X-PDF

История создания Сибирского народного хора

Поделиться статьей

Датой рождения коллектива принято считать 9 мая 1945 года. Это не совсем так. Хор при Новосибирской филармонии начал свою деятельность в сентябре 1944 года.

Основой будущего профессионального хора стал небольшой хоровой коллектив из 18 человек, существовавший тогда при Новосибирском радиокомитете. Руководил им Николай Петрович Корольков. Он и стал первым художественным руководителем Сибирского хора.

 

 

Музыкант-любитель (по профессии бухгалтер), Николай Петрович был страстным пропагандистом русской народной песни.

В трудных условиях шло комплектование коллектива из участников художественной самодеятельности. Их учили слушать музыку, петь хором, двигаться по сцене. Этим занимались хормейстер Батурин А.П., балетмейстер Ювачева В.В., концертмейстер Лебедев В.Н. Хор не имел своего помещения, и потому репетиции шли в клубе «Транспортник», ДК имени Сталина (ныне — ДК имени Октябрьской революции), ДК имени Клары Цеткин, откуда и пришла танцевальная группа.
Первое публичное выступление хора, посвященное Дню Победы, состоялось в мае 1945 года.

С самого начала своего существования, Сибирский русский народный хор главной задачей поставил пропаганду лучших образцов старинных и современных сибирских народных песен, плясок и игр, а также произведений советских, в частности — сибирских композиторов. Коллектив много гастролировал по городам и селам области. В марте 1951 года он успешно выступил в Москве.

Однако тяжелейшие условия работы, в том числе частые гастрольные поездки, выступления и ночевки в неприспособленных, холодных клубах, отсутствие собственного общежития и транспорта, привели к кризису — хор покинули большинство артистов. Это случилось летом 1953 года. Композитор А. Копасов в газете «Советская Сибирь» за 13 января 1955 года так описывает свои впечатления: «….Сравнительно недавно коллектив выступал с 16-ю певцами, одетыми в старые и бедные костюмы, в сопровождении 5 разнотипных, изношенных и расстроенных баянов, с далеко не сильной танцевальной группой. И этот коллектив должен был олицетворять собой могучую, богатую Советскую Сибирь?… Наиболее важным является вопрос о творческом профиле коллектива. Дело в том, что Сибирский народный хор мало оправдывал в концертной практике свое наименование (Сибирский. — Н.Чернов) и вытекающие отсюда масштабные творческие задачи. Он был только русским народным хором, в жанровом отношении мало чем отличающимся от других…».

Н. П. Корольков, заявив, что он сделал всё, что мог, подал в отставку.
Корольков всю жизнь тщательно скрывал своё прошлое. Они с женой боялись, что кто-то узнает о том, что он учился в Томской духовной семинарии, а потом был регентом церковного хора. Когда начались жесточайшие гонения на церковь, семья переехала в Ново-Николаевск. Никто уже сейчас не знает, с чем был связан его резкий уход из Сибирского народного хора. Может, всплыло так тщательно охраняемое прошлое.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

С 1954 года начинается новый период в жизни Сибирского хора. Художественным руководителем коллектива назначается Валентин Сергеевич Левашов (1915–1994), советский композитор и хоровой дирижёр, народный артист СССР. Он окончил Новосибирское музыкальное училище по классу фортепьяно A. Штейна. Образование Левашов получил в Ленинградской консерватории по классу композиции у В.В. Щербачева. В годы Великой Отечественной войны руководил армейскими ансамблями песни и пляски. В 1954–1962 годах – художественный руководитель Сибирского народного хора. С его приходом резко изменилась организационная и творческая обстановка. Хор получил собственное помещение, были пошиты новые костюмы для хора и балета, приобретены новые баяны. В. Левашов строго отбирал произведения для своего хора. Ни одна вещь, исполняемая в других коллективах, не включалась в программу. И потому в репертуаре хора появились песни Агрофены Аленичевой, самобытные сибирские частушки и припевки «Ваталинка», «Ельничек-березничек», «Сибирские страдания», «Иркутяночка». Горячая влюбленность в народное творчество, желание глубоко изучить его побудило композитора отправиться в путь за песней. В начале 50-х годов вместе с композитором А.Г. Новиковым Левашов принимает участие в фольклорной экспедиции по Сибири и Алтаю. Из поездок он привёз более трёхсот народных песен, многие из них, бережно и талантливо обработанные композитором, прочно вошли в репертуар разных хоровых коллективов. В апреле 1955 года хор в составе 75 человек выехал в Москву. Его выступления на сцене Большого театра СССР, в Колонном зале Дома Союзов, в Концертном зале имени Чайковского прошли с большим успехом. Затем были гастроли в Ленинграде, Кирове, Перми, Омске. Центральная пресса и газеты городов, в которых гастролировал коллектив, отмечали высокий профессиональный уровень и самобытность Сибирского хора. На VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов хор стал лауреатом. В 1962 году Левашов становится художественным руководителем Русского народного хора имени М.Е. Пятницкого.

В.И. Чирков возглавлял хор с 1962 по 1969 год. Прекрасный музыкант, проработавший много лет в ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа, а затем музыкальным руководителем в Сибирском хоре, он хорошо знал возможности хора, полностью разделял творческие взгляды В.С. Левашова. Владимир Иванович продолжал активно сотрудничать с сибирскими композиторами: хор пел песни Георгия Иванова, Николая Кудрина, Андрея Новикова, Аскольда Мурова, Валентина Левашова и других. В.И. Чирков много ездил по области, записывал в деревнях старинные песни, частушки, обряды.

С 1969 по 1979 год художественным руководителем государственного Сибирского русского народного хора работал Андрей Порфирьевич Новиков (1909–1979), композитор, дирижёр, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ имени М.И. Глинки, общественный деятель. Он автор более двухсот песен и хоров, сюит и концертных произведений для оркестра народных инструментов. Новиков принадлежит к той замечательной плеяде композиторов, которых мы называем «песенниками». С песней связана вся его жизнь – долгая и напряжённая, счастливая и светлая – жизнь большого художника и артиста. Отец – служащий у одного из местных купцов. Мать – из очень бедной крестьянской семьи. Дома у Новиковых в свободное время всегда звучали музыка, песни, шутки. Сам композитор вспоминал: «… отец Порфирий Николаевич и моя мать Ксения Гурьевна любили искусство, особенно русскую песню. Мой дед был настоящий сказитель и сочинитель песен. Он посвятил меня в таинства красоты народной песни, за что я всегда помню его с благодарностью». Новиков окончил Томское музыкальное училище, затем обучался в Ленинградской консерватории. Закончить консерваторию ему не удалось: в связи с болезнью родителей он вынужден был вернуться домой. С 1939 по 1968 год Новиков руководил Ансамблем песни и пляски Сибирского военного округа. С приходом Новикова в Сибирский народный хор коллектив начал работать с особым размахом, с особым художественным подъёмом. Композитор возродил практику безусловного приоритета народной песни, его обработки составляли тогда значительную часть репертуара хора. Новые творческие достижения Андрея Новикова тоже связаны с Сибирским хором. В 1970–1971 годы была создана сюита «Сибирские страницы». Творческой удачей явилось создание краткого, но очень выразительного «Музыкального монумента», исполняющегося у новосибирского Монумента славы. Большой успех имела написанная совместно с В. Пухначёвым кантата-песня «Золото хлеба». Под руководством А.П. Новикова хор стал активно гастролировать. Маршруты поездок охватывали самые различные районы страны – от Дальнего Востока до Московской области и Белоруссии. Выступали не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Огромный успех коллектив имел во Франции в 1974 года в Дни науки и культуры Сибири.

«Да, – говорил Андрей Порфирьевич Новиков, – я бы, конечно, мог писать песни о Подмосковье, и о Ростове, и о Белоруссии – всюду земля моя, советская. Но без Сибири, её просторов, безбрежных лесов, могучих рек, без её людей, удивительно щедрых на душевное тепло, добрых, твёрдых и весёлых, я бы не смог жить в самом райском уголке земли. Я – сын Сибири. Я верно служу ей. И отдал ей всю свою жизнь…»

 

В 1979 году коллектив возглавил Вячеслав Викторович (Владимир) Мочалов(1938–2010), народный артист России, композитор. Мочалов по праву входит в плеяду людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие русского традиционного искусства. Благодаря его труду и таланту русская песня приобрела неповторимое – академическое – звучание. Он руководил Сибирским хором свыше 25 лет, был удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а затем «Народный артист Российской Федерации». Сибирскому хору присвоено почётное звание «академический».
Мочалов родился в городе Горьком, окончил Горьковскую консерваторию имени М.И. Глинки, работал главным дирижёром и хормейстером Ансамбля песни и танца Казахстанской СССР (Алма-Ата), художественным руководителем Новосибирской государственной филармонии. В 1970 году создал при Новосибирской государственной консерватории хоровую капеллу мальчиков – коллектив, получивший признание далеко за пределами Новосибирской области. С его приходом в репертуаре Сибирского хора появились авторские аранжировки популярных песен.

Художественные композиции В.В. Мочалова построены по особым творческим канонам. Каждая песня имеет яркую кульминацию, позволяющую заострить внимание слушателей на самом главном. В.В. Мочалов помогал артистам и слушателям заново осмыслить давно известные народные песни и проникнуть в сущность новых сочинений. Мочалов постоянно искал новые формы и методы построения программ. Все номера исполнялись без единой интонационной погрешности с большим творческим подъёмом.

«Русский хор прежде всего должен славиться протяжной песней, это душа народная. Задушевные песни лежат в основе репертуаров всех знаменитых хоров, таких, как Рязанский, Воронежский, Северный, Оренбургский, Уральский, Кубанский» – В.В. Мочалов.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет