ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЬ
«ИНСТИТУТРАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДАСЕВАСТОПОЛЬ
«ДВОРЕЦДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Мастер-классдля учителей
технологиии педагогов дополнительного образования объединений
декоративно-прикладногоискусства образовательных учреждений города Севастополь
Тема:««Изготовление украшений из фоамирана иатласных лент на занятиях творческих объединений декоративно-прикладногоискусства ГБОУДО «ДДЮТ»
Подготовили:педагог дополнительного образования
СуседькоВладислава Александровна,
творческоеобъединение «Бумажная флористика»,
педагог дополнительного образования
ГалузинскаяСветлана Валерьевна,
творческоеобъединение «Имидж»
г.Севастополь
Февраль2023 г
Перваячасть мастер-класса. Теоретическая.
1. Вступление.Презентация по теме: «Из истории украшений»
(Педагог дополнительногообразования Суседько В.А.)
Уважаемые коллеги! Мы рады приветствоватьвас на нашем мастер-классе. В мире существует множество разнообразныхукрашений – весь ассортимент и не перечесть. Это браслеты, кулоны, медальоны,часы, кольца, цепочки… Любое украшение может рассказать что-то о носительницеданного предмета, или же полностью отразить её внутренний мир, чувство вкуса. Созданиеукрашений — это искусство, восходящее к далеким временам и развивающеесястолетие за столетием и дошедшее до настоящего времени в том виде, в котороммы знаем его сегодня.
Сейчас мы совершим с вами короткуюпрогулку по истории возникновения и развития украшений.
Презентация по теме: «Изистории украшений»
История украшений ведетсвое начало с найденного в Южной Африке колье, сделанного из ракушек. Помнению археологов, оно было изготовлено около 75 тысяч лет назад. Сложносказать, кому оно принадлежало. Это было, скорее, не украшение, а распознавательныезнаки или оберег от злых духов. В те времена предназначение аксессуаразаключалось в том, чтобы можно было получить ценную информацию о владельце, оего положении в обществе — социальном статусе. Первобытные люди понимали, чтоукрашения могут выделять из толпы.
Украшение делали изкамней, костей, клыков и сухожилий животных.
Это были довольно примитивные браслеты и бусы,застежки для одежды из кости.
Считается, что первыеукрашения на себя надели египтянки. Из мягких пород камня мастера вырезалиамулеты, обереги в виде сердца и глаз, бусы. Потом эти изделия стали делать неиз простых, а из настоящих драгоценных камней. Как выглядели женщины в такихукрашениях, мы можем увидеть сегодня в музее изобразительных искусств Каира.Здесь хранится статуэтка, которую обнаружили в древнеегипетском захоронении(2700 — 2500 лет до н.э.) Молодая женщина по имени Нофрет была женойегипетского принца Рахотепа. На её груди — ожерелье из разноцветных камней:изумрудов, сапфиров, рубинов. В гробнице египетского фараона Тутанхамонаобнаружено множество предметов, украшенных бирюзой и лазуритом. Священный жук-скарабейна нагрудной подвеске фараона вырезан из полудрагоценного зеленого камня.
В греческом жеювелирном искусстве большую роль играл культурный символизм, поэтому драгоценностиэтого периода олицетворяли собою мифологические, героические и религиозныесцены из жизни этноса; распространена была скульптура в миниатюре.
Ювелирныеукрашения периода Ренессанса
Всё искусство в периодРенессанса достигло нового уровня. Акцент делают на красоту ювелирных камней,которыми декорировали украшения. Стали больше обращать внимание на цветдрагоценных камней, их блеск и сияние. Впервые в истории начали использоватьбриллиант. Это повлекло за собой поиск методов и подходов к его обработке.
Шли времена, сменялисьэпохи, и человечество продолжало совершенствоваться в создании произведенийювелирного искусства. Появляются ювелирные цветочные творения, орнаментныеформы, растёт интерес к живописным эффектам. Стиль барокко диктуетювелирам помпезность украшений (до середины XVIII века), пока мир не «покорили»изящные, тонкие, оригинально оформленные украшения в стиле рококо.
В моду входят броши иэгретки в виде букетов, каскадов, огромную популярность приобретают бриллианты,в связи с чем, появляется классическая бриллиантовая огранка.
Всё это конечнопрекрасно, но только одно обстоятельство расстраивало ювелиров: плодами ихтруда могли воспользоваться только состоятельные люди. А что было делатьостальным? Не секрет, любой женщине хочется быть неотразимой… Выход нашёлся.Стеклянные имитации драгоценных камней были известны ещё в древности. В XVIIIвеке об этом и вспомнили. В Европе появились новые украшения, которые назвалибижутерией.
Драгоценностина Руси
На Руси культура драгоценныхкамней существовала всегда. Замечательные памятники «византийского стиля»представляет искусство Древней Руси. Древнерусские мастера владели многимитехниками ювелирного дела: сканью (или филигранью), басмой (тиснением),чеканкой. Конечно, камни были дорогие, и позволить себе их могли только царскиеи княжеские семьи. Самоцветами украшали одеяния монархов и князей, ризыцерковнослужителей и иконы.
ДрагоценностиДревней Руси IV-XVII вв.
При Петре I началосьосвоение Урала. В 1720 году находят топаз, аквамарин, мрамор и яшму. ИменноПётр I издал указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», признав, чтонаиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царскойфамилии, но и всего Российского государства. Таким образом, Пётр I заложилоснову Алмазного фонда России, который сейчас представлен в музее МосковскогоКремля (в здании Оружейной Палаты). Алмазный фонд – это собрание уникальныхсамородков драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий, имеющихисторическое и художественное значение. Большую ценность представляют короныимператорских особ. Начиная с 1872 года и до падения империи, все российскиеимператоры короновались знаменитой Большой Императорской короной РоссийскойИмперии.
В настоящее время укаждой представительницы прекрасного пола есть украшения на «каждый день» изаветная шкатулочка с настоящими драгоценностями. Сейчас можно увидетьбесконечное разнообразие стилей, направлений, комбинаций в индустрии украшенийи смело можно сказать о том, что история украшений никогда не закончится, и вовсе времена мастера будут радовать нас своими уникальными работами снезабываемыми сочетаниями цветов, текстур, комбинированных материалов.
В образовательной программенаших творческих объединений включены разделы по изготовлению украшений.Сегодня на нашем мастер–классе мы познакомим вас с техникой «канзаши», которуюиспользуем при изготовлении украшений из атласных лент, с техникой изготовлениябукетов цветов из фоамирана. Эти техники легкодоступны детям и вы можетеиспользовать их на своих занятиях в школе.
Изделия можно сделатьосновой заколки, превратить в брошь или создать красивый букет дляукрашения предметов интерьера.
Цветы можно выращивать,а можно создавать своими руками из различных материалов.
А теперьмы с вами переходим непосредственно к практической работе.
Втораячасть мастер-класса. Практическая работа.
Цель:ознакомить с техниками изготовления украшений и применить их в практическойработе.
Задачи:
1.Поэтапное выполнение практической работы поизготовлению броши -мини букета, из фоамирана.
2. Поэтапное выполнение практической работы по изготовлениецветка хризантемы из атласных лент в технике «канзаши».
Материалы:
1.Для выполнения броши — мини букета из фоамирана: фоамиран, фольга, проволока,термопистолет, стержневой клей, ножницы, цветные тычинки, атласные ленты,гофрированная бумага, фурнитура, кисточки, Pan пастель.
2.Дляизготовление цветка хризантемы из атласных лент втехнике «канзаши» необходимо: атласные ленты, фетр, ножницы, щипчики,термопистолет, стержневой клей, полубусинки, свечи, фурнитура.
Иллюстрационныйматериал: образцы для показа, выставочный фондтворческих объединений, инструкция.
Техническиесредства: ПК, телевизор.
Ходпрактической работы
1. Организационный момент.
2. Демонстрационная часть. Образцы (брошь — минибукет из фоамирана). Материалы.
3. Комментирующая часть по ходу практическойработы (поэтапный показ).
3.1.Выполнениепрактической работы по сборке букета цветов.
3.2.Тонировка цветов (поэтапный показ, выполнениепрактической работы).
3.3.Декорирование изделия (поэтапныйпоказ, выполнение практической работы).
4. Демонстрационная часть. Образцы (цветокхризантемы из атласных лент). Материалы.
5. Комментирующая часть по ходупрактической работы (поэтапный показ).
5.1 Изготовление цветка хризантемы изатласных лент в технике «канзаши».
5.2.Декорирование цветка хризантемы(поэтапный показ, выполнение практической работы).
6. Просмотр работ.
7. Подведение итогов мастер-класса. Выставкаработ.