Литературноечтение в 4 классе
Тема:Сравнение сказок братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А.С. Пушкина«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Целевыеустановки: проявлять интерес к изучению сказок русских и зарубежныхписателей, сравнивать сказки разных народов.
Планироватьсвою деятельность по решению учебной задачи, контролировать свою деятельность всоответствии с поставленной задачей. Сравнивать русские и зарубежные сказки,выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты.
Работатьв паре, группе.
Анализироватьтекст сказки, выявлять специфические особенности сказочного текста.
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Слайд 1 — Прочитайте фамилии авторов. Что их объединяет? Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, С.Т.Аксаков, Я.и В.Гримм, А.С. Пушкин, А. Афанасьев — Разделите на 2 группы. Объясните принцип разбиения. — Найдите пару писателей из 1 и 2 группы. Сформулируйте признак, по которому объединили авторов. — Сформулируйте тему урока. Поставьте учебную задачу. — Вопрос, на который мы постараемся ответить в конце урока. (Чем похожи и чем отличаются сказки?) Слайд 2 Слайд 3 — Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки, которые исполняли народные сказители, сознательно стремясь сохранить народный язык. Сказки братьев Гримм были впервые опубликованы в 1812 году. Сказка Пушкина в 1833 году. |
Классифицируют писателей по выбранному признаку. На карточках. Работа в парах. Объединяют пары Ш. Перро – С.Т. Аксаков Я. И В. Гримм – Пушкин Признак: авторы сказок с похожим сюжетом. Тема: Сравнение сказок. Задача: сравнить сказки, составить таблицу. |
3. Основная часть урока.
— Составьте параметры для сравнения сказок. Слайд 4 1.Авторство (фамилия и краткая инф. об авторе) 2.Название (кто указан в названии сказки) 3.Герои сказки: — положительные -отрицательные 4.Сюжет (перечисление основных событий сказки) 5.Развязка сюжета (конец сказки) 6.Язык сказки — Сравнение сказок. Заполнение таблицы. Слайд 5 Заполненная таблица 1-3 пункт. — Почему у Пушкина появляются богатыри? — Начнем сравнение сюжетов сказки вместе. Рождение девочки у королевы (царицы)-матери. Смерть королевы-матери. Женитьба короля. Разговор мачехи с зеркальцем. Псарь (Чернавка) по приказу отводит Белоснежку (царевну) в лес. Слайд 6 Заполненная таблица 4 пункт — Почему терем? — Почему разнится сцена встречи девушек с гномами и богатырями? Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531 — Почему Пушкин добавляет поиски Елисеем невесты? — Сравним финал сказки. — Как умирает королева? А царица? Почему по-разному? — Как оживают героини? Что разбудило обеих? — Перечитайте текст на с. 86. Для чего Пушкин ввел сцену с псом Соколко. О каком человеческом качестве хочет напомнить читателю? Слайд 7 — Чем всегда заканчивается народная сказка? (добро побеждает зло) — Какая сказка с этой идеей? — В русской сказке тоже добро главенствует и все-таки Пушкин провозглашает в своей сказке торжество чего? (любовь, верность) Слайд 8. — Сравните форму написания текстов в немецкой и русской сказке. Резерв — Чтобы сравнить язык сказки, вспомните особенности сказочного языка (народные слова, устойчивые эпитеты) — Сделаем вывод. На какой вопрос мы хотели ответить? Можем ответить? Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют: · образы богатырей, взятые из русских былин; · терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу; · троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания; · язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами. Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных. В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. |
Фронтальная работа Обозначают тропы для сравнения. Получают карты для сравнения. 1-3 пункт работа в парах Самоконтроль и сравнение с образцом. 4 пункт работа в группах Подробное перечисление событий сказки. Ссылки на текст с.78-93 Делают вывод о сходстве сюжетов сказок. Фронтальная работа. Причины отличия. Ссылаются на текст с. 93. Читают текст с. 86. Делают вывод: — в немецкой сказке согласно традиции народной сказки добро побеждает зло. — В русской сказке торжествуют любовь и верность. Заполняют таблицу п.5 Фронтальная работа. Заполняют таблицу п.6 Резерв Ищут устойчивые эпитеты в тексте. Милого друга, невеста молодая, молодцы честные, наливное яблочко, сине море… Фронтальная работа. |
4. Итог урока.
-Какую учебную задачу ставили? Как реализовали?
Слайд9.
-Ответьте себе на вопрос: -Я научился лучше сравнивать сказки?
— Я опять открыл что-то новое в известной сказке?
-Предположите, как мы еще не рассмотрели эту сказку? (характеристика героев)
5. Д/з.
Выбратьгероя для характеристики. Перечитать отрывки сказки, связанные с персонажем.
