X-PDF

Из опыта работы: Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельностий

Поделиться статьей

 

«Развитие интеллектуальных и конструктивных

способностей  детей дошкольного возраста посредствомконструктивной деятельности»

Введение.                                                                                                                    Однимиз основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО,становится «формирование познавательных интересов и познавательных действийребенка в различных видах деятельности»  [10,ст. 1.4, п.7]. Деятельность детей в детскомсаду многообразна. Это позволяет поддерживать у детей интерес к творческойдеятельности, осуществлятьвсестороннее развитие. Одним из видов деятельности являетсяконструирование.                                                                                                                                                                                                        Конструктивнаядеятельность развивает логическое, творческое, наглядно-образное, практическое,теоретическое, техническое мышление. Все они начинают формироваться вдошкольном возрасте. Дошкольное образование тоже должно соответствовать целямразвития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности,  изучения новых технологий, которые пригодятсяв будущем. Следовательно мышление дошкольников можно и нужно формировать наоснове научно-технической деятельности, например, такой как конструирование. Онопозволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Даже если нетконструктора, дети создают игровое пространство из того, что есть под рукой.   

Особенностиконструктивной деятельности.                          Конструирование (от латинскогослова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различныхпредметов, частей, элементов.                                                       Поддетским конструированием принято понимать создание разных конструкций, моделейи построек из строительного материала и деталей конструктора, бросового иприродного материала, бумаги и картона и др.                                                                                                Занятия конструированием теснейшим образомсвязано с чувственным и интеллектуальным развитиемребенка.                                                                    Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точностицветового восприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта,пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличаетсяот других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов;начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление;учатся представлять предметы в разных пространственных положениях, мысленноменять их взаимное расположение.                                                                                                 Конструктивнаядеятельность предполагает развитие таких мысленных процессов, как анализ,синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельностьпредполагает общение, объяснение своего конструктивного решения), всё это суспехом реализуется в работе с конструктором нового поколения. 

 Мною был разработан долгосрочный проект «Архитекторы», направленный развитие интеллектуальных и конструктивных способностей  детей дошкольноговозраста посредством конструктивной деятельности.

В ходе реализации проекта решалисьследующие задачи:

Цель: созданиеусловий для развития интеллектуальных и конструктивных способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования.                                                                                                             Задачи: Формирование умений, навыковконструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач,знакомство с видамиконструкторов.                                                                                          Способствовать развитию конструкторских, инженерных навыков.                 Развивать мелкуюмоторику, пространственное мышление, воображение,творчество.                                                                                                 Способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, начатое делодоводить доконца.                                                                               Воспитывать интерес к различным видам конструирования.                       Повысить компетентность родителей в вопросах развития конструктивноготворчества через привлечение к совместной образовательной деятельности с детьмии реализацию детско-родительских проектов.                                                 

Содержаниеработы.                                                                                                                                Методы иформы организации конструктивной деятельности.   Поставленныезадачи активно решались в процессе проведения специально-организованныхзанятий, в совместной деятельности и самостоятельной конструктивнойдеятельности, возникающей по инициативе самих детей. Для этого в группе былсоздан центр конструирования. Достаточно широко использовалась  такаяформа, как посещение выставок, экскурсий по городу, просмотр презентаций.                                                                                                         В «Центреконструирования» имеется  строительный материал: как мелких размеров так икрупных:                                                                                                                                   Плоскостныенастольные конструкторы;                                                                                       Малые настольные деревянные и пластмассовыеконструкторы;                                        Магнитныеконструкторы;                                                                                                     Напольные крупногабаритные конструкторы;                                                                     Деревянныеконструкторы;                                                                                                          ЛЕГО — конструкторы напольные и настольные и другие современные видыконструкторов.                                                                                                            Дляобыгрывания построек  подобраны мелкие игрушки, схем построек.                Впроекте  выделила  основные  виды конструирования, которые играют огромную рольв развитии мышления у детей и с которыми мы работали с детьми:                                                                                                                               1. Конструирование по образцу (или по предмету);                                                      2.Конструирование по модели;

3.Конструирование по заданным условиям; проектирование.                                   4. Конструирование по чертежам и наглядным схемам.                                             5.Конструирование по теме.                                                                  Конструирование по образцу. Дети вместе со мной анализируютконструкцию образца, выясняют, из каких деталей он состоит, порядок и приёмывыполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия.

1)рассматривание объекта в целом, определение его назначения; общаяхарактеристика («на что похож»);

2) выделениеосновных частей (их количество, названия, форма, материалы);

3)установление пространственного расположения частей;

4) выделениеосновных деталей в частях (количество, название, форма, материалы);

5)установление пространственного расположения деталей.

Конструированиепо модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельностьвоспитанников.

Модель, как иобразец, является для детей ориентиром в работе. Однако в отличие от образцаона не даёт такого наглядного и подробного представления об устройстве изделия,а предполагает, что ребёнок должен выявить его самостоятельно путём мысленногоанализа.

Конструированиепо заданным условиям – это один из самых творческих видов конструктивнойдеятельности детей, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. Этотвид конструирования является самым сложным, поэтому целесообразно заниматься имв более старшем возрасте, вместе со взрослыми.

Конструированиепо чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздавались внешние и отдельныефункциональные особенности реальных объектов, возможности для развитиявнутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешнореализовывались при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей,отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированиюпо схемам и чертежам. В результате такого обучения у детей развивалось образноемышление и познавательные способности, т.е. они начинали конструировать иприменять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новыхобъектов.

Конструированиепо теме. Детям предлагала общуютематику конструирования. Они сами создавали замыслы конкретных построек изконструкторов и способов их осуществления. Основная цель конструирования позаданной теме — актуализация и закрепления знаний и умений.                                                                                                                                     Вразвитии конструктивного творчества следует идти от простого к сложному.Сначала учила детей строить по образцу не сложные мосты, заборы, дома, гаражи,крепости. А в дальнейшем давала задания преобразовывать конструкцию в ширину,высоту, с увеличением этажей, перегородок, но соблюдая требования постройки ифункциональное назначение. Такие задания развивают сообразительность.                                        С постепенным усложнением конструкций необходимо проводить ииндивидуальную работу для закрепления умений конструировать. Так в начале детиучатся строить машины с учётом назначения, а именно: для машин, везущих большойгруз, — высокие борта, а для небольшого груза низкие борта.                                                                                                               Когда дети овладели конструктивными навыками, немного усложнила задачи.Для этого  провели экскурсию по микрорайону, чтобы обратить внимание на жилые иобщественные здания, на их различия в архитектуре, на форму, этажность,показать, что их красота определяется архитектурой сооружений и способом ихрасположения на улице, площади; проанализировать пространственное расположениезданий, и их архитектурные особенности.                                                               Сфотографировали увиденное, оформили альбом с фотографиями городскихзданий, презентацию, а после ещё раз рассмотрели фотографии и проанализировали.                                                                                                              По структуре и по способам конструирования образцы новые,опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированиюявляется сложной. Поэтому мышление и воображение во время игры имеют творческийхарактер.

  Дошкольники должны сначала мысленно представить конструкцию испланировать её, затем лишь приступить к её осуществлению. Например, предложитьдетям помечтать, представить, что он архитектор и дать задание построитьмикрорайон, в котором есть дома, супермаркет, поликлиника, игровая площадка.Необходимо сказать, что над проектом будут трудиться архитекторы со своимипомощниками. Они должны договориться в каком месте и какие постройки будутстроить и сделать рисунки будущих объектов. После составления, показа схем иобсуждения предложенного строительного материала начать сооружать постройки.Одна подгруппа детей  решила построить жилые многоэтажные дома, втораяподгруппа – библиотеку и музей. Для основания будут использовать кубики и“кирпичи”, пластины разной длины, оставят просветы для окон, сделаютперегородки на определённом расстоянии, образую квартиры, чтобы можно былопоместить кукол и обыграть.                                                                                                        Третья подгруппа  строит магазин «5»,  детскую поликлинику.После окончания дети  объединили свои постройки в одну под названием “Город”,подобрав игрушки: кукол, машины, фигурки людей, деревья, знаки по правиламдорожного движения. Дети долго  играют, развивая сюжет, обогащая его новымизамыслами. Мы не разбираем постройку и дети продолжают играть и на следующийдень.                                                                  Большое значение для детей имеет пример окружающих. Поэтомуследует использовать элемент соревнования для возрастания активности, воли кпобеде.

Заключение

Подводя итог, можносказать, что в ходе реализации проекта «Архитектор», конструирование,по сравнению с остальными видами деятельности развивает технические способностиребенка, а это имеет большое значение для общего развития личности;   впроцессе конструктивно-технической деятельности у ребенкаформируются такие качества, как инициативность, самостоятельность,наблюдательность, любознательность, находчивость, развитиеинтеллектуальных и конструктивныхспособностей.                                                                                 Конструкторы нового поколения нетолько помогают формировать у детей умение конструировать самостоятельно итворчески, а в процессе творческой деятельности изменяет форму и способ мышления, личностные качества, способствует всестороннему полноценномуразвитию ребёнка.

Анализрезультатов работы с родителями, установились партнерские отношения, врезультате которых в группе продолжает создаваться единое образовательноепространство. Планируем свое дальнейшее продолжение.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     1.Давидчук А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества. – М.,2010.

2.     2.Емельянова И.Е. Лего-конструирование как средство развития одаренностидетей дошкольного возраста / И.Е. Емельянова // Начальная школа плюс до ипосле. – №2. – 2012. – С. 48–52.

3.     3. КайеВ.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5–8 лет. Методическоепособие / В.А. Кайе. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

4.     4.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа иметодические рекомендации / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез,2009. – 64 с.

5.     5. ЛиштванЗ.В. Конструирование. – М.: Наука, 2014. – 2011.

6.     6.Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детскомсаду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия,2012. – 192 с.

7.     7.Погодина С.В. Теория и методика развития детского избразительноготворчества: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /С.В. Погодина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия,2012. – 352 с.

8.     8.Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3–7 лет /О.Ю. Старцева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет