X-PDF

История пруда с. Катарбей. Его прошлое и настоящее

Поделиться статьей

МКУ «Катарбейская СОШ»

Нижнеудинский район

 

 

 

 

 

 

 

 

География (краеведение)

 

 

 

 

 

 

 

Тема:«Историяпруда с. Катарбей. Его прошлое и настоящее»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Юрченко     

Диана, ученица 9 класса

 

Руководитель: Уколова Елена

Владимировна,         учитель географии I кв. категория

 

 

 

 

Содержание

 

Введение  ………………………………………………………         3        стр.

1.   Пруды и их виды……………………………………………..    4-6        стр.

1.1 Растения для пруда……………………………………….       6-7          стр. 2. История создания пруда в с.Катарбей………………………    7-8         стр.

3.   Стихийноебедствие. Исчезновение пруда ………………….    8-9         стр.

3.1. Изменение ландшафта………………………………………    9            стр. Заключение ……………………………………………………….   10          стр.

Литература ……………………………………………………….     11          стр.

Приложение ……………………………………………………….    12-21     стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многие природные явления ипроцессы происходят в природе за долгий промежуток времени. Часто мы просто неуспеваем или не замечаем тех изменений природы из-за медленных процессов вовремени потому, что они  длятся несколько столетий и даже тысячелетий. И оченьнемногим и не всегда удается проследить ход событий, которые происходят нанаших глазах. Данная работа позволит проследить историю изменениягеографического объекта – пруда в селе Катарбей,  изменения природноголандшафта на отдельной территории, происходящие относительно за короткийпромежуток времени. Материал, изложенный в работе, является краеведческим.Воспитывает любовное, бережное отношение к природе, учит видеть и пониматькрасоту окружающей среды.

Это и обуславливает актуальность данной темы исследования.

Цель работы: изучение истории созданияпрудов, их видов.  Показать использование пруда для народного хозяйства в селеКатарбей. проследить изменение природного ландшафта.

Достижение цели реализовывалось решением следующихзадач:

1.     Изучитьвопросы о создании прудов и их видов

2.     Показатьиспользование пруда с. Катарбей

3.     Обработатьрезультаты опроса населения 

4.     Показатьиспользование данных результатов в курсе программного изучения географии своейместности

Практическаязначимость:

Результаты этой работы могут использоваться как вурочное время, так и при внеклассной работе по географии и биологии. Учащиесяучатся вести наблюдения за природными изменениями, происходящими в пределахсела, что позволяет возможность сопоставлять, сравнивать, анализировать, делатьсоответствующие выводы.

 

 

 

 

1. Прудыи их виды

 

 

Пруд — искусственныйводоем для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы(прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы, а также для санитарных и спортивныхпотребностей. Искусственные водоемы объемом до 1 миллиона кубических метровпринято называть прудами, свыше миллиона — водохранилищами Используются такжеслова:

      Запруда (как для самого водоёма, так и для образовавшейего плотины)

      Бочаг (от др. русского бъча — сосуд, ср. бочка) —локальное расширение и углубление русла небольшой реки, озера, болота

      Ставок (произошедшее от слова «стоячая» (вода)) —употребляется в Ростовской области, Краснодарском крае и на Украине.

      мелководный естественный водоем (маленькое озеро),доступный для проникновения световых лучей до дна без существенного различия втермическом режиме и солевом составе поверхностных и донных слоёв, вследствиечего на всей акватории пруда возможно развитие озёрной литоральнойрастительности.

      искусственный водоём (водохранилище) небольшого размера(площадью обычно не более 1 км²), образуемое путём перегораживания плотинойрусла небольшой реки, ручья, балки, лога. При отсутствии удобных естественныхпонижений для устройства пруда вырывают специальные котловины (копани) глубиной3-5 м. 

В прошлом пруд устраивали у каждой деревни, рядом скоторой не было достаточно большой реки или естественного озера.

Если питание пруда происходит, в основном, за счётстока речных и(или) грунтовых вод, то предусматривают пропуск весенних вод(половодья). Для удаления избытка воды иногда устраивают водоспуски.

В сельской местности пруды создаются с цельюорошения, обводнения, разведения рыбы, водоплавающей птицы, а также храненияводы для различных хозяйственных целей, для стирки и купания, для водопоя скотаи т. д. В городах и зонах отдыха пруды являются местами рыбной ловли, купания ипроведения различных спортивных мероприятий.

 

 

Видыпрудов:

 

Пруды–садки.

Пруды-садки предназначены для длительного храненияживой рыбы, выловленной из нагульных прудов. Это необходимо для того, чтобыобеспечить рыбе условия жизнедеятельности в период ожидания реализациивыловленной рыбы. Кроме того садки используют для временного содержанияпроизводителей на период подготовки нерестовых прудов. В садках рыба можетсодержаться достаточно длительной период, в течение которого ее частичноизвлекают и реализуют через торговую сеть. Обычно садки используют восенне-зимний  период.

 

Согревательныепруды.

 

Нерестовые пруды заполняют предварительно прогретойводой, которая отстаивается и согревается в специальных водоемах. При этомплощадь согревательного пруда должна быть не меньше площади нерестового.Особенно актуален предварительный нагрев воды при источниках с низкойтемпературой (ключей) и в северных регионах. В отдельных случаях согревательныепруды используются как выростные. При этом они должны удовлетворятьтребованиям, предъявляемым к выростным прудам. 

 

Зимовальныепруды.

В зимний период рыба содержится в зимовальных прудах.К таким прудам предъявляются несколько повышенные требования, чтобы обеспечитьнормальные условия жизнедеятельности рыбы в зимний период. Располагают ихвозможно ближе к водоисточнику и к выростным прудам.

 

Нагульныепруды.

Суть нагульных прудов заключается в их названии. Онислужат для нагула рыбы: из посадочного материала  — годовиков и мальков рыб вних выращивают товарную (столовую) рыбу. Обычно под нагульные устраивают ужесуществующие пруды и водоемы, отвечающие определенным условиям. В нагульныхпрудах должно быть достаточное прогревание почти всей толщи воды (в карповыхпрудах до +18 – 20°С), что способствует массовому развитию организмов.

 

 

 

Выростныепруды.

Из мальковых прудов молодь в возрасте 30 – 40 днейпересаживают для выращивания в выростные пруды. Если в хозяйстве нет мальковыхпрудов, то мальков из нерестовых прудов сразу пересаживают в выростные. Площадьвыростного пруда, как правило, не должна превышать 10 га. Срок его наполненияможет колебаться от 10 до 20 суток, а спуск  — от 3 до 5 суток, в отдельныхслучаях допустимо до 10 суток.

 

Мальковыепруды.

Мальковые пруды обычно используются для выращивания втечение одного месяца мальков (весом 2 – 3 г и более), пересаживаемых изнерестовых прудов. Через месяц мальков пересаживают в выростные пруды, амальковые спускают.

Располагают мальковые пруды на пологих ровныхучастках, обеспечивающих равномерную глубину по всей площади пруда. Средняяглубина прудов этой категории  — 0,6 – 0,8 м, а наибольшая  — 1,25 м.Требование к почве те же, что и для нерестовых прудов. 

 

Нерестовыепруды.

Нерестовые пруды служат для икрометания. В них весной(в мае – июне) сажают производителей. Производители  — рыбы, достигшие половойзрелости; в возрасте 4 – 5 лет (икряная самка и самец с развитыми молоками)Половые отличия выявляются при легком поглаживании рыбы в брюшной области. 

 

 

Все декоративные водоемы в зависимости от режимаповерхностного стока воды можно разделить на три категории: проточные,бессточные и с замедленным стоком. Ручей на участке – редкое явление, поэтому вбольшинстве случаев водоем делают искусственным, то есть бессточным.

Водоем может быть углубленным или приподнятым,но и в том, и в другом случае необходимо делать его такого размера, чтобы онсоответствовал величине водных растений и представителей животного мира,которые будут его заселять. Каким будет водоем – углубленным в землю илиприподнятым – зависит от рельефа местности. На абсолютно ровном участке лучшевсего сделать углубленный пруд, а на участке с некоторым уклоном – приподнятый.

1.1 Растения для пруда

Разделяются на следующие группы:

      погруженные

      плавающие на поверхности

      глубоководные

      растущие по берегам.

Как правило, экосистема пруда требует наличиерастений всех групп.

На Руси вода всегда была в почете, ей посвящалипесни, сочиняли сказки, чтили духов воды. Поэтому естественное расположениерек, прудов, озер считалось священным, и эти места служили местом собраний. Вболее поздний период Руси создались искусственные водоемы, как и дляэстетических целей, так и для хозяйственного назначения, например, дляразведения рыбы.

 

2.История создания пруда в селе Катарбей

 

Село Катарбей находится в южнойчасти Восточной Сибири, югозападе Иркутской области Нижнеудинского района.Общая протяженность с севера на юг 3750 м, с запада на восток 1050 м. В этихпределах площадь села равна 180,0 га. 

 Территория, где расположено село, находится впределах южной окраины Среднесибирского плоскогорья, ограниченного наюго-западе и юге массивами гор Восточные Саяны. В целом почти 2/3 прилегающейместности находится на высоте 500 и более метров, в то время  как на долюнизменностей приходится всего 2-3 % общей площади. 

 Можно сказать, что с. Катарбей как бы находится внебольшой низменности, окруженной с северной, восточной и западной частинебольшими высотами. С севера на удалении от населенного пункта 3-5 кмпротекают небольшие речки Шебертуй, Клухтуй, Курмантуй. С востока на всемпротяжении села протекает река Катарбейка. 

 Своеобразие природных условий оказало существенноевлияние на формирование почвенного покрова местности. В его составе доминируютподзолистые, дерново-подзолитстые и дерново-карбонатные выщелочные почвы.Меньшие площади занимают серые и выщелоченные черноземы. На территории селанаходился колхоз им. 21 Партсъезда, который специализировался на зерновыхкультур и развитии животноводства.

 Для искусственного орошения полей хозяйства руслореки Катарбейки было запружено в 1986 году. Пруд для села стал неотъемлемойчастью: его использовали в хозяйственных, бытовых целях. Летом все населениесела отдыхало и купалось, зимой каталось на коньках.

 

Сельские жители с любовью вспоминают:

Понасенко Антонина Михайловна, пенсионерка: «Вкаком году начали строительство пруда, точно не знаю, примерно в 1972 или 1976году, мне тогда было лет 40. Пруд строили приезжие. Рыбу в пруду разводили.Помню, сидели поберегам и ловили рыбу. Люди плавали, отдыхали, полоскали белье,уточки плавали, журавли и цапли прилетали. Бани строили возле пруда, удобнобыло. Жаль, что его сейчас нет».

 

Хоровенько Валентина Ивановна, заслуженныйучитель: « на месте пруда кустарник был, болото. Скот ходил. Сразу пруд былнебольшой, а когда сделали дамбу, он большой стал. Вычистили его, из городаприезжали рабочие. Когда был пруд, красиво было, черные и серые утки плавали –каких только не было, и интересно было. В конце учебного года мы всегда сребятами ходили на пруд – искали клад, играли, купались, загорали».

 

Дятлов Федор Никитович, пенсионер: «строили в1976 году. Сначала возили песок, ставили заслонку, чтобы вода не вышла. Насосустанавливали, хотели делать пролив, чтобы поля орошать. Запрудили второй раз в1986 году, делали рабочие из Нижнеудинска, Братска, Иркутска».

 

Кистанов Виктор Федорович: «Ну что сказать,пруд строился в 1976 году. Из нашего села никто не строил – приезжие строили.Использовалась самая тяжелая техника – трактора, бульдозеры, экскаваторы. Трубыустанавливали, они там и сейчас лежат. Пруд запрудили, чтобы орошать поля.Жалко, конечно, что нет пруда. С ним весело было, красота».

 

Ковенькина Елена Николаевна, учитель: «Точно вкаком году не знаю, кажется в 1986 году. Раньше на месте пруда был луг, кое–где елки росли. Сначала верхний слой сняли. На пруду было много уток, рогосрос. Когда создали пруд, мы, учителя просили, чтобы сделали по сторонам слив,который можно было регулировать. На пруду была дамба. Предполагалосьиспользовать пруд для орошения полей. Как-то чистила я картошку, а Максим (сын)побежал к пруду и наловил целое ведро карасей – вот такой был богатый пруд. Ивот еще, летом прилетали два лебедя и остановились у нас на пруду, двое сутокпробыли, но потом улетели…».

 

Это далеко не все воспоминания жителей села о своемпруде. С ним были связаны большие надежды, которым, увы, не суждено былосбыться. Говорят, что при создании пруда были нарушены технологии и допущены ошибки. Поэтому поля колхоза не орошались водами данного водоема, но пруд сталнеотъемлемой частью села. Здесь проводились народные гуляния Масленица, деньМолодежи, спортивные соревнования, проводились дни Здоровья и многие другиемероприятия.

 

 

3. Стихийное бедствие. Исчезновение пруда

 

Создание пруда оказало влияние науровень грунтовых вод. Над грунтовыми водами находится водопроницаемый пласт.Пресные подземные воды – самая лучшая по качеству питьевая вода, прошедшаяприродную фильтрацию (механическую очистку). В деревенских колодцах — грунтоваявода, уровень которой с созданием пруда поднялся. 

 Уровень воды стал выше, поэтому колодцы, которые быливыкопаны в этот период, были мельче. 

 В 2004 году (27 июня) из-за того, что дамба была непрочищена, а в весенне-летний период выпало много осадков в виде дождя, уровеньводы в пруду повысился и превысил допустимую норму.

Под большим напором воды дамба ещенекоторое время держалась, а пруд затапливал прибрежную полосу дороги, затемстал разливаться до усадеб береговой улицы.

 

В воде оказались постройки, дворы усадеб, огороды. 

Со временем мощный поток воды размыл дамбу, и водавырвалась на свободу, разрушая все на своем пути…была полностью разрушенадорога до

д. Миллерово, не было никакой возможности попасть налевобережье. 

(приложение)

 

 

3.1 Изменение ландшафта

 

 Со временем, территория, находящаяся под прудом,стала изменятся. Ведь изменение одного природного компонента в природномкомплексе приводит к изменению всех других. Изменился растительный состав,рельеф, русло реки почти восстановилось, и прибрежная территория бывшего прудастала зарастать мелкими кустарниками, разнотравьем. 

 В связи с исчезновением пруда ухудшиласьэкологическая ситуация нашего села. Ушла рыба карась, которую ловили сельчане,не стало хорошего места отдыха для детей и взрослых. Но главная проблема в том,что в колодцах понизился уровень воды, а во многих вода просто ушла, поэтомувставал вопрос о нехватке воды в сельских колодцах. И пройдет еще не один год,чтобы восстановилось природное равновесие.

 

 

Заключение

По ходу моей работы были приведены воспоминанияодносельчан о создании пруда, которые с теплотой и любовью отзывались о нем. Нобыли и другие мнения. Был проведен опрос людей разной возрастной категории,которым задавались вопросы:

1.     Помнятли пруд, историю его создания?

2.     хотелибы восстановления пруда? Результаты помещены в таблице 1

 

                                                                                                Таблица1

 

 

10 – 17 лет (15 человек)

25 – 45 лет (15 человек)

50 – 65 лет (15 человек)

1 вопрос

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

«Да» – 6, «нет» —

9

«Да» – 9, «нет» —

6

«Да» – 12, «нет» —

3

2 вопрос

«Да» – 15, «нет» —

0

«Да» – 13, «нет» —

2

«Да» – 13, «нет» —

2

1 вопрос 

Итого (%)

«Да» – 40%

«нет» — 60%

«Да» – 60%, «нет» —    40%

«Да» – 80%,

«нет» – 20%

2 вопрос

Итого (%)

«Да» – 100%

«нет» — 0%

«Да» – 87%,

«нет»- 13%

«Да» – 87%,

«нет» -13%

 

 

Проанализировав ответы, можно отметить, что старшее поколениев большей своей части помнят об истории создания пруда в селе, чего не скажешьо юном возрасте интервьрованых. Поэтому отсюда вытекает значимость нашейпроделанной работы, мы еще раз убеждаемся, насколько важно доносить информациюдля широких масс населения, особенно подрастающего поколения. Благодаря нашейработе реализуется краеведческий принцип изучения географии. Развиваетсямировоззрение учащихся, их бережное отношение к природе, к истории своей малойРодины.

Подводя общие итоги, следует отметить, что ценность нашейработы будет увеличиваться по мере увеличения ряда лет, которые будут удалятьновые поколения от данных событий. Поэтому работа в данном направлении будетпродолжена.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Т.Фишер «Водоемы» энциклопедия «Зачем и почему», — М.: ООО ТД  издательство «Миркниги», 2007. – 48 с.

2.     «Сельскаяшкола», Российский педагогический журнал №3, 2003г.

3.     Материалышкольного краеведческого музея МКУ Катарбейская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Приложение

 

 

 

 

Приложение

1.     сельскийпруд был местом отдыха взрослых и детей

2.     здесьбыло место купания и встреч

3.     местныежители радовались соседству с водоемом

4.     воданабирает силу и выходит из берегов

5.     оченьбыстро вода оказалась во дворах береговой улицы

6.     напути было единственное препятствие – дамба, но и с ним вода быстро справилась

7.     теперьстихия бушевала в полную силу    и вот… моста уже нет

8.     большаявода ушла… начинает восстанавливаться природное русло реки Катарбейка

9.     с2004 года прошло 10 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельский пруд был местом отдыха взрослых и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вода набирает силу и выходит из берегов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

Оченьбыстро вода оказалась во дворах Береговой улицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В водеоказались постройки, дворы усадеб, огороды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со временем мощный поток воды размыл дамбу,  и водавырвалась на свободу, разрушая все на своем пути…

 

 

 

 

 

Стихия бушевала в полную силу….. и вот моста уже нет

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет