X-PDF

Исследовательская работа Игрушки детей войны

Поделиться статьей

КРАЕВАЯ ИТОГОВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ

ДЛЯ ОДАРЕННЫХШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ

«БУДУЩЕЕ АЛТАЯ»

 

 

 

 

 

 

Игрушки детей войны

Россия, Алтайский край, с. Толстая Дуброва

 

 

 

 

 

 

Автор: Канунникова Мария

ученица 8 класса МКОУ «Толстодубровская СОШ»

Алейского района

Научный руководитель: Канунникова Т.В.

учитель истории МКОУ «Толстодубровская СОШ»

Алейского района

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

Оглавление

Введение. 3

1.    Дети ВеликойОтечественной войны.. 5

2.    Игрушки девочек во время войны.. 6

2.3.     Кукла из холста. 7

3.    Игрушки мальчиковв годы войны.. 7

Заключение. 9

Списоклитературы.. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

Темамоей исследовательской работы «Игрушки детей войны». Выбрала я ее неслучайно. В2020 году я работала над темой «История сибирской игрушки», в результате чегомной была создана коллекция следующих игрушек: «Кукла – оберег», «Стригушка»,«Зернушка», «Матрешка», «Вертолет».

Когдамоя работа находилась на завершающем этапе, я узнала, что приближаетсязамечательная дата- 75 лет победы в Великой Отечественной войне. Я невольноначала задумываться о том нелегком времени, ведь мои прадеды Телегин ИванЕгорович, Степанищев Егор Иванович и прапрадед Канунников Сергей Прокопьевич рисковалисвоими жизнями для того, чтобы я сейчас жила под мирным небом, знала, как шумятвесенние грозы и пот птицы. Чувство гордости переполняло меня, ведь это мои корни,моя история…

Мнебыло страшно даже представить, что пережили люди того времени. Нам трудноповерить, что люди умирают от голода и холода, вражеской пули и насилия. Обокопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказамфронтовиков.

Яуверена, я- счастливый ребенок. Во-первых, потому, что живу в мирное время икупаюсь в изобилии всевозможных развлечений и игрушек, ну а во-вторых, до нашихдней дожили две мои прабабушки: Канунникова Раиса Николаевна и РадченкоВалентина Тимофеевна. Они – дети войны, живой пример для сравнения тех времен инастоящего времени. Бабушки очень много рассказали мне о своем нелегкомдетстве. Когда я слушала их рассказы, на глаза наворачивались слезы и у меня, иу них. Особенно интересно мне было слушать Валентину Тимофеевну.

Актуальность работысостоит в том, что тема войны и мира – вечные темы, и

в наши дни слововойна пугает любого нормального человека.  Войны как самого

страшного событияникогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и

«война» несовместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы,

дети, не должнырасти «Иванами, не помнящими родства».

Мне захотелосьузнать больше: а было ли у них детство?  Какие были у них

игрушки и игралили они вообще? 

Исходя, из даннойтемы работы, я поставила перед собой цель: изучить, как

жили, во что и чемиграли дети военной эпохи. 

Задачи:

— изучитьразличные источники информации по теме;

— узнать в какиеигрушки играли дети Великой Отечественной войны и как они к

ним относились;

— поделитсяинформацией с одноклассниками и ребятами школы;

— изготовитьигрушки своими руками.

Выдвинула гипотезу:дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут

место и время дляигр. 

Областьисследования: история Великой Отечественной войны

Объектисследования: дети войны

Предметисследования: куклы военных лет 

Методымоей работы:

— Теоретический:чтение и анализ литературы, интернет – ресурсов

— Эмпирический:беседа

— Практический:изготовление куклы своими руками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

 

1.     Дети Великой Отечественной войны

     В страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети взрослели быстро.

Вомногих городских школах страны были созданы детские производственныемастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и ту, чтошла для оборонных предприятий. Во многих школах была налажена починка шинелей иморских кителей, юные слесари и токари изготавливали детали для мин, столяры -приклады для винтовок и автоматов, лыжные палки.

Вовремя войны не прекращались и занятия в школах. Как бы ни было трудно, особеннов прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинствене отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учебу.В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали постыпо охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевымработам, собирали удобрения, ухаживали за молодняком на животноводческихфермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, проверяли его на всхожесть,делали щиты для снегозадержания.

Школьникиприняли самое активное участие и в движении по заготовке подарков для воинов -фронтовиков. Как правило, каждая посылка с подарками школьников фронтовикамсопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце воина. Вомногих из них были письма под заголовком «Мсти за папу!» Это означало, чтомальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данныйподарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняяфашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.

Таковалишь малая толика того, что было сделано юными защитниками страны для победынашего народа в годы Великой Отечественной войны.

           Несмотря на то, что дети во время войны очень рано взрослели, они всё женаходили время и возможность играть. Об этом свидетельствуют воспоминанияпожилых людей (детей войны). Днём они играли с маленькими братиками исестренками, когда приглядывали за ними, а взрослые и старшие дети были наработе. Без игры нельзя, потому что младшие начинали плакать, а этого допуститьнельзя было. Играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а пойматьнадо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постаршеумели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, еслибыли карандаши — рисовали, летом играли в «секретики».[1]

Детив то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были в такиеигры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

2.     Игрушки девочек во время войны


Утираясь маленькой ладошкой,
Куколку, прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:

«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи»
И столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.

На первый взгляд неказистыеи даже немного смешные, но такие родные. Родные – потому что их делали мамы,бабушки, старшие сестры. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавалиплаток, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, идефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава,веточки и любой природный и подручный материал. [1]

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченномколичестве. 

2.1. Кукла из соломы

Пучок соломы,перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек.В 19-20 веках соломенную игрушку делали в любой части России, где выращивалихлеб. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо вполе в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малыхдетей. Назначение: 1) игрушки 2) обереги 3) талисманы 4) амулеты

В годы войны такаяигрушка была достаточно доступной и легкой в изготовлении.

Мне захотелосьпопробовать сделать и эту куклу. Для этого понадобилась высушенная чистаясолома, с этим мне помог мой папа Канунников Сергей Владимирович. Солома длямоей куклы была взята с полей ООО «Дубровское». Также понадобилась ткань дляодежды, и нитки для формирования туловища. Времени понадобилось, действительносовсем немного. И кукла готова.

2.2.Кукла «Самокрутка»

Чтобыдоставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы.Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, амаленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.

Мояпрабабушка, Валентина Тимофеевна, рассказывала, как они с ребятами бралиразличные тряпочки, вещи, все что было под рукой, и скручивали кукол. Такихкукол называли «Самокрутками». Когда кукла надоедала, дети легко моглиразобрать ее и скрутить новую. [2]

Естьеще один вариант самокрутки. За основу брали ложку и тряпочку. Ложказаворачивалась как грудной ребенок или как игрушка — пеленашка, с которымиможно было играть. Делали таких кукол-пеленашек, в основном, для малышей.    

2.3.Куклаиз холста

 

Самойбольшой радостью была кукла, сшитая из холста. Шили таких кукол, в основном, в деревнях,которых не коснулись бои.Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицорисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш,скорее всего, незнаком. Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такойкарандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чащевсего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имелажелтый цвет.  Наряжали куклу в платье, сшитое из цветныхлоскутков.[3]

Р.Рождественский говорил: «У нас и детства не было отдельно, а были вместедетство и война» и мамы, чтобы скрасить жизнь своих детишек брали самые обычныепредметы, которые были под рукой и не требовали небольших затрат и небольшоговремени, и творили «детство» для самых дорогих…

3.     Игрушки мальчиков в годы войны

Мальчишкисамостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы издосок.  Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками.Еще мячи делалииз коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потомэтот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольнопрыгучий мячик. Такжемальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки,которые сушили на солнышке. Самыми популярными игрушками были рогатки ипугачи. Играли всегдадружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток.[4]

Мальчикилетом делали себе из брусков и дощечек самокаты, приспособив в качестве колеснатасканные из близлежащих предприятий подшипники.

Уж как они находили там какие-толазейки, сколько механизмов лишилось этих необходимых для них запчастей -сейчас уже трудно сказать. Но забава эта была очень популярна во многих городахбывшего Союза. Например, мальчишки все лето рассекали на этих самокатах,которые ехали только по ровному асфальту и при этом звук издавали как отвзлетающего самолета.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключение.

          Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели

ничегопохожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых

разныхигрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая

игрушкабыла большой ценностью.

           В результате работы над проектом, я поняла: чем скромнее жили люди, тем

бережнее,с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая

игрушкисвоими руками для себя и своих близких, они не только получали первые

трудовыенавыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая

куклу,каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и

беречьеё. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни.

Детивсегда остаются детьми. Даже в трудное и страшное время. они найдут место

ивремя для игр. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие

душевныекачества. А помогали им помнить, что они дети – игрушки!

          Таким образом, моя гипотеза о том, что дети остаются детьми и в трудное для нихвремя. Они найдут место и время для игр.  подтвердилась.

Цельмоей работы была достигнута, задачи решены.

Вбудущем я хотела бы продолжить изучение темы игрушек (старинных и

современных),а также планирую уделить внимание оставшимся у нас дома старым

игрушками восстановить их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Аркин, Е. А. Из истории игрушки [Текст]: Воспитание / Е.А.Аркин, – М.: 1995, – 815 с.

2.Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст]:Культура и традиции / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. – М.: 2007.- 120 с.

3.Черкашин, Г.А. Кукла [Текст]: /Г.А. Черкашин, – М.: Речь, 2016, — 6с.

4.https://babiki.ru/blog/boltalka/15519.html

5. https://korotkoedetstvo.bm.digital/article/585716039245652801/omyalki-gilzyi-i-svistulki

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет