X-PDF

Исследовательская работа Определение степени загрязнения атмосферных осадков (дождя) в микрорайоне учреждения образования (ГУО «Средняя школа№18 г.Бреста»)

Поделиться статьей

Управление пообразованию администрации Ленинского района г. Бреста

Государственноеучреждение образования

«Средняя школа№18 г. Бреста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение степени загрязненияатмосферных осадков (дождя) в микрорайоне учреждения образования

(ГУО «Средняя школа№18 г. Бреста»)

 

 

Выполнили:

Любчук Дарья

Роко Арсений

учащиеся 9 «А» класса

 

Руководители:

Михальчук Наталья Борисовна,

учитель химии;

Шульга Елена Валерьевна,

учитель географии

 

 

Брест, 2021

Содержание

Введение3

1.     Атмосферныеосадки4

1.1.                  Атмосферныеосадки, их классификация………………………………..4

1.2.                  Основныевиды атмосферных осадков…………………………………..6

1.3.                  Историяпоявления понятия «Кислотные дожди»………………………6

1.4.                  Причины,приводящие к появлению кислотных дождей……………….7

1.5.                  Составкислотных дождей…………………………………………………8

1.6.                  Последствиякислотных дождей………………………………………….8

1.7.                  Путирешения экологической проблемы…………………………………9

2.    Практическая часть……………………………………………….…….…………10

2.1.                  Анкетирование«Кислотные дожди»……………………….……..……10

2.2.                  Определениеводородного показателя………………………………….10

2.3.                  Определениеудельной электропроводности…………………………..11

2.4.                  Экспериментальныеисследования качества атмосферных осадков…………………………………………………………………….……12

Заключение……………………………………………………………………………17

Списокиспользуемых источников ……………………………………………….….18

Приложения………..……………………………………………………………..……19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Понять воду – значит понять вселенную, всечудеса природы и саму жизнь»

Масару Эмото

 

Введение

 

Основой водного баланса всех типов природных вод и главнымисточником естественных ресурсов подземных вод являются атмосферные осадки.Атмосферные осадки постоянно воздействуют на все компоненты окружающей среды.

Атмосферными осадками называется влага, выпавшая наповерхность из атмосферы в виде дождя, мороси, крупы, снега, града и прочее.Осадки выпадают из облаков, но не каждое облако дает осадки. Формированиеосадков из облака идет за счет укрупнения капель до размеров, способныхпреодолеть восходящие токи и сопротивление воздуха. Укрупнение капель идет засчет слияния капель, испарения влаги с поверхности капель (кристаллов) иконденсации водяного пара на других. Осадки − одно из звеньев влагооборота наЗемле.

Любыеосадки, которые выпали на землю, каким бы чистыми они не выглядели, на самомделе содержат в себе мельчайшие частицы пыли, различные патогенныемикроорганизмы, споры грибов, пыльцу самых разных растений практически со всегосвета, примеси тяжелых металлов, которые попадают в атмосферу и другиевоздушные слои вместе с отходами многочисленных промышленных предприятий,автомобильного транспорта. Все это в весенний, летний и осенний периодывыливается потоком на головы земных обитателей, и не каждый из них имеет хотьмалейшее представление о том, какие могут быть последствия кислотных дождей.

Сегодня важно осознавать неразрывную связь природы иобщества. Актуальность изучения данной темы непосредственно связана с все болееухудшающейся экологической ситуацией, как в нашей стране, так и непосредственново всем мире.

Наше учреждение образования является участником Республиканскогообразовательного проекта «Зеленые школы», в учреждении образования в этомучебном году реализуется проект «Вода —  самое удивительное вещество на Земле»и мы решили углубить свои знания о воде, изучив состав атмосферных осадков, ихвлияние на компоненты биосферы.

Объект исследования – атмосферные осадки (дождь).

Предмет исследования – качество атмосферных осадков(дождя) на территории школы.

Цель – изучить степень загрязнения атмосферныхосадков (дождя) на территории школы.

Задачи:

1.    рассмотреть загрязненияатмосферных осадков и их воздействия на компоненты биосферы;

2.    определитьстепень загрязнения атмосферных осадков на территории учреждения образования ивыявить причины загрязнения;

3.    экспериментальноисследовать качественный состав атмосферных осадков (дождь).

 

Способы исследования:

         1.анализлитературы и интернет ресурсов по проблеме исследования;

         2.наблюдение и обобщение;

         3.описание;

         4.статистический анализ;

         5.анализ полученных результатов;

         6.моделирование (компьютерные технологии);

7. химическийэксперимент.


 

1. Атмосферные осадки

1.1.         Атмосферныеосадки, их классификация

 

Атмосферные осадки (также – гидрометеоры) –атмосферные явления, связанные с присутствием в атмосфере воды в жидком илитвердом состоянии, выпадающей из облаков или осаждающейся из воздуха на земнуюповерхность и какие-либо предметы.

Различают:

·       обложныеосадки, связанные преимущественно с теплыми фронтами;

·       ливневыеосадки, связанные преимущественно с холодными фронтами.

На метеорологических станциях измерение количестваосадков производится осадкомерами (до 1950-х годов использовались дождемеры), аинтенсивность жидких осадков измеряется плювиографами. Для больших площадейинтенсивность осадков оценивается приближенно с помощью метеорологическихрадиолокаторов. Осадки– одно из звеньев влагооборота на Земле.

Классификация осадков

Обложные осадки – характеризуются монотонностьювыпадения без значительных колебаний интенсивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ливневые осадки – характеризуются внезапностью началаи конца выпадения, резким изменением интенсивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.2.         Основныезагрязнители атмосферных осадков

 

Таблица1.2.1 –Основные загрязнители атмосферных осадков и их физико-химическая характеристика

Загрязнитель

Физико-химические характеристики

СО (оксид углерода (II))- бесцветный газ, не имеющий запаха, известен также под названием «угарный газ».

Образует прочные комплексные соединения с гемоглобином крови человека, блокирует поступление кислорода в кровь.

SO2 (оксид серы(IV), сернистый газ1)

Участвует в формировании кислотных дождей. Длительное воздействие приводит вначале к потере вкусовых ощущений, стесненному дыханию, отеку легких, нарушению кровообращения и остановке дыхания.

NO, NO2 (оксид азота (II) и оксид азота(IV))

Увеличивают восприимчивость организма к вирусным заболеваниям, раздражает легкие, вызывает бронхит и пневмонию.

O3(озон, газ с характерным запахом, более сильный окислитель, чем кислород, токсичней из всех обычных загрязняющих воздух примесей)

Раздражает слизистую оболочку органов дыхания, вызывает кашель, может обострить хронические заболевания сердца, вызвать астму и бронхит.

Pb (серебристо-серый металл, токсичный в любой известной форме)

Влияет на кровеносную, нервную и мочеполовую систему вызывает снижение умственных способностей у детей, откладывается в костях.

 

1.3.         Историяпоявления понятия «Кислотный дождь»

 

Определение«кислотный дождь» ввел шотландский химик Роберт Энгус Смит в 1872 г. Теорию обопасности кислых осадков и их последствиях ученый первый озвучил всвоей монографии «Воздух и дождь: начало химической климатологии».

Исследования продолжил ученый из Швеции, лауреатНобелевской премии, С.А. Аррениус. В 1883 г. Он ввелтерминологию «основание», «кислота». Под понятием «кислота» подразумевалисьвещества, образующие при растворении в жидкости ионы водорода с положительнымзарядом. Единицей измерения реакции растворов pH(водородный показатель) стал в 1909 году, благодаря химику из Дании СеренуПетеру Лаурицу Серенсену.

 

1.4.         Причины,приводящие к появлению кислотных осадков

 

Основной причинойкислотных дождей считаются NO₂ и SO₂ (оксиды азота, серы), накапливающиеся ввоздушной оболочке планеты.

Врезультате химических реакций, эти элементы превращаются в кислоты, выпадающиес ливнями или снегом на землю. Провоцирующие опасные дожди ангидриды попадают ввоздух благодаря естественным и антропогенным факторам.

Естественные факторы. Кислотныедожди могут образовываться под влиянием природных процессов, происходящих наЗемле.

·       Вулканическаядеятельность.При извержении вулканов в тропосферу, а при мощных извержениях и в стратосферу,попадают производные сферы.

·       Распадазотсодержащих соединений. Из-за гниения растений, животных илесных пожаров происходит распад биомассы. В результате в воздух поступаютоксиды азота.

·       Деятельностьмикроорганизмов. Бактерии, обитающие на болотах, плохо дренированныхучастках, в топях высвобождают H₂S (сероводород), поставляя его в тропосферу.

·       Грозовыеразряды.Вовремя вспышек молнии в воздухе из-за экстремально повышенной температуры азот скислородом переходят в плазменное состояние, образуя оксиды азота.

·       Прочиеприродные причины:

распад соединенийазота в стратосфере и вынос получившейся смеси оксидов NO2 и NO вприземные слои;

деятельностьокеанов. В результате испарен я воды, высвобождаются связанные частицы серы изморской соли. Жизненные процессы микроорганизмов поставляют в атмосферу 2,5-12млн. т. Оксидов азота ежегодно. Водоросли продуцируют диметилсульфиды;

окисление аммиака(HN4) в атмосфере.

Антропогенныефакторы. Кислотныедожди чаще всего выпадают из-за загрязнений, связанных с жизнедеятельностьючеловека. В итоге антропогенных выбросов в воздух попадает более 60-65%производных серы, азотных соединений и 100% летучих органических соединений(ЛОС).

·       Выхлопытранспортных средств. Поставляют в тропосферу до 35-40%оксидовазота. При сгорании дизельного топлива, бензина в приземном слое образуютсявредные вторичные загрязнители (озон, серная кислота, формальдегид ипероксиацетилнитрат). Их присутствие может вызвать кислотные дожди.

·       Энергетическиепредприятия.Энергетическиепредприятия лидируют по количеству выбросов SO2. От сжигания угля наэлектростанциях и заводах в атмосферу поступает 70% соединений серы. Во времягорения часть вещества переходит в сернистый газ, часть оседает в твердом видев золе.

·       Другиефакторы, зависящие от деятельности человека:

использованиеаэрозолей, в состав которых входит хлор;

загрязнениеатмосферы фреонами, в результате утечки из неисправных холодильников;

выделение метана привыращивании злаковых культур;

бытовые ипромышленные растворители, химическая промышленность, бензозаправки, являющиесяисточниками ЛОС (летучих органических соединений).

 

1.5.         Составкислотных дождей

 

Основнымиэлементами кислотных дождей служат сернистая, азотистая, серная, азотнаякислоты и озон, появляющийся при грозе. Реже причиной возникновения ядовитыхосадков становятся хлор, метан, летучие органические соединения. Составзависит от вредных выбросов, загрязняющих воздух в определенном регионе. Самыераспространенные виды осадков.

·       Серныеосадки. Образуются при попадании в атмосферу диоксида серы.

·       Азотныеосадки. Основная опасность–при попадании на почву химическая реакцияпродолжается, образуются нитриты и нитраты.

·       Соляныеосадки. Образуются при горении мусора и выбросах заводов, когда в воздухпопадает хлор.

1.6.         Последствиявыпадения кислотных дождей

 

Чем могут бытьопасны кислотные дожди? Они вызывают поражение или гибель растений, животных,насыщают землю и воздух токсинами. В результате их выпадения разрушаются минералы,питательные соединения, вода перестает быть пригодной для питья и жизни.Пораженные экосистемы долго восстанавливаются. На очищениеотравленных районов уходят десятилетия.

1.                 Вреддля здоровья человека и животных.

Последствиякислотных дождей для животных и людей: микрочастицы солей азота и серы,присутствующие в воздухе, провоцирующие ожог слизистых оболочек, приступыудушья, астму, бронхиты, болезни сердца. В этих частицах, выпадающих вместе сосадками, могут быть примеси тяжелых металлов (никеля, кадмия, ртути),вызывающие отравления и патологии.

2.                 Воздействияна растения.

Чемопасны кислотные дожди, попадающие на растения: жидкость, вызывает ожоги,пожелтение и опадение листвы. Нарушаются течение фотосинтеза, испарения влагилистьями.

3.                 Воздействиена почву.

Из почвы вымываются полезные вещества,питающие растения.

Под воздействием кислот тяжелые металлы и алюминийрастворяются, попадая в почву. Такие соединения токсичны для представителейфлоры, вызывают разрушение и отмирание корней, ведущее к гибели растений.

4.                 Разрушениематериалов.

Выпадениекислотных осадков ведет к коррозии металлов. Капли кислоты, осаждающиеся сдождем на поверхности материала, вызывают окисление металлоконструкций. Дома ипамятники архитектуры, построенные из песчаника или известняка, разрушаются,вступая в химическую реакцию с кислотой.

5.                 Экономическиепоследствия.

Кислотныедожди наносят серьезный вред экономике. Страдают посевы, скот, вызывая голод ваграрных странах. Приходится тратить средства на лечение людей, оказавшихся взоне загрязнения.

 

1.7.         Путирешения данной проблемы

 

·                   Сокращениевредных выбросов.

Наиболеедейственная мера– сокращение вредных выбросов в воздух и воду во всех странахмира. На предприятиях необходимо поставить современные очистные сооружения ифильтры. В дальнейшем открывать только экологически безвредные производства.

·                   Переходна альтернативные источники энергии.

Заменаугля, газа и нефти на альтернативные источники энергии приведет к значительномуулучшению экологической обстановки. Волновые, ветряные электростанции,солнечные батареи абсолютно безопасны.

·                   Использованиеэкологичных автомобилей.

Вместомашин, работающих на бензине, уже сегодня можно купить гибриды илиэлектромобили. Tesla, Chevrolet, BMW i3 Rex, NissanLeaf, Greely BAIC,кроссовер BYD Yuan выпускает автомобили, работающие на аккумуляторныхбатареях.

·                   Другиедейственные методы.

Не сжигать мусор,а открыть заводы по его переработке.

Высаживать леса, ане вырубать.Создать вокруг промышленных городов «санитарные зоны» из зеленых насаждений,где не будет фабрик.

Уменьшениесодержания серы в разных типах топлива. Дорогостоящий процесс, позволяющийизвлечь лишь половину вредного вещества.

Использованиевелосипедов и электромобилей как альтернатива личному транспорту.


 

2. Практическая часть.

2.1. Проведение анкетирования «Кислотныедожди»

С целью выясненияактуальности темы выбранного исследования было проведено анкетирование учащихся8 11 классов.В анкетировании приняли участие 144 человека.

Вопросы анкеты, результаты анкетирования, диаграммы (Приложение1).

Вывод: большинство учащихсязнают о существовании кислотных дождей, том, что кислотные дожди наносят вредразличным компонентам биосферы, однако большинство опрошенных считают, что длянашей местности эта проблема не актуальна. Только учащиеся 10 11 классовмогут правильно определить, какие вещества приводят к появлению кислотных дождей(имеют определенные теоретические знания по данному вопросу), Большинствоучащихся не знают о возможностях минимизации последствий кислотных дождей.

 

2.2Определение водородного показателя (pH)

Химический состав проб атмосферных осадков изменяетсясо временем в результате химических, физических или биологических процессов. Всвязи с этим рекомендуется производить измерение неустойчивых параметров(водородного показателя pH и удельной электропроводности) как можно скореепосле отбора проб атмосферных осадков, но не позднее 2 часов.

Водородный показатель(рН) — характеризует концентрацию свободных ионов водорода в воде и выражаетстепень кислотности или щелочности воды (соотношение в воде ионов Н+и ОН образующихся при диссоциации воды) и количественноопределяется концентрацией ионов водорода.

         Совместно со специалистами ГУО «Брестский областной центртуризма и краеведения детей и молодежи» провели исследования водородногопоказателя атмосферных осадков, собранных на территории школы.

Измерения проводились 17.09, 19.09, 21.09, 30. 09. Дляизмерения величины pH в пробах атмосферных остатков и снежного покроваиспользуют потенциометрический метод с применением соответствующего прибора –pH-метра. Описание прибора и методика проведения исследований (Приложение 2).

Пробы осадков (дождя) брались со стороныулицы Ленина (одна из основных транспортных артерий нашего города), во дворешколы (на расстоянии 200 метров от проезжей части).Результаты представлены в таблицах (Приложение 2). Провели сравнительный анализданных, полученных в результате нашего исследования с данными ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детейи молодежи» (ул. Тихая, д.4), ФилиалБрестский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающейсреды» (ул. Северная, д.75). Результатыпредставлены в таблице и диаграмме. (Приложение 2).

         Проведя сравнительный анализ можносделать вывод:

атмосферные осадки (дождь) из различных частей города имеютслабокислую или нейтральную среду и соответствуют норме;

показатели рН атмосферных осадков (дождя), собранных на территориишколы ниже показателей ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведениядетей и молодежи» и Филиал Брестский областной центр погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;

следовательно, содержание ионов водорода в атмосферных осадках(дожде), собранных на территории школы выше.

 

2.3.         Определение удельной электропроводности

 

Электропроводность– это численное выражение способности водного раствора проводить электрический ток. Удельная электропроводность атмосферных осадков (сминерализацией от 3 до 60 мг/дм3) составляет величины 20-120мкСм/см. Кислотныедожди образуются в атмосфере при контакте так называемых кислых газов (NO, SO2 иCO2) с водяными парами и каплями облаков и туманов. Небольшоеколичество кислых газов выбрасывается из высоких труб ТЭЦ и заводов ипереносится на большие расстояния. В крупных городах основным их источникомявляется автотранспорт. Кислые газы, а также нитраты и нитриты попадают наЗемлю в виде кислотных дождей или снега, а также в виде туманов, росы илитвердых частиц.

Для измерения удельной электропроводностив пробах атмосферных

осадкови снежного покрова используют кондуктометрический метод, который  заключается впрямом определении электрической  проводимости (величины электрического тока,проводимого присутствующими в атмосферных осадках и снежном покрове ионами) сприменением соответствующего прибора – кондуктометра.  Описание прибора иметодика проведения исследований (Приложение 3) .

Совместно соспециалистами ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детей имолодежи» провели измерения электропроводности атмосферных осадков (дождя),собранных на территории школы.

Измерения проводились 17.09, 19.09, 21.09, 30.09.

Пробы осадков (дождя)брались со стороны улицы Ленина (одна из основных транспортных артерий нашегогорода), во дворе школы (на расстоянии 200 метров от проезжей части).Результаты представлены в таблицах (Приложение 3). Провелисравнительный анализ данных, полученных в результате нашего исследования сданными ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи»(ул. Тихая, д.4), Филиал Брестскийобластной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ул.Северная, д.75). Результаты представлены в таблице (Приложение 3).

Выводы:

1.     электропроводностьатмосферных осадков (дождя) разных частей города находится в пределах нормы;

2.    электропроводность атмосферных осадков(дождя), собранных на территории школы выше аналогичных проб других частей города;

3.     электропроводность атмосферных осадков (дождя)собранных на улице Ленина выше, чем на территории школьного двора. Этообъясняется близким расположением к проезжей части и интенсивностью загрязненияатмосферных осадков выхлопными газами автомобильного транспорта.

 

2.4.         Экспериментальное исследование качестваатмосферных осадков

Цель: определитькачественный состав атмосферных осадков и провести сравнительный анализ спробами дистиллированной и водопроводной воды.

Приработе соблюдали правила безопасного поведения.

Оборудование: мерные колбы спробами воды: проба № 1дистиллированная вода, проба №2водопроводнаявода, проба №3атмосферныеосадки (улица Ленина), проба №4атмосферные осадки (школьный двор),фильтровальная бумага, пипетки, стеклянные палочки.

Реактивы: AgNO3(нитратсеребра), HCl, BaCl2, универсальная индикаторная бумага, KMnO4(р-р), K2Cr2O7, метилоранжевый,фенолфталеин.

Объекты исследования: пробыводы:

проба№1дистиллированная вода;

проба№2водопроводнаявода;

проба№3атмосферныеосадки (улица Ленина);

проба№4атмосферные осадки (школьный двор).

Методы исследования:

1)   эксперимент;

2)   анализ,выводы.

 

Задачи:

1.    определитьфакторы, влияющие на качество проб воды;

2.    выяснитькачественный состав проб воды;

3.    сопоставитькачество проб атмосферных осадков с пробами дистиллированной и водопроводнойводы.

Экспериментальныеисследования качества атмосферных осадков проводились 21.09.2021 года.

Ходработы:

2.4.1.   Определениереакции водной среды (рH)

 

Определение реакции водной среды. Мерой кислотностиявляется значение pH (водородный показатель). Питьевая водадолжна иметь нейтральную реакцию среды (рH около7). Значение рН водыхозяйственного, питьевого, культурного-бытового назначения регламентируется впределах 6-9.

Атмосферные осадки могут иметь слабокислую,нейтральную или щелочную среду, в зависимости от содержания в них различныхрастворенных веществ.

Оборудование: пробы воды,универсальная индикаторная бумага.

Ход работы: капнулиисследуемой водой на универсальную индикаторную бумагу. Сравнили полученныйцвет со шкалой индикаторной бумаги. Определили рН и среду раствора.

Вывод: Проба № 1–рН =7,среда нейтральная.

Проба №2 – рН =6,5, среда слабокислая

Проба №3 – рН=6,5, среда слабокислая

Проба №4 – рН =6,8, среда слабокислая, ближе кнейтральной

 

2.4.2.   Определениекарбонатной жесткости воды

Жесткость воды является одним из показателей еекачества. Карбонатная жесткость характеризуется присутствием в водерастворенных гидрокарбонатов кальция (Ca(HCO3)2)и магния (Mg(HCO3)2).Жесткость выражают числом миллимолей эквивалентов кальция или магния в водеобъемом 1 литр.

Наличие гидрокарбонат ионов определили с помощью солей(карбонатов, фосфатов), осаждающих ионы Ca2+, Mg2+.

Ca(HCO3)2 +Na2CO3→ CaCO3+2NaHCO3

Ca2++ 2HCO3 + 2Na+ + CO32-→CaCO3↓+2Na+ + 2HCO3

Ca2++ CO32-→CaCO3

3Mg(HCO3)2 + 2Na3PO4 → Mg3(PO4)2↓ + 6NaHCO3

3Mg2++ 6HCO3 + 6Na+ + 2PO43- →Mg3 (PO4)2↓+6Na++ 6HCO3

3Mg2+ + 2PO43-Mg3(PO4)2

В ходе проделанного эксперимента в пробе №1 осадок невыпал, в пробе №2 осадок выпал, в пробах №№ 3, 4 осадок не выпал.

Вывод: водопроводная вода содержит соли кальция имагния, следовательно, является жесткой. Дистиллированная вода и атмосферныеосадки (дождь), собранные на территории школы солей кальция и магния несодержат.

2.4.3.Определение содержания хлоридов

 

Хлориды влияют на органолептические свойства воды. Онипридают ей соленый вкус.

Оборудование: нитрат серебра,пробы воды.

Ход работы: в пробиркуналиваем 5 мл исследуемой воды и добавляем 3 капли 1%-ного нитрата серебра.Приблизительное содержание хлоридов определяем по осадку или помутнению.

Ag+ + CIAgCI

Вывод: пробы №1,№2–осадка нет, в пробах воды №3,№4 – сильно помутнел, выпал белый осадок.

В атмосферных осадках содержатся ионы хлора.

 

2.4.4.Определение содержания сульфатов

 

Сульфаты также влияют на органолептические свойствапитьевой воды и придают ей горький вкус.

Оборудование: пробы воды, НСI, ВаСI2.

Ход работы: в пробиркувнесем 10мл исследуемой воды, 0,5 мл соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5%-гораствора хлорида бария, перемешиваем. По характеру выпавшего осадка определяемориентировочное содержание сульфатов. При отсутствии мути концентрация сульфатионов менее 5 мг/л; при слабой мути, появляющейся не сразу, а через несколькоминут – 5-10 мг/л; при слабой мути, появляющейся сразу, после добавленияхлорида бария, — 10-100мг/л; сильная, быстро оседающая муть свидетельствует одостаточно высоком содержании сульфат – ионов (более 100 мг/л).

SO42- + Ba2+BaSO4

Вывод:проба№1 – осадок не выпал

проба№2 – появилась слабая муть через несколько минут

пробы №3, 4 – слабая муть появилась сразу последобавления хлорида бария (ВаСI2). Проба №1 не содержит сульфатионов, в пробах № 2,3,4 сульфат ионы присутствуют, но в пробах № 3,4 ихсодержание выше. Следовательно, вода атмосферных осадков, собранных на территориишколы содержит большее количество сульфат ионов, чем вода водопроводная идистиллированная.

 

2.4.5.Определение окисляемости воды

 

Окисляемость отражает степень загрязнения проб водыорганическими соединениями и выражается в миллиграммах кислорода на литр (мгO2/дм3).

Оборудование: пробы воды, KMnO4.

Ход работы: набираем впробирку примерно 50 мл испытуемой воды и вносим в образец 1 каплю заранееприготовленного насыщенного раствора перманганата калия. Через час оцениваемизменение цвета раствора, по которому определим степень окисляемости воды. Еслираствор остался ярко-розовым – окисляемость низкая, а загрязнение водыминимально. Осветление до красного цвета свидетельствует об умереннойокисляемости, оранжевый говорит о сильном загрязнении воды, а желтыйэквивалентен табличке «антисанитарное состояние воды».

Вывод: все пробы водыостались ярко-розовым, значит окисляемость их низкая и загрязнение водыорганическими соединениями минимально.

 

2.4.6.Качественноеобнаружение катионов тяжелых металлов

 

Оборудование: пробы воды,уксусная кислота, дихромат калия.

Ход работы: в пробирку спробой воды внесли по 1мг 50-ти % раствора уксусной кислоты и перемешали.Добавили по 0.5 мл 10-ти % раствора дихромата калия. Пробирку встряхивали ичерез 10 минут приступили к определению. Содержимое пробирок рассматривалисверху на черном фоне. Верхнюю часть пробирок до уровня жидкости прикрыликартоном. При наличии в исследуемой пробе ионов свинца выпадает желтый осадокдихромата свинца.

(CH3COO)2Pb+ K2Cr2O7→ 2CH3COOK + PbCr2O7

2CH3COO+ Pb2+ +2K+ + Cr2O72-→2CH3COO+2K+ + PbCr2O7

Pb2+ + Cr2O7 2- PbCr2O7

Вывод: проба №1 – осадокне выпал;

проба №2 – осадок не выпал;

проба №3 – осадок выпал;

проба №4 – осадок выпал.

В атмосферных осадках, собранных на территории школысодержатся ионы свинца.


 

 

Общиевыводы:

          Поставленнаяцель достигнута. В условиях школьной лаборатории можно провести простейшиеисследования по определению химического состава различных проб воды.

В ходе практической части нами исследованы 4 пробыводы (проба №1 – дистиллированная вода; проба № 2 – водопроводная вода; проба№3 –атмосферные осадки (ул. Ленина); проба №4 – атмосферные осадки (школьныйдвор)).

В ходе экспериментального исследования атмосферныхосадков (дождя)  установили и доказали наличие хлорид ионов, сульфат ионов, ионовтяжелых металлов, что приводит к ухудшению качественного состава атмосферныхосадков (дождя) и отрицательному воздействию на различные компоненты биосферы.

При выполнении данной работы была достигнута цель:изучили состояние качества воды различных проб, освоили методику определениякачества воды, определили качество воды различных проб в условиях школьнойлаборатории. Выяснили основные критерии, определяющие качество атмосферныхосадков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Кислотные дожди – глобальная экологическая проблемапланетарного значения. Они наносят непоправимый вред природной среде, жизничеловека, экономикам всех стран. Единственный способ снизить губительноевоздействие – своевременно спрогнозировать время и место их выпадения. Ученыевсего мира разрабатывают методики, в которых учитываются район выбросов вредныхвеществ, состояние атмосферы, скорость и направление ветра. Это сложная задача,так как невозможно учесть все природные аспекты. Универсальную математическуюмодель создать, пока не удалось. До тех пор, пока не будут установлены жесткиелимиты для каждого государства по выбросу загрязняющих веществ в атмосферу,проблема не будет решена.

Анкетирование учащихся нашего учреждения образованияпоказало, что учащиеся знают о проблеме кислотных дождей и наносимом кислотнымидождями вреде различным компонентам биосферы.

Проведенные исследования показали, что атмосферныеосадки в районе учреждения образования соответствуют нормам.

 Сравнение наших данных с данными ГУО «Брестскийобластной центр туризма и краеведения детей и молодежи» (ул. Тихая, д.4), ФилиалБрестский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающейсреды» (ул. Северная, д.75) выявило:

осадки, собранные в районе нашегоучреждения образования, имеют больший водородный показатель и более высокуюэлектропроводность, чем осадки из других частей города;

содержатионы хлора, сульфат ионы, ионы свинца;

 имеют низкую окисляемость и загрязнение воды органическимизагрязнителями.

По сравнению с другими частями города, атмосферные осадки,собранные в районе учреждения образования имеют большую степень загрязнения,следовательно, сильнее влияют на компоненты биосферы.

В ходе  выполнения работы оформлен буклето декоративных кустарниках, используемых в озеленении на кислых почвах.

Привлечение учащихся и их родителей к проблеме загрязненияатмосферы вредными веществами и, как следствие, выпадению кислотных осадковбудет  мотивировать общественность решать данную проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

Списокиспользованных источников

1.     БоровскийЕ.Э. Кислотные дожди // ECOTECO, № 6. – Электронный журнал. – Режим доступа: http://www.ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-111/ekologiya/kislotnye-dozhdi/.

2.     Кислотные дожди – что это такое? Как они образуются?[Электронный ресурс].

3.     Елманов В.И. Охрана атмосферного воздуха/ В.И.Елманов, Г.Г.Терновая. — М.: Юрид. лит., 1984. — 112 с.

4 . Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский«Биология для поступающих в ВУЗы». –

Москва «Оникс»2010 г.

5.     С.Любушкина, Т. Притула. Физическая география в вопросах и отве­тах «Илекса»2011г.

6.     Географиядля тех, кто хочет всё успеть «Эксмо» 2015г.

7.     Откудаберутся «Кислотные дожди» // Вокруг света. -2005.-№6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Анкета«Кислотные дожди»

1.    Знаетели вы о существовании кислотных дождей

да

нет

2.    каквы думаете, характерны ли кислотные дожди для нашего региона

да

нет

3.    считаетели вы, что кислотные дожди вредны для компонентов биосферы

да

нет

4.    какиевещества являются причиной выпадения кислотных осадков

а.     CO2

б.    CO

в.     NO2

г.     SO2

д.    N2O

е.     NO

ж.  никакие

5.    можноли минимизировать последствия выпадения кислотных дождей

да

нет

незнаю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

Описание портативного pH-метра и методикипроведения исследований.

Портативный pH-метр имеет малые размеры и вес его весьмаудобен для проведения измерений, как в лабораторных, так и в полевых условиях.Водородный показатель (pH) измеряется в так называемых единицах pH, т.е.фактически является величиной безразмерной. Выполнение измерений проводится всоответствии с методикой МВИ. МН 5086-2014 «Определение величины pH ватмосферных осадках и снежном покрове». Эта методика устанавливает правила ипроцедуры выполнения измерений величины pH в пробах атмосферных осадков иснежного покрова в диапазоне от 2 до 10 pH. Периодичность поверки pH-метрасоставляет 1 раз в год.

Средства измерений, вспомогательные устройства,материалы, растворы

При выполнении измерений применяют следующие средстваизмерений, вспомогательные устройства, реактивы и материалы:

•   pH-метрс погрешностью измерений не более 0.05 pH;

•   комбинированныйстеклянный pH-электрод;

•   колбымерные вместимостью 1000 см³;

•   магнитнаямешалка и перемешивающий стержень с тефлоновым покрытием;

•   стаканыхимические полимерные вместимостью 50 см³;

•   воронкалабораторная диаметром 75 мм;

•   промывалка;

•   сосудыполипропиленовые;        

·       воронкалабораторная диаметром 75 мм;

·       сосудыполипропиленовые для хранения растворов и проб вместимостью 0,5-1,0 дм3и 50-100 см3

·       фильтрыобеззоленные «белая, красная, синяя лента»;

·       стандарт-титрыдля приготовления образцовых буферных растворов:

       буферныйраствор гидрофталат калия с величиной рН=4,01 при температуре 25о

       буферныйраствор дигидрофосфат калии и гидрофосфат натрия с величиной рН=6,86 притемпературе 25о

       буферныйраствор тетраборат натрия 10-водный с величиной рН=9,18 при температуре 25о

·       водабидистиллированная;

·       электролитыдля хранения электродов и их чистки (следует использовать растворыэлектролитов, рекомендованные производителем).

При подготовке к выполнению измеренийпроводят следующие работы:

Ø подготовка посуды;

Ø приготовлениерастворов;

Ø подготовкарН-метра, электродов и их калибровка.

 

Подготовка посуды. Посуду,используемую при анализе, моют с применением моющих средств, тщательноополаскивают водопроводной водой, а затем бидистиллированной водой.

Приготовление растворов. Образцовыебуферные растворы, имеющие значения рН 4,01; 6,86; 9,18 при температуре 25оСготовят из стандарт-титров для рН-метрии. Ампулу со стандарт-титром тщательноополаскивают бидистиллированной водой, просушивают фильтровальной бумагой. Вмерную колбу вместимостью 1000 см3 вставляют воронку, вскрываютампулу в соответствии с инструкцией производителя, дают содержимому полностьювысыпаться в колбу, промывают ампулу изнутри водой до полного удаления веществас поверхности ампулы.  Колбу заполняют водой примерно на две трети объема,взбалтывают до полного растворения содержимого. Доводят водой объем раствора вколбе до метки, закрывают пробкой и тщательно перемешивают содержимое. Всебуферные растворы хранят в герметично закрытых стеклянных или полимерныхсосудах в холодильнике не более месяца. Также можно использовать имеющиеся впродаже готовые буферные растворы.

Подготовка прибора.Калибровку рН-метра, подготовку комбинированного рН-электрода к работеосуществляют строго в соответствии с инструкцией по эксплуатации, используя двабуферных раствора. Желательно использование буферных растворов со значениямирН=4,01 и рН=6,86. Калибровка должна повторяться перед каждым измерением.

Измерения значение рН пробы проводят в соответствииинструкцией по эксплуатации рН-метра. Температура пробы должна быть такой же,как и температура буферного раствора при калибровке.

Выполнение измерения величины рН

·          тщательнопромыть химический полимерный стакан вместимостью 50см3бидистиллированнойводой и ополоснуть небольшим количеством анализируемой пробы;

·          наполнитьстакан анализируемой пробой и опустить в него перемешивающий стержень стефлоновым покрытием;

·          поставитьстакан с анализируемой пробой на магнитную мешалку;

·          тщательноополоснуть электрод и температурный датчик (щуп) бидистиллированной водой инебольшим количеством исследуемых осадков;

·          погрузитьодновременно электрод и температурный датчик (щуп) в стакан с анализируемойпробой примерно на 4 см;

·          включитьэлектромагнитную мешалку, но не на полные обороты (перемешивание пробынеобходимо для того, чтобы измерение было подлинным для целой пробы, а нетолько для той части, где расположен электрод);

·          записатьпоказания прибора через 1-2 минуты (после установления постоянного значения);

·              повторитьизмерения через 3-5 минут;

·          тщательноополоснуть электрод и температурный датчик (щуп) дистиллированной водой иудалить остатки воды фильтровальной бумагой;

·              выключитьрН-метр;

·          электродпоместить в раствор электролита в соответствии с рекомендациями производителя.

В случае выполнения измерений портативным рН-метромэлектромагнитную мешалку не используют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица1.Результаты измерений рН в суточных пробах атмосферных осадков (улица Ленина)

пробы

Дата

Место

отбора

пробы

Вид

осадков

Объем

пробы,

мл

I

измере-

ние

II

измерение

Среднее

значение

Приме-

чание

1.

17.09.2021

улица Ленина

дождь

50

6.77

6.78

6.775

 

2.

17.09.2021

улица Ленина

дождь

50

6.74

6.69

6.715

 

3.

17.09.2021

улица Ленина

дождь

50

6.67

6.70

6.685

 

1.

19.09.2021

улица Ленина

дождь

50

5.32

5.21

5.265

 

2.

19.09.2021

улица Ленина

дождь

50

5.14

5.14

5.14

 

3.

19.09.2021

улица Ленина

дождь

50

5.19

5.16

5.175

 

1.

21.09.2021

улица Ленина

дождь

50

6.78

6.62

6.7

 

2.

21.09.2021

улица Ленина

дождь

50

6.54

6.47

6.505

 

3.

21.09.2021

улица Ленина

дождь

50

6.44

6.43

6.435

 

1.

30.09.2021

улица Ленина

дождь

50

5.54

5.71

5.625

 

2.

30.09.2021

улица Ленина

дождь

50

5.30

5.44

5.37

 

3.

30.09.2021

улица Ленина

дождь

50

5.28

5.48

5.38

 

 

 

 

 

Таблица2.Результаты измерений рН в суточных пробах атмосферных осадков (школьный двор)

 

Пробы

Дата

Место отбора пробы

Вид осадков

Объем пробы, мл

I

Изме

ре-

ние

II

Изме

ре-

ние

Среднее

значение

Приме-

чание

1.

17.09.

2021

школьный двор

дождь

50

6.16

6.14

6.15

 

2.

17.09.

2021

школьный двор

дождь

50

6.11

6.10

6.105

 

3.

17.09.

2021

школьный двор

дождь

50

6.09

6.10

6.095

 

1.

19.09.

2021

школьный двор

дождь

50

5.50

5.58

5.54

 

2.

19.09.

2021

школьный двор

дождь

50

5.56

5.53

5.545

 

3.

19.09.

2021

школьный двор

дождь

50

5.53

5.53

5.53

 

1.

21.09

2021

школьный двор

дождь

50

6.72

6.91

6.815

 

2.

21.09

.2021

школьный двор

дождь

50

6.96

7.02

6.99

 

3.

21.09.

2021

школьный двор

дождь

50

7.04

7.05

7.045

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

 

1.

30.09.

2021

школьный двор

дождь

50

6.01

6.03

6.02

 

2.

30.09.

2021

школьный двор

дождь

50

5.97

6.10

6.035

 

3.

30.09

2021

школьный двор

дождь

50

6.11

6.11

6.11

 

 

Таблица3.Результаты измерений рН водопроводной воды из школьного водопровода (кабинет32)

пробы

Дата

Место отбора пробы

Вид осадков

Объ

ем про

бы, мл

I

Изме-

рение

II

Изме-

рение

Среднее значе-

ние

Приме-

ча

ние

1.

30.09.

2021

каби

нет 32

Водопровод-

ная вода

50

7.28

7.48

7.38

 

2.

30.09.

2021

каби

нет 32

Водопровод-

ная вода

50

7.77

7.59

7.68

 

3.

30.09

.2021

каби

нет 32

Водопровод-

ная вода

50

7.61

7.49

7.55

 

 

Таблица4.Результаты измерений рН дистиллированной воды

(контрольныйобразец)

пробы

Дата

Место отбора пробы

Вид осадков

Объ-

ем

пробы, мл

I

Изме-

рение

II

Изме-

рение

Сред-нее значе-

ние

Приме-

ча

ние

1.

30.09.

2021

каби-

нет 32

Дистилирова-нная вода

50

7.0

7.0

7.0

 

2.

30.09.

2021

каби-

нет 32

Дистиллированная вода

50

7.0

7.0

7.0

 

3.

30.09.

2021

каби-

нет 32

Дистилирова-нная вода

50

7.0

7.0

7.0

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. Средниепоказатели измерений рН атмосферных осадков в различных частях города.

Показатель,

дата

ГУО

«Средняя школа №18 г. Брест»

Улица Ленина

ГУО

«Средняя школа №18 г. Брест»

Школьный двор

ГУО «Областной центр туризма и краеведения детей и молодежи»

Ул. Тихая д.4

Филиал Брестский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Ул. Северная, д.75

17.09.2021

6,775

6,15

7,4

7,5

19.09.2021

5,19

5,54

7,3

7,6

21.09.2021

6,5

6,95

6,8

7,1

30.09.2021

5,45

6,05

7,3

7,4

 

 

 

Приложение3

Описание портативного кондуктометра и методики работыс ним

Кондуктометры по типу можно разделить напортативные и стационарные. Эти приборы отличаются не только своими размерами. Стационарныеустройства позволяют проводить гораздо более точные измерения и более широкийспектр исследований. Единицей измерения электрической проводимости являетсямкСм/см (микроСименс на сантиметр). Выполнение измерений проводится всоответствии с методикой МВИ. МН 5085-2014 «Определение величины удельнойэлектрической проводимости в атмосферных осадках и снежном покрове». Этаметодика предназначена для определения удельной электрической проводимости впробах атмосферных осадков и снежном покрове в диапазоне от 2 до 12900 мкСм/см.

Электропроводность зависит от температурыи в водных растворах возрастает примерно на 2% на один градус для большинстваионов. Некоторые кондуктометры дают возможность автоматической температурнойкоррекции. Другие требуют использования водяной бани для измерительной ячейкидля получения результата при 25оС. Эта температура выбранастандартной для измерений электропроводности атмосферных осадков. Дляисключения погрешности измерения проводят в термостатируемой пробе (доведенной до 25оС) или с использованием автоматического термокомпенсатора.

Периодичность поверки кондуктометрасоставляет 1 раз в год.

Средства измерений, вспомогательные устройства, материалы, растворы

При выполнении измерений применяютследующие средства измерений, вспомогательные устройства, реактивы и материалы:

·       кондуктометрэлектрического сопротивления с минимальной определяемой величиной удельнойэлектрической проводимости не более 2мкСм/см и погрешностью измерений не более+-5%;

·       колбы мерные вместимостью 1000 см3

·       пипетки мерные вместимостью 100 см3

·       стаканы химические полимерные вместимостью100 см3

·       воронка лабораторная диаметром 75 мм;

·       промывалка;

·       фильтры обеззоленные «красная лента» или«синяя лента»;

·       вода бидистиллированная;

·       стандарт-титр калия хлористого  0,1 н.

Передвыполнением измерений проводят следующие работы:

Ø подготовкапосуды;

Ø приготовлениерастворов;

Ø подготовкаприбора.

Подготовка посуды. Посуду,используемую при анализе, моют с применением моющих средств, тщательно ополаскиваютводопроводной водой, а затем бидистиллированной водой.

Приготовление растворов.Для приготовления основного раствора калия хлористого массовой концентрации 0,1моль/дм3 из стандарт-титра необходимо в мерную колбу вместимостью1000 см3 количественно перенести содержимое ампулы стандарт-титракалия хлористого, довести объем раствора в кобле до метки бидистиллированнойводой и тщательно перемешать. Хранить раствор в плотно закрытомполипропиленовом сосуде не более 6 месяцев. Для приготовления градуировочногораствора калия хлористого 0,01 моль/дм3 отбирают 100 см3основного раствора калия хлористого с концентрацией 0,1 моль/дм3,переносят в мерную колбу 1000 см3 и доводят объем раствора до меткибидистиллированной водой. Хранить раствор в плотно закрытом полипропиленовомсосуде не более 3 месяцев. Удельные электрические проводимости градуировочныхрастворов калия хлористого с концентрациями 0,1 и 0,01 моль/дм3  при25оС составляют соответственно 12900 и 1413 мкСМ/см. Можноиспользовать также имеющиеся в продаже готовые растворы для калибровки кондуктометра.

Подготовка прибора. Подготовкукондуктометра проводят в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Выполнение измерения удельнойэлектропроводности

·       тщательно промыть химический полимерныйстакан вместимостью 100 см3бидистиллированной водой и ополоснутьнебольшим количеством анализируемой пробы;

·       наполнить стакан анализируемой пробой;

·       погрузить датчик кондуктометра в пробу ивыполнить измерение удельной электрической проводимости;

·       после каждого измерения тщательно промытьдатчик кондуктометра бидистиллированной водой.

За величину удельной электропроводностипринимают среднюю величину из двух параллельных измерений.

Таблица 6. Результатыизмерений электропроводности в суточных пробах атмосферных осадков (улицаЛенина).

 

пробы

Дата

Место

отбора

пробы

Вид

осадков

Объем

пробы,

мл

I

измере-

ние

II

измере-ние

Среднее

значение

Приме-

чание

1.

17.09.

2021

улица Ленина

дождь

100

53.3

54

54.65

 

2.

17.09.

2021

улица

Ленина

дождь

100

54.4

54.3

54.35

 

3.

17.09.

2021

улица Ленина

дождь

100

54.7

54.9

54.8

 

1.

19.09.

2021

улица Ленина

дождь

100

59.8

60.1

59.95

 

2.

19.09.

2021.

улица Ленина

дождь

100

57.2

58.6

57.9

 

3.

19.09.

2021

улица Ленина

дождь

100

58

59.4

58.7

 

1.

21.09.

2021.

улица Ленина

дождь

100

81.3

84.3

82.8

 

2.

21.09.

2021.

улица Ленина

дождь

100

81.3

83.6

82.25

 

3.

21.09.

2021

улица Ленина

дождь

100

82.7

77.5

80.1

 

1.

30.09.

2021

улица Ленина

дождь

100

49.6

47.2

48.4

 

2.

30.09.

2021

улица Ленина

дождь

100

45.9

44.8

45.35

 

3.

30.09.

2021.

улица Ленина

дождь

100

44.4

43.3

43.85

 

 

 

 

 

Таблица7. Результаты измерений электропроводности в суточных пробах атмосферныхосадков (школьный двор).

 

пробы

Дата

Место

отбора

пробы

Вид

осадков

Объ-

ем

про-

бы

мл

I

Изме-ре-

ние

II

измере-ние

Среднее

значение

При-ние

1.

17.09.

2021

школьный двор

дождь

100

44.6

45.3

44.95

 

2.

17.09.

2021

школьный двор

дождь

100

45.3

43.6

44.45

 

3.

17.09.

2021

школьный двор

дождь

100

44.5

43.9

44.2

 

1.

19.09.

2021

школьный двор

дождь

100

47.9

50.3

49.1

 

2.

19.09.

2021

школьный двор

дождь

100

49.2

58.2

48.2

 

3.

19.09.

2021

школьный двор

дождь

100

49.1

49.2

49.15

 

1.

21.09.

2021.

школьный двор

дождь

100

51.4

52.1

51.75

 

2.

21.09.

2021

школьный двор

дождь

100

52.8

51.5

52.15

 

3.

21.09.2021

школьный двор

дождь

100

49.9

47.5

48.7

 

1.

30.09.

2021

школьный двор

дождь

100

41.4

41.1

41.25

 

2.

30.09.

2021

школьный двор

дождь

100

40.0

40.9

40.45

 

3.

30.09.

2021

школьный двор

дождь

100

39.9

40.8

40.35

 

 

 

Таблица8 .Результаты измерений электропроводности водопроводной воды (школьныйводопровод)

пробы

Дата

Место отбора пробы

Вид

Осад-

ков

Объем пробы, мл

I

Изме-

рение

II

Изме-

рение

Среднее значе-

ние

При-

меча-ние

1.

30.09.

2021

каби-нет 32

Водо-прово-

дная вода

100

43.7

43.9

43.8

 

2.

30.09.

2021

каби-нет 32

Водо-прово-дная вода

100

43.4

43.4

43.4

 

3.

30.09.

2021

каби-нет 32

Водо-прово-

дная вода

100

42.3

44.0

43.15

 

 

 

Таблица 9.Результаты измерений электропроводности дистиллированной  воды (контрольныйобразец)

пробы

Дата

Объем пробы, мл

I

Измере-

ние

II

Измере-

ние

Среднее значение

Приме-

чание

1.

30.09.2021

100

1

1

1

 

2.

30.09.2021

100

1

1

1

 

3.

30.09.2021

100

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10.Сравнительные показатели измерений электропроводности атмосферных осадков вразличных частях города.

Показатель,

дата

ГУО

«Средняя школа №18 г. Брест»

Улица Ленина

ГУО

«Средняя школа №18 г. Брест»

Школьный двор

ГУО «Областной центр туризма и краеведения детей и молодежи»

Ул. Тихая д.4

Филиал Брестский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Ул. Северная, д.75

17.09.2021

54,2

44,5

52,2

44,6

19.09.2021

58,85

48,98

11,8

35,1

21.09.2021

81,2

50,86

16,7

32,7

30.09.2021

45,7

40,68

21,2

21,2

 

 

 

 

Фотоприложение 1

ПортативныйрН метр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Измерениеводородного показателя портативным рН метром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотоприложение2

Портативныйкондуктометр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Измерение электропроводности атмосферных осадковпортативным кондуктомером

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотоприложение3

Пробыводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОпределениерН среды проб воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотоприложение4

 

Измерениеокисляемости проб воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотоприложение5

 

Обнаружениесульфат ионов в пробах воды


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет