X-PDF

Исследовательский метод на уроке литературного чтения сравнительный анализ литературных сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и Братьев Гримм «Белоснежка»

Поделиться статьей

 

Литературноечтение в 4 классе                                                                                                                                                               

Тема:Сравнение сказок братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А.С. Пушкина«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Целевыеустановки: проявлять интерес к изучению сказок русских и зарубежныхписателей, сравнивать сказки разных народов.

Планироватьсвою деятельность по решению учебной задачи, контролировать свою деятельность всоответствии с поставленной задачей. Сравнивать русские и зарубежные сказки,выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты.

Работатьв паре, группе.

Анализироватьтекст сказки, выявлять специфические особенности сказочного текста.

1.       Организационный момент.

2.       Постановка учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность детей

Слайд 1

—  Прочитайте фамилии авторов. Что их объединяет?

Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, С.Т.Аксаков, Я.и В.Гримм, А.С. Пушкин, А. Афанасьев

— Разделите на 2 группы. Объясните принцип разбиения.

— Найдите пару писателей из 1 и 2 группы. Сформулируйте признак, по которому объединили авторов.

— Сформулируйте тему урока.

Поставьте учебную задачу.

— Вопрос, на который мы постараемся ответить в конце урока. (Чем похожи и чем отличаются сказки?)

Слайд 2

Слайд 3

— Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки, которые исполняли народные сказители, сознательно стремясь сохранить народный язык. Сказки братьев Гримм были впервые опубликованы в 1812 году. Сказка Пушкина в 1833 году.

Классифицируют писателей по выбранному признаку. На карточках.

Работа в парах.

Объединяют пары

Ш. Перро – С.Т. Аксаков

Я. И В. Гримм – Пушкин

Признак: авторы сказок с похожим сюжетом.

Тема: Сравнение сказок.

Задача: сравнить сказки, составить таблицу.

3.       Основная часть урока.

— Составьте параметры для сравнения сказок.

Слайд 4

1.Авторство  (фамилия и краткая инф. об авторе)

2.Название (кто указан в названии сказки)

3.Герои сказки:

— положительные

-отрицательные

4.Сюжет (перечисление основных событий сказки)

5.Развязка сюжета (конец сказки)

6.Язык сказки

— Сравнение сказок. Заполнение таблицы.

Слайд 5

Заполненная таблица 1-3 пункт.

— Почему у Пушкина появляются богатыри?

— Начнем сравнение сюжетов сказки вместе.

Рождение девочки у королевы (царицы)-матери.

Смерть королевы-матери.

Женитьба короля.

Разговор мачехи с зеркальцем.

Псарь (Чернавка) по приказу отводит Белоснежку (царевну) в лес.

Слайд 6

Заполненная таблица 4 пункт

— Почему терем?

— Почему разнится сцена встречи девушек с гномами и богатырями?

Представленная информация была полезной?
ДА
61.01%
НЕТ
38.99%
Проголосовало: 1531

— Почему Пушкин добавляет поиски Елисеем невесты?

— Сравним финал сказки.

— Как умирает королева? А царица? Почему по-разному?

— Как оживают героини? Что разбудило обеих?

— Перечитайте текст на с. 86. Для чего Пушкин ввел сцену с псом Соколко. О каком человеческом качестве хочет напомнить читателю?

Слайд 7

— Чем всегда заканчивается народная сказка?  (добро побеждает зло)

— Какая сказка с этой идеей?

— В русской сказке тоже добро главенствует и все-таки Пушкин провозглашает в своей сказке торжество чего?  (любовь, верность)

Слайд 8.

— Сравните форму написания текстов в немецкой и русской сказке.

Резерв

— Чтобы сравнить язык сказки, вспомните особенности сказочного языка (народные слова, устойчивые эпитеты)

— Сделаем вывод. На какой вопрос мы хотели ответить?

Можем ответить?

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют: 

·         образы богатырей, взятые из русских былин;

·         терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;

·         троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;

·         язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил.

 Сказка  братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь.

Фронтальная работа

Обозначают тропы для сравнения.

Получают карты для сравнения.

1-3 пункт работа в парах

Самоконтроль и сравнение с образцом.

4 пункт работа в группах

Подробное перечисление событий сказки.

Ссылки на текст с.78-93

Делают вывод о сходстве сюжетов сказок. Фронтальная работа.

Причины отличия.

Ссылаются на текст с. 93.

Читают текст с. 86.

Делают вывод:

— в немецкой сказке согласно традиции народной сказки добро побеждает зло.

— В русской сказке торжествуют любовь и верность.

Заполняют таблицу п.5

Фронтальная работа.

Заполняют таблицу п.6

Резерв

Ищут устойчивые эпитеты в тексте.

Милого друга, невеста молодая, молодцы честные, наливное яблочко, сине море…

Фронтальная работа.

4.       Итог урока.

-Какую учебную задачу ставили? Как реализовали?

Слайд9.

-Ответьте себе на вопрос: -Я научился лучше сравнивать сказки?

                                               — Я опять открыл что-то новое в известной сказке?

-Предположите, как мы еще не рассмотрели эту сказку? (характеристика героев)

5.    Д/з.

Выбратьгероя для характеристики. Перечитать отрывки сказки, связанные с персонажем.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.01%
НЕТ
38.99%
Проголосовало: 1531

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет