Муниципальное автономное образовательноеучреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Исследовательский проект
«Праваи обязанности детей и родителей»
Выполнила:ученица9 «В» класса
КарабутоваАлександра
Руководитель: Ткачева
ЕкатеринаНиколаевна
Гайскийгородской округ, 2023 г.
Этапы реализации проекта
I. |
Подготовка к работе над проектом
|
II. |
Сбор, изучение и анализ информации 1. Изучить Декларацию прав ребёнка 2. Изучить Конвенцию о правах ребёнка 3. Изучить Конституцию и Семейный кодекс, а именно статьи, связанные с правами и обязанностями ребёнка и их родителей 4. Провести социологический опрос среди учащихся 1-9 классов на знание своих прав и обязанностей
|
III. |
Практический 1. Обработка, анализ полученной информации 2. Основные этапы решения проблемы 3. Поиск в интернете видеороликов, иллюстрирующих права и обязанности детей на примере сказочных кинофильмов и мультипликационных фильмов. 4. Оформление проекта.
|
Введение
С давних пор люди понимали, что самоеценное – это дети. От того, как дети будут воспитываться и жить, будетзависеть, как будет жить в будущем страна, государство и мир в целом.Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детскиегоды. И от того, как дети будут понимать права, и как они будут относиться кправам другого, зависит и поведение взрослого человека. Каждый ребёнок должензнать свои права и обязанности, чтобы ими оперировать в любой жизненнойситуации.
У меня возник вопрос: знают ли школьники о существовании этихважных документов и вообще о своих правах и обязанностях?
У меня возникла идея провестисвою исследовательскую работу, насколько школьники (1-9 классы) владеютинформацией о правах детей и их обязанностей. Решила провести социологическийопрос среди 1-9 классов на знание прав детей.
Ответына интересующие вопросы я частично нашла в учебнике по обществознанию, которыйзаставил меня ознакомиться с Конвенцией о правах ребенка, с Законом РоссийскойФедерации «Об основных гарантиях прав ребенка в России», Семейным Кодексом.Многое о правах ребенка я узнала, читая страницы Интернета.
Актуальность проблемы прав ребёнка
Нельзя жить в обществе,не зная законов. Ведь закон — это как особенный путеводитель по жизни длякаждого человека. Хочешь быть здоровым и счастливым, жить в мире и безопасности– знай, законы, и тогда ты будешь защищен или сможешь защититься себя сам, оттой несправедливости, которая пока еще существует. И у детей, и у взрослых естьчеловеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, инесут большую ответственность. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законныеправа ребенка: одни по незнанию этих прав, другие по праву «сильного». Ребенокне может противостоять насилию взрослых, не зная своих прав. Это проблема,которую должны решать общими усилиями семья, школа, общество, государство.
Поставленные цели и задачи проекта:
1. Изучить нормативно-правовые документы по правам ребёнка.
2. Познакомить школьников с их правами и обязанностями.
3. Представить информацию о правах и обязанностях детей наглядно напримере мультипликационных фильмов.
4. Провести социологический опрос среди учащихся 1-9 классов нашейшколы.
5. Воспитать уважение к правам и обязанностям.
Основная часть
В Конвенции идёт речь отом, что у всех детей на Земле одинаковые права. Признавая ребёнкасамостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государством задачуподготовки ребёнка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духемира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».
Так как мы живём вРоссийском государстве, мы считаем, нам необходимо знать права, которые нампредоставлены российским законодательством. Согласно семейному кодексу РоссийскойФедерации к детям относятся все лица до 18 лет.
Семейный кодекс закрепляетза нами такие основные права:
Право жить и воспитываться в семье.
Право на общение с родителями и родственниками.
Право на защиту законных прав и интересов.
Право на имя, отчество и фамилию.
Право на изменение имени и фамилии ребёнка.
Право на выражение мнения.
Имущественные права, включая права собственника.
Изучив «Конвенцию о правахребёнка», «Конституцию РФ» и «Декларацию о правах ребёнка», я узнала, чтоосновные права ребенка это:
Право на жизнь. Право на имя. Правона гражданство.
Право на свободу совести и религиозныхубеждений.
Право на жизнь с родителями.
Право на труд.
Право на отдых.
Право на защиту жизни и здоровья.
Право на образование.
Право на отсутствие рабства.
Право на жилище.
Право на свободу слова.
Право на получение информации.
Право пользоваться достижениями культуры.
Право создавать семью.
Право участвовать в научно-техническом,художественном творчестве.
Исследованиепроблемы
Я решила узнать, знают ли освоих правах учащиеся 1-9 классов школы. В опросе приняли участие школьники девятивозрастных групп.
В результате моегосоциологического опроса можно сделать следующие выводы:
Большинство учащихся 1-4 классов ответили, что нет, не знают своиправа и обязанности.
На вопрос, знаете, ли вы о существовании Конвенции оправах ребенка учащиеся отвечали «Да, знаю», начиная с 7 класса.
На вопрос знаете ли вы, кто защищает ваши праваучащиеся, ответили «Да, знаю», начиная с 8 класса.
Таким образом, по первомувопросу можно сделать вывод, что учащиеся 1-4 кл не знают свои права. Повторому вопросу в большинстве знают свои обязанности только с 5 класса. Потретьему вопросу в большинстве с 7 класса учащиеся знают о существованииКонвенции о правах ребенка. По четвертому вопросу дети в основном понималиответ на вопрос, что их права защищают родители. Исходя из данных ответовучащихся можно сделать вывод, что нужно провести ряд мероприятий в виде классныхчасов, внеклассных мероприятий по правам детей, чтобы они понимали, что такоеправа и обязанности, в каких документах они прописаны, и кто защищает правадетей.
Результат.
В ходе проекта я провела большую работу, так как мне нужно былоизучить самой документы, где отражаются права детей, а именно Конвенцию оправах ребенка, Декларацию о правах ребенка, Конституцию и Семейный кодекс, аименно статьи, связанные с правами и обязанностями ребёнка и их родителей.Провести социологический опрос в 1-9 классах. По результату опроса былонаглядно видно, что дети не знают о своих правах, частично знают о своихобязанностях, не знают в каких, документах прописаны права ребенка, и непонимают вопроса, кто защищает их права, так как все дети писали, что этородители.
Распространилав чатах одноклассников презентацию, для того, что бы учащиеся больше узнали освоих правах и обязанностях.
Врезультате работы я получила следующие продукты деятельности над проектом:
1. Выставка рисунков на тему «Права иобязанности ребёнка в сказочных произведениях и мультипликационных фильмах».
2. В просторах интернета подобраливидеоматериал иллюстрирующий права и обязанности детей на примеремультипликационных фильмов.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Декларация прав ребенка
Зверева 0.П. Семейнаяпедагогика и домашнее воспитание — М; 2000.
Кашепов В.П. Институт судебнойзащиты прав и свобод граждан и средства ее реализации. 2008. — № 2.
Конвенция о правах ребенка.
КонституцияРоссийской Федерации.
Онтонян Ю.М. Жестокость внашей жизни. — М.: — 1995.