных рефлексов. Результаты наблюдения записать в таблицу.

 

6. Метод эвристическогоисследования (слайд). Выбирается объект исследования — орган, процесс или что-то иноеприродного характера. Основная цель данного метода — научить учащихся культуреисследовательской деятельности. Для этого предлагается провести исследование последующему плану, проводя учащихся от одного его пункта к другому:

Предмет исследования

цель исследования

задачи исследования

гипотезы

ход исследования

выводы

 

Практическое задание №7 (слайд). Перед вами проблемная ситуация:возможно ли движение у растений. Предложите исследование для решения этойпроблемы по алгоритму.

Пример:

Предмет исследования — движение растения

Цель: выяснить, двигаются ли растения

Задачи исследования:

1. Выяснить, какие виды движения бывают

2. Провести эксперимент

3. Фиксировать положение растения спомощью фотокамеры

4. Сделать выводы

Гипотеза: Возможно, растениямсвойственно движение

Ход исследования:

1. Выбрать место и комнатное растение дляпроведения эксперимента

2. Зафиксировать положение растения спомощью фотокамеры, отметить точку, с которой происходила съемка

3. Через несколько часов повторить съемкус той же точки.

4. Сравнить снимки

5. Сделать вывод.

6. Развернуть цветочный горшок, в которомнаходится растение. Зафиксировать положение с помощью фотокамеры.

7. Через несколько часов повторить снимок.Сравнить.

8. Сделать выводы

Выводы. Для растений не характерноактивное движение, зато свойственно пассивное движение частей растенияотносительно света.

      Метод прогнозирования (слайд). Применяется к реальному илипланируемому процессу.

      Практическое задание №8. Предлагаю вам исследоватьдинамику изменений, происходящих с семенем гороха, помещенным в среду сразличными факторами (температура, влажность, состав почвы, освещенность и др.)по интерактивному рисунку на слайде. Вам нужно предположить, как будет идтипроцесс развития семени в тех или иных условиях.

     Комментарий: Во всех случаях предположенияпроверяются экспериментально или путем теоретического решения (задачи погенетике).

Поскольку ученик в эвристическом обученииставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую иучебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным иразвивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика. Ученик становитсясубъектом, конструктором своего образования; он — полноправный источник иорганизатор своих знаний, не менее важный, чем учитель или учебник.

     Я считаю, что использование методовэвристического обучения, кроме того, повышает положительную мотивацию учащихсяк предмету биология, что подтверждается мониторингом познавательного интереса кпредметам (90-100% положительной мотивации).

     Еще Сухомлинский отмечал (слайд): «Страшнаяэта опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращаетморально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено всамой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».

Спасибо всем за внимание!

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет