Причины поражения восстания тайпинов
Китайские крестьяне предприняли героическую попытку создать свое государство. Тайпин тяньго просуществовало с 1851 по 1864 г. и распространяло свою власть на обширную территорию с многомиллионным населением. Великая крестьянская война тайпинов, потрясавшая Китай полтора десятилетия, окончилась поражением прежде всего потому, что в тот период отсутствовали объективные условия, необходимые для победы китайского крестьянства. Не было еще пролетариата, без руководства которого невозможны успех крестьянских восстаний и подлинное социальное освобождение крестьянства. Не было и буржуазии, которая могла бы при определенных условиях направить крестьянскую войну по пути буржуазной революции. В середине XIX в. в Китае не было еще объективных предпосылок для появления достаточно могучей общественной силы, которая могла бы преодолеть сопротивление реакционных сил китайского общества и заменить феодальные производственные отношения капиталистическими отношениями, обеспечить независимость Китая перед лицом посягательств иноземных захватчиков.
Неблагоприятно для китайского народа складывалась и международная обстановка. В результате «опиумных» войн образовался единый фронт цинской династии, феодалов и компрадорских элементов Китая с иностранными колонизаторами, направленный против китайского народа. Крупнейшие капиталистические державы — Англия, Франция и США — организовали совместную вооруженную интервенцию против тайпинского государства.
Основной и главной движущей силой тайпинского восстания и большинства других народных выступлений того времени было крестьянство. Тайпинскому восстанию были свойственны слабости, присущие крестьянским войнам эпохи феодализма. Религиозно-мистическая окраска движения и религиозный фанатизм вождей тайпинов помешали им установить единство с теми народными движениями, которые не разделяли религиозного учения Хун Сюцюаня. В попытках организации тайпинского государства ярко проявились крестьянские мечты о всеобщем равенстве, но в то же время и неспособность крестьянства, не руководимого передовым классом, подняться выше представления о «справедливом царе», что привело к установлению монархической формы правления. Как и восстания Разина и Пугачева в России, тайпинское восстание носило царистский характер. Поражению восстания способствовали и внутренние раздоры.
Крестьянская война охватила феодальный Китай в середине XIX в., когда завершалось складывание мирового капиталистического рынка и в передовых странах мира победил промышленный капитализм. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали огромное международное значение освободительной борьбы китайского народа против феодального гнета и иностранных колонизаторов. Они приветствовали великое восстание и видели в нем союзника революционного пролетариата европейских стран.
«…Отрадно, что самая древняя и самая прочная империя в мире,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс в самом начале событий, в 1850 г.,— под воздействием тюков ситца английских буржуа за восемь лет очутилась накануне общественного переворота, который, во всяком случае, должен иметь чрезвычайно важные результаты для цивилизации. Когда наши европейские реакционеры в предстоящем им в близком будущем бегстве в Азию доберутся, наконец, до Китайской стены, к вратам, которые ведут к архиреакционной и архиконсервативной твердыне, то, как знать, не прочтут ли они там надпись:
REPUBLIQUE CHINOISE LIBERTE, EGALITE, FRATERNITE» *
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, с. 234. В конце цитаты по-французски написано: «Китайская республика. Свобода, Равенство, Братство».
Великая крестьянская война тайпинов занимает выдающееся место в истории Китая. Тайпинское восстание, подрывая феодальную систему землевладения, объективно расчищало пути для будущего развития национального капитализма в Китае. Хотя это восстание окончилось поражением и в последующие десятилетия усилилась зависимость Китая от иностранных колонизаторов, героическая борьба тайпинов не была напрасной. На традициях тайпинского восстания учились последующие поколения китайских революционеров. Наиболее дальновидные деятели освободительного движения китайского народа критически осмыслили революционный опыт тайпинов, вскрыли их
слабости и ошибки. Вместе с тем в такой крестьянской стране, как Китай, оказались живучими и примитивные утопические идеи крестьянского уравнительного коммунизма тайпинов.