X-PDF

Итоговая практико-значимая работа на тему: Особенности адаптации образовательной программы начального общего образования (АООП НОО). Содержание коррекционной работы для обучающихся с РАС

Поделиться статьей

 ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯСОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

Кафедрапсихологии педагогики

 

 

Итоговаяпрактико-значимая работа

Тема: «Особенностиадаптации образовательной программы начального общего образования (АООП НОО). Содержаниекоррекционной работы для обучающихся с РАС»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

СвечникА.Э.,

учительинд. обучения,

МБОУГШИ № 2

 

 

Проверила:

К.п.н.,доцент

ГайфуллинаЛ.К.

 

 

2022г.   

СОДЕРЖАНИЕ:

 

I.Введение………………………………………………………………………3

II.Разработка и реализация адаптированных основных образовательных программначального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС.

2.1.Необходимые условия для разработки и реализации АООП НОО обучающихся с РАС………………………………….……………………………………4

2.2.АООП НОО обучающихся с РАС……………………………………… ..4

2.3.Структура АООП НОО обучающихся с РАС………………………… ..5

2.4.Вариант программы 8.4 АООП НОО для обучающихся с РАС………….6

2.4.1.Содержание курсов коррекционно-развивающей области для обучающихся сРАС………………………………………………………………..……….7

III.Заключение……………………………………………………………..….16

Списоклитературы………………………………..………………….…..…..18

Приложение……………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                 Введение

 

      Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является созданиесреды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически иэмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законныхпредставителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического ипсихологического здоровья обучающихся.

       Актуальность данной темы обусловлена правом каждого ребенка с ОВЗ на получениекачественного образования в любой общеобразовательной организации.

       Необходимо учитывать специальные требования, закрепленные во ФГОС НООобучающихся с ОВЗ (РАС) при разработке и реализации адаптированных основныхобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) обучающихся сРАС.

       Цели:

-разработка и реализация АООП НОО обучающихся с ОВЗ (РАС);

-развитие личности обучающихся с ОВЗ (РАС);

-формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственны исоциокультурным ценностям;

-формирование учебного поведения обучающихся с РАС;

-формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практическихпредставлений;

-формирование умения выполнять задания, самостоятельности.

-формированием умений и навыков, позволяющих достичь обучающимся с РАСмаксимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Задачи:

-структурировать и систематизировать процесс обучения;

-обозначить основные проблемы в усвоении предметных областей;

 -определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемыерезультаты:

-сформировать базовые учебные действия с учетом особых образовательныхпотребностей обучающихся с РАС;

       В основу разработки заложены дифференцированный и деятельный подходы.  Созданиеспециальных средств и методов обучения.     

       Ожидаемые результаты: определение ресурсов обучающегося с РАС, на основекомплексной диагностики и специальных условий, специфичных для конкретногоребенка с ОВЗ (РАС).

       В данной работе представлен вариант адаптации программы для обучающихся с РАС,умеренной умственной отсталостью, ТМНР на примере АООП «Курсовкоррекционно-развивающей области».

 

II.              Разработка и реализация адаптированных основных образовательныхпрограмм начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС

 

2.1. Необходимыеусловия для разработки и реализации адаптированных

основных образовательныхпрограмм начального общего образования

обучающихся с РАС

 

       Разработка и реализация адаптированных основных образовательных программначального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС требует оценкиособенностей развития ребенка с РАС с целью определения планируемых результатовАОП. Для того чтобы сформулировать индивидуальные планируемые результаты иоценить их, прежде всего, необходимо определить уровень развития учебныхнавыков и жизненных компетенций ребенка. Определить основные особенностиконкретного ученика позволяет комплексная диагностика.

       Проведение комплексной диагностики осуществляется командой специалистов в ходенаблюдения, опроса родителей и с использованием специальных оценочныхдиагностических методик.

       Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствамиаутистического спектра определяется особенностями ребенка с РАС,препятствующими освоению образовательной программы, его развитию исоциализации:

а) особенности речи;

б) внимание, темп деятельности, утомляемость;

в) особенности обработки сенсорной информации;

г) особенности моторного развития и графических навыков;

д) особенности формирования универсальных/базовых учебных действий(УУД/БУД);

 е) трудности формирования академических навыков в рамкахучебного предмета;

ж) другие особенности обучающегося.

       Важным условием эффективной работы с ребенком с РАС является организацияпространства школы/класса, организация рабочего пространства ученика с РАС, использованиетехнических средств обучения, использование специальных дидактическихматериалов. Создание условий и выбор формы для проведения промежуточной иитоговой оценки качества освоения АООП НОО.

 

2.2. АООП НОО обучающихся сРАС

 

       Вариант АООП НОО обучающихся с РАС является локальным нормативным актом, описывающимсодержание образования и механизм реализации ФГОС НОО данной категории детей. Вадаптированной основной образовательной программе конкретизируются положенияновых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательнойорганизации, составу учащихся, месту расположения, педагогическим возможностям.АООП НОО обучающихся с РАС самостоятельно разрабатывается образовательнойорганизацией в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, а такжес учетом примерной АООП НОО, и утверждается образовательной организацией.Организация обязана разработать варианты АООП НОО, которые обозначены взаключениях ЦПМПК обучающихся в ней детей.

       Условия и порядок разработки АООП НОО устанавливаются отдельным локальнымнормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются: –порядок разработки АООП НОО или внесения изменений в действующую АООП (всоответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также всвязи с изменениями в жизнедеятельности образовательной организации); составучастников, осуществляющих разработку АООП НОО, их полномочия иответственность; порядок обсуждения проекта АООП НОО; порядок утверждения АООПНОО.

       АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемыерезультаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этихцелей и результатов.

 

2.3.  Структура АООП НООобучающихся с РАС

 

       Целевой раздел включает: пояснительную записку;планируемые результаты освоения обучающимися с РАС АООП НОО; систему оценкидостижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

       Содержательный раздел определяет общеесодержание начального общего образования обучающихся с РАС и включаетпрограммы, ориентированные на достижение личностных, предметных иметапредметных результатов. Необходимо учитывать, что в зависимости от вариантаАООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение тольколичностных и предметных результатов (варианты 8.3 и 8.4) в соответствии стребованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

 Программы, входящие в структуру АООП и определяющие содержаниеНОО:

– программа формирования универсальных учебных действий / базовыхучебных действий у обучающихся с РАС в зависимости от варианта АООП НОО;

– программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающейобласти и курсов внеурочной деятельности;

 – программа духовно-нравственного развития, воспитания /нравственного развития, воспитания обучающихся с РАС в зависимости от вариантаАООП НОО;

– программа формирования экологической культуры, здорового ибезопасного образа жизни; – программа коррекционной работы;

– программа внеурочной деятельности.

 Организационный раздел определяет общиерамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализацииАООП НОО обучающихся с РАС.

 Организационный раздел включает:

– учебный план начального общего образования, который содержитобязательные предметные области, а также внеурочную деятельность, в составкоторой входят коррекционно-развивающие занятия и ритмика, относящиеся ккоррекционно-развивающей области, а также другие направления внеурочнойдеятельности;

– систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии стребованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

 

2.4.         Вариант программы 8.4 АООП НОО для обучающихся с РАС

 

Данный вариант программы относится к нецензовому образованию и предусматриваетполучение свидетельства об обучении.

Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.4:  

— по данному варианту осуществляется обучение детей с РАС, имеющихдополнительные тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умереннуюумственную отсталость. Это категория детей, ранее находившихся внеобразовательного процесса и считавшихся необучаемыми;

— результаты освоения АООП НОО не соотносятся с содержанием иитоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений по возможностямздоровья;

— обучение ребенка нацелено на развитие жизненных компетенций;

— пролонгированные сроки обучения: 6 лет (1–6 классы);

На основе данного варианта организация разрабатывает специальнуюиндивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальныеобразовательные потребности обучающегося, включающую индивидуальный учебныйплан для конкретного ребенка с РАС.

Данный вариант программы предполагает планомерное введениеобучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение учебнойнагрузки и повседневных социальных контактов обучающегося в доступных для негопределах. В связи с этим в образовательной организации в рамках СИПР должнобыть предусмотрено большое количество часов индивидуальной работы по овладениюобразовательной программой. Введение ученика в более сложную социальную средукласса должно осуществляться постепенно, дозированно, начиная с 5-ти минут вдень, затем переходя к 5-ти минутам за урок и т.д. Причём этот урок не долженпройти для ребёнка формально: то задание, которое он может выполнить на уроке,должно быть ему знакомо и предварительно хорошо отработано на индивидуальныхзанятиях.

На основе варианта 8.4 АООП НОО обучающихся с РАС разрабатываетсяспециальная индивидуальная программа развития (СИПР), также включающая ИУП. ИУПвключает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов,выбранных из учебного плана АООП НОО соответствующего варианта, с учетоминдивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностейразвития конкретного обучающегося с РАС.

Образовательная организация самостоятельно определяет порядокосуществления обучения по индивидуальному учебному плану. Реализацияиндивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой АООП НООлибо АОП. Индивидуализация содержания учебного плана может также осуществлятьсяв рамках части, формируемой участниками образовательных отношений. РеализацияИУП может осуществляться при непосредственном посещении ребенком класса (очнаяформа), при индивидуальном обучении на дому (очно-заочная форма), при семейномобучении.

На основании изложенного выше, в данной работе представлен вариантадаптации программы для обучающихся с РАС, умеренной умственной отсталости,ТМНР на примере АООП «Курсы коррекционно-развивающей области».

 

2.4.1.Содержание курсов коррекционно-развивающей области для обучающихся с РАС

 

Учащийся Глеб. Н., 9 лет, 2 класс (СИПР),диагноз: атипичный аутизм в сочетании с F 84.01со снижением интеллекта до умственной отсталости умеренной степени в связи срезидуально-органическим поражением ЦНС, ДЦП, грубая задержка психо-речевогоразвития.

Глеб поступил в МБОУ ГШИ № 2 – 01.09.2021 г. в 1-й класс. Позаключению ВВК МУЗ НЦРБ выведен на индивидуальное обучение.

На начало обучения во 2 – ом классе Глеб показал средниерезультаты в усвоении знаний, умений, навыков. Помимо основного диагноза, нарушениеопорно-двигательного аппарата осложняет формирование у мальчика практическихнавыков, связанных с самообслуживанием, трудом, учебой. Дефекты двигательнойсферы выражаются в моторной неловкости, нарушении координации, недостаточностипространственной ориентации. Но, несмотря на это, мальчик очень подвижный,гиперактивный.

Учебная мотивация постепенно формируется. Преобладает игроваямотивация. Задания выполняет только с помощью учителя. Интеллект нижевозрастной нормы. Мышление наглядно-действенное. Уровень активности исамостоятельности проявляется по настроению. Темп психических процессовзамедленный. Не запоминает простое, смысловое содержание. Память снижена,кратковременная. Работоспособность низкая, внимание неустойчивое, малоконцентрируемое.   

У мальчика ОНР. Речь слабо развита, страдают все стороны речи. Нарушениезвукопроизношения. С мальчиком на занятиях постоянно проводится логопедическаяработа. Глеб не знает буквы, поэтому не читает, не может написать. Сложностипри письме из-за нарушения мелкой и общей моторики. Пишет по обводке только припомощи. Основные цвета знает, но иногда путает. Испытывает трудности в установлениивременных отношений. Знает право, лево. Глеб рисовать не умеет, раскрашиваеткарандашами и красками при помощи учителя. Считать не умеет. Знает числа от 1до 5, показывает и повторяет, самостоятельно, по запросу, не называет.  Составчисла не понимает. Геометрические фигуры показывает, но не называет. Реагируетна тематические картинки.  Во время занятий требуется частая сменадеятельности.

Эмоционально-волевая сфера незрелая. Эмоции не дифференцированы. Частосуетлив, чрезмерно подвижен, отвлекаем. У Глеба гиперактивность, двигательнаярасторможенность.  В физическом развитии ребенка наблюдаются нарушенияопорно-двигательного аппарата. Любит игры с мячом. Любит гулять на улице. Кживотным и птицам относится хорошо. Мальчик аккуратно одет, причесан. Глебдобрый, веселый и общительный мальчик. Хорошо идет на контакт с учителем. Передзанятиями ждет учителя с нетерпением. Глеб проживает в полной семье. Условия проживанияребенка удовлетворительные. Мальчик находится под постоянным контролем состороны взрослых.

       Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с РАС, умеренной умственнойотсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладениюсодержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью, ТМНР(вариант 2).

Во время проведения учебных занятий, с мальчиком ежедневнопроводится логопедическая и коррекционная работа. Наши совместные занятияпроходят в теплой и дружественной обстановке. Глеб старается, по мере своих сили возможностей, состояния здоровья и настроения, выполнить задания попредложенной инструкции, а когда у него это получается, с восторгом кричит:«Вместе, вместе…ура…молодец.».

Учитель должен направить свои усилия на то, чтобы помочь ученику вобучении и социализации. Следует постараться моделировать такие ситуации, гдеребенок с РАС будет задействован не только в обучении, но и в каком-либо социальномзанятии (простейшие поручения). Чувствуя свою значимость и любовь окружающих,при взаимодействии педагога и родителей, ребенок с РАС будет расти иразвиваться в личность. Только общими усилиями можно добиться нужного эффекта.

Содержание курсов коррекционно-развивающей области в данной работепредставлены коррекционно-развивающими занятиями и предметными областями,такими как: предметно-практическая деятельность, изодеятельность, адаптивнаяфизкультура.

Коррекционно-развивающие занятиянаправлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностнойсферы;

— формирование социально приемлемых форм поведения, сведение кминимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии идр.;

— на реализацию индивидуальных, специфических образовательных потребностейобучающихся с РАС, умеренной умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченныхсодержанием программ учебных предметов;

— на дополнительную помощь в освоении отдельных действий ипредставлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;

— на развитие индивидуальных способностей обучающихся, ихтворческого потенциала.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития ивозможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеетвозможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

Сенсорное развитие направлено на формированиеполноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познаниямира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического,эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорногоопыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.У детей с РАС, ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелеенарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта:ощущений и восприятий. Дети с РАС, ТМНР наиболее чувствительны к воздействиямна сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств испособов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшемупсихическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессецеленаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительноевосприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятиезапаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого ксложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазонавоспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностьюподразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательнаяотзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обученияформируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не толькораспознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что вбудущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальноематериально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату,сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковымиэффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре,плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Зрительное восприятие. Фиксациявзгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете(фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижномпредмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротивребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близкорасположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение)цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие. Локализациянеподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализациянеподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником.Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие. Эмоционально-двигательнаяреакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами(дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными потемпературе (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости(жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакцияна давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное)положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновениетела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл,клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре(гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости(жидкий, густой). 

Восприятие запаха. Реакцияна запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофеи др.)

Восприятие вкуса. Реакцияна продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый)и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение)продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основныхвкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с РАС, умеренной умственнойотсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных идругих функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действийпроисходит со значительной задержкой. У многих детей с РАС, умереннойумственной отсталостью, ТМНР, достигших школьного возраста, действия спредметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенкунеобходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразныхвидов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формированияэлементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются впроизвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольныхдействий с различными предметами и материалами.

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия сматериалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами иматериалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемыэлементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видахпродуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовойдеятельности, самообслуживании.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практическиедействия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца,шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячиразличной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковойвеличины) и др.

Действия с материалами.Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета,цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляяруки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку отсебя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя).Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками(одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы)двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента(стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат,шерстяные нитки, шнур и др.).

Действия с предметами. Захватывание,удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.).Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.).Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращениепредмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора сболтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка,коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушкииз разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой,пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость.Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов вотверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары,кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить), (см. приложение).

 

Коррекционныеподвижные игры.

Элементы спортивных игр и спортивных упражнений

Баскетбол. Узнавание баскетбольногомяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Отбиваниебаскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение баскетбольного мяча по прямой(с обходом препятствия). Броски мяча в кольцо двумя руками. Волейбол.Узнавание волейбольного мяча. Подача волейбольного мяча сверху (снизу). Приемволейбольного мяча сверху (снизу). Игра в паре без сетки (через сетку). Футбол.Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, свратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, свратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля мяча руками, отбивание мяча ногой(руками). Ведение мяча. Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегосямяча ногой. Бадминтон. Узнавание (различение) инвентаря для бадминтона.Удар по волану: нижняя (верхняя) подача. Отбивание волана снизу (сверху). Играв паре. Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз».Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности действий вигре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики,пролазание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Пятнашки».Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действийв игре-эстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег вобратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросай-ка».Соблюдение правил игры «Быстрые санки». Соблюдение последовательности действийв игре-эстафете «Строим дом».

 

Лепка

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто,глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы спластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой.Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала отцелого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочкаматериала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катаниеколбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формыпутем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой(ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски вжгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия вдетали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединениедеталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета изодной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем,штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие.Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепкаизделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепканескольких предметов, объединённых сюжетом (см. приложение).

 

Аппликация

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет,дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера).Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листабумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: проколбумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумагиножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру.Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта избумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдениепоследовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовкадеталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеиваниедеталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлениидекоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способомчередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации:придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей,сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону (см.приложение).

Рисование

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых длярисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисованиякарандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками:опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакиваниеворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листебумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: приемкасания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета длярисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных,наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг,овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура(заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисованиеконтура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, пошаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей,симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры.Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнениеготового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисованиеорнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связаннымимежду собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисованиисюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета всоответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу(срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (попредставлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии,«по — сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик» (см.приложение).

 

Средствамониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

 

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие. 

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

  +

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

+

с частичной помощью взрослого

— по последовательной инструкции (изображения или вербально)

— по подражанию или по образцу

— самостоятельно с ошибками

самостоятельно

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

2. Не выявить наличие представлений

3. Представление на уровне:

 

использования по прямой подсказке

+

— использование с косвенной подсказкой (изображение)

самостоятельное использование

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

 

 

Предметно-практические действия

Действия с материалами

1 полугодие

2 полугодие

— разминание материала (тесто, пластилин)

+

 

— сминание материала (бумага)

+

 

— разрывание материала (бумага)

+

 

— переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую

_

 

— пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую

 

— наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити)

_

 

Действия с предметами

 

 

— сжимание предмета:

мокрая губка

прищепка

пинцет

+

 

— нанизывание предметов на нить

_

 

— вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия)

_

 

— вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок)

_

 

— закрывание предмета:

коробок

банок (с капроновыми крышками)

+

_

 

 

Переченьнеобходимых технических средств и

 дидактическихматериалов.

·       Предметы для нанизывания на шнур, нить(бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками,тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.

·       Наглядный и дидактический(демонстрационный и индивидуальный) материал по темам «Овощи», «Фрукты»,«Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые»,«Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда иобувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

·       Набор пиктограмм;

·       «Нумикон», «Колорама», конструктор «Лего»,логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки поцвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое ицветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал,разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

·       Инструменты и материалы дляизобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка»,альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветнаябумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска длялепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

·       Гимнастические мячи большого и среднегоразмера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч,трехколесный велосипед, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, батут, шведскаястенка, шариковый бассейн, подвесные качели.

·       Музыкальные инструменты (маракас, бубен,бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр,аудиозаписи.

·       Компьютер, проектор, презентации,видеозаписи, экран для проектора

 

III.Заключение

 

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной ивнеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяетобразовательная организация.

       Основные задачи по формированию базовых учебных действийвключаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальныхзанятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционныхзанятиях в рамках учебного плана. 

В заключение хочется отметить, что работа над АОП:

— структурирует и интегрирует понятийный аппарат каждогоспециалиста, включенного в данную работу;

— позволяет осуществлять контроль образовательного процесса детейс РАС не только администрации ОО, но и вышестоящим контролирующим органам;

— позволяет оценить степень достижения поставленных в обучении ивоспитании ребенка с РАС целей и задач;

— определяет основные направления коррекционной работы с обучающимисяс РАС и индивидуальные планируемые результаты;

-обеспечивает включенность семьи в образовательный процесс;

-позволяет обеспечить согласованную работу родителей и специалистов;

— объединяет всех участников образовательного процесса.

      Педагогический труд, вложенный в особенного ребенка, обязательно дает своиплоды. Педагогу следует заботиться о том, чтобы ребенок с особенностямиразвития не чувствовал себя одиноко, ему не должно быть страшно. Нельзядопускать такие ситуации, когда ребенок понимает свою ненужность.

Учитель должен направить свои усилия на то, чтобы помочь ученику вобучении и социализации. Следует постараться моделировать такие ситуации, гдеребенок с РАС будет задействован не только в обучении, но и в каком-либосоциальном занятии (простейшие поручения). Чувствуя свою значимость и любовьокружающих, при взаимодействии педагога, родителей и других специалистов,ребенок с РАС будет расти и развиваться в личность. Только общими усилиямиможно добиться нужного эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., СтальмаховичО.В. Адатация образовательной программы обучающегося с расстройствамиаутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова А.В.,Манелис Н.Г. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 177с.

2. Реализация Федерального государственногообразовательного стандарта    начального общего образования обучающихся сограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучениедетей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие.

3. АООП 2 класс СИПР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: АООП 2 класс СИПР(infourok.ru)

4. «О некоторых ключевых проблемах обучения детей с РАС», доклад [Электронныйресурс]. Режим доступа: Доклад на темуО некоторых ключевых проблемах обучения детей с РАС (infourok.ru)

5. «Коррекционная работа с детьми с РАС», презентация [Электронныйресурс]. – Режим доступа: Презентация натему: Коррекционная работа с детьми с РАС (аутизм). (infourok.ru).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

ФОТО:Коррекционные занятия

МБОУГШИ № 2, 2 класс, надомное обучение

обучающийсяГлеб Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

  

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

  

 

  


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет