Исследовательский
проект
Дошкольная подготовительная группа №11
Автор проекта:Мосюкова С.И.
МБДОУ №162 «Росинка»
г.Брянск-2023 г.
Цель.
Познакомить детейс историей появления и усовершенствования летательных аппаратов, пробудитьинтерес к познавательной и творческой деятельности.
Задачи:
— выяснить какчеловек стремился к полету, какие летательные аппараты создавались для того,чтобы покорить небо;
— изучитьэнциклопедию по данной теме;
— познакомить сразнообразием материалов, используемых в древности для изготовления летательныхаппаратов;
— познакомить спрофессиями людей, связанных с воздухоплаванием;
— формироватьначальные предпосылки исследовательской деятельности;
— учить с помощьювзрослого, а затем самостоятельно добывать нужную информацию;
— развиватьэкспериментальную деятельность детей;
— способствоватьразвитию совместной творческой деятельности детей, дать возможность раскрытию конструктивныхспособностей;
— развиватьустойчивый интерес к познавательной деятельности, научным открытиям ученых иисследователей;
— формироватьуважение к труду людей имеющих отношение к авиации.
Актуальность.
Проводя времяс детьми на прогулке, дети не раз наблюдали за летящим в небе самолетом иливертолетом. И это событие всегда вызывало у них восторженные крики и улыбки.Они махали руками пролетающему вертолету, приветствовали пилота, проговаривалислова детской считалки. Некоторые дети подходили с вопросами о том, как самолетили вертолет смог подняться в небо.
Чтобыдать детям правильный ответ, обоснованный с научной точки зрения, мы и самазаинтересовалась этим вопросом. Знакомство слетательными аппаратами и космосом- один из этапов познавательного развитиядошкольников. На данном этапе важно вызвать и поддержать у детей интерес,желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в развитиилетательных аппаратов, в изучении и освоении космоса. Необходимо дать детям элементарныенаучные знания, термины, представления, доступные их пониманию.
Вместес детьми мы решили провести исследовательский проект и как можно больше узнатьо летательных аппаратах вообще, их истории создания, названии, их устройстве.
Гипотеза.
Подробноезнакомство с историей появления первых летательных аппаратов, их строением,усовершенствованием, знакомство с великими учеными, конструкторами,летчиками-испытателями, их трудами и подвигами, поможет ребенку понять ценностьнаучных открытий для жизни человека.
Совместнаяпознавательная деятельность взрослого и детей будет способствоватьмотивированию у детей интереса к самостоятельной исследовательской,экспериментальной деятельности, развитию кругозора, творческих иконструкторских способностей.
Ожидаемые результаты:
1. Осознанноевосприятие, понимание истории появления и модернизации летательных аппаратов.
2. Развитиеинтегративных качеств в соответствии с возрастом.
3. Проявлениелюбознательности, интереса к исследовательской деятельности,экспериментированию, к проектной деятельности.
4. Конструктивнаядеятельность (моделирование).
5. Гармонизациясемейных отношений.
Практическая значимость.
Практическаязначимость проекта определяется тем, что его результаты помогают решать такиеважные задачи, как повышение самооценки ребенка, воспитание чувства гордости засвоих близких, разрешение различных проблем между родителями и ребенком.
Методы исследовательской работы:
— беседа;
— наблюдение;
— сравнение;
— изучение, обобщение;
— анализ, синтез;
— эксперимент;
— исторический метод;
— логический метод;
— моделирование;
— самостоятельная творческая деятельность;
— рефлексия.
Участники исследовательской работы.
Воспитатели, дети6 -7 лет (подготовительной группы №11), родители.
Работа с родителями:
— Поиск информациио летательных аппаратах, фото, литература.
— Изготовлениесхем конструкций.
— Консультациядля родителей: Моделирование летательных аппаратов вместе с детьми.
Типпроекта: познавательно — исследовательский.
Срокреализации: краткосрочный, апрель 2021 год
Этапы проведения проекта
Этапы |
Цели |
Содержание |
1 этап Подготовительный |
Постановка мотивации цели и задач по ознакомлению воспитанников с летательными аппаратами. |
Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о летательных аппаратах. Подобрать материал, литературу. Привлечь родителей совместно с детьми оформить информацию о летательных аппаратах. |
2этап Основной |
Формирование представлений воспитанников о летательных аппаратах. |
Беседы, просмотр презентаций. Разгадывание загадок, чтение стихотворений, сказок по теме. Чтение энциклопедий . Консультация для родителей «Моделирование летательных аппаратов вместе с детьми». Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 |
3 этап Заключительный |
Обобщение представлений воспитанников о летательных аппаратах, космосе. Формирование устойчивого интереса к моделированию. |
Выставка-презентация детьми летательных аппаратов, изготовленных совместно с родителями. |
Реализацияпроекта через разные виды деятельности
Образовательные области |
Формы и методы работы |
Познавательное развитие |
Практическое занятие по образовательной деятельности «Летающие аппараты». Беседы: «Что мы знаем о летательных аппаратах», «Какие бывают летательные аппараты». Беседа-путешествие «Покорители космоса». Наблюдение на прогулке за самолётами, летящими в небе. Наблюдение с родителями за звёздами дома. Видио-презентации на тему «Начало летательной эры» (дирижабли, воздушные шары). Загадывание загадок по теме. Чтение художественной литературы о Ю. Гагарине и героях-земляках В.Афанасьеве и П.Камозине. |
Художественно — эстетическое развитие |
Оформление информации совместно с родителями о космосе. Конструктивно-модельная деятельность «Изготовление парашюта и его испытание», «Самолёт». Рисование схем к постройкам. Рисование «Путешествие в космическое пространство». Аппликация «Летательные аппараты». Конструирование бумажных самолетиков, их испытательный полет. |
Дидактические игры |
«Найди сходства и отличия», «Планеты солнечной системы», «Созвездие» (с использованием ИКТ), «Космические корабли», «Профессии взрослых». |
Физическое развитие |
Подвижные игры «Невесомость», «Самолёты», «Космодром». |
Работа с родителями |
Оформление консультации в родительский уголок «В какие игры можно поиграть с ребенком с использованием самолётов и ракет». Консультация «Моделирование летательных аппаратов вместе с детьми». |
1. Экспериментирование
«Подъемная сила крыла самолета»
Чтобыувидеть, как быстрое движение воздуха над крыльями позволяет самолету взлететь,я предложила детям проделать простой опыт с использованием тонкого листа бумагиразмером 15на 5 см. Дала детям в руки тетрадные листы бумаги, попросилаподнести их к губам и дунуть на верхнюю поверхность листа. По мере того, какдети посылали потоки воздуха на верхнюю сторону листа, он поднимался вверх.
Дети опытным путемсмогли убедиться в том, как влияет воздушная струя на подъемную силу крыла.
Есть летательныеаппараты, подъемная сила которых создается при помощи несущего винта, этовертолеты.
Вращающиесялопасти винта создают подъемную силу из-за того, что они повернуты под углом(углом атаки) к горизонтальной плоскости. Они как — бы ввинчиваютсяв воздух, подобно тому, как винт корабля загребает воду.
Есть летательныеаппараты с реактивным двигателем.
Они двигаются врезультате того, что струя газа или жидкости, вырываясь из сопла, создаетреактивную силу, направленную в противоположном струе направлении.
2.Экспериментирование с воздушнымшариком
«Реактивная сила».
Я предложиладетям создать простейшую модель летательного аппарата с реактивным двигателем.Такой летательный аппарат можно сделать из воздушного шарика, достаточно простонадуть его, а потом отпустить.
Дети с восторгомпроделывали этот опыт снова и снова.
Я задала вопрос:«Отчего же воздушные шарики взлетают в воздух?» Все единогласно решили, что этоструя воздуха, которым мы надули шарик, поднимает шар вверх. Мы согласились свыводом детей и рассказала, что струя воздуха, вырываясь из горлышкашарика, создает реактивную силу и заставит шарик летать по комнате. Всамолетах установлены реактивные двигатели, в которых мощная воздушная струянаправлена в противоположную сторону движения, таким образом, самолет способенлететь.
Отчет о реализации проекта
1. В ходепроделанной работы дети узнали интересные подробности об истории изобретениялетательных аппаратов, после чего у детей возникали новые вопросы, которыеприходилось подтверждать экспериментальным путем.
2. В процессеработы над проектом дети прикладывал свои усилия: искали информацию вэнциклопедиях, задавали вопросы, экспериментировали, конструировали, чтоспособствовало развитию познавательных интересов, навыков исследовательской итворческой деятельности.
3. После чтенияхудожественных произведений о летательных аппаратах, летчиках военных лет удетей расширились представления о использовании летательных аппаратах вразличных целях на благо человека, узнали о героях ВОВ, профессиях, связанных савиацией.
4. Работая надсозданием своей модели самолета, дети проявили себя в роли конструкторов,развивая свои творческие способности.
5. В результатепроделанной работы замечено, что дети стали чаще интересоваться книгами обавиации, военной техники, задавать вопросы воспитателю, обмениватьсявпечатлениями с родителями и другими детьми.
6. Проект помогвоспитанию у детей патриотических чувств к Родине, уважение к труду людейпричастных к авиации, летчикам — испытателям, героям войны.
Список литературы
1. «Миризобретений» интерактивная энциклопедия, М. «Махаон» 2011, пер. с английскогоА. В. Тихонов;
2. «Новая детскаяэнциклопедия», пер. с английского С. В. Морозова, М. : Издательство «Росмен -пресс», 2004;
3. «Сегодняпраздник» А. Митяев, М. «Детская литература» 1988;
4. «ВалерийЧкалов» М. Л. Галлай, Издательство «Малыш» Москва, 1981;
5. «Помощь идет»Б. Житков, Издательство «Детская литература» 1983;
6. «Мои товарищи»А. Гайдар, Издательство 1984
7. «Внимание! Внебе Камозин!» М.Камозин, Г.Реймес, Брянск, 2007г.
Рисование «Путешествие в космическое пространство»
с
Конструктивно-модельнаядеятельность «Самолёт»
Аппликация «Летательные аппараты»
Конструктивно-модельная деятельность «Космодром»
Дидактическая игра про космос «Найди лишнее?»
