X-PDF

Исследовательская работа Жуткие образы татарских сказок Габдуллы Тукая

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

Жуткиеобразы татарских сказок

ГабдуллыТукая

исследовательскаяработа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Тяминова Алина

                       Руководитель проекта:

                                                                                              учитель начальных классов МБОУ МОг. Нягань СОШ №2

 Мухаммедова ГульнараРавильевна

 

 

 

Нягань2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Татарская мифология:отрицательные персонажи.

ГЛАВА 2. Жуткие образы сказок  великоготатарского поэта

                  Габдуллы   Тукая.

2.1.Особенности  творчества ГабдуллыТукая.

2.2.Образ «Су анасы» и «Шурале» в мифологиии в сказках Тукая.

2.3.Популярность образов Тукая в современном мире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      У каждого народа свой менталитет, сформированный под влияниеммногих факторов. Это  природные и жизненные условия обитания,  и род занятий, испособы добывания пищи.

     Менталитет очень четко прослеживается в народном творчестве –фольклоре, каждый персонаж которого играет свою роль и отражает ту или инуюнациональную черту. Так, например, чудовища, населяющие сказки, легенды данного конкретного народа, красноречиво рассказывают о том, чего опасаютсялюди, какие трудности ковали «характер» нации, что вызывает у ее представителейотторжение и неприятие… 

     А о чем говорят национальные «страшилки» татар? Интересноприсмотреться к каждому из известных  отрицательных сказочных персонажей.

Цель: изучение характерныхособенностей  жутких  сказочных    персонажей Габдуллы Тукая.

Задачи:

-познакомитьсяс  отрицательными сказочными  персонажами татарской  мифологии;

-рассмотретьподробно жуткие  образы  сказок  Габдуллы Тукая;

-выяснить,в чём заключается идейная ценность  и актуальность сказок       Габдуллы Тукаяв современном мире.

Объектисследования:татарские  сказки;

Предметисследования:образы  «Шурале»  и «Су анасы» Габдуллы Тукая;

Гипотеза: сказкиГабдуллы Тукая несут  в себе положительные качества национального характеранарода, а значит,  будут жить долго;

Методыисследования:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

-чтение,анализ художественной и научной литературы;

-просмотрмультфильмов и спектаклей, произведений изобразительного искусства,  созданныхна основе литературных произведений;

-обобщениеи систематизация материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. Татарские сказки: отрицательные персонажи.

Татарские сказки – волшебные сказки являются самымраспространенным и любимым видом народного творчества тысячелетней культурытатар. Герой татарских народных сказок – храбрый, находчивый, трудолюбивыйбатыр-джигит из народа. Он сражается с многоголовыми драконами, коварнымидивами,  джиннами, пэри и прочими «убырлы карчык», переплывает через глубокиеморя, пересекает дремучие леса и высокие горы. Большое упорство и поддержкатаких же храбрых людей из народа помогают отважному герою достичь своей цели.Рассмотрим подробнее отрицательных героев татарской литературы.

Пицен — двуличное существо

Пиценом зовут лесного духа, который обожает перевоплощаться. Можетпредстать в облике животного, может превратиться в старика или даже красивуюженщину. С последним вариантом у татар связаны жуткие легенды и сказки, главныйгерой которых женится на встреченной в лесу прекрасной девушке, а потом застаету себя дома страшилище с ужасными клыками и волосами, полными ящериц. Пицен –существо двуличное. Может дарить счастье и удачу, а может обрекать на гибельпутников, заводя их в лесные дебри. Чаще всего описывается старцем с посохом,живущим в заброшенной хижине.

Бичура — вредная соседка

У татар Бичура – это почти то же самое, что у русских Кикимора.Живет эта дамочка по соседству с людьми. На чердаке дома, в подвале, в погребеили в бане. Любит подшутить над хозяевами, бросив полено или кирпич, разбивчашку или разбросав по двору мусор. А еще Бичура подкрадывается, порой, кспящему человеку и начинает его давить. Не просыпаясь, несчастный задыхается,мечется из стороны в сторону… Если никто не разбудит его вовремя, человек можетпогибнуть.Но иногда  способна приносить удачу, счастье и богатство. Все зависитот ее личного отношения к хозяевам.

Дракон Зилант

Татарского Зиланта можно считать родственником русского ЗмеяГорыныча. Только знаков внимания ему оказывается гораздо больше, ведьизображение этого двухголового змея есть на гербе Казани, было оно и на печатиИвана Грозного и даже на гербе Российской Империи. С Зилантом связано многопреданий и легенд. Они рассказывают, что был змей существом всеядным. В одногорло бросал молодых парней и девушек, а другим поглощал траву. Наводил ужас навсю округу, пока люди не сожгли его жилище. Зилант согласно одним версиям, былвскоре повержен богатырем,  а согласно другим, — спрятался в озере Казан, гдеживет и поныне. Имеет крылья, обладает тайными знаниями, понимает языкирастений, зверей и птиц.

Убыр — душа самоубийцы

Убыр – это нечто среднее между вампиром, оборотнем и демоном. Являетсобой душу самоубийцы, поселившуюся в теле колдуна. По ночам покидает телеснуюоболочку через отверстие подмышкой, превращаясь в огненный шар или животное.Шастает по селениям, ворует детей из утроб беременных, уносит скот, насылает налюдей страшные болезни и сосет у них кровь… А когда колдун умирает, Убырпродолжает жить в его могиле, наводя ужас на людей. Считается, что уничтожитьего можно, вбив в могилу кол из дуба. В некоторых сказках Убыр является вобразе старухи – чем-то похожей на Бабу Ягу.

Демоны Албасты

Демоны Албасты могут приходить к людям в разных образах. Самыйпопулярный – образ обнаженной уродливой женщины. У нее желтые волосы,  длинныеногти и три глаза. Она охотится на беременных и на маленьких детей. Есличудовищу удастся накормить младенца молоком из своей груди, ребенок умирает.Верное средство защиты от Албасты – булавка, прицепленная в изголовье кроватиили к одежде. Живет демон в заброшенных зданиях. Порой, является в виде стогасена или дерева. Внезапно бросается на человека, давит его и выпивает кровь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА2. Жуткие образы сказок Габдуллы Тукая.

 

2.1. В Республике Татарстан проживают народы с разным историческим прошлым икультурными традициями. С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелейкультуры (певец Фёдор Шаляпин, писатель Лев Толстой,  художник Иван Шишкин ).Классиктатарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы СалихСайдашев, Фарид Яруллин и многие другие составили славу татарской культуры.
       Если говорить о писателях, которые, мало прожив, успели много сделать,то одним из них, несомненно является Габдулла Тукай. Он умер, когда ему быловсего двадцать семь лет. Апрель 1886 года — апрель 1913 года. Родился весной ивесной ушёл из жизни…
      За свою короткую семилетнюю творческую жизнь Тукай успел сложить и спетьтак много песен! Он оставил после себя более 400 стихов, 9 поэм, 350 рассказов.Среди них стихи и прозаические произведения для детей. Он составил двехрестоматии по татарской литературе для чтения в школе. Габдулла Тукай признаносновоположником татарской детской литературы.

В сказках Тукая много чудес изабавных историй. Водяные- ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко ипривольно лесной нежити, готовящей козни неосторожному человеку. Но все егошурале, джины и прочие лесные духи не носят характера таинственной силы,омрачающей жизнь людей; скорее это наивные и доверчивые лесные существа, встолкновении с которыми человек всегда выходит победителем.

    Великий татарский поэт Габдулла Тукай,которому на веку довелось пережить немало горестей, писал свои сказки в формелегко запоминающихся, ярких, мелодичных стихов. В каждой сказке обязательноприсутствует нечто удивительное, непривычное, отчего хочется дочитать историюдо конца.

 2.2.В творчестве Габдуллы Тукая одними из самых ярких ипопулярных   образов являются образ «Су анасы» и «Шурале».  Мы решилиподробнее изучить эти персонажи. Обе сказки написаны нафольклорном материале, богатом поэтическими образами.

Происхождение «Су анасы» и «Шурале»

       Су анасы («мать воды») в мифологииказанских, западносибирских татар, татар-мишарей  означает  дух воды. Людям Суанасы показывается на берегу реки, расчёсывая, подобно албасты, волосы гребнем. Считалось,что Су анасы  может наслать засуху, болезнь, утопить человека. Поэтому молодаяжена, впервые пошедшая в доме мужа за водой, в дар ей бросала в воду монетку. Утобольских татар Су анасы считалась главой злых духов, за  ноги затаскивающихлюдей в воду. Представляли её в образе старухи с длинными седыми распущенными волосами,обычными атрибутами считались золотые вёдра или золотая гребёнка. Образ ведьмы бытовал в поверьях казанских татар.

        

     Шурале  в мифологии казанских татар и башкир —  дух леса, леший. Термин «Шурале»восходит к древнему названию божества, близкого образу духа почитаемого предкащур (чур) в славянской мифологии. У татар представляется в образе волосатогомужчины с рогом на лбу, имеет очень длинные руки с длинными пальцами, нередко -только тремя; у башкир — часто также человекоподобным существом с одним глазомво лбу, на одной ноге, иногда – бревном. Шурале сбиваетлюдей с пути, заманивает в чащу, может защекотать до смерти. Боится воды:считалось, чтобы спастись от него, надо перескочить через ручей. У лесного чертаШурале ущербно не только тело. Высшие силы наделили его лишь половинкой души,поэтому существо норовит вселиться в человека, чтобы компенсировать этунедостачу. В первую очередь его внимание привлекают люди, склонные предаватьсястрахом или чрезмерным удовольствиям. Эти эмоции – «вкуснейшая пища» дляШурале.

     Таким образом, «Су анасы» и «Шурале» являются мифическими существами,наводящими ужас и несущими зло человеку.

Человеческиечерты  «Су анасы» и «Шурале»

 

     Несмотря на это, эти образы наделены человеческими чертами. У татар Су анасы  представляласьв облике женщины с длинными волосами. Известно, что  мусульманская религиязапрещала  женщинам ходить с распущенными волосами и  непокрытой головой. Это  говорито том, что Су анасы не чтила традиций татарского народа, а значит, принадлежала к иному  миру.

     Семья всегда являлась ценностью для татар: «Лицо, сочетавшееся браком, имеетперед Аллахом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийсяхолостяком». Су анасы и Шурале — семейные образы. Лесной Шурале  имеет жёнуи детей.У Водяной есть муж, су бабасы («водянойдед») и дети (сыновья). Она моет своих детей, выходя в полночь на мостик надводой.

      Татарский писатель Каюм Насыри  приводит следующееописание Су анасы: «Су анасы, как показывают сами слова, есть существо женскогопола, ибо по-русски означает водяную. Еще надобно заметить, что Су анасы бываетиногда видима нечаянно подошедшему к воде татарину в образе женщины, чешущейсебе гребнем волосы — видима и днем, и ночью».

     Традиционное занятие татарского народа -пашенное земледелие и скотоводство.  Характерна особая любовь к лошадям какследствие кочевого прошлого. Второй  жуткий образ — Шурале –рогатый хозяин леса занимается охотой, промышляетугоном скота из деревень, отбиваетлошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Отсюда следует,что Шурале отражает  род занятий мужчин татарского народа. Татары на протяжениивеков сохранили радушное гостеприимство, умеют  строить деловую беседу. Шурале поджидает уставших путников на лесных тропинках, начинает приветливо  с нимивести беседу.

      Таким образом, героям присущи не толькочеловеческие качества, но и образ жизни, национальный характер татарскогонарода.

 

Образ«Су анасы» и «Шурале» у Габдуллы Тукая.

 

      С лёгкой руки поэта эти два образа  шагнули  изобласти суеверий в мир татарской литературы и искусства, занимают особое  местов детской литературе.

      Не отходя отнародных представлений,  в своём произведении великий поэт описывает Водяную:
«…ведьма водяная ноги свесила с доски!
Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой
Космы ведьма продирает, прядью тешится седой…», тем самым подчёркивая её ужасныйоблик.

     Несмотря нажуткий вид, душа у Су анасы обычная (человеческая). Она погналась за мальчикомне потому,  что хотела причинить ему зло, а  всего лишь  хотела вернуть  похищенныйзолотой гребень.  Для этого ночью приходит к его дому и велит матери отдатьгребень. Та отдаёт гребень, чтобы отвадить от дома страшную Су анасы, ругает инаказывает сына за то, что тот позарился на чужую вещь.

      СамГабдулла Тукай, в лице маленького мальчугана, укравшего у Водяной золотойгребень, учит юного читателя  морали:
«Стой-то взбучки материнской научился я добру. 
Есть хозяин или нет — ввек чужого не возьму».

       Так из сказкиизвлекается простая и вечная истина: никогда нельзя брать чужое. За это тебяможет постичь неминуемая кара. И хорошо, что есть материнское сердце, способноеуберечь тебя от любых невзгод.

      Постепенно наводящий ужас и обладающий сверхъестественнымисилами лесной дух «Шурале» у Габдуллы Тукая превратился в незлое и даже почтибезобидное существо, глупое и доверчивое, что его нетрудно обмануть. Герой  сказки   обманывает Шурале, защемив ему пальцыв щель в бревне.  В сказке Габдуллы Тукая  говорится,что один парень поехал на запряженной лошади в лес ночью. Он стал при светелуны рубить деревья на дрова. Вдруг пришел к нему Шурале, услышав стук топора.Он стал приглашать парня поиграть в щекотку. А парень знал, чем это можетзакончиться для него. Он ответил Шурале: Поиграем, только сначала помогизатащить вот это бревно в телегу. Шурале согласился. Парень попросил егоуцепиться пальцами за щель в бревне. Шурале уцепился, засунув пальцы в щель вбревне. Парень тогда выбил из щели клин и прищемил пальцы Шурале.

    Такимобразом, молодой крестьянин, по имени Былтыр, благодаря своей находчивости,смелости одерживает победу над злым и глупым  Шурале, а молодой читательполучает установку — ни при какихобстоятельствах не падать духом, не отчаиваться, не сдаваться, искать выход изтрудной ситуации.

2.3.С исторических времен татары имели свои отличительные черты характера,выделявшие их от представителей других национальностей. В основном это были положительные черты.О татарах говорили, как о чистоплотном, трудолюбивом народе, которыйготов прийти  на выручку. К этому добавлялись терпение, честность, щедрость,смелость и предприимчивость. Татары относились терпимо к другим народам – вжизнь чужих не вмешивались, но и в свою жизнь посторонних не впускали. Безусловно,в становлении этих положительных качеств татарского национального характерабольшую роль сыграл ислам.

        Ксожалению, в мире высоких научных достижений эти качества терпят потери. Положительные черты татарского характера сегодня вытесняются новыми, зачастую отрицательнымичертами. Но сказки  Габдуллы Тукая не дадут умереть таким  вечным и простымистинам, как добро и справедливость, честность и смелость. А популярные герои помогутсохранить национальную черту татарского народа.

        Незадачливый лесной житель Шурале  и  обитательницаводы  Су анасы в Татарстане знакомы  каждому с самого раннего детства. Трудно себепредставить более популярные татарские национальные персонажи. Они непременные участникивсевозможных театрализованных представлений на народных гуляниях, комичнуюнескладную фигурку Шурале и хрупкую Водяную можно увидеть в парках и скверах, всувенирных магазинах, на страницах различных развлекательных изданий и даже наупаковках товаров.   ГероиняГабдуллы Тукая нашла свое воплощение в виде достопримечательности нацентральной пешеходной улице Баумана — фонтана Су анасы. Такие черты нашего весельчака Шурале, какбесшабашность и раскрепощенность особенно востребована в современном мире. Ведьне случайно и недавно открывшийся в Казани парк аттракционов и развлеченийназвали Шурале. Пришедший из глубины веков и дремучих лесовязыческий персонаж чувствует себя уверенно и комфортно в больших современныхгородах. Впереди у него ещё длинная жизнь. И наши потомки тоже будут знать илюбить Шурале — многоликого, как и само татарское искусство.

        Отсюда следует, что сказки ГабдуллыТукая позволяют формировать важнейшие человеческие качества, а значит будутжить долго.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет