X-PDF

Исторические истоки и некоторые эстетические особенности поэтики готического романа 19 века

Поделиться статьей

Исторические истоки и некоторые эстетическиеособенности поэтики готического романа 19 века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готическийроман – особый литературно-художественный факт, возникший в Англии на рубеже18-19 вв., основанный на средневековых рыцарских романах, как способэстетического осмысления мира.[1] Практически за сто лет, с 1762 по1850 годы, было издано около шестисот готических романов. Популярность жанраопределила его коммерческий успех: книги переводились на все европейские языки,лучшие образцы выпускались по несколько коллекционных томов с золотымтеснением. Однако, основную массу этого жанра, которую, переводя на современныйязык, можно было бы воспринимать как бульварные романы, продавали в виде брошюрза малую стоимость, что, несомненно, добавило популярности готическому роману,поскольку такая продукция была доступна малоимущим людям и никогда незадерживалась на прилавках букинистических магазинов.

Однако, нетолько коммерция обусловила появление этого необычного, по сей день пользующегосяпопулярностью жанра.

Идеиготического романа начали формироваться в Англии, в период кризисаПросветительства.  События английскойреволюции 17 века подтолкнули общество задуматься о многих пластах жизни: овзаимодействии человека и государства, культуре, роле церкви в жизни личности.[2]В общественно-политической сфере возникли две противоборствующие силы, которыерассматривали государство по-разному: одна под предводительством Джона Локка иего идеи о «естественном человеке», другая – Уильям Годвин – рассматривалагосударство и власть как неизбежное зло, которое должно искорениться подвлиянием «умственного и нравственного прогресса».

Эти и другиепротиворечия дали толчок к возникновению таких новых литературных направлений,как сентиментализм и предромантизм, в которых подвергались критике современныетому времени политические и социальные устои.

Предромантизм– реакция общественной мысли на просветительство. Предромантизм в своём пафосеимеет ряд отличительных черт.

Самопоявление этого направления продиктовано желанием человека уйти от суетностибытия в мир грёз и иллюзий, поэтому, такие смыслообразующие для этого теченияаспекты, как чувственность и архитектоника, претерпевают изменения:экзальтированной страсти сентиментализма предромантизм противопоставляетзагадочность зарождения чувств; единение человека с природой, характеризующеесяобыденными бытовыми формами, сменяется перемещением в чужие страны или всредние века, на лоно развалин древних замков.

Характернойчертой предромантизма было зарождение интереса к фольклору, кельтской культуреи медиевистике. 

Предромантизмимеет под собой и философскую основу: он провозглашает агностицизм, которыйпроявляется в давлеющем на личность осознании непознаваемости мира. Такимобразом, «действительность у предромантиков мистифицировалась»: она сталанедоступной ни рациональному, ни чувственному восприятию.[3]Поведение человека в таких произведениях мотивировалось его мистическимиустремлениями, столкновением с миром. В связи с этим, жанр готического романапостоянно претерпевал метаморфозы, поскольку  был в некотором отношенииэксперементальным. Писатели все время искали новые образы, способы отражениядействительности, следовали общественному вкусу.

Поначалу романтики не решались на серьезное отторжение идей Просветительства.Даже первый автор готического романа Хорейс Уолпол в предисловии к «ЗамкуОтранто» заметил, что его произведение стоит рассматривать как синтезпросветительского и рыцарского романов.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Позднеепо своей философско-эстетической направленности «роман ужаса» вступает вполемическую оппозицию к произведениям Просвещения. Готический роман отвергаетреалистичность, оставляет за пределами своего внимания всё бытовое.Препятствия, с которыми сталкивается герой в «романе ужаса» дискредитируютпросветительскую разумность. Поэтому в сюжетообразующую структуру авторамивкрапляется феноменальная поэтика.

«Таинственное,чудесное, необъяснимое, в жанре ‘романа ужаса’ становятся не толькообязательными, но и структурообразующими факторами».[4] Основнойпафос готического романа – осознание невозможности постижения тайн окружающегомира. Появление в нарративе сверхъестественных сил предвосхищается введениеммотива пророчества.

Вотличие от писателей-просветителей, в произведениях которых хронотоп непересекает пределы родной автору страны и современных реалий, «готическиеписатели» зачастую описывают события давнего прошлого. Более того, у сюжета втаких романах всегда есть «отправная точка», которая произошла ещё до основныхописываемых событий. Стоит отметить, что историчность в готическом романеусловна: место действия – католические страны, отсюда и агностическая критикацеркви. Страну, в которой происходят события, можно угадать по определённымприметам, однако, все описываемые события, антураж можно соотнести с любойевропейской страной. Это обстоятельство говорит в пользу того факта, чтоисторичность и роль «толпы», т.е., второстепенных действующих лиц, в готическихроманах абсолютна условна.

Готическийроман также характеризуется относительным дидактизмом, который нивелируетсяфантастическим повествованием. Характерна и градация: деление героев на«благородных» и «неблагородных», «грешников» и «праведников».

Помимо«реально-сверхъестественного» существует ещё один вид готического романа:«псевдосверхъестественный», в которых потусторонним событиям даются объективныеинтерпретации. Метафизические события в таких произведениях являются способомсоздания определённого эмоционального напряжения. Основателями такого жанрабыли К. Ривз, Э.Рэдклиф и др.

Ещёодин писатель готического жанра, М.Г. Льюис, в своём романе «Амбросио, илиМонах», рассматривает феноменальность, потусторонность как способ раскрытияпсихологии главного героя: Амброзио под гнётом внешних обстоятельств совершаетгрехопадение, Льюис, препарируя мотивы поступков своего Монаха, пытаетсяпроанализировать первопричину преступного мышления.

Мнениесовременников готического романа о его пользе, несмотря на популяризацию жанра,разделялось: редактор британской газеты «Литературный досуг» Натан Дрейкопределил готический роман так: «…ничто не воздействует столь сильно начеловека, как готика… даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный откаких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признает ее власть и силу».Профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс в своей работе «Началоанглийского романтизма» определял готику как ««синоним варварского, хаотичногои безвкусного».[5]

Несмотряна неоднозначную критику, жанр готического романа развивался и пользовалсябольшим спросом. Одиозный исследователь мистической литературы, МонтегрюСаммерс, в своей книге «Сверхъестественный омнимбус» создал классификацию типовинфернальных явлений: демонические силы и посещение с вредоносной целью;явление призрака и загадочная болезнь; загробные проявления; живые мертвецы ивозвращение с «того света»; неупокоенная душа; таинственное пророчество.Каждому из этих явлений отведено в хронотопе готического романа своё место: если таинственное пророчество начинает повествование, то загробные проявлениязаканчивают его.

Нетолько литературоведы, философы и филологи интересовались готическим жанром ипытались классифицировать, упорядочить его черты.  Современные отечественныеисследователи этого жанра (А. Бутузова, Н.А. Соловьева) на основе изученияподобных произведений, выделяют следующие сюжетные черты:

1.                Поляризация героев, предусматривающаяпрямое или косвенное столкновение героев: «праведники» вступают в условное илиреальное противоборство с «грешниками», характеризуя вечный Новозаветныйконфликт добра и зла;

2.                Образ «божьего человека», которыйпредставляет собой личность, не способную противостоять инфернальным соблазнам.Для усиления эмоционального эффекта таким персонажем может быть человек,напрямую связанный с церковью;

3.                Злодей (антигерой) – неотъемлемая частьужаса, призванный усилить страдания главного героя, являющегося егопротивоположностью. Однако, его трансцендентная власть и сила, котораяподчеркивается на протяжении повествования, в финале оказывается мнимой.

Такимобразом, готический роман можно по праву считать жанром не только впитавшим всебя исторические реалии эпохи 18-19 веков, но и отправнойкультурно-эстетической точкой для всей последующей мировой литературы, котораяотражает в себе пафос столкновения реального и потустороннего. Возникнув какэксперимент, как реакция на непринятие идей Просвещения, готический роман, содной стороны, продолжил идеи непознаваемости бытия, с другой – встал к ним воппозицию.

Готическийроман сложил свои особые жанровые свойства, к которым относится ахронная повествовательнаяструктура и устойчивый комплекс мотивов. Этот жанр сформировал и особуюфилософию, основанную на фатализме и невозможности изменить судьбу. 

Нонесмотря на то, что готический роман отражает ряд важных социально-эстетическихидей, он, в первую очередь, сформировался как развлекательный жанр, в которомавантюрный сюжет служил способом усвоения нравственных истин.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет