X-PDF

Из опыта работы педагога дополнительного образования по обучению игре на русских народных музыкальных инструментах.

Поделиться статьей

Изопыта работы педагога дополнительного образования по обучению игре на русскихнародных музыкальных инструментах.

 

Автор:Чупина Т.Г., педагог дополнительного

образованияМУДО ДДТ «Автограф» г. Нерехта.   

        

 

 

 «Человек,который не знает родной музыки, не может быть настоящим патриотом своей Родины».

                                                                                        В.А.Сухомлинский   

 

Одной из целей «Концепции развитиядополнительного образования в РФ до 2030г.» является следующая:  «В рамкахреализации дополнительных общеобразовательных программ художественнойнаправленности необходимо: содействовать эстетическому, нравственному,патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству,народному творчеству,  а также сохранению культурного наследия народовРоссийской Федерации». 

Я считаю, что первоначальноемузыкальное воспитание детей надо осуществлять с опорой на традиции народноймузыки и исполнения ее на народных музыкальных инструментах. Узнавая мирнародной музыки и инструментов, обучающийся попадает атмосферу прошлого.  Особыезвуки, тембры, мелодии затрагивают душу детей. Играя на народных инструментах,     ребенок раскрывает свои личностныекачества, самовыражается в творчестве.   Народные инструменты, как носители духовных ценностей и творческогопотенциала народа, воспитывают любовь и уважение к культуре своего народа.

К созданию ансамбля ложкарей в нашем городе Нерехтаменя вдохновило знакомство с творчеством знаменитого в 70-е годы ансамбля «Рязанские ложкари».   Долгие годы ансамблем руководил Первушин ВикторИванович. За время своего существования, коллектив дал более 800 концертов. В1971 году ансамблю было присвоено звание народного самодеятельного коллектива.Посмотрев выступление ансамбля по телевизору, я была в восторге от виртуозной,профессиональной игры  участников. Они играли такие сложные ритмические рисункина 2-х, 3-х и

4-хложках, которые, мне тогда казалось, я не смогу  освоить.

        В 1974 году, на тот момент мне было всего 7лет, на базе средней школы №-3 г. Нерехты под руководством Савиной ЗинаидыАлександровны был образован и начал свою творческую деятельность ансамбль ложкарей «Веснушки», участницей, которого я являлась на протяжении 10 школьных лет. Снарисованными веснушками, в нарядных костюмах мы выступали на всех школьных игородских смотрах, принимали участие в концертах, агитбригадах. Нас приглашалина праздничные, юбилейные мероприятия учреждений города. Кроме деревянных ложекмы играли и на других народных, музыкальных инструментах: бубны, треугольники,трещетки, различного вида погремушки, маракасы, колотушки т.д.  Вариации и  музыкальные композиции в основном исполнялись под аккомпанемент баяна игармошки.  Со временем появились в ансамбле и другие музыкальные инструментыэто: мини гармошки, свирельки, жалейки, губные гармошки, стеклофон , ксилофон ибалалайка. Позднее название ансамбля ложкарей «Веснушки»  изменили, и нашансамбль стал называться «Улыбка».  

Доступность народных инструментов,привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносила нам, младшимшкольникам, радость, желание побыстрее начать играть различные мелодии и большеузнать о традициях русской, народной музыкальной культуры. Именно тогда я всейдушой полюбила народную музыку.

           Закончив Ростовское музыкально-педагогическое училище в 1986 году, я совершенствовала свой опыт в практической деятельности, работая в различныхдетских коллективах города и района: Д.К. Лаврово, дс «Ласточка», Д.К.«Юбилейный». Вместе с ребятами и их родителями мы не только играли на русскихнародных музыкальных инструментах, но и сами изготавливали их из бросового иподсобного материала.

Уже более 30 лет я являюсь руководителем ансамбляложкарей «Улыбка» в средней школе №-3 , сменив на этом посту своего педагога и настоящегодруга – Савину Зинаиду Александровну. За это время я неоднократнопроводила мастер – классы для музыкальных руководителей д/с города. С 2015 годаявляюсь руководителем ансамбля «Горенка» в МУ ДО ДДТ  «Автограф» г.Нерехта. Бессменнымаккомпаниатором был и, остается по сей день, наш Нерехтский композитор, авторпесен: «Купола 7 церквей», «Нерехтчаночка», «Мой город» и др.- НиколайДмитриевич Оладов.

За годы своегосуществования ансамбль подготовил не одно поколение музыкантов, которыепродолжают работать с детскими и взрослыми коллективами в разных регионахстраны.

Детское объединение «Горенка», организуяобучение детей игре на русских музыкальных инструментах, осуществляет и важнуювоспитательную функцию.  

Одной из целей обучения является формированиеи развитие нравственно-патриотических чувств ребят.

Приобщая детей к народным инструментам я,как педагог, осуществляю реализацию следующих задач:

-создать условия для формирования у детейинтереса к русским народным инструментам;

-сформировать знания элементарных основрусской народно-инструментальной культуры;

— ознакомить их с различнымиинструментами;

— обучить простейшим умениям иприемам игры на русских народных инструментах, правилам пользованияинструментам;

-развить музыкальные способности – чувстворитма, тембровый слух, динамическое восприятие, музыкальную память;

-выявить и развить у детей индивидуальныетворческие способности.

-привить любовь к музицированию;

-привлечьдетей к активной творческо-исполнительской деятельности;

-воспитать гражданскую идентичность.

   Формирую удетей  навыки:

1. играть несложные мелодии индивидуальнои в ансамбле.

2. узнавать  по  тембру различные РНМИ.

3. овладевать приемами игры: правильнорасходовать дыхание, играя на   дудочках; приглушать звучание колокольчиков,треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, ложках ит.д.

4. играть в ансамбле, соблюдая общуюдинамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.

5. подбирать по слуху хорошо знакомыепесенки, прибаутки, считалки.

6. импровизировать несложные попевки.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

На первом этапе обучения  знакомлю детей с инструментами:ложками, трещотками, коробочками, рубелями, бубенцами, хлопушками, свистульками,свирелями, погремушками и др. Ребята слушают их  звучание. Много внимания уделяютрадициям и обрядами русского народа,   народным играм.

На втором этапе   приступаю к обучению детей игрена русских народных инструментах. Освоение инструментов идет с нарастаниемуровня сложности. Учу правильному обращению с инструментами, способамизвлечения звуков, усвоению ритмических компонентов.  При этом использую, практически,весь комплекс фольклора: сказки «Теремок», «Репка» и «Три медведя», где длякаждого сказочного персонажа создается свой ритмический рисунок; русскиенародные песни: «Метелица», «Ах вы сени», «Во саду ли в огороде», «Как у нашиху ворот»; игры, которые при изучении инструментального фольклора повышаютинтерес к занятию, снимают усталость.

На третьем этапе работы идет закрепление полученныхзнаний и умений, приобретение навыков оркестрового исполнения, развитиетворческих способностей, талантов детей.

Русские народные инструменты развивают у детейкоординацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – тембровый слух,музыкальную память, динамическое восприятие, интерес к музыкальнойдеятельности.

Игра на музыкальных инструментах может применяться в самых различныхусловиях – как на музыкальных занятиях с педагогом, так и в самостоятельноймузыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные инструменты входят в жизнь ребенка – егоежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяютих в исполнительский коллектив.

Учитывая   доступность и понятность русских народныхмузыкальных инструментов, включить их в музыкальные занятия не составляет никакого труда. А так как игра на этих шумовых инструментах не требуют никакоймузыкальной профессиональной подготовки, дети, играя на них, получают толькоположительные эмоции, испытывают радость от того, что они сами могут создаватьмузыку или дополнять ее. Воспитательноевоздействие на детей, в этом случае, многократно усиливается.

 Игра в оркестре, ансамбле дает очень хороший результат.    Практика работы с детским оркестром русскихнародных инструментов показывает, что младший школьный возраст являетсянаиболее благоприятным для восприятия народной музыки и приобретения первичныхнавыков игры в ансамбле, развития слуха, ритма.

Древние считали, что для абсолютного счастья человеку необходимославное Отечество. С этим нельзя не согласиться и самый благодарный путь –возрождение забытых национальных ценностей.

 Обучая игрена народных инструментах, обязательно включаю в занятие сведения  об истории ихпоявления, музыковедческий материал, отражающий роль народногоинструментального творчества в жизни разных слоев российского общества и др.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формированиябудущего гражданина. Черезорганизацию интегрированной познавательной деятельности, в которую входятувлекательные беседы, творческие задания, фольклорные игры, тематическиемузыкальные занятия, развлечения, утренники, посвященные народным праздникам, яподдерживаю интерес обучающихся к народной культуре, уважение к своим истокам,любовь к Родине.

   Дети, а порой и их родители, впервые узнают, какпроводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражаетсярусский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность.

Подчиненные ритму природы, народные праздники – неиссякаемыйисточник не только русских традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.Знакомство с ними обогащает детскую душу. А какой праздник без русских народныхинструментов. Звучание  этих инструментов завораживают и окунают в мир любви ирадости. Форма, орнамент, звук этих инструментов целиком погружают ребенка вкультуру своего народа.  Они становятся не только средствомхудожественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любвик своей Родине, природе, народу и быту.  

Хотя учебный процесс идет на основе коллективных игрупповых форм обучения, внимание уделяется каждому обучающемуся. Это позволяетмне, как  педагогу, не только научить игре на инструменте, но и развитьспособности ребенка, вовремя разглядеть его таланты. Родители считают, чтозанятия способствуют не только освоению новых знаний и умений, но и формируюттакие личностные качества как: усидчивость, ответственность, толерантность, коммуникабельность,доброту. Дети в процессе соприкосновения с истоками народной музыки серьезнееотносятся к наследию прошлого своего народа.

          Вместе с воспитанникамив оркестре играю и я.  Это является хорошим стимулом для обучающихся. Многовнимания уделяю подбору «музыкального материала», стремлюсь к тому, чтобы онбыл не только художественным и увлекательным для детей, но педагогическицелесообразным и выполнял определенную воспитательную роль, вызывал у ребенкаопределенное настроение, образы, формировал черты характера.  

Частородители участвуют в досуговых мероприятиях вместе с детьми. Система таких праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту почву, накоторой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь,гордость за своих родных, укрепление межпоколенческих связей.

Особоевнимание уделяется  подготовке  сценическо — обрядовых праздников. Такиесобытия открывают перед воспитанниками новые страницы истории, приобщая   их к традициям  народной культурыи творчества. Подготовка и проведение таких праздников активизируеттворчество  детей, несёт в себе хороший  воспитательный потенциал, формируятакие качества как гражданственность и патриотизм, уважение и толерантность ктрадициям и обычаям  народов  разных  культур.    

Длярасширения кругозора детей, знаний о русском фольклоре и народной культуре, мыпосещаем музеи народного творчества, просматриваем видеоматериалы о народноймузыкальной культуре и искусству, а также выступление  различных творческихколлективов нашего города и др.          

Воспитательная работа  включает тематические мероприятия,творческие встречи, концертные программы, которые дают возможность обучающимсяреализовать себя, развить художественно – коммуникационные компетенциисотворчества с другими  коллективами и  учреждениями.

Занятия в ансамбле дают позитивныерезультаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстроребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Они искренне радуютсякаждому удачно исполненному ими произведению.

На занятиях детям очень интересно играть вмузыкально-дидактические игры, слушать и профессиональное исполнение наинструментах. Но так как дети еще очень малы и быстро утомляются, то ислушать рекомендуется детские произведения. Любимое занятие – отгадывать загадки.  Они способствуютразвитию логического мышления, воображения. Обучающимся нравиться исполнятьчастушки на различную тематику, Охотно исполняют частушки собственногосочинения, аккомпанируя себе на ударно-шумовых инструментах.

Большое удовольствие доставляют«публичные» выступления перед родителями на праздниках и развлечениях, наоткрытых занятиях перед гостями.

Репертуар ансамбля  разнообразен: вариации на тему русских, народных мелодий, военных песен, мультипликационных фильмов, цыганскихнаигрышей, вариации на классические произведения и т.д.  

Народная музыка составляетосновную часть репертуара ансамбля русских народных инструментов. Репертуар,состоящий из легких обработок русских народных песен («Во поле береза стояла»,«Во саду, ли в огороде», «Ах, вы сени») позволяет учащимся 7 – 8 летпознакомиться с народным инструментальным творчеством. Простая аранжировка даетвозможность  не только сольно исполнить на музыкальном инструменте (балалайка, металлофон), но и участвовать в составе ансамбля. Учащимся второго ипоследующих годов обучения подбирается репертуар, соответствующий их возрасту,технической подготовленности. Разнообразие репертуара (классика, обработкинародных песен современными авторами, произведения военной тематики, обработкидетских песен) помогает воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, даетвысокие ориентиры в жизни и углубляет чувство патриотизма.

Сложность подбора репертуара  состоит в том, что в ансамбле играют дети без музыкального образования, асостав ансамбля может меняться. Поэтому педагогу приходится самостоятельноделать аранжировки, произведений,   подбирать фонограммы. Очень важно, чтобыизучаемый и исполняемый репертуар нравился обучающимся. С музыкальнымрепертуаром они знакомятся через прослушивание аудиозаписей, видео просмотров,посещение виртуальных концертов с дальнейшим анализом и обсуждением музыкальныхпроизведений, манеры и техники исполнения.

В программу  «Горенка» оченьорганично вписывается блок развития творческого мышления. Данная технология позволяет сочетатьпознавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, чтопозволяет обучающимся успешно решать творческие и социальные задачи.

Применяемые методические приемы -эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск, позволяют получитьнеплохие  результаты. Ансамбль РНМИ  участвует в культурно – просветительскихмероприятиях Дома детского творчества, муниципалитета. Ансамбль «Горенка»принимает участие в конкурсах различного уровня.

Таким образом, систематичность в подходах к работе, варьированиеразнообразных методических приёмов, планомерное выполнение поставленных задач,последовательное изучение новых русских народных инструментов, многократноеиспользование знакомого репертуара, постепенное усложнение его,дифференцированный подход к детям, помощь педагога, заинтересованностьродителей – позволяют достичь положительных результатов в приобщении детей крусской народной культуре, воспитать гражданина. Игра на РНМИадаптирует детей  в социуме, развивает у них мобильность, динамизм,конструктивность.

Мир искусства. Мир творчества. Мирдетства. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Поэтому когда ребенокидет по пути постижения прекрасного, создавая красоту своим творчеством, несущимпозитивную энергию, то можно быть уверенным, что и в будущем он выберет длясебя путь созидательной деятельности и активной жизненной позиции.

Список литературы:

1. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомстводетей с русским народным творчеством. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 115 с.
2. Вопросы методики музыкального воспитаниядетей. – М.: Музыка, 1975. – 128 
3. Энциклопедический словарь юного музыканта /Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с.

 4. Пинягина И.Ю. Роль классической музыки вформировании личности: Уфа, 2014.-150

Информационные ресурсы

1.http://vestnik68.ru/201805225732/glavnaya/v-ilovay-dmitrievskom-filiale-pervomayskoy-shkoly-sostoyalsya-vecher-pamyati-imperatorskoy-semi-uchastie-v-kotorom-prinyal-episkop-michurinskiy-i-morshanskiy-germogen.html

2. http://vestnik68.ru/201805185713/glavnaya/segodnya-v-pervom-korpuse-pervomayskoy-shkoly-torzhestvenno-provodili-v-armiyu-pervomayskih-prizyvnikov.htm

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет