Организацияисследовательской и проектной деятельности как одно из требований ФГОС ООО
(выступлениеВинокуровой Елены Владимировны на семинаре «Реализация ФГОС основного общегообразования: итоги, проблемы, перспективы»)
Введение стандартавторого поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новыхформах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытойинформационно — образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностныйхарактер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Важно не простопередать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новымивидами деятельности.
В основе всевозможных форм и видовдеятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся дваосновных вида — это проект и исследование. Восновной школе организована учебно – исследовательская и проектная деятельность обучающихся как неотъемлемая часть образования по ФГОС ООО,способствующая повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Именнопрограмма развития универсальных учебных действий включает формированиекомпетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектнойдеятельности.
В стандарте ООО написано: «Программа УУД должна быть направлена… на формированиеу учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыковразработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатовисследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленной нарешение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
«Программаразвития УУД должна обеспечивать:…
1) формированиенавыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской ипроектной деятельности…
2) овладениеприемами учебного сотрудничества… в совместной учебно — исследовательской ипроектной деятельности».
В чем же заключаются особенностивключения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность:
1. Цели и задачи этих видов деятельностиобучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельностьдолжна быть направлена не только на повышение компетентности подростков впредметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей,но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
2. Учебно- исследовательская и проектная деятельность должна быть организована такимобразом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении созначимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходецеленаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подросткиовладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить отодного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельнойработы и сотрудничества в коллективе.
3. Организация учебно — исследовательскихи проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видовпознавательной деятельности. В этих видах деятельностимогут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованыличные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Рассмотрим как организуется учебно –исследовательская и проектная деятельность в ходе обучения в основной школе.
В 5 — 6 классах вучебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача. Наодном из семинаров наши педагоги представляли свой опыт по работе надпроектными задачами. Под проектной задачей понимается задача, в которой черезсистему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детскихдействий, направленных на получение еще никогда не существовавшего впрактике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которойпроисходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задачапринципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задачаустроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являютсяреперными точками, задать возможные «стратегии» ее решения. Фактическипроектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового(до этого неизвестного) результата. Отличие проектной задачи от проектазаключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются всенеобходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий итребуемых для их выполнения.
Педагогические эффектыот проектных задач: задает реальную возможность организации взаимодействия(сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самимизадачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок задеятельностью учащихся в группе; учит (без явного указания на это) способупроектирования через специально разработанные задания; дает возможностьпосмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способовдействий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначальноскрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Таким образом, в ходерешения системы проектных задач у младших подростков (5-6 классы) формируютсяследующие способности:
— рефлексировать(видеть проблему);
-анализироватьсделанное – почему получилось, почему не получилось;
— видеть трудности,ошибки);
-целеполагать (ставитьи удерживать цели);
— планировать(составлять план своей деятельности);
-моделировать(представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное иглавное);
— проявлять инициативупри поиске способа (способов) решения задач;
— вступать вкоммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
ПЗслужат инструментом оценки сформированности метапредметных и личностныхрезультатов. Оценка проводится путём экспертного наблюдения и оформляется ввиде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решениязадачи.
За годы обучения в 5-6классе каждый ученик становится участником урока по решению проектной задачи изкаждой предметной области.
На этапесамоопределения (7-9 классы) появляются проектные формыучебной деятельности, учебное и социальное проектирование.
Проектная форма учебнойдеятельности учащихся — есть система учебно-познавательных, познавательныхдействий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельныйпоиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) собязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.
Проектирование(проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, гдешкольники сами ставят цели своего проектирования. Она гораздо в меньшей степенирегламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности неприобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставяпрактическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства,причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным,т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мериломуспешности проекта является его продукт. Проектная деятельность именно наэтом этапе образования представляет собой особую деятельность, которая ведет засобой развитие подростка. «Ведущая деятельность» означает, что эта деятельностьявляется абсолютно необходимой для нормального хода развития именноподростков.
В школе применяютсяследующие формы организации учебно — исследовательской деятельности:
— Урочные занятия
• урок– исследование
• урок– лаборатория
• урок– защита исследовательских проектов
• урокоткрытых мыслей
• урок- проект
— Домашнее задание исследовательскогохарактера
— Внеурочные занятия:
• общешкольныесоциальные проекты (Проекты «Школьная спартакиада», «Минута славы», «Переменабез телефона», «Классная клумба» и др.)
• круглыестолы
• дискуссии
• дебаты
• интеллектуальныеигры
• конференции
• экскурсии
Сегодня вы побываете науроке истории в 9 классе, где увидите урок в проектной технологии.
Особое значение дляразвития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект.Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итоговогопроекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера.
Целями выполненияиндивидуального итогового проекта (ИИП) являются:
· Продемонстрироватьвыпускникам способность и готовность к освоению систематических знаний, ихсамостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
· Выявитьу школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
· Сформироватьу учащегося способность к решению личностно и социально значимых проблем ивоплощению найденных решений в практику.
· Оценитьу учащегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения иразвития.
· Определитьуровень сформированности у учащегося способности к самоорганизации,саморегуляции и рефлексии.
Задачами выполненияИИП являются:
· Обучениепланированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по еёдостижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
· Формированиенавыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящуюинформацию, правильно её использовать).
· Развитиеумения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
· Формированиеи развитие навыков публичного выступления.
· Формированиепозитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу всрок в соответствии с установленным планом).
Внашей школе работа над итоговыми проектами идёт уже второй год. Был разработани принят локальный акт «Положение обитоговом индивидуальном проекте обучающихся 9-х классов», с которым ознакомленыучащиеся и родители, методическим советом школы разработаныметодические рекомендации к оформлению итогового проекта. Данные документы былиразмещены на сайте школы. В сентябре 2018 года был проведен установочный семинар«Организация работы над итоговым проектом учащихся 9 классов» для педагогов,собрания для родителей «Итоговый проект — основная процедура итоговой оценкидостижения метапредметных результатов», классные часы для учащихся. Далее нашимдевятиклассникам простояло выбрать темы для своих итоговых проектов ируководителей работ. Не все учащиеся могут самостоятельно выбрать исформулировать тему. Поэтому каждому педагогу школы было предложено представитьформулировки тем по своему предмету с учётом следующих требований:
üТема должна быть интересна ребенку.
üТема должна быть актуальной.
üТема должна соответствовать возрастнымособенностям детей
üТема должна быть выполнима
üТема должна быть оригинальной
üТема должна быть быстровыполнимой
üТема должна быть доступной.
Затем был составлен список примерных тем и предложенучащимся. Этот список так же был размещён на школьном сайте. После того как всеученики совместно с руководителями работ и родителями выбрали темы итоговыхпроектов, был издан приказ по школе «Об утверждении тем и руководителей индивидуальныхпроектов учащихся 9 классов». Ученик ируководитель составляют индивидуальный план выполнения проекта, гдепрописываются этапы работы, виды деятельности на каждом этапе, планируемая датаисполнения и фактическая дата.
Руководители проектов контролируют ходвыполнения ИИП, оказывают консультационную поддержку обучающимся, обеспечиваютдоступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе. Зам. директора в последнюю средукаждого месяца получает информации от руководителей о ходе работы.
В январе прошёл семинар « Какподготовиться к защите итогового проекта». С 1 по 5 апреля 2019 года в школепрошла проектная неделя, где ученики в присутствии комиссии, учителей,одноклассников и родителей защищали свои работы. Тематика работ оченьразнообразна. Высокую оценку получили работы междисциплинарный проект «Социальнаясеть как основа современной культуры» ,«Отечественная война 1812 года», «Решение геометрических задач повышеннойсложности, «История восстановления имени», «Исследование экологическогосостояния воздуха в городе Яранске», «Изготовление прибора для демонстрациизакона сохранения энергии», «Исследование на решение задач на изготовленныхприборах. Простые механизмы», «География продуктов питания моей семьи», «Восстаниена Сенатской площади», «Творчество Роберта Бёрнса», «Эти странные англичане»,«Исторические традиции Великобритании», «Изучение динамики вакцинации и заболеваемостигриппом учащихся КОГОБУ СШ с УИОП г. Яранска», «Исследование состава чипсов иих воздействие на организм человека».
В мае на кругломстоле «Анализ работы по реализации индивидуальных итоговых проектов» мы подвелиитоги.
При выполнениипроектов наши ученики используют материалы нашего школьного музея и пополняютего фонды. В этом году это работы «Историявосстановления имени», «Яранская первая. Из истории Яранской женскойгимназии» выполненные на основе архивных материалов музея школы и работа «Фотографияна память…Вклад фотографов А.М. и С.И. Урванцевых в сохранении историиЯранского края». Данная работа выполнена в ходе реализации проекта «Трипоколения исследователей» Яранскойцентральной районной библиотеки им. г. Ф Боровикова, где наши учащиесязанимаются внеурочной деятельностью.
Девятиклассники,которые занимаются исследовательской и проектной деятельностью в другихучреждениях, а у наших ребят это Яранская центральная библиотека и дом детскоготворчества, получают зачёт за ИИП, если они публично представляют свою работу.Руководителями работ в данном случае являются представители данных учреждений иучителя школы. На эти работы также представляются следующие документы:
-индивидуальный план выполнения проекта (руководитель и ученик)
— паспортпроекта (заполняется учащимся)
— картасамооценки (заполняется учащимся)
— листоценки процесса подготовки и реализации индивидуального проекта (заполняетсяруководителем проекта)
—отзыв (заполняется руководителем)
В заключение хочу сказать, что учебно – исследовательская ипроектная деятельность ценна тем, что в ходе её обучающиеся учатся самостоятельноприобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Еслиученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты,делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровнялегче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущуюпрофессию, будет жить творческой жизнью.
