X-PDF

Исследовательская работа . «Архитектурные формы горного и равнинного Дагестана

Поделиться статьей

Министерство образования и науки РД

VI Конкурсисследовательских работ и проектов учащихся

общеобразовательных учреждений РеспубликиДагестан

«Науки юношей питают»

 

 

 

 

 

 

Исследовательскаяработа

 

 

 

 

«Архитектурныеформы горного и равнинного Дагестана

в период сVII по XVII века»

 

 

Научноенаправление: «История и обществознание»

 

Номинация:История Дагестана, культурология

 

 

 

 

   

Автор:

Халилова Амина Шихмирзаевна,

ученица 9 класса

МБОУ «Саликская СОШ»

 Дербентский район,

 

Научный руководитель:

Мирзоева Вераника Нежмутдиновна,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории  МБОУ «Саликская СОШ»

 Дербентский район,

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

I.Введение……………………………………………………………………………………2

 

II.Основная часть

1. Архитектурныеформы и их функциональные элементы ……………………………3

2. Архитектурныеформы равнинного Дагестана……………………………………4

3.  Архитектурныеформы горного Дагестана……………………………………………5

4.Ковры. Отражениеисторических и культурных реалий в узорах ковров……7

 

III.Заключение……………………………………………….……….……..…….10

 

IV.Литература и источники…………………………………….……………..11

 

V.Приложения………………………….………………………………………12-16

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Введение

Цивилизацияпрошла долгий и трудный путь последовательного развития, одна эпоха сменяладругую, оставляя материальные следы чаще всего в виде малых и крупныхархитектурных форм. В Дагестане с его богатой и древней историей особуюзначимость всегда имели ковры и оружие. То есть история неотделима отархитектуры, а ковры – от истории, и все это – культурное наследие Страны Гор.

Актуальностьисследования: тщательный сбор, своевременнаяреставрация и правильная расшифровка объектов материальной культуры позволяютвосполнить пробелы в истории родного края, привлечь к нашей богатой культуретуристов и гостей.

Проблемаисследования: нужно выяснить, какие событиязашифрованы в архитектуре Дагестана и отражены в узорах ковров – летописей.

Рабочаягипотеза: так как Дербент – древнейший историческийцентр, в котором сходятся горные и равнинные условия, то особенности егоположения определяют его историю, отраженную в первую очередь в коврах, и этоможно проверить за период 7-17 вв., наиболее богатый на исторические события

Цельисследования: доказать соответствие историческихсобытий и культурных реалий узорам ковров в период 7-17 вв. н.э. черезотражение архитектурных объектов.

Методыисследования: изучение информации об архитектурныхформах, присущих горному и равнинному Дагестану VIIXVIIвв,установление зависимости формы и типов объектов от их функционала, анализ соответствияисторических событий и их реконструкций  в книгах, сопоставление объектовархитектуры и узоров ковров.

Задачи:изучить исторические события в данный период, связанные с архитектурнымисооружениями, найти ковры-летописи, расшифровать их узоры и связать их ссобытиями 7-17 вв.; представить идею выставки-ярмарки ковров в кафе снациональной кухней и этнической обстановкой для развития комплексногоэтнотуризма.

II.Основная часть

 

1.Архитектурные формы и их функциональные элементы

 

Архитектура[6] или зодчество — искусство создания зданий. Также под этим словом могутподразумевать набор характерных зданий в одном стиле или одной тематики:церковная архитектура, западная архитектура, арабская архитектура и т.д. Художественный смысл и спецификуархитектуры как искусства выражает классическая Триада Витрувия [5]: Прочность, Польза, Красота.

Функциональныеэлементы интерьера[7]:: потолок, пол,стена глухая, стена с окном, межоконный простенок, дверь. Мебель и техническоеоснащение интерьера могут быстро меняться, в отличие от несущих конструкций иизначального внешнего дизайна.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

Посвоим основным функциям здания подразделялись на жилые,административные, религиозные, ритуальные, оборонительные [8]. Дома, отпростых лачуг до дворцов знати – это жилье, в котором человек спит, ест,занимается приготовлением пищи, изготовлением предметов быта, чтением илиписьмом, в них обязательно должен быть доступ воздуха, то есть вентиляция,и доступ света, то есть освещение. Для этого делали окна. Следующиеважные функции окна – обзор прилежащей территории, возможно обстрелврага из него при нападении, и в то же время это должен быть труднодоступныйвход в дом. С этой целью раньше окна делались небольшими, узкими, с решеткамииз толстого дерева, металла, камня. Также старались окна на фасаде делатьмаленькими, а во внутреннем дворе – шире, но начинались они со второго этажа. Вжарком климате окна нужны были для проветривания и охлаждения зданий, поэтомуих старались делать напротив других окон или дверей. В холодном северномклимате напротив, старались не допустить сквозняков. А в Дагестане поэтомуотличаются здания в приморских теплых и горных холодных районах.

2. Архитектурные формы равнинного Дагестана.

 

Вравнинной архитектуре выделяют городские и сельские сооружения. Укреплениястроили так, чтобы выгодно использовать естественную холмистость. Так возниклаЦитадель Нарын-Кала, она господствует над местностью на вершине холма, а двеСтены являются продолжением боковых отрогов холма, уходя в море. То есть,обогнуть Дербент было нельзя. Отличительная черта – наличие бойниц в толстыхстенах. Толщина стен позволяла делать в них скрытые ходы, а также отбиватьудары стенобитных орудий. Бойницы часто прикрывали сверху бруствером –деревянный навес, обмазанный глиной, чтобы нельзя было поджечь.

Вдольстен вырубали или выжигали любую растительность, чтобы нельзя было незаметноподкрасться. Но для торговли были нужны контролируемые входы в город, и поэтомув Стенах были проделаны 12 Ворот. Лучше всего сохранились Ворота в Южной Стене,и среди них – Орта-Капы, Срединные Ворота, которые считают визитной карточкойДербента. Они устроены в виде арки, внутри которой были бронзовые ворота, побокам башни, перекрытые надвратным навесом с бойницами. Впереди декоративныеколонны с арабской вязью. Над аркой изваяние льва – символ династии Сасанидов,эпоха иранского владычества [2].

Вокругстен Дербента были караван-сараи, при приближении вражеских войск ониэвакуировались в город. Так как на равнине вдоль Каспийского моря было многоглины, принесенной ледником и реками с гор, а на небольшой глубине залегаетизвестняк, ниже камень-песчаник или ракушечник, то здесь именно эти материалыиспользовали для стройки.

Плитыиз ракушечника скрепляли глиняно — известковым раствором, для пластичности внего добавляли волокна конопли, яйца, кровь животных. Как правило, в городахжилье строили одно- или двухэтажным, внизу располагали хозяйственные постройки.Пол делали из каменных плит, скрепляя раствором. Улицы строились кривыми изапутанными, это помогало избежать быстрого захвата города и мешало движениюконницы.

Окназакрывали летом кисеей, марлей, зимой — бычьим пузырем, а во время морозов ибурь снаружи и изнутри прикрывали ставнями. Листовое стекло появилось в XIVвеке, оно часто билось и вообще дорого стоило. Снаружи окна закрывали прочной игустой решеткой.

Известно,что Петр 1 «прорубил окно в Европу», но он и в прямом смысле прорубил окно навосток, в крепости Нарын-Кала, во время Каспийского похода, чтобы видетьКаспийскую флотилию.

Вравнинных селах предпочитали одноэтажное жилье, огороженное невысокой стеной,внутри по периметру шли хозяйственные постройки. Возле каждого дома былнебольшой огород и сад, остальная обрабатываемая земля представляла собойоткрытые поля. Естественной границей сел служили реки, овраги, рощи, холмы.

 

 

 

3.Архитектурные формы горного Дагестана

 

Вгорах рано темнеет, как только солнце окажется за гребнем соседней горы. Поэтомуокна делались на восточных и южных стенах домов, как можно выше над полом, нонебольшого размера. Над окном могли быть небольшие козырьки для защиты от дождяили снега.

Окназакрывали шторами из плотной ткани, деревянные или стальные рамы с небольшимистеклами плохо пропускали свет, так как вместо стекла использовали бычийпузырь, вощеную бумагу, слюду в богатых домах, и лишь с XVIIIв.– стекло, и то не везде. Также окна закрывались на ночь ставнями. Темнело рано,поэтому пользовались свечным освещением или масляными светильниками.

Каки на равнине, старались использовать рельеф местности. Из-за нехватки древесиныиспользовали саман, известь, солому с глиной и волокнами конопли, добавляли враствор кровь животных и яйца.

Вокруггорных рек было много булыжников и валунов, из них складывали хозяйственныепостройки и башни. В горных селениях дома шли уступами, то есть крыша одногодома становилась двором другого. Селения ограждали стенами из булыжников,скрепленных плетенками, обмазанными глиной. Для плетенок использовали ивняк,лозы винограда и других вьющихся растений. Башни строили на высоте, расстояние междуними по прямой редко превышало 5 км. Основания башен закрепляли в расщелинахскал, это делало их устойчивыми к землетрясениям. А осадные орудия в горы невтащить. Сжечь башни было невозможно, но можно было выкурить дымом защитников.

Такустроено знаменитое Кубачи [11] – село златокузнецов, ювелиров иоружейников. Оно уступами поднимается вверх по склону. Улицы строили кривыминамеренно, чтобы сделать врагу труднее задачу захвата, каждый дом становилсякрепостью. Кроме того, в подвалах домов держали припасы из зерна и сушеногомяса, стояли резервуары с водой и маслом, там же устраивали подземные ходымежду домами и за пределы селения.

Надселом возвышается старая сторожевая башня [1] 13 века, с нее открываетсявид во все стороны. Башня — то немногое, что осталось от мощных укреплений,которые окружали селение в древности. Она имела 5 надземных этажей и 2подземных этажа.

Такжеизвестна «Крепость 7 братьев и сестры» [3], или Хучнинская крепость,предположительно VIIVIIIвв., по стилю очень похожа на Нарын-Калу. Согласно легенде, крепость быланеприступна, пока сестра не предала своих братьев, влюбившись в предводителязахватчиков. За это ее сбросили со скалы. Каждый проходящий мужчина бросает на могилу по 7 камней — взнак презрения и осуждения. А проходящие женщины сбрасывают с могилы по камню,в знак уважения к силе любви.

 

 

 

4.Ковры. Отражение исторических и культурных реалий в узорах ковров

 

Конструкционныедетали ковра: основа, поперечные нити, узелки,окантовка.

Элементыдизайна ковра: окаймление, фон, центральный и боковой медальон, главный рисунок, элементы наполнения.

Цветовоерешение ковра (колер): красители былинатуральными и нестойкими. Зеленый цвет практически отсутствовал, так как вприроде нет такого красителя, максимум использовали смешение желтой охры исинего индиго, но это было очень дорогое решение, так как индиго привозили изИндии, и стоило оно дорого. По этой причине фон ковра никогда не делали синим,синий цвет обозначал море и реки, там, где без этого было не обойтись, азеленым обозначали оазисы или значимые растения, например, листья хлопчатника иморены. Морена находится на гербе Дербента, ее массово культивировали вокрестностях. Из корней морены добывали красную краску, и ее было много.Поэтому фон ковров обычно красный или желтый, так же это символизировалоглинистую почву дагестанских степей. Коричневый цвет – соединения железа,бирюзовый – соединения меди. Белый и черный цвет получали, просто разводя чистобелых или чисто черных овец, не давая им скрещиваться.

Однажды,в доме своего учителя я увидела необычный ковер, ворсовый, ручной работы. Нанем было множество элементов, мелких и крупных, за которыми фон ковра был почтине виден. Такого ковра я не видела ни в своем доме, ни в домах знакомых иродственников. Я спросила, что это за ковер. Ответ учителя: «Этоковер-летопись», был слишком кратким, чтобы удовлетворить мое любопытство. Япопыталась расспросить учителя более подробно, но она ответила, что о многомсама не знает. Только показала некоторые крупные части узора, в которых и мнебыло нетрудно разглядеть планы 3 крепостей, стрелу, цветы, костер, деревья. Онисплетались в единый узор, в котором  крылся какой-то тайный смысл. Желаниераскрыть тайну ковра-летописи и привело меня к этому исследованию. Я сделаланесколько снимков ковра и его частей, и принялась искать информацию о егоэлементах и их значении. Показала их своим родственникам. Они опознали те жеэлементы, что и я. Значение им неизвестно.

Учительсказала, что схема крепости с зеленой каймой – это мир, с красной – крепость вогне, значит, это война. Можно предположить, что речь идет о событиях VIIXIXвв.,так как крепость Нарын-кала выстроена в VI в. В то же время были созданы 2 вспомогательныекрепости, одна из которых частично уцелела. В них готовили воинов, стражу,сопровождение для караванов, держали часть гарнизона. Все 3 крепости соединялаГорная Стена Даг-бары и цепь сигнальных башен, уходящая вглубь Дагестана.

Костры– это родовой огонь, вокруг которого собирались на военный совет. В Дербентеесть ворота Баят-Капы – Ворота Костров. Они имеют давнюю историю. Над внешнейаркой видно вырезанное по-арабски изречение Имама Садыка, VII в. н.э. Оногласит: огню не поклоняться, чтобы не сбиться с пути ислама. От чегопредостерегал Имам? Ответ: от возвращения к зороастризму. Зороастризм – древняярелигия, последователи которой поклонялись Огню и Солнцу, она появилась более5000 лет назад на территории Древней Персии (нынешний Иран). Главный праздникзороастрийцев – Навруз-байрам[4], Новый год по астрономическомукалендарю, зародился в Междуречье Тигра и Евфрата. Этапы праздника: высевание ипроращивание пшеницы (сямяни), прыжки через костер в последнюю среду перед днемвесеннего равноденствия 21 марта и в сам день праздника Навруз, уборка и ремонтжилищ, обновление одежды, выпекание специальных сладостей, окрашивание яиц,исполнение песен, танцев, колядки. И поныне его празднуют широко в Дербенте,даже 1500 лет ислама не смогли стереть этот праздник из жизни людей. В чем жепричина? Оказывается, в святилище Баят в течение 2000 лет горели родовые кострыокрестных горных кланов, жрецы поддерживали в них огонь. Горные кланы неспешили принимать ислам, оставаясь зороаастрийцами. Но им разрешили праздноватьздесь Навруз-байрам во время схода, и зажигать костры только в течение недели.Посреди капища на специальной площадке складывали щиты с гербами кланов. Этотмногосоставный щит сверху выглядел как соцветие, и этот символ частоповторяется в ковровых узорах, вместе с костром и стрелами.

Тоесть необходимость поддерживать военные и торговые отношения с горными кланамипозволила сохранить празднование Навруз-байрама в Дербенте. И более того, онстал частью национальной культуры дербентцев-шиитов, превратившись в ПраздникИмама Али. Потомки Имама Али и родственники Пророка покоятся в святилищеКырхляр, подтверждая это удивительное сочетание, уникальное и неповторимое. Всамом кладбище Кырхляр («сороковник»), есть святыня – погребение 40сподвижников Пророка, относящееся к VIIIв. Это саркофаги, небольшая часовенка и  ограда, все из камня-ракушечника.Рядом находится Мавзолей Тути-Бике [10], легендарной правительницыДербента, в XVIII в. оборонявшей город, тожеиз камня-ракушечника.

Вообще,речь идет о трех интервалах: VIIIXвв., XIIXVвв.и XVIIXIXвв.,то есть это целое тысячелетие. В пользу этой версии говорит то, что опознанасистема сигнальных башен, ныне почти утраченная, опоясывающая 3 планакрепостей, благодаря ей вовремя  получали известия о нашествии войскЧингисхана, Масламы, Надир-шаха. Красный фон — глинистая почва равнин, белый — цветыхлопчатника, снега на вершинах, или стада овец на пастбищах, желтые и красные -цветы значимых растений. Также видны голубые полосы, они символизируют море иреки, на них видны стилизованные изображения длинных лодок. Учитывая цепь изоазисов на кайме ковра, можно предположить, что это Великий Шелковый путь,возможно, узор создан торговцами и путешественниками, которым война толькомешала. На ковре нет явных языческих символов, но нет и мусульманских, создателиузора беспристрастно фиксировали факт арабского нашествия и смены верованийпосле VIIв.Узор ковра говорит о том, что здесь испокон веков люди занимались мирнымремеслом – торговля, врачевание, скотоводство, земледелие — под охраной воинов,за линиями фортификаций. Люди мечтали о мире, но, как и в латинской пословице,готовились к войне. Могу смело предположить, что это реплика именнодербентского ковра – здесь столько характерных элементов, и нет мотивов,присущих табасаранским, кубачинским или лезгинским коврам. То есть этот рисунокне что иное, как послание нам, живущим в 21 веке, от людей минувших эпох. Ониотобразили в ковре то, что было важно. Алфавит может измениться, язык угаснуть,надписи становятся бесполезной тайнописью, а узор в ковре понятен и сейчас, стоиттолько вдумчиво в него вглядеться. И тогда оживают страницы истории, вплетенныечьей-то рукой в узор этого ковра. Кто бы ни были его создатели, они свою задачувыполнили – сквозь века узор донес до нас мысли людей, творцов, ремесленников,воинов, дух которых так же крепок как горы, отвага и честь выше гор, людей,превыше всего чтящих гостеприимство, умеющих говорить на множестве языков ободном и том же, а именно – о том, как беречь и ценить родной край. Историческаятрадиция легко угасает, как только теряется ее значение, смысл, вслед затрадицией отмирают корни народа. Возрождение традиций, переосмысление событий,уважение к памяти предков – это основа жизни в будущем. Каждый штрих – этонечто важное для предков, о чем нам, потомкам, нельзя забыть. Патриотизм,любовь к родине, традиции имеют зримое физическое воплощение в виде этогоковра. Мне кажется, что можно найти еще похожие ковры. Кто знает, о чемрасскажут нам они? Дербентский ковер — это сплетение традиций, истории,культуры, Суровые горы, ласковый Каспий, красивые ковры, оружие, украшения,музыка, танцы, богатая кухня, традиции — это все сплетается в единыйассоциативный ряд. Моя идея: развивать комплексный этнотуризм в Дербенте. Дляэтого надо организовать выставки-ярмарки ковров в кафе с национальной кухней иэтнической обстановкой, привлечь сувенирные лавки. Это не музей. Музей — этозамершее время, а я хочу, чтобы люди хоть немного, но по-настоящемупожили здесь, унося с собой частичку живой культуры.

III.Заключение

 

Входе исследования была проверена рабочая гипотеза о связи исторических событийи культурных реалий с элементами ковровых узоров.

Доказано:

1.Ковры-летописи существуют. Они отражают исторические события, а также демонстрируюткультурные ценности дагестанского народа.

2.Крупнейшие фортификационные сооружения в горах и на равнине, бытовые икультовые здания строились с учетом рельефа местности и наличия стройматериалов.Здесь это камень-ракушечник, глина, известняк, песок.

3.Горные и равнинные кланы сосуществовали вместе в течение тысячелетий, ониподдерживали друг друга, торговали, защищали, производили все необходимое, иперенимали друг у друга обряды, традиции. Это действительно было боевоебратство народов, и это позволяло им выживать.

4.Дербент с его многослойными культурными традициями представляет собой некийплавильный котел, в котором причудливым образом сплавляются элементы разныхкультур. Порой процесс длится целое тысячелетие. И это неминуемо отражается вузорах на коврах и в оружии, в декоре зданий, в укладе жизни, в бытовыхпромыслах жителей.

5.Архитектурные сооружения неотделимы от тех событий, которые в них или вокругних происходили. И поэтому реставрация зданий, поиск старинных предметовковров, посуды – это единый процесс не просто сбора, а их комплексногоосмысления. Нельзя их рассматривать отдельно друг от друга, тогда теряетсясмысл узоров, а в памяти людей они перестают связываться в нечто единое. И еслимы хотим сохранить нашу культуру цельной, стоит развивать комплексныйэтнотуризм, а не музейные композиции.

 

Результатыподтверждают нашу гипотезу. Надеюсь, что полученные результаты могутиспользоваться при дальнейших исследованиях и на практике.

IV.Литература и источники:

 

1. Гамзаева Г.Ш.  «История Дагестана»,  Махачкала, 2006

2. Кудряцев А.,  «Дербент-2000 лет», Москва,  2018г.,

3.Национальный туристический порталhttps://russia.travel/objects/281849/

4.Информационный портал: https://riadagestan.ru/news/g_derbent/v_ derbente_otprazdnovali_navruz_bayram/

5.Электронный ресурс: https://arzamas.academy/materials/337

6.Интернет-ресурс:https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/chto-takoe-arkhitektura

7. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Барельеф

8.Интернет-ресурс: Функциональное назначение и виды зданий: https://build.rin.ru/articles/61.html7.

9.  Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пожары_в_Москве

10.Интернет-ресурс: https://topwar.ru/167826-tuti-bike-voitelnica-derbenta.html

11.Интернет-ресурс: https://tuda-suda.net/2021/06/kubachi-dagestan/

 

 

    

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет