Рольдидактических игр в ранней профориентации дошкольников
Дидактическаяигра представляет собоймногоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровымметодом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровойдеятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Именнодидактические игры позволяют ребенку осознать общественную значимость трудавзрослого, структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда,инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Каквсе мы знаем, дидактические игры делятся на три основных вида:
-игры с предметами;
-настольно-печатные игры;
-словесные игры.
Чутьподробнее остановлюсь на каждом из этих видов.
Игрыс предметами подразумеваютиспользование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиямивзрослых.
Например,в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметоввыбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующейодежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу наработу», «Соберём ящик с инструментами».
Настольно-печатныеигры бывают нескольких видов:
1) подбор картинок по парам,
2) подбор картинок по общему признаку,
3) составление разрезных картинок напрофессиональную тему.
4) запоминание состава, количества расположениякартинок.
5) описание, рассказ пор картинке с показомдействий, движений.
1) подбор картинок по парам,
Самое простоезадание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенноодинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки нетолько по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки сизображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, детидолжны выбрать две другие картинки.
2) подбор картинок по общему признаку,
например, «Что нужнодоктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующимипредметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результатопределённой трудовой деятельности;
3) составление разрезных картинок напрофессиональную тему.
Для решениядидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могутбыть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствуетразвитию у детей логического мышления.
4) Запоминание состава, количества расположениякартинок.
Например, в игреОтгадай, какую картинку спрятали? Дети должны запомнить содержаниекартинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективноспособствует развитию памяти.
5) Описание, рассказ пор картинке с показомдействий, движений.
Задачи: развитиеречи детей, воображения, творчества. Например, игра Отгадай, ктоэто? Ребенок изображает звук и движение задуманного.
Словесные игры,
например «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию»,«Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями изпрофессиональной сферы.
Таким образом, игра является важнейшим средствомразвития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средствомзнакомства детей с профессиями взрослых.
Морозова М.А., воспитатель