X-PDF

История МАОУ Енгорбойская СОШ

Поделиться статьей

ИсторияМАОУ «Енгорбойская СОШ»

За время своего существования образовательноеучреждение прошло большой путь развития.

 

Этапы становления школы:

1928 — 1929 гг. – строительство и открытие начальнойшколы.

1929 год – пришкольный интернат для детей из соседнихсел.

1941 год – открытие неполной семилетней школы.

1942 год – начальная школа в годы ВОВ.

1949 год – пятилетняя школа.

1950 год – семилетняя школа.

1960 год – восьмилетняя школа.

1979 год – начальная школа.

1982 год – реорганизация в восьмилетнюю школу.

1991 год – реорганизация в среднюю школу.

2006 год – Енгорбойская средняя школа переименована вмуниципальное общеобразовательное учреждение «Енгорбойская средняяобщеобразовательная школа».

2007 – 2010 гг. – МОУ «Енгорбойская СОШ» — ФЭП(федеральная экспериментальная площадка) по технологии А.М.Кушнира«Природосообразная модель обучения грамоте».

2007 год – экспериментальная площадка по введениюновой системы оплаты труда педагогических работников.

2008 – 2013 гг. – республиканская экспериментальнаяплощадка «Сохранение и укрепления здоровья школьников».

2011 год – МОУ «Енгорбойская СОШ» в связи с изменениемтипа переименована в муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеМАОУ «Енгорбойская средняя общеобразовательная школа», реализующееобщеобразовательные программы начального, основного, среднего общегообразования в целях реализации права граждан на образование.

2017 — 2018 гг. – строительство нового двухэтажногоздания на 100 мест.

2018 год – открытие новой двухэтажной школы.

29 ноября 2021 год – на базе МАОУ «Енгорбойскаясредняя общеобразовательная школа» состоялось открытие центра «Точка роста» поестественно – научной и технологической направленности.

 

Строительство школы

Енгорбойская школа Закаменского района одна изстарейших школ района. Строительство школы в селе Енгорбой было начато в начале1928 года. Большую инициативу проявил председатель сомонного совета ДылыковЛубсан Мухарович, который впоследствии был репрессирован. Под его умелымруководством началось строительство первого здания начальной школы.

В заготовке леса для строительства школы былопривлечено местное население. Каждая семья должна была  заготовить по трибревна строительного материала. Привозимые сельчанами бревна принимались  по железномукольцу определенного диаметра, поэтому стены были одинакового размера. Полы ипотолки в школе были двойными.

    Возили лес на санях и подводах.  В строительстве школы принимали участие  строители из г. Городка, потому что местные строителине умели в то время ставить углы «ласточки».  Стройкой руководил  сам ЛубсанМухарович и она была завершена в короткий срок – за один год.

1 сентября 1929 года начались занятия в новой школе.Было открыто четыре класса.

В 1949 году открылось пять классов, а в 1950 годушкола стала семилетней. В 1960 – 1961 гг. стала восьмилетней. В 1979 году школабыла реорганизованав начальную школу, в связи с открытием в центральной усадьбе совхоза«Енгорбойский» средней школы в селе Шара – Азарга.

В 1981 году по просьбе жителей села, учитель русскогоязыка и литературы Бальжуров В.Р. написал письмо в  Министерство образованияреспублики, где работала заместителем министра бывшая заведующая РайОНОПирогова З.А., она как впоследствии отметила, такоеграмотно написанное письмо не осталось незамеченным и было предпринято решениеперевести школу в среднюю. Комиссия во главе с зам.министром просвещенияБурАССР Пироговой Земфиры Анатольевны и зав.РайОНО Закаменского района БатуевойОльгой Азангаевной отправилась в с.Енгорбой на месте решить этот вопрос.Приехав туда, они осмотрели школьную территорию, здание школы и составили объемработ по реконструкции. Было принято решение созвать собрание  по ремонтуздания школы. Все жители села начали активно участвовать в ремонте ивосстановлению школы, никто не отказывался работать и внести посильный вклад наоткрытие школы.

К началу учебного года школа была готова  и принятакомиссией с оценкой выполнения всех работ с высоким качеством. Оставалось лишьсоздать педагогический коллектив, потому что школа была начальной. Былиприглашены выпускники педвузов из нашей школы.

 

Директора школы

Первым директором Енгорбойской школы был А.И.Шадаев,известный бурятский писатель. Он руководил школой с 1928 по 1931 год. Родился в1902 году в Усть-Ордынском бурятском автономном округе в селе Убуса. Известныйбурятский драматург и фольклорист. В 1928 году после окончанияБурят-Монгольского педагогического техникума направлен на работу в Закаменскийрайон, в Енгорбойскую школу. Обучение велось на старомонгольском языке, послевойны стали преподавать на бурятском и русском языках..

В последующие годы директорами школы работали Хандархаев,Шалтыков Георгий Сократович, Алтаев Фёдор, Лаврентьев Даниил Васильевич, АюровЦырен Иванович, Очирова Цыпэ Гармажаповна, Данилов Петр Сергеевич, БельгаеваТатьяна,  каждый из которых внёс свой вклад в становление, развитиеобразовательного учреждения.

В числе первых учителей были П.С. Миронов, Р.Д.Дугаржабон, Т. Лаврентьева, Д.Дамчеева, Ц. Улымжиев, Д. Ринчинов, Ч. З.Жалсанов, Е.К. Шалтыкова, Е.М. Матутова, Б. Дамбаева, Ц. Д. Бадашкеев, Б.Д.Бамхаев, Ажеева, Ц. Улымжиев, Барлуков, М. Доржиев и др.  В 40-е годы работалиМ.М. Мантатова, Г.М. Мантатова, Т. Бельгаева, Е.А. Матутова, Ц. И. Аюров, С. Д.Цыренов, Т. С. Рябова, Н. Т. Яковлева, Р. Д. Бадмаева и др., в 50-е гг., Л.Л.Банзарханов, А. М. Манжиханова, Г. Батуев, В. Ш. Батуева, Л.В. Дробышева, Т.С.Горохова, З.В. Хубрикова, Т.С. Кулакова, Б.Д. Доржиев, А.Л. Гармаев, А. К.Бартукова, Т. Н. Елбоева, Д.З. Бабуева, А.Л. Гармаева, М.Л. Соктоева и др.

С 1947 года директором был Бальжанов Доржо Баирович,участник войны. Он преподавал химию и биологию. В то время, техработники школыБанзарханова Намжил, Банзарханова Цырен, сестра ДоржоБаировича таскали речной песок с р.Джида имыли деревянные полы до блеска.

С 1949 по 1962 гг. директором работала Жамсаранова ЕкатеринаЧимитовна. Человек энергичный, трудолюбивый, дисциплинированный, творческиотносящийся к своему делу. Её труд отмечен почётным званием «Отличник народногопросвещения». Супруг Ульзетуев Ж. преподавал биологию.

С 1960 по 1962 годы школу возглавлял Ламаев ВасилийБадмаевичвозглавлял школу. Он был умелым организатором, творческим работником. Супруга ЛубсановаН.Б. работала учителем начального класса.

с 1962 по 1983 годы директором Енгорбойскойвосьмилетней школы была Айдаева Аграфена Ильинична, Заслуженный учительБурятии,  отличник народного просвещения.

В связи с  переходом к всеобщему восьмилетнемуобучению начинается новый этап в истории школы. Под  руководством  А.А.Ильиничны(1962-1979 гг.) Енгорбойская школа была признана образцово-показательной поучебной и воспитательной работе среди восьмилетних школ республики. Коллектившколы составляли специалисты высокого мастерства, отлично владеющиетеоретическими знаниями, методикой преподавания  предметов: С.Д. Уржанов, Т. Н.Хуригалова, М. А. Манжуева, А.И. Айдаева, В.Р. Бальжуров, М.Ш. Ласаранов, Е.Ц.Гармаева, Р.Г. Дымбрылова, М.Д. Лубсанова, В.Ж. Нанзанова, Н. Б-М. Жалсанова Р.Б.Намжилова, М.А. Миронова, В.Л. Бальжурова, Б-Ж. Бадмаев, В. Хубрикова, В.Д.Ламаева, Х.С. Гармаева и др. Они добивались высокого качества знаний,практических навыков и умений. В 1970 году ученическая производственная бригадапод руководством учителя биологии Айдаевой Анны Ильиничны была награжденапочётной грамотой Министерства сельского хозяйства Бурятской АССР, в 1971году-путёвкой на ВДНХ СССР, где удостоилась Большой Золотой медали. В  1974году стала победителем социалистического соревнования и удостоена Знакаотличия. В 1972 году по итогам работы пришкольного опытного участка учащиесязавоевали право участвовать во Всесоюзном слёте в городе Кишинёве.

В далеком 1955 году в нашу школу  приехала пораспределению Айдаева А.И. после окончания учительского института. Работала вшколе учителем химии, географии, завучем, директором, руководителемкраеведческого кружка. Таков ее педагогический путь в истории школы. Во временаее директорства школа стояла на такой высоте, что о ней написал в 1977 г журнал«Народное образование». Школьный музей считался одним из лучших в республике(руководитель Айдаева Анна Ильинична). В эти же годы пришкольный интернатсчитался в районе образцовым. Открытие  в 1967 году историко-краеведческогомузея стало важным событием в школьной жизни. Он был создан при содействиивсего педагогического коллектива, учащихся, местного населения, функционировалпод руководством Айдаевой Анны Ильиничны и был признан одним из лучших врайоне.Пришкольный интернат занял 3 место в республиканском смотре – конкурсе(заведующая Раднаева В.Д.).

В 1970 – 80-е годы часто проводились фронтальныепроверки с РайОНО, с ИУУ, дважды была московская проверка (1973-1974 гг.) школавсегда  была на высоте. По  итогам  проверок  писалась  аналитическая  справкаи рассылалась  по всем школам с указанием фамилии учителей все плюсы и минусы школ.

Первоочередной задачей считался глубокие прочныезнания учащихся. Подтверждением тому является то, что из 32 выпускников 1960года 25 выпускников получили высшее образование. Где бы ни работала АграфенаИльнична вездепроявляла свой организаторский талант. Под ее руководством в течении 1 – 2месяца, по новому оформляли эколого – краеведческий музей в связи с переездом вздание бывшего правления. Под ее руководством была построена восьмистенная юрта в1998 году к 70 – летию школы силами выпускников 1963г. и 1970 г. Имеет звание«Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель БурАССР».

В 1979 году Енгорбойская  восьмилетняя школа былареорганизована в начальную, часть материально-технической базы была перевезенацентр совхоза – в село Шара-Азарга,  большая часть ученического коллективаперевелась в новую среднюю школу.

С 1986 по 1988 годы директор  школы ШойдоновГеннадий Дашеевич, учитель физкультуры. Он многоесделал для укрепления материально-технической базы школы, для поддержаниясанитарно-гигиенических норм, для духовного и физического развитияподрастающего поколения. В бывшей конторе совхоза была открыта группапродленного дня для шестилеток с режимом детского сада, были созданы всеусловия: учебная, игровая комнаты, спальня. В учебный процесс внедрялись новыеформы и методы обучения, функционировали кружки и секции по интересам.

С 1983 по 1986 годы, с 1989 по 1994 годы директоршколы Батуев Геннадий Лубсанович, учитель технологии. 1 сентября 1983года при активном содействии родителей учащихся, населения села Енгорбой,учителей В.Р. Бальжурова, В.Л. Бальжуровой, Р.Г. Дымбрыловой и др. подруководством А. И. Айдаевой, при поддержке Районо и Министерства  Просвещениявновь открылась восьмилетняя школа. Внёс весомый вклад в реорганизациюначальной школы в 8-летнюю, развитие и улучшение ее материально-техническойбазы, создание подсобного хозяйства школы.

Большое внимание уделялось познавательной активности,духовному, физическому воспитанию учащихся. Большинство учителей предметниковсоставляли выпускники школы, окончившие БГПИ: Н.Ц. Очиров, М. Ц. Доржиев(родной язык и литература), З.Б. Батуева (математика), В.Ц. Эрдынеева(физика),  Е.Ц. Гашинова, Е.В. Замбулаева ( биология), Д.Ц  Лубсанов(физическое воспитание), Н.Ч. Балданов  (трудовое обучение), Н.Ц. Будаева,В.Б..Батуева , Л.Ш.Цыбикова (начальные классы). Учителями начальных классовбыли также выпускники педагогического училища С.Г. Доноева, Р.Г. Дымбрылов,Т.Б. Дансаранова,А.В. Баранова, В.Д. Доржиева. Преподавателеми русского языкаработали Э.И. Бальжанова, Э.В. Дышенова, иностранного языка Т. Б. Очирова,химии – Р.Д. Шагдурова, физики – Б.Б. Нимбуева, А.Д. Эрдынеев, математики –С.С. Цыренова, пионервожатыми – М.Д. Жалсанова, Р.Б. Эрдынеева. Именно в этигоды формируется стабильный педагогический коллектив инициативных, активных,профессионально грамотных, талантливых единомышленников, оставивших заметныйслед в истории образовательного учреждения. По инициативе завуча школы — Эржены Владимировны Дышеновой в школе проходили заседания клуба творческой педагогики,где учителя работали над самообразованием, знакомились с новыми педагогическимиидеями, делились опытом работы. Большое внимание уделялось прочному усвоениюзнаний учащимися, дифференцированному обучению, индивидуальным занятиям.Интересной, насыщенной была жизнь пионерской, комсомольской организации,проводились содержательные общественно — полезные мероприятия

 

С 1994 по 1996 гг. директор Дышенова ЭрженаВладимировна,учитель русского языка и литературы. За период работы директором ЭрженыВладимировны Дышеновой полностью был завершен переход к среднему образованию,подобран сплоченный коллектив, состоящий из молодых, способных, теоретическиподготовленных, методически грамотных учителей-предметников, таких, как Н.Н.Лыгденова, О.Н. Батуева, Э.П. Бальжанова, Т.В. Цыденова, Э.Б. Батуева и др. За2 года работы внесла большой вклад в повышение учебно-воспитательнойдеятельности школы. Создала клуб творческой педагогики. За время еёдеятельности школа была реорганизована из восьмилетней в среднюю школу.

С 1996 по 2001 годы директор школы Очирова ТатьянаБадмаевна ,учитель немецкого языка.

За время ее работы были введены в эксплуатациюспортивный зал, построенный методом народной стройки, юрта-музей, проведенкапитальный ремонт зданий школы.

С 2001 по 2018 годы директор школы Доржиев МихаилЦыбикович, учитель бурятского языка и литературы, победительреспубликанского конкурса «Учитель года», дипломант Всероссийского конкурса«Учитель года».

Большое внимание уделяет повышению педагогическогомастерства учителей, качеству обучения и воспитания, и внедрению инновационныхтехнологий, сплочению коллектива школы. За время его работы созданобразцово-показательный детский ансамбль песни и танца «Мушэхэн». Под егоруководством разрабатывается перспективная программа развития школы. Впоследние годы его работы в качестве директора была построена новая двухэтажнаяшкола.

Под его руководством в сотрудничестве с заместителемпо учебно-воспитательной работе Лилией  Шагдаровной Цыбиковой разрабатываетсяперспективная программа развития школы, большое внимание уделяется повышениюпедагогического мастерства учителей, качества обучения и воспитания, внедрениюинновационных технологий.

Базаров Сергей Очирович

Учитель истории и обществознания. Директор школы с2018 по 2019 годы.

Цыденова Туяна Васильевна

Учитель географии. Директор школы с 2019 по 2020 годы.

Очирова Аюна Владимировна

Учитель английского языка. Директор школы с 2020 года.

 

Учителя-западники и монгольскиеучителя

В разное время в школе работали русские и монгольскиеучителя: молодые девушки из Горьковской области математик Татьяна Спиридоновна Горохова,языковед А.М.Ильичева — это 19.. годы. Яковлева Нина Тимофеевна-1954г., Дробышева Лилия Васильевна — математик 1963 — 1964 годы.Пыхтя Любовь Ивановна — учитель немецкого языка. Из Монголии Жамсаранжав,Байвал багша — учителя старомонгольского языка, Эрхимбаяр, Одсуренпреподавали музыку и танцы. По обмену опытом коллектив школы дважды выезжал вгород Булган в школу № 4,  где директоромработалаСуранзан. В составе первой делегации были Балданов Н.Ч., Шойдонова О.Ц.,Батуева З.Б., Баранова А.В. в 1991 году. Курьёзный случай был в Монголии вгороде Булган, где мы были приглашены в райОНО, разговор зашёл о подсобномхозяйстве, тогда мы держали одну свинью  с 10 поросятами.Удивлённый начальник спросил: она дикая? Под всеобщий смех Никита Чойжинимаевичпытался объяснить, что есть ещё 10 поросят. Заведующий райОНО, бывший директор сказал,что они пришколе держализа 200 свиней.

 

Жизнь школы в 1970-80е гг

В 1970 годах работали в школе учителями

начальных классов: Дымбрылова Роза Гомбоевна,Лубсанова Мария Дымбрыловна, Бадмаева Валентина Дугаржаповна, НанзановаВалентина Жугдуровна, Баранова Антонина Васильевна, Жалсанова Валентина Бато –Мункуевна, Будаева Елена Цыреторовна;

русского языка: Хуригалова Татьяна Николаевна,Гармаева Ханда Санжиевна, Цынгунова Жаргалма Бальжинимаевна, Шармаева РаисаТимофеевна;

родного языка: Гармаева Елена Цыбиковна, БальжуровВасилий Раднаевич;

математики: Намжилова Роза Баировна, Данзанов ДамдинБалганович;

истории: Арсаланов Нима Цыренович, Будаева ДаримаЦыреновна;

биологии: Ламаева Валентина Дашинимаевна;

немецкого языка: Уржанов Семен Дабаевич, СамбуеваЛюбовь Дамбинимаевна;

черчения: Бальжурова Валентина Лайжитовна;

физической культуры: Батуева Екатерина Чойжинимаевна,Шойдонов Геннадий Дашиевич.

В 1970 – 80 годах учителя были организаторамиспортивных, культурных мероприятий, инициаторами всех интересных дел в школе иселе. Молодые учителя с молодежью села готовили концерты, выезжая в селаверхнего куста.

Перед каждым концертом с докладом или лекциейвыступали учителя. Активными участниками художественной самодеятельности былиБадмаев Б-Ж.Б., Шойдонов Г.Д., Данзанов Д.Б., Гармаева Е.Ц., Манханова Т.Г.,Намжилова Р.Б., Бальжурова В.Л., Будаева О.Ц., Будаева Д.Ц..

Учителя не только несли знания детям, но и работалиагитаторами, каждый четверг был агитднем, они выходили с учениками на фермы вместности Бильчир, Баруун – Бэе, Бага – Тала, Саахан. Там убирали кошары.Бальжурова В.Л. вспоминает в 1960 годах на коньках доезжали до м.Бильчир наподшефную ферму, убирались и возвращались опять же на коньках. На каждой фермепоказывали концерты.

Село было распределено на 10 — дворки и учителяеженедельно выступали с лекциями по политике. В школе каждый вторник во всехклассах проводились политинформации, который проводил классный руководитель ипоэтому все были в курсе политических событий в стране и за рубежом. Молодаявыпускница БГПИ, историк Будаева Д.Ц. проводила политзанятия по понедельникам.На итоговые занятия приезжали представители райкома КПСС, со всех строгоспрашивалось, как на экзамене.

Каждый учитель обязан был проводить кружок один раз внеделю по своему предмету. Учитель физики Бадмаев Б-Ж.Б. организовал кружокавиамоделирования. В настоящий праздник превратился запуск смоделированнойракеты, и это событие навсегда врезалось в памяти енгорбойских мальчишек идевчонок. Незабываемыми были спортивные праздники, которые проходили ярко икрасочно, проведенные Шойдоновым Г.Д..

Для всех был един режим дня с 4 до 6 часов, учителяходили по домам, проверяли и строго спрашивалось с тех, кто нарушал режим дня.Каждый день проверялся план урока завучем, директором.

Учителя умели не только петь и танцевать, но итрудится. В настоящий праздник превращался вывоз дров школы. Семь колесных иодин гусеничных тракторов на подхвате по 4 рейса вывозили дрова с местностиДагбын – Жалга и Хулэр. Все работники школы за короткий промежуток временигрузили прицеп трактора. А в короткие минуты отдыха играли в снежки, веселилисьи с приятной усталостью под вечер возвращались домой.

В 1970е годы пришкольный интернат приобрела новыйоблик. С приездом семьи Батуева Цыренжапа Лубсановича и Веры Дугаровны крутоизменилась жизнь в интернате, они добились чистоты и уюта, улучшилось питание,им выдавалась красивая нарядная одежда. В течение нескольких лет пришкольныйинтернат входит в число лучших по республике.

Зимой много времени проводили на льду с детьми.Катались на коньках, ходили на лыжах, спускались на санках с горы. Проводилисьхоккейные баталии. В местности Миланхан тогда не было ни одного дома, там былапроложена лыжня, куда приезжали на соревнования хужирцы. Почти у всех детейбыли лыжи, коньки-ножи, санки. В вестибюле школы стоял теннисный стол и вкаждую перемену играли в теннис.В перемену любовались игрой молодых учителейНамжиловой Р.Б., Шойдонова Г,Д., Бадмаева Б-Ж.Б., Данзанова Д.Б. Кто-то изучеников говорил : “вот стану учителем и вдоволь наиграюсь в теннис”.

Веяния времени отражались в оформлении школы,постоянно менялись оформление школы.
По-разному подводились итоги по учёбе и труду.

— Подсчитывались только «5», полученные классом занеделю — показатель «Лучший класс по учёбе».

— Было время, когда на передней стене коридора во всюширь были разрисованы различные средства передвижения, начиная с черепахи,кончая ракетой, по итогам недели каждый класс «садился» на то или иноесредство  передвижения — это было наглядно иинтересно.

— Отчитывались по рапортичкам на линейках, гдеотражались учеба и дела класса.

— Оформлением школы много летзанималась Бальжурова ВЛ.  Оформлять  было очень трудно, все писалась тушью,специальными  перьями. Третий секретарь райкома партии, будучиучителем литературы Григорьев…, придирчиво искал ошибки в текстахоформления и не находил, и ставил высшие оценки в пример всем. Позднееприсоединились Будаева ЕЦ, Шойдонов ГД, Бадмаев Б      -Ж.Б.

 

Пионерская и комсомольскаяорганизации

В 1970 – 78 гг. внеклассная работы школы проводиласьпионерской организацией. Учащиеся 1 – 2 класса были октябрятами, в 3 классевступали в ряды пионеров, пионерами были с 3 класса по 7 классы, а в 8 классестановились комсомольцами.

По разным направлениям строилась работа пионерскойдружины: экспедиция «Моя родина – СССР», посвященная к 50 – летию образованияСССР (1972 г.), «Салют, Победа!» — к окончанию ВОВ, по 7 маршрутам, затем по 10маршрутам Всесоюзного марша «Всегда готов!» были организованы в школах «Зеленыйпатруль», «Голубой патруль», «Миллион Родине» — сбор макулатуры. Содержаниеработы не менялось, менялось лишь только направление. Все пионеры зналинаизусть законы пионеров, октябрята – 5 правил октябрят. Отряды носили именагероев – пионеров, знали их подвиг. По заученному сценарию проходили пионерскиесборы, пионерские линейки по всем красным датам страны. 19 мая парад пионеровпроходил по улицам Школьная – Центральная – Школа, но романтика была – это стройныешеренги в рядах, четко выполняемые команды, речевки под горн и барабан.

В истории пионерии школы запомнились 2 разапроведенные пионерские костры возле р.Джида, незабываемая «Зарница»в м.Баруун – Бэе в 196..г, где для всех детей были изготовлены деревянныеорудия, сделанные руками отцов и братьев.

Проводился ежегодно сбор березовых почек, которыесдавались в аптеку, сбор макулатуры и металлолома, в 1960 годах сбор костей,тряпья, шкур сусликов.

Активно работала комсомольская организация. Прием вкомсомол проходил  в очень строгой форме. Надо было знать устав комсомоланазубок, все ордена комсомола, столицы союзных республик. Знали комсомольскиепесни: “Орленок”, “Дан приказ”, “Комсомольцы-добровольцы”. Быть комсомольцемэто было почетно и гордо.

В 1991 году в связи с реорганизацией пионерской икомсомольской организации, пионерская дружина им. Ю.А.Гагарина былапереименована в экологическую дружину им. Г.Баирова. дружина начинает работатьпо 5 ключевым делам: Знание, Милосердие, Экология, Здоровье, Досуг. Но главнымнаправлением была Экология. Вместо пионерских отрядов создаются экологическиеотряды, каждый со своим девизом и отрядным флажком, цвет которого символизируетвыбранное направление. Заново оформляется экологическая комната,разрабатывается девиз, законы экологов, шьется дружинное знамя, идет посвящениев экологи, создается экологическая тропа. Большая работа развертывается наэкологической тропе, создаются экологические щиты, сооружаются скамейки. Наэкскурсии ходили не только дети, но и был журналист из газеты «Знамя труда» ипредседатель районного общества по охране природы. На базе школы проводитсярайонный семинар завучей школ. По республиканскому смотру- конкурсуэкологическая тропа награждена Почетной грамотой  президиума  республиканскогосовета ВООП. Завуч школы Шойдонова О.Ц. вместе с председателем экологическойдружины Доржиевой Р. ездили и выступали нареспубликанском семинаре в с.Гремячинск Прибайкальского района. В 2001г вреспубликанском смотре-конкурсе школьных  лесничеств заняли 2 место. В 1993 г вреспублике впервые проводилась  олимпиада по экологии, команда  формироваласьучениками нашей школы Дымрылов Ю, Доржиев Б, Доржиева Р, Гонгорова Р.Инициаторы экологической работы Эрдынеева Р.Б. и завуч по воспитательной работеШойдонова О.Ц.

В 80-90-е годы была сформирована  воспитательнаясистема, направленная на формирование социально-активной личности, созданасистема ученического самоуправления. В 1991 году пионерская дружина имени Ю.А.Гагарина преобразована в экологическую дружину им Г. Баирова. В 1989 годуученики школы под руководством О.Ц. Шойдоновой заняли первое место вреспубликанском смотре-конкурсе на лучшую экологическую тропу. В 200 году вреспубликанском слете школьных лесничество в секциях «Биология растений»,«Творчество юных» экологи школы, заняв первое место, завоевали правоучаствовать во Всероссийском конкурсе «Подрост».

 

Школьный краеведческий музей

Наш школьный музей является одним из первых музеев врайоне.I экспонатчучело дикого кабана подарил школе Жалсанов Н.З. Он стоял в кабинете биологии.В 1967 году в песчаном карьере возле м.Миланхан найдена бедренная костьмамонта, длиной 92 см, весом 12 кг, обхватом 76 см .       . Эти найденныеэкспонаты стали первыми в музее. В 1967 году под руководством Айдаевой АнныИльиничны был создан школьный краеведческий музей, где были представлены дваотдела: этнография и природа. Многие экспонаты и чучела для музея изготавливаласама Анна Ильинична. В музее насчитывался 19  чучел  птиц, 12 чучел зверей. Музей находился в маленьком кабинете возле учительской. В 1988 году пригласилихудожников оформителей из города Закаменск и они по – новому оформили стенды,создали экспозицию «Налимы на дне реки». В 1997 году было решено перевестимузей в здание конторы. Все учителя были распределены по всем четырем залам,руководил работой Айдаева А.И. Теперь он состоял из 4 залов: 1. нютагайзураглал, 2. исторический, 3. этнография, 4. природа.

Экспонаты и материалы для новых залов собирал веськоллектив учителей. Оформление производили учителя: Бамхаев Михаил Петрович,Батуев Ревомир Бадимович, Балдановы Никита и Семен Чойжинимаевичи, БатуевГеннадий Лубсанович, Бальжурова Валентина Лайжитовна.
Большую работу по изучению родословных жителей села провела Бальжурова В. Л.Она провела большую исследовательскую работу и оформила целую стену вэтнографическом зале музее родословными древами хонгодоров Енгорбоя.

Материал о репрессированных жителях села был собранЖалсановой М.Д. Материалы об истории села и истории школы были собраны учителямишколы. Старинные бурятские дэгэлы и шапки принесла в дар музею ветеран трудаОчирова Бадма.

В 1998 году возле здания музея построили восьмистеннуюбурятскую юрту.

 

Трудовая деятельность

Общественно — полезный труд, производственная бригада,ЛТО, тимуровская помощь — по-разному называлось это направление школы. Сельскиедети всегда были приучены к труду, наравне со взрослыми и косили, и стоговалисено, заготавливали дрова. За каждым классом была прикреплена 1животноводческая ферма, куда еженедельно выходили дети со своими класснымируководителями.

С 1963 г. вся школа выезжала на заготовку дров.Ученикам 3 класса полагалась норма 1 куб. метр и они не умели колоть дрова, ноудивительно, как всем классом выполняли план, ведь родители не выезжали. Вколхозе «Дружба» с.Енгорбой был II отделением в м.Улястуй, гдеучащиеся выезжали на посадку и уборку картофеля с ночёвкой один-два дня. Бальжурова ВЛ вспоминает: “В 1960 г  практику 10 дней  проходили  в м. Уляаhан,сажалирассаду  капусты,  моркови для полива таскали воду из озера,окучивали,пропалывали сорняки.”

1968-69 г.г. школа прославилась рекордным урожаемкуузику, с 1 га снимали 360 центнеров корнеплода. Рассаду выращивали в парникахвозле интерната, которую затем сажали в м. Бага-Тала. Руководили работой биологшколы Айдаева А.И., куузиковод Будаев Т.А.

 

Художественная самодеятельность

Во все времена художественная самодеятельность школывсегда была на высоте. В 1960-е годы художественной самодеятельностью руководилДоржиев Буда Доржиевич, в репертуаре показывали акробатические этюды,гимнастикупо тем временам это было необычно и зрелищно.

С приходом молодой, красивой Лубсановой Н.Б.,художественная самодеятельность приобрела новый виток. «Золотой голос» Закамны,заслуженный работник культуры БурАССР, она увлекла детей танцами, песнями. Наоткрытых машинах, натянутых брезентом ездили в близлежащие сёла,для многих это были первые выезды детей из села, с ночёвкой ездили в с. Утата.Самоучка, аккомпаниатор, ученик 2 класса Шагдуров Володя на слух подбирал любуюмелодию под аккордеон.

В 1970-е годы по знаменательным датам каждый класс былобязан выступать с концертом. Мастерски исполнял акробатические этюды АюшеевГомбо,  в группе акробатов гибкостью выделялась Дагбаева Тамара. Красивыммелодичным голосом Гонгорова Света исполняла песню «Ургыхан». Ведущей концертабыла Будаева Оля. Сольный индийский танец танцевала Шагдурова Алла. Хорисполнял песни «Мама чао», «Бухенвальдский набат», «Талын харгы», гдедирижировала Нина Бадмаевна.

Жизнь школы в 2001 по2018

Доржиев М.Ц. – выпускник Енгорбойской школы, учительродного языка и литературы, директор школы, победительрайонного и республиканского конкурса «Учитель года 2000», гдеего открытый урок в 10 классе республиканского лицея-интерната был признансамым лучшим и единственный участник, кто заслужил аплодисменты комиссии.

Дипломант Всероссийского конкурса «Учитель года 2000»в г. Москва, Почетныйработник общего образования РФ, учитель высшей категории, член клуба «Учительгода республики», эрудированный, глубоко знающий свой предмет, в совершенствевладеющий пером и языком. На базе своей школы много раз проводил открытыеуроки, внеклассные мероприятия, республиканский семинар учителей бурятскогоязыка в 2001 г., и он по праву входит в число лучшихучителей республики Бурятия. Его ученики – ежегодные призеры районных,республиканских олимпиад, конференций, где блистают знаниями в написанииежегодного диктанта на бурятском языке, занимая призовые места, выступая свизитными карточками на республиканских мероприятиях.

Доржиев М.Ц. – член литературного объединения «Уран –Душэ», участник XIVконференции молодых писателей и поэтов Бурятии, победитель районногоконкурса улигершинов, посвященного 1000 летиюГэсэриады, дипломант республиканского конкурса улигершинов, делегат 1 и 2Всебурятского съездов, депутат районного совета (2003-2008 гг.), участникБайкальского образовательного форума – 2009 г., лауреат конкурса «Лучшие людиБурятии – 2000 г.», ведущий концертов и мероприятий, тамада на свадьбах, вотдалеко неполныйперечень его заслуг и наград, снискавший уважение и признание многих, входит вплеяду лучших сыновей своего тоонто.

 

Большое внимание с начала 2000 г уделялось системедополнительного образования при непосредственной поддержке главы Закаменскогорайона Виктора Васильевича Аюшеева. К слову сказать, именно он отстоялсохранение всех малых школ района, в том числе и нашей.

Так по нашей школе функционировали следующие кружки исекции: «Вольная борьба» (тренер Лыгденов С.Б), «Шахматы» (Бальжурова В.Л),«Хореография» (Балданова Д.И), «Краеведение» (Жалсанова М.Д), литературныйкружок «Булагай эхин» (Очиров Н.Ц). Это были  «золотые» годы расцветадополнительного образования по нашей школе. Это были годы «школы полного дня».У ребят появились возможность занятия по интересам, практически все ученикипосещали по две кружки и секции. Эти занятия давали детям не только физическоеразвитие, но и развитие ум и логику, вырабатывали умение работать в команде,давало коммуникативные способности. В последующем практика доказало что, нашивыпускники успешно адаптировались в новой среде в вузах и Ссузах по всейРоссии. Школа и жители села по праву гордились успехами наших воспитанников навсех уровнях. Так чемпионом России среди юниоров по вольной борьбе стал АламжиБатуев, мастер спорта, в данное время работает тренером в Цакирской школе-интернат. Чемпионами республики в разные годы становились Иван Жалсанов, ОчирАюшеев, Зоригто Лыгденов, Эрдэм Очиров. Эрдэм Очиров в 2017 года сталабсолютным победителем Сурхарбаана по национальной борьбе Закаменского района.

Также радовали своими успехами и воспитанникиВалентины Лайжитовны по шахматам. Жигжитова Тунгалаг – чемпион республики. Вкомандных первенствах и в личных зачетах воспитанники Енгорбойской шахматнойшколы всегда были на передних позициях и на уровне республики. Цыбиков Бато,Доржиев Амарсана неоднократно принимали участие на различных состязанияхфедерального значения в г. Томске, Чите.

Также в 2000 г по району был запущен проект «Радостьдетского творчества», в рамках которого в каждой школе были созданы детскиевокально — хореографические ансамбли.  В 2001 году в нашей школе былорганизован детский хореографический ансамбль «Мушэхэн». И действительноансамбль до сего дня открывает и раскрывает юные таланты. Воспитанники ансамблянеоднократно становились призерами, дипломантами фестиваля «Радость детскоготворчества» нашего района. Хочется перечислить яркие таланты участниковансамбля: Батуева Ирина, Гармаева Екатерина, Бадмаева Сарюна, БалдановаСэлэнгэ, Доржиева Надмит, Цыреторова Юмжана.

Воспитанники краеведческого кружка «Хонгодоры»продолжают активную поисково- исследовательскую работу  по пополнению забытыхимен- земляков по «Книге Памяти», по истории села и тд. Наши краеведынеоднократно принимали участие в научно — практических конференциях на уровнереспублики, а ныне в 2021 году покорили г. Москву. Уржанова Айгуль и ЖамбаловаАрюна признаны лучшими юными краеведами Закаменского района.

С внедрением ЕГЭ начался новый отсчет времени дляшкол, для выпускников и конечно же для родителей. По результатам ЕГЭсоставлялись как рейтинги школ, так и рейтинги среди преподавательского состававнутри образовательных учреждений. Результаты ЕГЭ стали  прямоугольным  камнемвсего процесса обучения, запросы общественности и родительского комитета.Поэтому с этого периода начался напряженная работа по повышению качества уровнязнаний, способных выдержать честную конкурентную борьбу на рынке знаний,затребованных           новым временем. Таким образом, наши учителя выработалисвою собственную систему и методику подготовки к ЕГЭ. И оно дало положительныерезультаты. Наша школа вплоть до 2020 года всегда была лучшей по результатамолимпиад и ЕГЭ в районе, но и на передовых позициях в республике. Это ЛыгденоваН.Н, Бальжанова Э.И (учителя русского языка и литературы), Шойдонова О.Ц(учитель биологии), Нимбуева Б.Б (учитель химии и физики), Доржиева Р.П(учитель истории и обществознании). В 2017 году воспитанник Натальи Николаевны,Доржиев Амарсана, получил 100 баллов по русскому языку, тем самым прославивродную школу на всю страну.

С 2007 года школа вошла в республиканский ресурсныйцентр по здоровьесберегающей технологии среди одиннадцати школ республики.Приобретались необходимые оборудования, готовились площадки, внедрялисьразличные методики, учителя проходили самые разные курсы. Локомотивом всегоэтого действия стали учитель биологии Шойдонова О.Ц и заместитель директора поучебной части Цыбикова Л.Ш. Наши учителя и ученики объездили все одиннадцатьучреждений по обмену опыту, а в 2011 году закругляющим, итоговым форумом сталЗакаменский район. На базе ресурсной Санагинской средней школы прошло большоемероприятие: открытые уроки (с нашей стороны открытые занятия дали учителябурятского языка Очиров Н.Ц. и Доржиев М.Ц), прошли презентации по внедрениюздоровье сберегающих технологий в школах,  а также выступления детей,показательные выступления.

2000-е годы ознаменовались обьединением систем общегои дополнительного образования. Педагогический коллектив школы большое вниманиеуделял развитию творческого потенциала, индивидуальных способностей учащихся.Благодаря системе клубов по интересам, школа стала центром досуговойдеятельности детей. Повысилась занятость детей и школьников в кружках исекциях. Был организован хореографический  ансамбль «Мушэхэн» (руководитель –Д.И. Балданова), создан пресс-центр, выпускалась газета «Перемена» (руководительЭ.И. Бальжанова), функционировали литературный кружок «Булагай эхин» подруководством Н.Ц. Очирова, краеведческий кружок «Хонгоодоры» ( руководитель М.Д. Жалсанова).

Приоритетными направлениями спортивной жизни сталивольная борьба (тренер – С.Б. Лыгденов) и шахматы (тренер В.Л. Бальжурова).Члены кружков и секций добивались успехов в районных, республиканскихсоревнованиях, конкурсах. Чемпионами республики по вольной борьбе становилисьИван Жалсанов, Очир Аюшеев, Зоригто Лыгденов, Иван Батуев, Эрдэм Очиров.Чемпионом России среди школьников стал Аламжи Батуев, серебряным призером –Иван Жалсанов. Чемпионами республики по шахматам являются Тунгалаг Жигжитова,Бато Цыбиков, Амарсан Доржиев.

 

Детский хореографический коллектив«Мушэхэн»

Детский хореографический коллектив «Мушэхэн»  былсоздан  в 2000 году, участниками  которого стали наиболее талантливые дети изхореографического, фольклорного и вокального кружков.

В его создании принимали активное участие: БатуеваТуяна  Бадмаевна — руководитель вокального кружка, Балданова Дарима Игнатьевна- руководитель хореографического коллектива, Дышенова Сэсэгма Геннадьевна -руководитель хореографического коллектива,  Бальжанова  Лариса Доржиевна -руководитель хореографического коллектива.

Отличительной особенностью коллектива является то, чтов нем занимается большой разновозрастной коллектив детей, которых объединяетлюбовь к танцу. Сюда приходят шестилетними малышами, оставаясь досовершеннолетия. Их сегодня около 60 девчонок и мальчишек, влюблённых в танец,сплочённых атмосферой дружбы, теплоты.

Руководителем хореографического коллектива «Мушэхэн»является педагог дополнительного образования Балданова Дарима Игнатьевна.Педагог постоянно находит новые пути развития коллектива, творческого роста,совершенствования. Занимаясь постановкой номеров, старается дать возможностьего участникам творчески раскрываться. Она ведет большую работу по пропаганде иразвитию хореографического искусства среди детей и молодежи, сохраняя народныетрадиции и обычаи. За свою творческую деятельность и большой вклад в развитиекультуры  награждена Почётной грамотой Министерства культуры и массовыхкоммуникаций РБ, Почётной грамотой Министерства образования и науки РБ.

Основу репертуара хореографического коллективасоставляют народные танцы, детские, сюжетные, современные, эстрадные и другие.Коллектив ведет большую деятельность по пропаганде и развитию хореографическогоискусства среди детей и молодежи, сохраняет народные традиции и обычаи.

За годы своего существования коллектив совершенствуется,развивает своё хореографическое мастерство. Коллектив постоянно принимаетучастие в районных,  республиканских, межрегиональных, международных конкурсах:

Краткая история ТО по краеведению «Хонгоодоры»

Творческое объединениепо краеведению было создано в 2003 году на базе МОУ «Енгорбойская СОШ» по линиидополнительного образования. Его  руководителем стала учительтехнологии Жалсанова Маргарита Дабаевна. Юные краеведы вместе с ней началисобирать и описывать обычаи и традиции бурят Закаменского района. С 2006 годаначалась большая работа по составлению родословной енгорбойцев. Схемыродословных древ были составлены руководителем творческого объединения пошахматам Бальжуровой Валентиной Лайжитовной. Краеведы дополняют и уточняют их.Пишут научные доклады о своей родословной, о знаменитых представителях своегорода.

По результатам своихисследований они принимают участие в районных, республиканских и всероссийскихнаучно-практических конференциях учащихся: «Районный Марафон памяти»,посвященный 65-летию Великой Победы; «Первые шаги»; «Чтобы помнили» обучителях-западниках; «Шаг в будущее»; «Сибирская весна»; «И вечно имя доброеживет…», посвященная памяти В.С.Анищенко«Гуламта»;«Давыдовские чтения»; «Саяно-Алтайский и Байкальский регионы в общемонгольскойистории на рубеже XXI века», посвященная 90-летию РеспубликиБурятия и IX Международной встрече хонгоодоров; «Бримовские чтения»; «ВеликаяПобеда: наследие и наследники»; «Сакральный мир горнойЗакамны»;«Республиканская конференция XXI Всероссийского конкурса юношескихисследовательских работ им. В.И.Вернадского; «С рюкзаком по родному краю»; Республиканскийфестиваль школьных музеев «Личность в истории страны»; районная дистанционнаяолимпиада «Люби и знай свой край», посвященная 70-летию Победы в ВеликойОтечественной войне; Районный конкурс творческих работ (сочинений) на тему «Моясемья в годы Великой Отечественной войны»; «ВиртуальнаяБурятия»; «Была война» и т.д.

Спектр работтворческого объединения большой. Юные краеведы принимают участие в творческихконкурсах и фестивалях: «Стальная летопись»; «Живая классика», «Мояродина – минии нютаг», посвященный 85-летию краеведа и публициста,государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева; Фестиваль народовБурятии «Хрустальный мир», посвященный 350-летию вхождения Бурятии в составРоссийского государства; «Чудесныйклад Бурятии», «Верхнеудинская ярмарка», «Поклонимся великим тем годам»,посвященном 65-летию Великой Победы; «СувенирЗакамны» «Моя семья» и т.д. выпускают периодическую школьную газету«Енгорбойские ведомости», снимают фильмы о своих односельчанах и т.д.

Продолжается работа надпроектом «Правнуки Победы», которыйбыл запущен 1 января 2015 года. Краеведы ведут исследовательские работы обиографии, боевой  и трудовой доблести своих предков. Они пишутрассказы о своих прадедах и прапрадедах, защищавших Отчизну от фашистскихзахватчиков. Также пишут о работе детей – прабабушек в тылу врага.

Также продолжаетсяработа над проектом «Моя родословная».

 

Работакружка «Шахматы»

Бальжурова ВалентинаЛайжитовна работает в Енгорбойской средней общеобразовательной школе 48 лет.Тренером по шахматам  с 1990 года. За период работы в школе ею  накопленбольшой опыт, сложился свой педагогический почерк. Валентина Лайжитовнатворчески работающий тренер, её отличает чувство высокой ответственности,влюблённость в свою профессию. Занятия по шахматам  отличает продуманностькаждого этапа, эмоциональность проведения, использование активных форм иметодов обучения. Она умеет создавать у учащихся положительную мотивацию к игрепо шахматам, большое внимание уделяет развитию творческих, познавательныхспособностей воспитанников.

 

 

Воспитанники  ВалентиныЛайжитовны показывают хорошие результаты в районных, республиканских,международных соревнованиях по шахматам. . В международном шахматном турнире в2015 году(г.Кяхта) воспитанник Валентины Лайжитовны  Цыбиков Бато занял 1место, в первенстве РБ среди сельских шахматистов (с.Татаурово)– 2 место, вПервенстве РБ среди юношей до 17 лет – 3 место, . В  шахматном турнире средишкол района в 2016 году заняли командное первое место. В первенстве РБ в 2016году  (п.Иволга) Цыбиков Бато занял 2 место, в первенстве по классическимшахматам РБ среди юношей до 19 лет занял 1 место,  по быстрым шахматам – 3 место.Ежегодно юные шахматисты принимают участие в районных шахматных турнирах ипоказывают хороший уровень игры, завоевывают больше всех индивидуальныхпризов..  Выпускники Валентины Лайжитовны продолжают заниматься шахматами вВУЗах и ССУЗах, в 2016 году Бальжанов Денис стал лучшим шахматистом спартакиады Дальневосточного государственного медицинского университетаг.Хабаровск. Студентка БГУ Жигжитова Тунгалаг в региональном турнире по СФОАССК России в Красноярске заняла 2 место. В Всероссийском чемпионате пошахматам АССК России в Севастополе заняла 4 место.

Валентина Лайжитовнакак тренер проводит внеклассные занятия для воспитанников. Содержаниявнеклассных мероприятий, проводимых ею, направлены на формирование нравственныхкачеств, творческих способностей учащихся. Внеклассные мероприятия проходятинтересно, увлекательно. Самыми главными и верными друзьями воспитанников итренера являются их родители, которые принимают активное участие в коллективныхтворческих делах, экскурсиях и поездках, являются спонсорами для выездов насоревнования. Её воспитанники в коллективе чувствуют себя комфортно, стараютсяпомочь, пообщаться.

Кабинет ВалентиныЛайжитовны оформлен с любовью, с выдумкой. В кабинете  прекрасные ухоженныецветы, грамоты, фотографии шахматных соревнований.

Поиск и творчество,эрудиция, требовательность – тот фундамент, на котором построено успешноетворческое содружество её как  тренера. Валентина Лайжитовна ежегодно участвуетв соревнованиях по шахматам среди ветеранов, занимает призовые места.

За весомый вклад ввоспитание и образование своих воспитанников Валентина Лайжитовна пользуетсявысоким авторитетом и доверием среди воспитанников, учителей и родителей.Валентина Лайжитовна награждена почётными грамотами районного управленияобразования, администрации МО «Закаменский район», Республики Бурятия. В 2015году присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования РоссийскойФедерации»Но  самая высшая награда для Валентины Лайжитовны  – это успехи еёвоспитанников школы.

 

Строительство новой школы

Перед самым 2017 годом наша школа получиладолгожданный и поистине «сказочный» подарок буквально в 20-х числах декабря2016 года. Правительством республики Бурятии было принято решение остроительстве нового здания школы в с.Енгорбой на 100 мест. Этому событиюпредшествовали несколько удачных сопутствующих событий: во-первых, вканун Нового года в республику поступило 3 млрд. рублей дополнительныхфинансовых средств; во-вторых, на этот момент проект новой школы,разработанный ООО Архитектурная мастерская «Проект Байкал» был готов, и самоеглавное прошло государственную экспертизу; в-третьих, с самого началаГонжитов Сергей Валерьевич, став главой Закаменского района продвигалстроительство нашей школы; в-четвёртых, депутат Народного ХуралаРеспублики Бурятия Цыденов Баяр Бимбаевич, ширетуй Санагинского дацана Молонламбагай, как по личной инициативе, так и по просьбе общественности села,провёл большую подготовительную работу. Как депутат Народного Хурала делалнеобходимые запросы, побывал на приёме во всех необходимых министерствах иведомствах Республики Бурятия. В-пятых, строительство поддержали Первыйзаместитель Председателя Правительства Республики Бурятия Иннокентий МатвеевичЕгоров и депутаты Народного Хурала во главе с Председателем Народного ХуралаЦырен – Даши Эрдынеевичем Доржиевым.

Аукцион по строительству школы выиграл ООО«Строитель», генеральный директор Вачаган Артушевич Огекян. Несколько картинуомрачило то, что подготовительные работы должны были начаться в марте 2018года, но в силу того, что в аукцион «втиснулись» с других, центральных регионовРоссии, прошел второй аукцион. На уровне республики приоритет был всё-такиотдан местной строительной организации ООО «Строитель», который базируется в г.Закаменск. Строительные работы были начаты несколько с опозданием в мае 2017года. Местная строительная организация подошла к строительству школы со всейответственностью, и на сегодня мы имеем комфортную, отвечающим всем требованиямпожарной и санитарной безопасности современную двухэтажную школу, за чтоБольшая человеческая благодарность всем тем, кто поддержал строительство нашейшколы и конечно же, нашим уважаемым Строителям.

 

Современность

В рамках национального проекта «Образование» 29 ноября2021 года состоялось открытие центра естественно-научной и технологическойнапрвленности «Точка роста». В арсенале современные цифровые лаборатории Релеоноборудования для опытов, ноутбуки, робототехнические наборы. Появиласьвозможность для самореализации, профориентации и развития современныхинформационных технологий, что повысит качество образования и доступностьобразования при помощи современных технологий и оборудований.

 

Медалисты школы

Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 1005

За 90 лет своего существования Енгорбойская школа далаобразование многим и по праву гордится своими выпускниками, такими, как Г.Б.Баиров- директор Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, депутатВерховного Совета СССР, кандидат технических наук, Б.А. Лыгденов —  заслуженныйживотновод Бурятской АССР, кавалер ордена «Знак Почёта», А. Г.Дышенова — заслуженный работник культуры Бурятской АССР, С.Г. Соктоева —  кавалер орденовТрудовой Славы 2 и 3 степени,  П.Н.Доржиев — мастер спорта по самбо, Р.Б.Намжилова — отличник народного Просвещения, заслуженный учитель РБ, поэт, А.А.Дышенов — заслуженный врач РБ,  Н.Ц. Очиров- Почётный работник общего образованияРФ, поэт, Э.Г. Батуев — заслуженный врач РБ, победитель конкурса «Лучший врачРоссии- 2016», С.Ц. Бальжанов —  кандидат технических наук,  М.Ц. Доржиев -дипломант Всероссийского конкурса «Учитель года»,  А.И. Батуев – преподавательБГСХА, Д.Е. Дашеев– кандидат педагогических наук, преподаватель ВСГУТУ, А.И.Батуев – начальник МКУ «Отдела по делам молодежи, физической культуры и спорта»,Т.Б. Васильев, А.А. Батуев  — мастера спорта по вольной борьбе, Т.Ч. Жигжитова-  неоднократный чемпион Бурятии, бронзовый призёр чемпионата России пошахматам среди студентов и многие другие.

Медалисты

2009 год

Балданова Сэлэнгэ Никитовна

Доржиева Нагмита Михайловна

Лыгденов Денис Солбонович

Цыреторова Юмжана Геннадьевна

2010

Дашеев Дмитрий Евгеньевич

Жигжитова Цыцык Баировна

2013

Нимбуева Сарюна Зоригтоевна

Доржиева Саран Михайловна

2015 год

Галданова Галина Биликтуевна

Дашеева Сэнгэлиг Евгеньевна

Жигжитова Саран Баировна

Лыгденова Намгар Солбоновна

 

Успех школы, занятость детей  во многом зависит отзавучей по воспитательной школы

Учебная работа завучи школы

На сегодня работают учителя

 

 

 

 

Приложение 1

СелоЕнгорбой

 

Приложение2

В этом здании находилась наша школа

с 1928 по 2018 год

 

Спортивный зал 2000 – 2018 гг.

В

Новая современная школа с 2018 г.

 

Приложение3

Директорашколы

 

http://900igr.net/up/datas/180231/063.jpg

 

ШадаевАпполон Иннокентьевич – первый директор школы

с1928 по 1931 годы

 

Айдаева Аграфена Ильинична

 1962 – 1983 гг.

Батуев Геннадий Лубсанович

 1983 – 1986 гг.

 1989 – 1994 гг.

Шойдонов Геннадий Дашиевич

 1986 – 1988 гг.

Дышенова Эржена Владимировна

 1994 – 1996 гг.

Очирова Татьяна Бадмаевна

1996 – 2001 гг.

Доржиев Михаил Цыбикович

 2001 – 2018 гг.

https://avt-24.foto.mail.ru/mail/bazarovs77/_avatar180?1425121997&mrim=1

Базаров Сергей

Очирович

2018 – 2019 гг.

Цыденова Туяна Васильевна

2019 – 2020 гг.

Очирова

Очирова Аюна Владимировна

с 2020 г

Приложение4

Школьныйисторико — краеведческий музей (1967 г.)

 

                

 

            

 

 

Восьмистенная бурятская юрта (1998 г.)

 

             

                                                                                                                         Встречагостей из Москвы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение5

Коллектившколы в разные годы

1956 -1957 гг.

1956 -1957 гг.

1959 – 1960 гг.

1962- 1963 гг.

1965 – 1966 гг.

1966 год

1967 год

1970 год

1971 год

1973 год

1974 год

1977 год

1986 год

1995 год

1997 год

2000 год

 

 

2012 год

2020 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

ДоржиевМихаил Цыбикович – учитель родного языка и литературы,

ШойдоноваОльга Цыреторовна – учитель биологии,

ГалдановаАлима Гомбоевна – учитель математики и технологии,

ДоржиеваРаджана Петровна – учитель истории.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 1005

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет