X-PDF

IV. Искусство неолита (6-2 тыс. до н. э.)

Поделиться статьей

Неолит (6-2 тыс. до н. э.) — новокаменный век — следующая ступень развития человечества. Процесс производства, а, следовательно, и духовного развития настолько усложняется, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности, идёт процесс локализации культуры. От охоты и собирательства человек переходит к скотоводству и земледелию именно там, где природные условия способствовали этому. Человек от присваивающих форм производства перешел к производственным отношениям. Развивалась техника обработки каменных орудий, развивалось гончарное производство и строительное дело, совершенствовалось ткачество и обработка кожи. Расширение источников существования, нарастающая активность человека привели к интенсивному заселению новых земель, усилению межплеменной борьбы за захват земель и лучших охотничьих угодий.

Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология, возникли более сложные формы осмысления жизни. Продолжало существовать и некультовое искусство, по-прежнему связанное с трудовой деятельностью человека.

В искусстве неолита начали проявляться локальные особенности. Они дают возможность отличить неолит Египта и Передней Азии от неолита Европы.

Относительно быстрое наступление неолита прослеживается особенно четко в странах с благоприятными климатическими условиями: Передней и Средней Азии, Египте, Индии, несколько позже в Юго-восточной Европе. На Северо-западе Европы, Украине и Сибири этот процесс протекал весьма медленно, так как природные условия не позволяли отойти от старых способов добывания пищи. В этих районах эпоха неолита прослеживается вплоть до 2 тыс. до н. э.

Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Сверление и полировка камня дают широкую возможность создания разнообразных форм орудий. Появление и развитие гончарного производства и строительного дела говорят об оседлости. Совершенствование ткачества свидетельствует о возросших материальных потребностях человека.

Новые черты общественной жизни людей, усиление родовых общин, укрепление связей между ними, переход от матриархата к патриархату, а в конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложение новой формации классового общества — все это было обусловлено общим подъемом производственных сил.

Охарактеризовать едиными чертами искусство неолита трудно, а порой и невозможно. Творчество людей, живущих в районах с развитым земледелием, связано было с совершенно новыми формами производства, чем в северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранились старые традиции наскального искусства.

Неолитические изображения во многом утратили яркую реалистическую непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы.

В Европе исчезают наскальные росписи, петроглифы. Схематизация и условность закономерно возникают в искусстве неолита: человек задумываясь о явлениях природы, не мог найти им объяснения, поэтому у него складывались представления о существовании сверхъестественных, невидимых сил, стоящих над нами. Возникла необходимость воплотить в искусстве такие отвлечённые образы, как небо, вода, солнце, земля, огонь.

Одной из широко распространённых особенностей жизни и творчества людей неолита было стремление, так или иначе, украсить все предметы, находящиеся в его распоряжении. Об этом можно судить, во-первых, по керамике, во-вторых, по деревянной утвари, украшенной резьбой.

Время неолита — это преимущественно развитие декоративно-прикладного искусства (керамика, ткачество) и связанного с ним орнамента.

Керамика, «дитя» неолита — представлена большим ареалом распространения, локальными особенностями центров керамического производства. В керамике были выработаны общие приемы украшения поверхности сосудов, например, построчность, симметричность, подчинение орнаментации форме сосуда (Рис. 25, 26, 27).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Керамика неолита прошла сложную эволюцию и, как следствие, отметим существование множества как местных, так и общеевропейских культур и центров. Выделим несколько школ Европы:

1. Юго-восток Европы (территория Греции, Югославии, Румынии, Молдавии) и в Средней Азии преобладала расписная керамика со спиралевидным узором, орнаментом из треугольников или лент, заполненных точечной инкрустацией.

2. Культура Триполья (Юг европейской части бывшего СССР,
территория ряда Балканских стран) — для нее характерна богатая и разнообразная орнаментика сосудов, выполненных из глины с бело-желтой обмазкой и покрытых орнаментами красно-коричневых и черных тонов из спиралей и завитков.

3. Более северные районы Европы (территории Германии, Польши, Чехии и др.) отмечены существованием гравированных, т. н. линейно-ленточных узоров в виде изогнутых полос или спиралей, расположенных рядами. Впоследствии здесь появились нарядные сосуды с тисненым или штампованным орнаментом из крестов, квадратов, полос и других геометрических фигур.

Орнамент – душа декоративно-прикладного искусства. В основе орнамента — условно-схематическая передача явлений природы и стремление обобщить наблюдения реальных образов. Орнамент или отдельные знаки — символы выражали определенные религиозно-мифологические представления, и украшенные ими предметы удовлетворяли эстетическим потребностям людей.

Кроме декоративно-прикладного искусства в эпоху неолита большое значение приобрела мелкая пластика. Фигурки животных делались из глины, дерева, рога, кости, реже из камня. Они выразительны, в них почти всегда хорошо передана порода животного, хотя мастер часто оперирует только лишь отдельными деталями, показывая, например, только голову, рога.

В пластике неолита продолжают встречаться в довольно большом количестве женские изображения, игравшие, как и прежде, большую роль в ритуальных обрядах, связанных с усложнившимся культом плодородия. В женских фигурах больше условности и схематизма чем при изображении животных. Очень часто они сведены к некому условному знаку, хотя в отдельных случаях заметно стремление плавностью линий подчеркнуть, акцентировать женственность образа, что ясно видно в фигуре из Южной Туркмении (Рис. 28).

Развивается в эпоху неолита и строительство. Поселения возникают на островах, в излучинах рек, на небольших холмах, используемых для защиты от нападения. Зодчество эпохи неолита и ранней бронзы представлено, обширными поселениями (многокомнатные дома столбовой конструкции или с каркасной основой из плетеных прутьев, обмазанных глиной, в Центральной и Восточной Европе . сырцовые дома в Средней Азии).

Яркие центры неолита – Триполье, Передняя Азия, Туркмения. В этих центрах преимущественное развитие получило декоративно-прикладное искусство и мелкая пластика.

Развитие строительства, керамики, а также других видов искусства в период неолита ярко выразились в Трипольской культуре.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет