X-PDF

Исследовательская работа Школьный музей

Поделиться статьей

XXIII НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ

МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

 

 

Направление:социально-гуманитарные науки.

Секция: Культурология.

Исследовательская работа

на тему:

«Школьный музей».

 

 

Работу выполнила: Гульмагомедова Муминат Рустамовна

ученица 9 класса

МКОУ Мамедкалинская гимназия

 им. М. Алиева.                                            

Адрес:  пгт. Мамедкала,

 Дербентского района,

 республики Дагестан,

ул. Центральная, д №6

 

Руководитель работы: МирзоеваВероника

Нежмутдиновна-

 учитель истории и обществознания

МКОУ«Мамедкалинская гимназия им. М.Алиева»

2021г

Аннотация.

 

Актуальность темы: намой взгляд, это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение иразвитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этическихпринципов у подрастающего поколения. Школьный музей призван способствоватьформирования у учащихся патриотизма, расширению кругозора и воспитаниюпознавательных интересов, содействовать развитию общественной активности,овладению навыками исследовательской работы.

Цель исследования определить,нужны ли нам музеи. Исследование роли школьного музея «Народные истоки» ввоспитании патриотизма и гражданской нравственности через экспонаты иэкскурсии, которые несут в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку и помогаютизучить духовную культуру народа.

Задачи исследования:

1)Вспомнить историю возникновения музеев.Понять их предназначение.

2) Узнать историю: школьного музея;

3) Провести опрос «Нужны ли нам музеи?».

4) Подумать, как сделать, посещение музеевболее частым.

5) Поделиться мечтой: «Какой музей мнехотелось бы посетить?»

6) Овладение  практическими навыкамипоисковой и исследовательской деятельности.

Методыисследования:

1)Изучение теоретического материала.

2)Посещение музея, изучение его истории.

3)Интервьюирование

4)Экспедициипо сбору экспонатов;

5)Встречисо старожилами и интересными людьми

 

Объектисследования: отношение людей к музеям.     

Предметисследования: музеи

Этапыисследования:

1)Изучение теоретического материала.

2)Посещение музея, изучение его истории.

3)Опрос.

4)Проблемная ситуация. Решение проблемы.

5)Выполнение творческого проекта «Музей, который мне хотелось бы посетить»

 

 Выводы:«Музеи в нашей жизни играют немаловажную роль. Это наше прошлое, наша память».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

                                                               

                                                                                                                                              стр.

I.Введение                                                                                                                               5

II.Основнаячасть                                                                                                                   6

III.Заключение                                                                                                                      13                                                                                                                                                                                                                                       

IV.Списоклитературы                                                                                                         14

VI.Приложение                                                                                                                       15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Введение

В эпоху векаинформационных технологий и глобализации мира, на мой взгляд, особенно важно нетерять преемственность поколений, историческую связь с прошлым. Это особенноактуально для тех, кто осознает важность сохранения культурно-историческогонаследия для будущих поколений. Мы не имеем права терять свои генетические корни,менталитет. И, несмотря на происходящую глубокую трансформацию нашей жизни, ибыта, мы всегда должны переносить все то, что является непреходящейисторической ценностью. Школьный музей призван способствовать формирования уучащихся патриотизма, расширению кругозора и воспитанию познавательныхинтересов, содействовать развитию общественной активности, овладению навыкамиисследовательской работы» История возникновения музеев уходит в глубокоепрошлое. В древней Греции «мусеем» — называли храм. От слова «мусейон»произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляютсяколлекции произведений искусств и другие памятники прошедших времен. Всовременном понимании – это учреждение, которое собирает, хранит и изучаетпамятки различных культур и народов. Впервые музеи появились в Древней Греции,они служили местом сбора философов, которые предавались размышлениям иразговорам, тут же хранились культовые предметы, и произведения мастеров тоговремени. Размещались музеи в храмах и домах аристократов. Самыми известнымимузеями старины по праву считаются пинакотека, созданная в Афинах,Александрийский музей и Пергамская библиотека. Известна также коллекциядревнегреческого мыслителя Аристотеля, основанная в 335 году до н.э., котораяиспользовалась им в образовательных целях.
        Сейчас в мире существует огромное количество музеев, в которыхпредставлены не только памятники старины, но и современное искусство.

 

                                                

 

 

 

 

                   

Основная часть.

Я проживаю в поселке Мамедкала им. Ш. Алиева. Совхоз-завод им. Ш.Алиева был организован в 1944 годуна базе разделения совхоза « Красный партизан» на два самостоятельныхсовхоза и назван в честь погибшего при освобождении г.Керчи Героя СоветскогоСоюза Алиева Шамсуллы Фейзулаевича. В Мамедкале стоит памятник посвященныйАлиеву Шамсулле Фейзулаевечу. В 1958 году директором совхоза был назначен АлиевНариман Абдулхаликович. История  и становление нашего поселка тесно связано сученым, видным деятелем Алиевым Нариманом Абдулхаликовичем.

Я учусь в Мамедкалинской гимназии им.Магомед-Али Алиева. Алиев Нариман Абдулхаликович — талантливый руководитель,который возглавлял руководство совхоза им. Ш.Алиева с 1952 до 1958 года. Нашагимназия, если выразиться образно, прошла как бы эволюционный путь развития –от малокомплектной начальной школы до инновационного образовательного учреждениягимназии. Меняются времена, меняется системы образования, не говоря уже опрограммах, однако в наших учителях мы помним те прекрасные черты:бескорыстность, уважение, доброта. Это очевидно, связано с тем, что учителю,какой бы предмет он ни преподавал, всегда приходится вести учеников от азов квершинам, от прошлого к будущему, первым замечать новые черты новых юныхпоколений и быть хранителем духовной преемственности подростков. Такова миссияучителя на все времена. Музей – это такое место, в котором чувствуешь себя какв другом, параллельном мире. Смотришь на старинные фотографии и невольностановишься свидетелем событий давно минувших лет. Каждая из них – этоисторическая веха, это жизни и судьбы десятков людей. У нас в школе естьчудесный музей. Школьный музей, как форма образовательнойи воспитательной  работы создан по инициативе педагогов школы,ветеранов педагогического труда, родителей, учащихся. Он возник как ответ насоциальный заказ, который поступил от представителей родительской и педагогическойобщественности и как результат собственной поисково-собирательской иисследовательской деятельности. Материалы начали собирать с 2010 года, аоткрытие состоялось в 2012 году. Учителя, родители, учащиеся школы принялиактивное участие по сбору старинных предметов, орудий труда, посуды, денежныхкупюр, принадлежности. Руководит им Чупанова Муслимат Шихалиевна. Деятельностьшкольного музея – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Это исследовательскийи просветительский центр школы, являющийся основой для формированиядуховных  ценностей учащихся, их патриотического воспитания. Основумузея составляют экспонаты, собранные школьниками под руководством педагогов.Многие экспонаты, переданные нам на хранение, являются семейными реликвиями.          

 Наш музей – этонесколько тематических экспозиций: 1) предметы быта и домашней утвари; 2)самовары; 3) предметы мебели; 4) религия; 5) книги; 6) нумизматика; 7) герои –земляки; 8) вышивка; 9) радио, музыка; 10) инструменты; 11) старинная одеждаконца 19-20 века  и т.д. Всего 20 экспозиций.

 Цельдеятельности музея:

 1.Сохранениеисторической памяти школы

2.Организацияпоисково-исследовательской работы

3.Определение направлениямузея

4.Грамотное оформлениеэкспозиции

5.  Пополнение иобновление экспозиций музея

6.  Развитие у учащихсяинтереса к истории школы

7.  Развитие школьногосамоуправления в процессе работы проекта

8. Установление контактас архивами, музеями, привлечение к проекту учеников, родителей учащихся,общественности.

9. Включение вучебно-воспитательный план школы мероприятий, которые будут проводиться вмузее.

Ожидаемые результаты:

Реализация проектапозволит создать школьный музей и начать плано-мерную работу по воспитаниюучащихся школы :

1.Повышение интересаучащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны,проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческогоучастия в деятельности музея.

2.Организациявзаимодействия ОУ с музеями  в целях создания единого воспитательного иобразовательного пространства.

3.Освоение учащимисяприемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.

4.Расширениеинформационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничествас образовательными учреждениями,  отделом образования и культуры.

5.Создание электроннойбазы о наиболее ценных экспонатах школьного музея.

 Задачидеятельности музея:

— Воспитание любви кродному краю и людям, заботящимся о его процветании.

-Формированиесамосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешноадаптироваться в окружающем мире.

-Развитие творческих иорганизаторских способностей, предоставление возможности реализоваться всоответствии со своими склонностями и интересами, выявить своюиндивидуальность.

-Развитие познавательныхспособностей и познавательной деятельности.

-Формированиепроектно-исследовательских умений и навыков.

-Воспитание культурыповедения.

 Направления деятельностимузея:

-Учебно-познавательное

-Поисково-исследовательское

-Экспозиционное(оформительское)

-Экскурсионное

-Культурно-массовое

В музее проходят урокикраеведения, истории, литературы. Экспозиция, фонды школьного музея помогают учителям истории, использующим краеведческий материал на уроке. Сматериалами  школьного музея работают как учителя, так и учащиеся. Сегодняв музее собран материал по теме  «Никто не забыт, ничто не забыто»,«История школы».

 

 

К нетрадиционным формампроведения занятий относятся :

-интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

-занятия в форме конкурсов, соревнований, викторин;

-исследование, анализпервоисточников, комментарии, репортаж;

-занятия на основенетрадиционной организации образовательного материала — урок-суд, урокмужества, урок-презентация;

-занятия с использованиемфантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.

художественных средств,что создает условия для эстетического воспитания.

К  72-й годовщинеВеликой победы в школе была открыта Галерея славы «Я помню. Я горжусь». Над еёоформлением трудились учащиеся и педагоги школы.

Я рассмотрела «Журналыучёта посещения музея» и узнала, что раньше наш музей посещали не толькоучащиеся нашей школы, но и родители, работники РУО, директора и учителя,представители МО Дербентского района. Они оставили много положительных отзывово нашем музее. За последние два года количество гостей сократилось.Япредположила, что людям неинтересно посещение музеев, так как сейчас любуюинформацию можно найти в книгах и Интернете. Я провела опрос. Учащимся гимназия задала несколько вопросов:

1) Посещали ли они музеи.

2) Какие?

3) С какой целью онипосещали музеи?

4)Нужны ли вообще музеи.Для чего?

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

5) Как часто они посещаютмузеи? Почему?

 

           Результатыопроса:

Вопрос:

Кол-во

опрошенных

Да

Нет

1) Посещали ли вы музеи.

 

120

120

2) Какие?

 

Школьный музей:

Городской краеведческий музей:

Музеи г. Дербента:

Музеи г.Махачкалы: Музеи

 г.Москвы

Музеи г. Санкт-Петербурга:

Другие музеи:

120

 

 

 

40

 

30

 

1

 

2

2

 

 

80

 

90

38

119

 

118

118

3) С какой целью? (Для чего они посещали музеи?)

 

Посмотреть экспонаты музея:

Послушать тематическую экскурсию:

Выполнить исследовательскую работу?

 

120

 

120

 

 

4)Нужны ли нам музеи. Для чего?

 

Да — нет:

Знакомят нас с нашим прошлом

 

120

120

5) Как часто они посещают музеи? Почему?

До 5 раз:

От 5 до 10 раз:

От 10 раз:

120

120

120

 

         Проанализироваввместе с Вероникой Нежмутдиновной результаты опроса, я пришла к выводу, что вседети понимают, какую роль играют музеи в нашей жизни.

 Им интересно посещатьмузеи, но делают они это нечасто. Ребята назвали  самые разные причины:

1)В школьном музее идетодна экскурсия.

2) Редкая организацияэкскурсий в школьной и городской музеи.

2)Нет возможностипосетить музеи в других городах.

       Передо мнойвозникла проблемная ситуация: «Как сделать, чтобы школьный и городской музеипосещали чаще?».

        Мне очень труднобыло найти ответ на этот вопрос. Вероника Нежмутдиновна подсказала, что можноиспользовать экспонаты музея для исследовательских работ. Вообще, любойэкспонат музея даёт повод, зачин исследования. Например, в нашем музее естьжернова, это мельница для муки. А из чего, вернее, из какогокамня  делали жернова, и как делались насечки, где впервые появились нуи дальше…. Мне захотелось узнать, все это. О-о-очень интересно!!!

Так же ВероникаНежмутдиновна считает, что интерес к посещению музея возрастет, если мы самиорганизуем экскурсию и выступим в роли экскурсоводов.  И еще, если будем активнопополнять кладовые музея. Мы решили в классе провести проект «День музея». Иорганизовать новую тематическую экскурсию.

        Я решила узнать,какие есть ещё музеи. Я узнала самые популярные музеи мира. Их 10. Мне былоприятно, что 2 из 10- это наши, российские музеи. Это Третьяковская галерея иЭрмитаж.

        Я узнала, чтоТретьяковская галерея это художественный музей. Галерея названа по имени еёоснователя – Павла Михайловича Третьякова, который в XIXвеке собирал картины русских художников. Мне захотелось посетить этот музей.Это моя мечта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Заключение.

     

 Закончить свою исследовательскую работу, я хочу с темы и цели исследования.Тема моего исследования: «Музеи».

Цель:ответить на вопрос «Нужны ли нам музеи?» Я считаю, что данная тема раскрыта иответ найден. Ответ, да. В ходе исследования я не только узнала много нового омузеях и конкретно, о школьном музее, но и испытала чувство гордости, что внашей школе есть такой краеведческий музей. Музей, с ценными экспонатами иимеющего такую интересную историю посещения. Мне хочется, чтобы мы чащезаглядывали в музеи, работали там. Ведь только в музее можно получить не толькоШкольный музей вносит достойную лепту в духовно-нравственном воспитании. Каждый может стать хранителем культурного наследия. Таким образом, как мывидим, роль школьного музея в развитии военно-патриотического воспитанияучащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не толькообъектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастникомисторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитиисвоих творческих способностей, познавательного интереса через практическуюсозидательную деятельность. Ведь, как поется в отрывке из известной намилюбимой песни «С чего начинается Родина? С картинки твоем букваре…», тоже такжеучащиеся в первую очередь, должны знать и помнить историю своей школы, затем поцепочке – историю города, Республики и в целом историю России – нашеймногонациональной Родины. Мы обязаны воспитать в ребенке чувствопатриотического долга  перед  Родиной, мы растим – наших будущих защитников.

Ребенок,подросток, который будет знать историю школы, города, быт свои предков,памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношенииэтого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену  знания.

Япланирую изучать работу школьного музея и попробовать себя в роли экскурсовода,а так же провести исследование одного из экспонатов нашего музея: «Жернова»

 

IV.Литература:

 

1. Актуальные вопросыдеятельности общественных музеев. М., 1980.

1.         2. ГолышеваЛ.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

2.         3. Методикаисторико-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.

3.         4. СмирновВ.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

4.         5. ТумановВ.Е., Школьный музей, М., 2002

5.         6. ЛихачевД.С., Раздумье о России, С-Петербург, 1999

6.         7. Столяров Б.А., Музей и художественное образование в контексте инициативы

7.         «Наша новаяшкола» / Мир музея, 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Приложение:

 

Лучшие музеи мира:

Лувр.Париж
Это один из самых больших художественных музеев мира. Некогда Лувр представлялсобой старинный замок французских королей, построенный Филиппом Августом в 1190г. В качестве музея он впервые был открыт для посетителей 8 ноября 1793 г. Луврзанимает пространство приблизительно в 195 тыс. кв.м, имеет общую площадьэкспозиции в 60 600 кв.м. Сегодня каталог музея насчитывает 400 тыс.экспонатов. Для удобства выставка поделена на семь больших частей: отделы прикладногоискусства, живописи, скульптуры и графики, древнеегипетский отдел, отделДревнего Востока и исламского искусства, а также отдел искусства Греции, Рима иимперии этрусков. В общем, не хватит и недели на то, чтобы все обойти. Поэтому,если Вы – обычный среднестатистический турист, выделивший на посещение Лувравсего один день, то посетите лишь главные его шедевры, к которым ведутспециальные указатели. Или же целенаправленно придите в отдел живописи – самыйвпечатляющий — и посмотрите на работы Рубенса, Рембрандта, Тициана, Караваджо,Дюрера, Гойи, Вермеера и многих других.

МузейВатикана – самый большой музей мира: 1400 залов,50000 объектов, и чтобы обойти все представленный экспонаты надо пройти 7км. Разумеется, все посетители первым делом стремятся попасть вСикстинскую капеллу. Однако устройство музея очень своеобразно: вы сможетедобраться до самой дальней точки – Ватиканской пинакотеки – лишь миновав всепредыдущие. Так что нужно расчитать силы. Начать следует с Египетского музея,который достаточно пройти по диагонали. и дальше бежать к знаменитомуБельведеру, затем к Станцам Рафаэля. И, наконец, к Сикстинской капелле, поправу называемой главной здешней святыней.

Британскиймузей был основан 7 июня 1753 г. по инициативеправительства и уже 15 января 1759 г. официально открыт для посетителей. Вего создании и развитии приняли участие тысячи людей. Британский музейименуется также Музеем украденных шедевров или Музеем всех цивилизаций.Эти названия оправданы. Ведь сокровища, представленные в музее, былиполучены не самым честным способом. Например, Розеттский камень,благодаря которому ученые расшифровали древние иероглифы, как и множестводревнеегипетских памятников был отобран в Египте у армии Наполеона. Похожаяистория приключилась и с драгоценными скульптурными фризами Парфенона:англичанин лорд Эльджин вывез их из Греции, добившись от турецкогоправительства письменного разрешения. Все тем же способом коллекция музеяпополнилась скульптурами мавзолея в Галикарнасе, храма Артемиды в Эфесе имногими другими произведениями искусства. Правда, экспозиция живописи вмузее невелика – на то в Лондоне есть Национальная галерея.


Этот музей был основан в 1871 году. Большую часть его экспозициисоставляют естественнонаучные экспонаты: чучела животных, останки динозавров иих современные макеты и прочее. Однако этот музей является не толькокрупнейшим музеем Токио и Японии, но и одним из лучших вмире. Музей имеет «лесной» зал и собственный ботанический сад, позволяющиеоценить все богатство растительного мира нашей планеты. А огромные зубастыескелеты, парящие под потолком и появляющиеся из синего полумрака, не оставятравнодушными никого. Разумеется, здесь Вы найдете и традиционно японские экспонаты,ведь жители страны Восходящего солнца очень гордятся своей культурой.


Вероятно, вы слышали про Музейную милю, которая расположена в Нью-Йоркемежду Пятой авеню и 57-й улицей. Именно здесь собраны лучшие музеи США, самымкрупным из которых является музей искусства Метрополитен. В этом музее можнонайти практически все: от артефактов палеолита до предметов поп-арта. Имеютсяздесь и собрания искусства Африки и Океании, Ближнего Востока и Египта, которыесмело можно назвать раритетом. Здесь вы найдете специальный зал,собравший одежду, которую носили жители всех пяти континентов в течениесеми веков. Есть здесь и экспозиция искусства и архитектуры средневековойЕвропы, живописи ХII — ХIХ вв, а так же музыкальных инструментов разных стран.Однако главное место здесь все же отведено американскому искусству.


Мадрид может смело похвастаться наличием одного из крупнейших музеевевропейского изобразительного искусства. Он был основан в 1819 г. Однако зданиепродолжало достраиваться до 1830 г. Если вспомнить историю Испании, втечение нескольких столетий искусство в стране развивалось под патронажемцеркви и элиты. Это и объясняет появление большей части экспозиции музея,которая была собрана королевской семьей и церковью. Здесь вы найдете картинышироко известного Рафаэля и гениального Иеронима Босха. Последнего очень любилФилипп II: своеобразная фантазия художника смогла так сильно заворожитьмонарха, что он даже разместил несколько картин на стенах в собственнойспальне.

 
Этот музей находится в городе Бильбао, что на севере Испании. Онявляется лишь одним из филиалов музея современного искусства СоломонаГуггенхайма, расположенного в США и самым ярким из них, ведь признан самымвыдающимся архитектурным проектом в мире. В музее существуют тематические залы:зал сюрреализма, в котором представлены Дали, Магритт, Дельво и Танги, залкубизма, увенчанный шедеврами рук Пикассо, Леже и Шагала, зал футуризма иабстракционизма – Брак, Кандинский.
В его коллекции также работы, Энди Уорхола, ФернанаЛеже, Кандинского и других.
А еще здесь можно посмотреть коллекцию одной из самых значительных иэкстравагантных коллекционеров авангардного искусства — Пегги Гуггенхайм.

Государственный Эрмитажявляется крупнейшим художественным и культурно-историческим музеем не толькоРоссии, но и всего мира. Своими истоками он обязан частной коллекциироссийской императрицы Екатерины II. Когда коллекция была уже достаточновелика, Эрмитаж был сформирован и в 1852 г. открыт для посетителей, будучи натот момент Императорским. Однако датой основания музея считается 1764 г., ведьименно тогда императрица приобрела большую коллекцию западноевропейскойживописи. Сегодня музей обладает более чем тремя миллионами произведенийискусства и памятников мировой культуры. Его устройство достаточно непростое.Он представляет собой сложный комплекс: шесть величественных зданий во главе сшироко известным Зимним дворцом, которые занимает основная экспозиция музея,расположены вдоль набережной реки Невы.

Государственная Третьяковскаягалерея является одной из самых значительных в мировом масштабе коллекциейименно российского изобразительного искусства. Наличием такой богатой галереироссияне обязаны купцу Павлу Третьякову, ведь именно с егоколлекции произведений российского искусства  — самой крупной в мире- началась история галереи. Третьяковка славится своей экспозицией в инженерномкорпусе Русская живопись XI – начала XX века, являющейся частью ВсероссийскогоМузейного Объединения Государственная Третьяковская галерея, образованного ужев 1986 г. В состав которого входят также: Выставочный зал в Томачах, Дом-музейП.Д. Корина и Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова иМузей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной.


Рейксмузеум — главный государственный музей Голландии. Размещен онв огромном старинном дворце неоготического стиля с бургундскими башнями искульптурными рельефами, который был построен еще в 1885 г. Его основнаяэкспозиция посвящена великим голландским художникам XV-XVII вв. Среди них Вывстретите такие мировые имена, как Рембрандт, Вермеер и де Хох. Размеры музеявпечатляют и его тоже за один день не обойти, ведь Рейксмузеум имеет 200 залов.Однако главные экспозиции можно быстро посмотреть, начав с главногоэкспоната – знаменитого произведеняе искусства рук Рембрандта Ночной дозор. Емуотведено почетное место в Галерее славы. А в конце музейного марафона можносходить на Музеумпляйн – огромную площадь-газон, с которой открывается чудесныйвид на Музейный квартал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://mamedkala1.dagschool.com/_http_schools/1716/Mamedkala1/admin/ckfinder/core/connector/php/connector.phpfck_user_files/images/image-08-10-16-09-00-2(1).jpeg 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет