Муниципальное общеобразовательное бюджетноеучреждение средняя общеобразовательная школа №1
с.Красноусольский МР Гафурийский район Республики Башкортостан
Проектно – исследовательская работа
«История возникновения куклы».
Руководитель:Калинина Людмила Анатольевна учительначальных классов
Выполнила: ПроценкоДарья
ученица 2 акласса
МОБУ СОШ №1с.Красноусольский
с. Красноусольский, 2021 г.
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………3
2. Теоретическаячасть
2.1.Появлениепервых кукол………………………………3
2.2. Возникновение кукол наРуси..………………… 6
2.3 Виды кукол…………………………………………… 7
2.4. Кукольный театр ……………………….. ……………14
2. 5. Влияние кукол на развитие ребенка……………………15
3.Практическая часть
3.1. Анкетирование одноклассников.
3.2. Изготовление кукол в школе и дома.
4.Заключение………………………………………………………………..16
5. Литература………………………………………………………16
1. Введение
Кукла – самаяраспространенная игрушка. Она известна с глубокой древности. В игре скуклой зарождается ролевая игра. Дети получают простейшие жизненные навыки. Но я заметила, что в современное время с обычными кукламидевочки мало играют. Моих одноклассников больше интересуют компьютерные игры.Но долго находиться за компьютером и телефоном вредно для здоровья. Я решила привлечь внимание одноклассников к историивозникновения кукол. Для этого я поставила следующие цели.
Цели работы:
1. Изучить историю возникновения кукол в разных странах мира.
2. Раскрыть актуальность и роль кукол в жизни человека.
3. Сшить куклы своими руками из подручных материалов иподарить их детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
Актуальность работы.
Привлечьвнимание одноклассников и друзей к изготовлению кукол или других игрушексвоими руками, с целью отвлечения их от компьютерных игр и постоянногоиспользования социальных сетей.
Задачи:
1. Собрать материал об истории возникновения кукол, найти фотографии, литературу.
2. Изучить мнения людей разного возраста о роли кукол в жизничеловека.
Методы исследования: чтение книг, словарей, энциклопедий, сбор фотографий,анкетирование, изучение материалов через интернет ресурсы.
Гипотеза: и в современном мирегаджетов и компьютерных технологий можно привить интерес к старинным игрушками создать их своими руками.
2. 1. Появление первых кукол.
В толковом словаре я нашла толкование слова кукла.Это детская игрушка в виде фигурки человека, атакже фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.
Кукла – один из первых спутников человека.Они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальнойкультурой. Где появились куклы? Ответ на этот вопросочень прост: везде. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и уцивилизованных народов. Первые куклы были сделаны из природных материалов:камней, палок.
Куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима. Первая фигура с чертамилица из кости мамонта была найдена на раскопках в Чехии. Ее возраст составляет35-30 тыс. лет. Первые находки, связанные с плетением ткани, относят к 5 векудо нашей эры. А найденная на раскопках древнеримская кукла из полотна и соломы,датируется 4-3 веками до нашей эры.
В гробницах Египетских фараонов и других особ высшего классавстречаются куклы, наиболее близкие к фигуре человека. С волосами,нарисованными глазами и губами.
Позже в Египте производство фигурок из фаянса, дерева иметалла стало ремеслом. Древние египтяне первыми использовали большиекуклы-марионетки, которые дергали за веревочки для публичных выступлений.Древняя Греция и Рим известны шарнирными куклами, близкими к человеку не толькофигурой и чертами лица, но и возможностью шевелить конечностями. Куклы ссуставами на шарнирах до сих пор популярны.
Новые лица куклыполучили с освоением в Европе сразу нескольких новых техник: изготовлениепапье-маше, которое пришло из Китая, воска, подходящего для изготовления куколи фарфора. С 18 века куклы становятся прекрасными, дополненные моднымидорогими нарядами известных портных. Но такие куклы — это модный элементдекора богатого дома, а не детская игрушка.
2.2. Возникновение кукол на Руси.
На Руси первые куклыделались из золы. Золу мочили, скатывали шарик, к нему прикрепляли юбку. Такаякукла называлась Баба – женское божество.Передавалась она отбабушки к внучке в день свадьбы. Она была
оберегом женщины и дома.
2.3 Виды кукол.
Посвоему назначению кукла издавна делились на три большие группы: куклы –обереги, игровые и обрядовые. Были и праздничные, нарядные кук
лы, такие какПасха, Троица, Параскева Пятница и др.
Среди игровых кукол самая популярная – Закрутка. Девочки-подростки делалитаких кукол себе, младшим сестрёнкам, одевали их по своему вкусу. Лицо вышивалиили карандашом наводили. По мастерству изготовления кукольной одежды судили оготовности девочки к обучению настоящему ремеслу.
При их изготовлении не допускалось использование режущихили колющих инструментов, поэтому нитки и тряпочки для них не резали, а рвали.
Простые люди делали кукол из соломы, измочала.
Позже начали вытачивать кукол из дерева. Русскаядеревянная расписная кукла появилась в 1890-х годах,
Первые эскизыразработал профессиональный художник Сергей Малютин
Идею созданияразъёмной деревянной куклы ему подсказала японская игрушка, привезённая женоймецената Саввы Мамонтова, — это были вкладывающиеся одна в другуюкуколки, изображавшие Семь богов счастья.
Русская кукла, изготовленная Малютиным, представляласобой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике,накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух. А назвали куклуматрешкой. В то время самое распространенное имя в русских деревнях былоМатрена.
Существует множество видов матрешек. Сейчас матрешка — один из главных сувениров России.
В XVII— XIX веках российские мастера освоили изготовление фарфоровых красавиц,изысканность и долговечность которых заслужили признание во всём мире. Они неявлялись предметом игры, а были призваны воспитывать хороший вкус и учитьбережливости.
После Октябрьскойреволюции на смену изысканным фарфоровым красавицам с натуральными локонамипришли резиновые пупсы.
В 1970-ые годы произошло значительноерасширение ассортимента кукол. Важную роль сыграло развитие производства новыхсинтетических материалов. Пластмассовые куклы изготавливались самыми разными,от простейших до озвученных, говорящих, с открывающимися глазами и дажешагающих кукол.
2.4Кукольный театр.
Отдельной группой кукол можно выделить куклы для кукольноготеатра. Петрушкастал негласным, но узнаваемым символом русского кукольного театра.
Предположительно, создателями Петрушки былирусские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Позднеестали создавать стационарные кукольные театры. В современное время во многихгородах есть свои кукольные театры. В Уфе есть театр кукол. В нашем селе долгоевремя работал кукольный театр на базе Центра детского творчества. Руководила импедагог Ипатова. Она рассказала, что дети с удовольствием приходили назанятия. Своими руками делали декорации, шили кукол, выступали в детскихучреждениях. Ипатова Нина Петровна подарила нам фотографии из личного архива.
Наша учительница рассказала, что в детстве онаи ее подруги очень любили играть с бумажными куклами. Вырезали их из журналов«Работница» и «Крестьянка», рисовали для них одежду.
2.5. Влияние кукол на развитие ребенка.
В современное время существует множестворазличных кукол. Одной из любимых кукол девочек является кукла Барби. За время, прошедшее после появлениякуклы, было выпущено множество её разновидностей и аксессуаров к ним, Барбидостигла мировой популярности.
Как же влияет игра с куклами на развитие ребенка? Меленькие дети, играя с куклой, подражаютдействиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так жеодевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
Дети чуть старшеуже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляютобобщённые представления о них.
В игре с куклойзарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает еёдействия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнокберет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Игра с куклой также удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнокисследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях.Кукла способствует развитию фантазии. Они связываютлюдей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой.
3.1.Анкетирование одноклассников.
Я провела анкетирование среди одноклассников. Вот, что ониответили на мои вопросы.
1. С какимиигрушками вы играете? ( Все девочки любят играть с куклами, а мальчики смашинками.)
2. Вамнравятся самодельные игрушки? (Большинству ребят нравятся).
3. Хотите ливы научиться делать куклы? (22 ученика ответили – да).
А также я попросила их нарисовать свою любимую куклу. Самыеинтересные рисунки вы видите на слайдах.
3.2. Изготовление кукол в школе и дома.
С раннего возраста я люблю играть не только с покупнымикуклами, но и делать их своими руками: из бумаги, из ткани. В прошлом году мыездили на шахматные соревнования в город Кострому. Там мы посетили музей кукол.Я была в восторге от самодельных кукол. С тех пор я мечтала начать шить куклы.Недавно я взяла в библиотеке книги, где прочитала не только об историивозникновения кукол, но и нашла чертежи и выкройки для того, чтобы сшить ихсвоими руками. Я сшила несколько кукол, показала их своим одноклассникам. Многиеребята тоже заинтересовались этой темой. Я научила своих одноклассников, и науроке технологии мы сделали куклы – закрутки своими руками. Даже у мальчиковполучились отличные куколки. Этих кукол ребята повесили на свои новогодниеелочки. А свои куклы я подарила однокласснице. Летом сгорел их дом, и у них ссестренкой не осталось никаких игрушек.
Заключение.
В ходе исследования я узнала много интересногоо возникновении кукол, об их современном производстве, научилась шить иукрашать куклы, подарила куклы детям. Я рассказала об этом одноклассникам,чтобы заинтересовать их, отвлечь от компьютерных игр.
Литература.
1. Детскаяэнциклопедия «Я познаю мир». Культура. Москва. АСТ,1998;
2. Популярнаяэнциклопедия для детей «Все обо всем». Москва. АСТ,1998;
3. Н. А.Горячева «Первые шаги в мире искусства» Москва. «Просвещение» , 1991;
4. О. СМолотобарова « Кружок изготовления игрушек – сувениров» Москва . «Просвещение»,1990;
5. Е. А.Афоничева Е. А. Куклы, куколки и аксессуары к ним. Москва. АСТ.2013;
6. http://www.hintfox.com/article/storija-vozniknovenija-kykol-i-ih-rol-v-zhizni-cheloveka.html
7. https://uzelok.su/istorija-pojavlenija-kukol/
