Из опыта работыорганизации уроков в музее
Об организации взаимодействия школы и музея представлено достаточно публикаций. Уроки-экскурсии, уроки-встречи, внеклассные мероприятия, в музее проводимые совместно с работниками музея стали важной частью нравственного,патриотического воспитания. Статья Урок в музее. Использованиевозможностей ММК для образовательной и воспитательной работышколы(5-10кл) методически обосновывает необходимость проведениянекоторых уроков в музее; приводятся конкретные примеры организации учебногозанятия в музее. Воронина И.К., Данилюк Л.И. в статьях о взаимодействии школы и музея делятся опытом работы проведения учебных экскурсий, музейныхконсультаций, предлагают рассмотреть сравнение урока в музее и традиционногоурока в школе. Данилюк Л.И в публикации «Урок в музее каксовременная образовательная технология» говорит: « C музейного урока начинаетсяобучение навыкам исследовательской работы, которая строится по законам проведениянаучного исследования… Посещение музея — это своего рода путешествие. Каждоепутешествие включает подготовку — эту часть работы выполняет учитель на уроке».
Каждое занятие в музее продумываю так, чтобы ученик стал не тольколюбопытным путешественником, но и исследователем прошлого, связывая снастоящим, прогнозируя будущее. Чтобы ученики почувствовали себяисследователями, необходимо создать условия для самостоятельного приобретенияи осмысления полученных знаний. Исследовательский метод как никакая другаяформа организации учебной деятельности учеников, создает мотивацию длятворческой работы, является условием возникновения интереса к ней и еерезультатам.
Мною составлен календарно-тематический план совместных уроков, занятий смузеем «История поселка в истории страны». Продуманы индивидуальные игрупповые задания. Данные задания возможно использовать для любогонаселенного пункта, учитывая время основания.
Урок в музее организую по следующему порядку: В начале урока кратко напоминаю учащимся об основных событиях и проблемах изучаемой темы. Предлагаю ученикамвыбрать наиболее интересный вопрос и предположить, какое задание следуетвыполнить по данной теме, продумать ход действий и предложить вариантпредставления результатов работы. Затем приступаю к обсуждению хода работы скаждой группой или парой учащихся. Мы составляем план работы над темой,совместно обсуждаем какие экспонаты, музейные документы, необходимо использоватьдля раскрытия темы. В тот момент, когда идет обсуждение с одной из пар учеников или группой, другие учащиеся самостоятельно подбирают материалы,консультируются с работниками музея. Большую помощь оказывают музейныеработники, они помогают сориентироваться в выборе нужных документов,фотографий.
Вашему вниманию предлагаются задания по теме. Курсивом представлены совместновыработанные методы и средства для выполнения задания.
Тема « Россия в годы великих потрясений»
1.Революционные события в нашем поселке (февраль,октябрь 1917 г)
Задача:выяснить, какие события предшествовали установлению советской власти, каким образом установилась советская власть в поселке. Для выполнения данной задачииспользовать документы, представленные на стенде, проконсультироваться смузейным работником.
Результат: составление синхронистической таблицы революционных событийпоселка и страны.
2.Быт жителей поселка в начале 20 века.
Задача:изучить предметы быта, повседневных вещей, представленных в экспозиции, выявить особенности уклада верхнесергинцев, сравните с бытом жителейЦентральной России. Результат: Рассказ-картинка жизни одной из семей нашегопоселка. 3. 3.Революционеры поселка.
Задача:познакомиться с материалами о революционерах поселка.
Проверитьгипотезу: требования рабочих заводов центральной части России и рабочих заводаодинаковы.
Результат: Листовка от имени революционеров поселка с призывами, основными требованиями.Сформулированный аргументированный вывод по выдвинутой гипотезе.
3.Органы власти в первые годы Советской власти.
Найдитеинформацию об органах власти, созданных после октября 1917 г.,о людях,возглавивших Трудовой Совет.
Результат:Сообщение об органах власти и первых советских руководителях поселка. Всообщении рекомендуется привести примеры из истории других уральскихпоселений.
4.Герои гражданской войны.
Задача:узнать об участниках гражданской войны. Выяснить, были ли на территориинашего поселка части белых, красных, какие отряды были созданы в поселке.
Результат:Презентация в электронном виде.
5.Работа предприятий в первые годы советской власти.
Задача:собрать материал о работе завода в первые годы советской власти. Выяснить,где работали жители нашего поселка в первые годы советской власти, какиеорганизации, артели работали в поселке. При подготовке отчета использоватьматериалы музея и комнаты трудовой славы завода УралБурмаш.
Результат:форма делового отчета (цифры, факты, анализ).
В ходе работы над мини-проектами учащиеся обмениваются мнениями, способамидеятельности, каждый из учеников вносит свой индивидуальный вклад в выполнение задания. Взаимодействие учащихся с работниками музея-консультантамиспособствует формированию навыков сотрудничества, обогащает их познавательныйи социальный опыт.
