X-PDF

Исследовательская работа Сталинград глазами художников

Поделиться статьей

Муниципальнаянаучно-практическая конференция

Учащихся9-11 классов

Миасскогогородского округа

«ИнтеллектуалыХХIвека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сталинградглазами художников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Автор: Фельк Дарья

                                                                10класс, МКОУ «СОШ №1»,

                                                                Научный руководитель:

                                                                Лукинская Елена Юрьевна,

                                                                учитель истории

                                                                МКОУ «СОШ №1»

 

 

 

 

 

 

 

Миасскийгородской округ

2018г.

 

 

 

Оглавление

 

1.     Введение………………………………………………..3

2.     Художник ивойна……………………………………..4

3.     Сталинград:живопись и графика…………………….5

4.     Панорама«Сталинградская битва»………………….10

5.     Заключение……………………………………………14

Литература…………………………………………….15

        Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

У времени есть своя память – история.2 февраля, мы вспоминаем одну из величайших страниц Великой Отечественнойвойны, великую битву на Волге – битву за Сталинград, которая стала кореннымпереломом в ходе той страшной войны.Сталинградская битва началась в серединелета 1942 года, и продолжалась более полугода. Именно здесь решалась дальнейшаясудьба планеты.

В 2018году мы отмечаем славнуюгодовщину- 75летие со дня разгрома немецких  войск  под Сталинградом.

Сталинградскаябитва, ставшая переломным моментом в ходе войны, — без сомнения, одно из самыхкровопролитных и грандиозных сражений Великой Отечественной. Бои за городпродолжались с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года: целых 200 дней. На Мамаевкурган было сброшено столько снарядов, что после освобождения там не рослатрава в течение двух лет. Человеческие потери были огромны с обеих сторон и, понекоторым подсчетам, превысили 2,5 миллиона. Подвиг советских солдат увековеченна Мамаевом кургане, в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградскойбитвы», возведенном по проекту известного советского скульптора ЕвгенияВучетича. Не удивительно, что битва, изменившая мировую историю, нашла своеотражение в культуре как отечественной, так и мировой.

Два года назад, на летних каникулах, мы  с семьёй  совершили экскурсию по  городу-герою Волгограду. Меня настолькосильно впечатлила монументальная скульптура «Родина-мать» на Мамаевомкургане,что я захотела узнать глубже о событиях  Сталинградской битвы.

Этисобытия увековечены и в знаменитой Сталинградской панораме.

Япровела социологический опрос среди учащихся 10 класса. Все знают о событии 2февраля1943г. и главнjм мемориале Волгограда,но никто не знает художников, изображавших Сталинградскую битву.(Приложение1)

Менязаинтересовало какие же художники запечатлели эти грандиозные события на своихполотнах.

Цель: изучитьработы художников, изображавшие события Сталинградской битвы

Задачи:

1.Проанализировать источники информации о Сталинградской битве.

 2.Рассмотретькартины художников изображавших события Сталинградской битвы.

3.Создать альбом репродукций «Сталинград глазами художников»

4.Провестисоциологический опрос

 

Гипотеза:  Сталинградскаябитва показана не только батальными сценами , но  и изображением суровых буднейобычных людей, оказавшихся  в пекле этой войны

Методы исследования:

•        Исследовательский

•        Социологический

Объект исследования :творчествосоветских художников, отобразивших в своих произведениях Сталинградскую битву.

Предмет исследования:образ Сталинграда,  представленный в  живописи

 

1.    Художники война

 

Произведения мастеров искусств:музыки, живописи, поэзии, кино и других жанров художественной культуры дают возможностьнам, современникам, еще и еще раз пройти фронтовыми дорогами, преклонитьсяперед силой духа живых и мертвых и через чудодейственную силу искусства статьсопричастными к подвигам защитников Отечества.

Художник начинается не тогда, когдавзял в руки карандаш и начал рисовать, – Художник начинается тогда, когда онувидел, что надо изобразить – ведь нередко взгляд художника выхватывает то, начто другие даже бы и не обратили внимание.

Работы художников — это  не простоинформация о том, что они видели. Это — эмоции, субъективный взгляд — то, чегоне может передать фотография и то, что почти ушло от нас вместе с уходящимпоколением ветеранов войны.

         Кхудожникам на фронте не относились, как к некой помехе, к балласту. Художниковуважали и многие просили нарисовать свой портрет, чтобы отправить его родным иблизким. Художники соглашались – невозможно отказать тем, кто каждую секундурискует жизнью.

Сталинградское сражение сталоинтеллектуальным вызовом художникам. Произведения искусства демонстрируютнапряженную работу по осмыслению происходящего, поиск лучших, наиболееубедительных способов рассказать о нем. Индивидуальное авторское видение темы,обусловленное разницей мотиваций, уровнем профессионализма и жизненным опытомхудожников, дает многоликий образ Сталинграда. На сопоставлении разных взглядовможно говорить об устойчивых характеристиках сражения: Сталинградская битвамыслится как гуманитарная катастрофа, предел сил и возможностей человека, хаоси тотальное разрушение; человек представлен художниками как сила, способнаяпротивостоять стихии войны; сталинградский пейзаж понимается не просто видомгорода, а способом осмысления понятий «Родина», «родная земля», «родной дом»;осознается значимость фронтовых рисунков, присутствует понимание, что смыслы,заложенные в них, будут важными историческими свидетельствами.

 

2.Сталинград;живопись и графика

 

Первыми, кто запечатлел мощь имасштаб сражения, были художники-графики. Речь, прежде всего, шла о художниках,создававших фронтовые рисунки, а также карикатуры для агитплакатов, листовок игазет. Фронтовые художники внимательно изучали поведение каждого увиденного имичеловека, их рисунки сохранили для истории не только портреты всем известныхгероев, но и образы сотен обычных людей, волею обстоятельств оказавшихся нафронте. В наши дни наиболее полно фронтовая графика представлена вМузее-заповеднике «Сталинградская битва», но много произведений находится вчастных собраниях и небольших музеях.

В тот драматичный период истории былактивизирован весь агитационный потенциал изобразительного искусства, иискусство плаката оказалось наиболее востребовано. Большую роль в пробуждениипатриотизма советских людей сыграли агитационные малотиражные плакаты «ОкнаТАСС». Среди фронтовых рисунков особо выделяется сталинградская серияКонстантина Финогенова.Художник Константин Финогенов в годы войны был одним излучших фронтовых живописцев. Его зарисовки ждали, по ним во всём мире судили осражениях Великой Отечественной. В дни Сталинградской битвы Финогенов создалсерию рисунков, на которых — улицы, перерытые траншеями, бойцы и санитары…

Художникпобывал на многих фронтах, но Сталинград в его душе занимал особое место

Художникнеоднократно выезжал на места боев под Москвой, на Орловско-Курскую дугу, вСталинград. Его рисунки были напечатаны в «Окнах ТАСС», газете «Правда». КромеФиногенова, МОСХ присылал в Сталинград Георгия Савицкого, Петра Гречкина.Виталия Давыдова.

Сталинградские зарисовки известногоживописца, лауреата Сталинской премии, плакатиста «Окон ТАСС» Г.К. Савицкогообращают на себя внимание отсутствием выраженных идеологических установок.Художник фиксирует фрагменты военного времени как значимые, наполненныеглубоким смыслом. По мере погружения в гущу сталинградских событийпрослеживается смена эмоционального состояния художника. На фронте он работаетбыстро, густо заштриховывает поверхность листа и черным по черному передаетразмах и спрессованность событий и персонажей. В изображении немецких солдатфиксируется обезличивающее бесправие плена и драма людей, обреченных на потерючеловеческого облика и смерть.

Можноговорить о целостных авторских концепциях Сталинградской битвы. К. Финогенов –уроженец Царицына, создавая в рисунках дневник завершающего этапа сражения,зафиксировал главные вехи наступления и победу, облик города и отдельныхучастников боев, создал многообразную художественно-документальную летописьсталинградского триумфа. Как человек, потерявший здесь родителей, черезизображение руин он донес мысль об обреченности Сталинграда и сталинградцев. Нов целом в серии преобладают возвышенно-эпические образы, а в подписях крисункам – превосходные степени и бравурный тон.

Художник Константин Финогенов в годывойны был одним из лучших фронтовых живописцев. Его зарисовки ждали, по ним вовсём мире судили о сражениях Великой Отечественной. В дни Сталинградской битвыФиногенов создал серию рисунков, на которых — улицы, перерытые траншеями, бойцыи санитары…

Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

Художникпобывал на многих фронтах, но Сталинград в его душе занимал особое место.

Марат Иванович Самсонов — мастербатальной живописи, наполненной героикой и патриотической  возвышенностью и помимоэтого он создает убедительные образы простых воинов, наделенных мужественнойэнергией и верой в победу.

МаратИванович родился 22 марта 1925 года в городе Иркутске. Отец Марата, ИванВасильевич, был кадровым командиром Красной армии. Его жизнь и служба былисвязаны с частыми сменами городов и гарнизонов. На этом пути встречалось немалотрудностей и бытовых неурядиц, которые стойко переносили члены семьи, в томчисле два сына — будущие художники Марат и Евгений. Любознательные юноши чутковоспринимали окружающий мир и частую смену обстановки. Новые впечатления,несомненно, шли им на пользу. Они много рисовали, родители поощряли увлечениедетей.

Отец Марата воевал на фронтахГражданской и советско-финляндской войн, во время событий на КВЖД. В Великую Отечественнуювойну командовал гвардейским полком. В 1944 году Иван Васильевич Самсонов погибв бою под Ленинградом. По примеру отца Марат добровольно вступил в армейскиеряды, окончил Калининское военное училище технических войск, стал лейтенантом.Воевал Марат Иванович достойно, 24 июня 1945 года участвовал в Параде Победы наКрасной площади в Москве. Последние годы жизни Марат Иванович Самсоновполковник в отставке, ветеран войны и труда.

Рисовать Марат начал рано, и интереск творчеству никогда не покидал его. Первым учителем способных братьевСамсоновых — Марата и Евгения — стал художник Николай Уткин. В 1946 году юныйхудожник уже показывает свои работы в Студии имени М.Б. Грекова, его рисункипонравились членам художественного совета, и с этого времени Марат Ивановичстановится членом коллектива Студии, которая становится для него школойтворческого мастерства. И именно здесь в полную силу расцветает его редкийсамобытный дар художника. Видя в нем большие потенциальные возможности, активнопомогали ему в творческом росте старшие товарищи, особенно известныйхудожник-график Н.Н. Жуков, который в то время руководил Студией. НиколайНиколаевич явился добрым наставником и другом Марата Самсонова.

Молодой живописец вскоре прославилсясвоими монументальными историческими полотнами, диорамами, панорамами, преждевсего на военно-патриотическую тематику. Он является мастером жанровых илирических картин, а также автором множество гравюр, оригинальных рисунков,которые вошли в альбомы и книги, а также являются экспонатами музеев. Успешнопроявлял свои способности и в скульптуре. Много работал в области литографии,гравюры на дереве и на линолеуме. Привлекал художника и жанр портрета.

Будучи человеком, тесно связанным сармией, и глубоко зная жизнь военных людей, Марат Самсонов избирает для своеготворчества в основном батальную живопись. События Великой Отечественной войныоставили глубокий след в его душе. К тому же он тщательно изучал историю войны,отдельные битвы и операции. Много раз совершал творческие поездки в части исоединения, которые участвовали в интересующих его боевых событиях. Врезультате кропотливого труда в первых же картинах чувствуются старания авторавжиться в мир образов, поиски идейно-художественного стержня того или иногопроизведения, стремление подчеркнуть превосходство героев-фронтовиков, ставшихпобедителями, перед врагом.

М. Самсонов всегда оставалсяреалистом в искусстве. Однако его мышление не исключало использования символа,метафоры, что, несомненно, обогащает изобразительный язык мастера.

Художник вдохновенно и увлеченноработал в области панорамно-диорамного искусства. Он один из тех, ктовосстанавливал панораму «Бородинская битва», создавал первую советскую панораму«Сталинградская битва».

В своих эпических картинах М.Самсонов стремился наиболее полно раскрыть характеры своих героев, показатьдуховное богатство нашего человека-патриота, глубоко проникнуть в егопсихологию. Поэтому закономерно и в отдельных портретных произведениях удачносочетаются поза, выражение лица, взгляд, одежда.

МаратИванович — успешный художник-баталист, незаурядный график, скульптор ипортретист. Его произведения явились значительным вкладом в отечественноеискусство. Восприняв богатые традиции великих русских художников, он развивал исовершенствовал их, щедро передавая новым поколениям живописцев, в том числе исыновьям.

Особую роль в жизни и творчествеЛукомского сыграла Великая Отечественная война. Зимой 1942 г. он получилназначение на фронт и в составе группы Студии военных художников имениМ.Б.Грекова отправился в Сталинград. Здесь разворачивались такие батальныесцены, каковых история ранее не знала. Жестокие бои шли за каждый жилой дом, закаждый корпус заводов, превращенные в крепости.

Портретыфронтовиков, увиденное и пережитое самим художником, легли в основу большогокомпозиционного полотна “Клятва сталинградцев”, созданного Лукомским позже в1950 году. Главная тема этой картины — великая любовь к своей Родине, решимостьдо последнего дыхания биться за ее свободу.

В годы Великой Отечественной войныдля поднятия патриотических настроений коллектив создавал сатирические Неостались в стороне от темы Сталинграда и карикатуристы: агитационные плакаты,на которых в карикатурной форме были остро подмечены черты и суть фашистскогорежима. Благодаря этим плакатам Кукрыниксы художники –сатирики Имиявлялись: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и СоколовНиколай Александрович стали известны во всем мире, а сам Адольф Гитлер обещалрасстрелять творческое трио после взятия Москвы

Наиболееизвестное произведение Кукрыниксов, посвященное разгрому немецких войск подСталинградом.

Это-плакат:Потеряла я колечко… (а в колечке  то 22 дивизии)

Но не только мужчины-художникисильно, пронзительно и бесстрашно изображали Сталинградскую битву.Женщины-художницы не отставали от них. Впечатляют  работы художниц ЗоиЗайончковкой и  Надежды Черниковой.

До войны Зоя Зайончковская работалахудожником на фарфоровом заводе. Она сохранила нежнейшую «фарфоровую» технику,и когда тонкой и прозрачной акварелью художница рисует разрушенный Сталинград,этот контраст особенно впечатляет.

Надежда Елисеевна Черниковародилась в1916 году в Новосибирске. В 1930 году её мать с шестью детьми перебралась вСталинград. Здесь Надежда в 1937 году закончила художественное училище. Черездва года поступила в Харьковский художественный институт. Но война прерваламирную жизнь и обучение. Её муж ушел добровольцем на фронт, а Надежда смаленькой дочерью вернулась к родным в Сталинград. Она рисовала плакаты и карикатурыдля «Окон ТАСС» и газет. Когда война подошла совсем близко, семья решилаэвакуироваться, но не успела. В дни боев молодая художница рисовала все, чтовидела своими глазами: горящий город, жителей, идущих к Волге за спасением. Еерисунки бесценные исторические и художественные документы.

Наее картинах не поля сражений и батальные сцены, а женщины и дети Сталинграда.Но тюбики с красками огня и зарева над горящим городом заканчиваются ухудожницы быстрее других. Бой она написала только однажды. Уже после войны ейрассказали один из эпизодов великой битвы: семь девушек, вооруженных тольковинтовками, несколько суток не давали фашистам прорваться к Волге по одной изулиц города.Во время бомбежки создавалаработыНадежда Черникова. Можете себепредставить, кто бы в этот час взялся за кисть? А она, как женщина-художник,выполнила свой долг художника. Она берет с собой из дома этюдник и несколькотюбиков краски, а когда она, ее мама, сестра и двое маленьких детокпереправляются на левый берег Волги, то первое, что делает художница, эторисует пылающий Сталинград. женщин и детей в этом зареве.

Человек на войне -Эта тема являетсяодной из главных в творчестве многих художников

 какхрупкие руки девушки, мечтавшей стать актрисой , являлись порой единственной надеждойи спасением раненых на поле боя,. В ноябре 42-го, когда группа немецкихстрелков прорвала линию фронта, 20-летняя медсестра Наташа Качуевская, защищаяраненых, приняла бой.

О последних минутах жизнисанинструктора рассказывает картина художницы И. М. Балдиной, одноклассницыНатальи Качуевской. А подвиг 20-летней героини оценили лишь спустя несколькодесятилетий после Победы. В мае 1997 года Наталье Качуевской было посмертноприсвоено звание Героя России. На Доске Героев на Мамаевом кургане в Волгоградевысечено ее имя.

 

3.Панорама «Сталинградская битва»

 

Одним из главных монументальныхпамятников Волгограда является художественная панорама «Разгромнемецко-фашистских войск под Сталинградом».

Панорама не только художественный и историческийпамятник Сталинградской битве. Она также является памятником культурыхудожественных вкусов и взглядов послевоенной эпохи.

ЗавершиласьСталинградская битва. Город лежал в руинах. Вполне понятно было желание людейвидеть возрожденный Сталинград прекрасным, богатым памятниками, центром науки икультуры. Одним из таких памятников могла стать художественная панорамавеликого сражения.

Создание полотна панорамыСталинградская битваВ 1944 г. Комитет по делам архитектуры приСовнаркоме СССР и Союз советских архитекторов объявили открытый конкурс наэскизный проект восстановления Сталинграда. В нём приняли участие не толькопрофессиональные архитекторы, но и все желающие. Были присланы проекты сфронтов Великой Отечественной войны и даже из-за рубежа. Составной частьюбольшинства проектов была панорама, как вид искусства наиболее соответствующиймасштабам подвигов защитников Сталинграда. Результаты конкурса окончательноутвердили идею создания в городе панорамы..

В 1949 г. завершилась работа над разборно-передвижнойпанорамой «Героическая оборона Сталинграда». Группу художников возглавили Н.Котов и В. Яковлев, автор предметного плана – В. Беляев. Живописный холстотражал события 15-20 сентября 1942 г.

С 1948 г. группа художниковМосковской студии батальной живописи им. М.  Б. Грекова – П. Жигимонт, Г.Марченко, Л. Андрияка, В. Кузнецов и Б. Николаев во главе с художником А.Горпенко работала над эскизами новой панорамы. Полотно было завершено в 1950 г.Его сюжетом выбрали январские бои 1943 г. за вершину Мамаева кургана. В этойработе художникам удалось максимально приблизиться к созданиюобобщённо-художественного образа битвы.

После показа панорамы в Москве в 1950г. она была отправлена в Сталинград, где её демонстрировали в кинотеатре«Победа» до 1952 г. Первое постановление о сооружении панорамы в Сталинградепринял Совет Министров РСФСР в декабре 1958 г. Правительство постановилосоорудить панораму на вершине Мамаева кургана. Позже решили исключить панораму«Битва на Волге» из мемориального ансамбля на Мамаевом кургане и построитьновую панораму у руин паровой мельницы.

Зимой 1958 г. большая группахудожников студии им. М. Б. Грекова приезжала в Сталинград. На вершине Мамаевакургана был построен небольшой деревянный павильон для работы над эскизами ипроизведена полная фотосъемка местности. В ходе последующей работы надпанорамой сложился новый авторский коллектив — Н. Бут, В. Дмитриевский, П.Жигимонт, П. Мальцев, Г Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко и Г. Прокопинский.Последний, будучи фронтовым художником, принимал участие в Сталинградскойбитве, и его фронтовые рисунки послужили ценным материалом в подготовительныхработах. Однако смерть помешала ему участвовать в создании панорамы. Художникипросмотрели большое количество кино- и фотодокументов, познакомились сосвидетельствами участников битвы, историческими трудами, присутствовали научениях войск Киевского военного округа под командованием В. И. Чуйкова.Консультировала грековцев группа военоначальников – В.И. Чуйков, А.И. Еременко,Н.И. Крылов, Н.Н. Воронов. В 1961 г. художники подготовили эскиз панорамы«Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в 1/3 натуральной величины.

Уникальный льняной холст весом околотонны был изготовлен Сурским суконным комбинатом «Красный Октябрь». Посленатяжки холст был загрунтован специалистами Подольскогопроизводственно-технического комбината и предоставлен в распоряжениехудожников. Грековцам предстояло расписать живописный холст площадью около 2000кв. м. и создать около 1000 кв. м. декораций. Летом 1980 г. художникиприступили к переносу рисунка на холст, а затем – к его росписи. Одновременновелись работы по созданию предметного плана. Весной 1982 г. создание панорамыбыло завершено.

Краткие сведения об авторах полотнапанорамы.

Авторскийколлектив панорамы Сталинградская битваНад созданием панорамытрудился авторский коллектив в составе семи человек – художников Московскойстудии батальной живописи им. М. Б. Грекова:

М.И. Самсонов (художественный руководитель студии) – народный художник РСФСР,член-корреспондент Академии художеств СССР;

Н.Я. Бут – народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств Чечено-ИнгушскойАССР, лауреат Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко, лауреатпремии им. Вита Неедлы (ЧССР);

В.К. Дмитриевский – народный художник РСФСР, лауреат премии им. Вита Неедлы(ЧССР);

П.И. Жигимонт – заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР,лауреат премии им. Вита Неедлы (ЧССР);

П.Т. Мальцев – народный художник СССР, лауреат Государственной премии им. И. Е.Репина;

Г.И. Марченко – заслуженный художник РСФСР;

Ф.П. Усыпенко – заслуженный деятель искусств РСФСР.

Одним из таких примеров героизацииСталинградской битвы стало создание художественной панорамы «Разгромнемецко-фашистских войск под Сталинградом» Музея-панорамы «Сталинградскаябитва». Правда, от первых замыслов 1943-1944 годов до ее открытия 8 июля 1982года прошло долгих четыре десятилетия.

Показатьмасштаб и увековечить это эпохальное событие смогла панорама Сталинградскойбитвы

панорама-это театр военных действий. Это полотно о духе того времени, о городе.разрушенном, но не побеждённом, о мужестве и, конечно же, о людях.

В 1948 году началась работа надэскизами панорамы.   Авторами панорамы стали художников студии им. Грекова –П.Мальцев, Г.Марченко, М.Самсонов, П.Бут.Для художников-грековцев было оченьважно не придумывать, как и что выглядело в пору Сталинградской битвы, аувидеть все это воочию. созданная ими панорама «Сталинградская битва» площадьюв 2000 кв. метров стала самым крупным живописным полотном России, одной изсамых крупных в мире панорам: высота полотна – 16 метров, окружность же – 120метров. Сюжетом панорамы «Сталинградская битва» является заключительный этапСталинградского сражения, когда советские войска выполняли операцию «Кольцо».Решая поставленную задачу, две армии Донского фронта встретились насеверо-западном склоне Мамаева кургана 26 января 1943 г. Именно этот день имомент, когда бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрациявойск была особенно велика, изображен на панораме, а встреча двух армийявляется ее главным композиционным центром.

Ивот в зале панорамы поднялось огромное полотно! Грунтовали его уникальнымсоставом. Сначала нанесли два слоя спецклея из плавательных пузырей осетровыхрыб. А затем положили поверх три слоя специальной водоэмульсионной краски.

         Дляхудожников-грековцев было очень важно не придумывать, как и что выглядело впору Сталинградской битвы, а увидеть все это воочию. Например, чтобы изобразитьразбитое орудие, им требовалось взорвать пушку на полигоне, и лишь затемнарисовать ее. Надо изобразить немецкое военное кладбище – рисовали его толькопо реальным фотографиям военного времени. А чтобы изобразить убитогокрасноармейца, клали на снег солдата, одетого в армейский полушубок…

СолдатыВолгоградского гарнизона, прикомандированные в те дни к строящейся панораме,чем могли помогали художникам – выдавливали краски на палитры, подавали ведра.Они же зачастую и позировали авторам.

Самым старшим в группехудожников-грековцев был народный художник СССР Петр Тарасович Мальцев. Он былфанатиком своей работы – рисовал, даже находясь на пляже в выходной! Не менееавторитетным был и заслуженный художник РСФСР Георгий Иванович Марченко,ветеран войны, бывший артиллерист. Это был очень больной человек, сердечник,ежедневно глотавший горстями лекарства. В то же время он был человек оченьобщительный: входя в любой волгоградский трамвай, неизменно встречал в немнемало друзей и знакомых.

Своеобразием отличается творчествохудожников-сталинградцев, в котором присутствует противоречие междукультивируемым на официальном уровне героическим образом Сталинграда и ихсобственным опытом, ощущениями и переживаниями. Стремясь сохранить в рисункахруин черты довоенного города, они поставили вопрос о последствияхСталинградской битвы, уничтожившей не только здания, но особый мир людей,культурный слой и преемственность поколений, которые невозможно восстановить.

Прошло немало лет с тех пор, какотгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Сталинградская битва,ставшая переломным моментом в ходе войны, — без сомнения, одно из самыхкровопролитных и грандиозных сражений. Бои за город продолжались с 17 июля 1942по 2 февраля 1943 года: целых 200 дней. Но и сегодня время раскрывает перед наминовые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чемдальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся вживых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись,которую создавали и продолжают создавать писатели, поэты, художники имузыканты. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм нашегонарода, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своихплечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

 

Заключение

 

Исследовав и рассмотрев творчествосоветских художников, изображавших сталинградскую битву, я убедилась, что этограндиозное событие показано не только батальными сценами, но и образамиобычных людей, что и подтверждает мою гипотезу.

Я составила альбом репродукций,опираясь на хронологию Сталинградской битвы. Я надеюсь, что это альбомпригодится на уроках истории, изобразительного искусства , краеведения,  в овнеурочной деятельности и вообще всем ,кто интересуется историей.

В заключение хочу отметить, что 2018г богат на юбилейные даты и говоря о Сталинградской битве нельзя не вспомнитьвыдающегося советского скульптора

иликак его называли «советский  Микеланджело»   -это   Евгений Викторович Вучетич

В этом году ему исполняется 110 летсо дня рождения, а главному монументу России – «Родина-мать» в 2017 годуисполнилось 50 лет

Скульптура«Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «ГероямСталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высокихстатуй мира, высочайшая статуя России и Европы.

Монумент является центральной частьютриптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и«Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.

 Ия горжусь тем,  что меч, выкованный  у нас на Урале, потом был поднятРодиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Сталинград- это город, у стен которого в годы Великой Отечественной войны во многомрешалась судьба человечества.

 Слово «Сталинград» приобреловсемирное значение. Для России и всего человечества оно было и остается знакомвоенной и нравственной победы над фашизмом, символом перелома в величайшемвооруженном противостоянии ХХ века.

МЫ ПОМНИМ СТАЛИНГРАД. Мы гордимсягероями!

Слово«Сталинград» по-прежнему звучит во всем мире как символ бесстрашия, доблести исамопожертвования. Нам, живущим на этой земле, нужно помнить об этом, ахудожники помогают сохранить эту память и передать её нашим потомкам и передатьэту память нашим потомкам.

 

Литература

 

 

1.    Баштырева С. В. Внеклассное занятие натему: «Сталинград во время Великой Отечественной войны: отражение в литературе,живописи, музыке, кинематографии» // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С.529-532.

 

2.    Огаркова, Е.В. «Просто, без прикрас,очевидно …» Сталинград в натурных зарисовках советских художников 1943 года //Родина. – 2008. – №5. – С. 47–50. (0,4 п.л.).

 

3.    Самсонов Марат [Электронный ресурс] Режимдоступа: http://www.grekovstudio.ru/press-center/news/33

 

4.    Мемориально-архитектурный комплексгосударственного музея панорамы» Сталинградская битва» [Электронный ресурс] Режимдоступа:http://www.stalingrad-battle.ru

 

5.    Фронтовые графики [Электронный ресурс]Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/stalingradskaya-bitva-v-sovetskoi-izobrazitelnoi-propagande-i-voenno-frontovoi-grafike-1942-

 

6.    Черникова Н. [Электронный ресурс] Режимдоступа: http://artru.info/ar/14908/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет