Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»
Методическое цикловое объединение преподавателей специальности
54.02.02 (Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы)
ДОПУЩЕНО Зам. директора по УМР _________М.Е.Шатиленко «___»____________202___ г. |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
…………………………………………………………………………………………………………………….. «ВИТЯЗИ»
Исполнитель
студентка группы 2-419Н Е.А. Вавилова
(подпись)
Руководитель дипломной
работы, преподаватель
высшей категории Ю.В. Костина
(подпись)
Рецензент дипломной
работы, зам. директора по
УПР и ОВ ?
(подпись)
Санкт-Петербург 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………3
|
|
ГЛАВА 1 РОСПИСЬ ТКАНИ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА…………………………………….……………………………..…5
1.1 История возникновения и развития батика……………………..…………5
1.2 Славянская и скандинавская тематика в изделиях декоративно-прикладного искусства……………………………………………………………9
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ ТКАНИ В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНЫЙ БАТИК………………………..………………………………….12
2.1 Замысел композиции и его практическое воплощение….…….…………12
2.2 Обоснование выбора материалов, технология выполнения росписи ткани на тему «Витязи»…………………….………………………………..…..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
ТЕЗАУРУС………………………………………………………….……………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными.
В современном мире, полном технологий и более совершенных способов изготовления всевозможных разнообразных тканей, всё равно остаётся актуальной техника батик. Причиной тому является как общее направление в культуре, так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика. Кроме того, изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит, любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.21% НЕТ 40.79% Проголосовало: 76 |
Объект исследования: творчество художников на славянскую и скандинавскую тематику.
Предмет исследования: славянская и скандинавская тематика в изделиях, выполненных в технике росписи по ткани.
Цель работы: создание проекта и выполнение росписи изделия декоративно-прикладного искусства в технике холодный батик на тему: «Витязи».
Задачи:
— изучить необходимую литературу по технологии и истории батика
— создать эскиз и цветовое решение изделия
— выполнить планшет
— подобрать материалы и инструменты для выполнения изделия
— выполнить изделие в материале
— составить презентацию и речь выступления
Дипломная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы .
— основной части, которая состоит из двух глав:
— в первой главе описывается история росписи по ткани, раскрывается тема изображения славянской тематики в изделиях художников росписи по ткани и основная идея и концепция изделия .
— во второй главе представлена разработка технологического процесса выполнения изделия декоративно-прикладного искусства, подбор материалов, техника безопасности, описание возможных браков в работе и методы их устранения .
— заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы .
— тезауруса .
— списка используемой литературы .
— приложений
ГЛАВА 1 РОСПИСЬ ТКАНИ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
История возникновения и развития батика
В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.
Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.
В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века [19].
История прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.
В Китае в наши дни существует только два устойчивых сообщества, в которых искусство батика продолжает поддерживаться на достаточно высоком уровне. Это этнические группы чжуанов и мяо, которые проживают в небольших районах в провинциях Гуйчжоу, Гуанси, Сычуань и Юньнань, Чжуанском автономном районе. В этих местах сохранились древние традиции производства батика – китайской росписи по ткани.
|
|
У представителей народа чжуан есть любимый дизайн. Ткань окрашивается в синий цвет, и на нее наносятся белые цветы таким образом, что кажется, будто они вот-вот отделятся от материи и упадут на землю. Прежде чем окрашивать ткань, ее сначала отбеливают, так чтобы сделать ее почти совершенно белой. После этого ткань тщательно высушивают и, наконец, наносят на нее горячий воск в соответствии с задуманным рисунком. Основные методы производства батика, которые использовались этнической группой чжуанов, перешли и к представителям народа мяо.
Чжуаны и мяо производят батик не только для своих нужд, но и делают вещи с батиком на продажу. Туристы, которые посещают эти этнические районы, могут увидеть такие изделия с батиком как предметы домашнего обихода: шторы, подушки, скатерти, декоративные ткани для вывешивания на стену и личные вещи – дамские сумочки, куклы и одежда (Приложение А) [18].
В танский период в Китае существовали три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. Самым древним и традиционным из них считается метод лацзе — в переводе — «узоры воском», — при котором жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан. После того как ткань прокрасилась, воск удаляли. Таким образом, места, закрытые воском оставалась неокрашенными. При необходимости последовательность бы обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на материал наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и краска, за исключением закрытых воском мест, смывалась. Если была необходима двуцветная окраска, то операция повторялась. Очень редко ткань красилась в три цвета, это доказывают немногие образцы, дошедшие до нас. Такая окраска считалась техническим пределом, т.к. при наложении четвертого слоя ткань делалась почти черной [22].
В Японии, куда батик попал из Индии и Китая, этот способ окрашивания называется «рокэти», что в переводе с японского «разрисовка тканей для ширм и одежды». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно, ширм и одежды (Приложение Б).
|
|
Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в промышленный способ окраски тканей, но в середине XIX века окраска тканей была вытеснена английской ситцевой набойкой. Однако в начале ХХ века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке, а также в России [21].
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понята функциональность, обусловили значительные колебания художественного уровня изделий.
С одной стороны, мода времен НЭПа обусловила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шляпами сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».
С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду (Приложение В).
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников – батицистов. Но исторические и экономические условия не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделии текстильной и легкой промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз – лозунг: «Каждой советской женщине – по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников – расписников.
Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков . первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна». Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен [13].
