Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение № 101 г. Липецка
Сообщение на тему:
«Особенности организации
сюжетно – ролевой игры «Магазин»
(из опыта работы)
Подготовила воспитатель Шупарская Е.И.
2022г.
Особое место в деятельности дошкольника занимаютсюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокругсебя в жизни и деятельности взрослых
Сюжетно – ролевые игры позволяютразвивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживатьсяв образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большоезначение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньшеошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбнуюатмосферу. Чтобы ребёнок мог развиваться в соответствии со своими интересами,потребностями, в действиях, размышлениях и игре, необходима естественная,уютная и комфортная обстановка. Рационально организованная и насыщеннаяразнообразными игровыми материалами.
Подбор и хранение игрушек:
Для осуществления замысла всюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которыепомогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. С детьми младшего возраста для организации игры «Магазин» воспитатель предварительно готовитнесколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводит их в игру.Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Во время игры воспитатель всесвои действия сопровождает показом. Дети ориентируются на его слова и действия.Важно отметить, что в младших группах наиболее целесообразно хранить игрушкитак, чтобы они находились в поле зрения ребенка – в игровых уголках, ведьигрушка стимулирует игровой замысел малыша. Поэтому она должна быть видна идоступна.
В средней и старших группах такойнеобходимости нет .У детей старшего возраста в процессе игры развивается игровое содержание . В подборе игрушек они идут от замысла игры. В играхнаряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Чем дети старше, тем более требовательны они относятся кпредметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Но ониобязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения иподдерживать соответствующий порядок. В старших группах игрушки могут бытьскомплектованы по темам. Например, «Хлебный магазин», «Супермаркет», «Магазинодежды», «Книжный магазин».
Организация игры «Магазин» в младшемдошкольном возрасте.
Цель:ознакомление с трудом взрослых в продуктовом, овощном магазине, мини – маркете,супермаркете. Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду продавца.
Темы игры :«Овощи и фрукты», «Идем за покупками в магазин», «Экскурсия в супермаркет».
Оборудование:стол (имитация прилавка); наборы- муляжи овощей и фруктов, продуктов; корзинки,сумки, кошельки; касса, форма для продавца(фартук, чепчик); игровоеоборудование для отделов.
Игровые роли:продавец, кассир, покупатели.
Подготовка к игре:Экскурсия в магазин, чтение стихотворений о продавцах,отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций , дидактические игры «Овощи ифрукты» (лото), «Профессии», «Кому это нужно».
Организация любой сюжетно-ролевой игры вмладшем дошкольном возрасте начинается с подготовительного этапа.Наш подготовительный этап начался с приобретения и изготовления дидактическогоматериала. Использование данных игр и пособий поможет детям расширитьпредставления о профессии продавца, устройстве магазина и его оборудовании.
Дидактическая игра «Расскажи о профессии»поможет закрепить умение находить предметы, необходимые для определеннойпрофессии. В нашем случае – профессии продавца. Игра «Разрезные картинки» успешно формирует у детей представления о трудовых функциях работниковмагазина.
На подготовительном этапе мы используем дидактические игры «Кому это нужно», «Профессии». В усвоении новых знаний длядетей очень важен самостоятельный практический опыт.
Важны и целесообразны беседы о профессиипродавца, рассматривание картинок, рассматривание овощей и фруктов.
Подбор и изготовление атрибутов для игры.
Важным и нужным атрибутом является сюжетная кукла в костюме продавца. В уголкеряжения также необходимо иметь фартуки и головные уборы продавца и кассира по размеру детей в группе. В младшем возрасте используются готовые муляжифруктов, овощей, продуктов.
В старшем возрасте целесообразноиспользовать игрушки-самоделки. Для изготовления сосисок подойдут вискозныесалфетки . В качестве наполнителя мы использовали поролон и вату. Сыр можносделать из обычной поролоновой губки. При изготовлении таких игрушек ребенок преодолевает трудности, радуется успеху.
Из соленого теста можно изготовить прекрасноепеченье, бублики и баранки.
Выглядят они совсем как настоящие
Для имитации прилавка можно использоватьготовый фабричный макеты или соорудить его из подручных средств самостоятельно.
А сейчас мы в магазине. Всепродукты – на витрине.
Приходите, покупайте. Деньги в кассу отдавайте.
Для старших дошкольников в атрибутикунеобходимо включить таблички с надписями «Касса», «Овощи и фрукты», «Молоко»,«Хлеб» и пр. А также ценники и деньги в разном эквиваленте. Во второй младшейгруппе дети ещё не умеют читать, поэтому для обозначения отделов магазинаиспользуются картинки. А деньги заменяем символами. Это могут быть кружки,звездочки, квадратики и др. Чем выше стоимость товара, тем больше «денежек»нужно заплатить.
В ходе сюжетно –ролевой игры одним изосновных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя.Совместная игра с воспитателем способствует большей целенаправленности исодержательности действий детей. Воспитатель разговаривает с детьми, показываетим те или иные действия с игрушками. Роль, которую воспитатель берет на себя,служит примером для подражания. Это дает возможность объединить несколько детейдля совместной игры. Все это способствует развитию у ребенка воображения итворчества, речи и интеллекта. Ребенок начинает сам придумывать сюжеты игр ивидоизменять их по ходу действий. Благодаря этому мир человеческой жизнипредстает перед ним как огромное пространство возможностей.
Сюжетно-ролевая игра «Мини – маркет»
«За покупками в магазин»
Многоесть профессий разных,
важных,нужных и прекрасных.
Продавца,скажу друзья,
Обошливниманьем зря.
тыприходишь в магазин —
продавецтам есть один.
всёподскажет: что купить,
скольконадо заплатить,
подобрать,найти, примерить,
взвесить,завернуть, отмерить,
настроениеподнять,
сновав гости вас позвать.
сразувидно — молодец!