X-PDF

Изменение глаголов по падежам

Поделиться статьей

Урок127
Изменение глаголов по временам

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с особенностью изменения глаголов по временам; совершенствовать умение определять время глаголов; способствовать развитию навыка правильно записывать диалог; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с особенностью изменения глаголов по временам; научатся находить глаголы в тексте; определять
время глаголов; задавать вопросы к глаголам; выполнять звуко-буквенный анализ слова; правильно списывать диалог

Метапредметные УУД

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

 


 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

II. Актуализация знаний.

 

Минутка чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Выделите окончания имен прилагательных, обозначьте падеж.

 Выполняют чистописание.

В ясн (В. п.) морозн (В. п.) утро в лесу
под снежн
(Т. п.) шапкой дремлет ель.

 

 

-Прочитайте слова.

Су…ота, ре…ька, кро…ка, завя…ка, шо…е, па…ажир, те…итория, шу…ка, ба…ейн, чу…кие.

-На какие две группы их можно разделить? (слова с парными согласными в корне и слова с удвоенными согласными)

-Как проверить слова первой группы? ( изменить их так, чтобы после сомнительного гласного стоял гласный звук)

-Как проверить слова второй группы?(Никак. Написание этих слов нужно запомнить)

-Запишите слова по группам и допишите по два слова в каждую группу.

 

 

 

 

 


 

III. Сообщение темы
урока.

 

-Прочитайте предложения.

Кассир продал пассажиру билет на поезд.

Кассир продает пассажиру билет на поезд.

Кассир продаст пассажиру билет на поезд.

-Чем похожи предложения? Чем они отличаются? (В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором – действие, которое происходит в данный момент, в третьем- действие, которое будет происходить)

-Форма какого слова изменяется при этом? (Глагол)

-Что изменяется у глагола? (Время)

Проводит игру «Знаю – хочу узнать».

– Я буду зачитывать вам информацию о глаголе. Если эта информация вам знакома, то вы хлопаете в ладоши, если не знакома и вы хотите ее узнать – поднимаете руки.

1. Я занимаю второе место по частоте употребления в речи.

2. В предложении являюсь сказуемым.

3. Я называю слова, обозначающие действия
предметов.

4. С частицей «не» меня пишут раздельно.

5. Могу изменяться по числам.

6. У меня есть род, спряжение, время.

– Итак, грамматические признаки глагола, упо-
мянутые в последнем пункте, вам не знакомы.
Из всех грамматических признаков, которые вам хотелось бы узнать, мы рассмотрим пока только

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают кроссворд.

Вопросы к  кроссворду.

1. Синоним слова «блестеть».

2. Синоним слова «трудиться».

3. Синоним слова «хотеть».

4. Антоним слова «разморозить».

5. Глагол со значением «сажать семена в землю».

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

 

 

 

IV. Объяснение нового
материала.

 

один. А какой – узнаете, решив кроссворд.

– Какое получилось слово в выделенном столбце?

– Как связаны понятия «глагол» и «время»?

– Как вы понимаете значение слова «время»?

-Назовите тему и задачи нашего урока.

– В языке время – это один из грамматических признаков глагола, указывающий на отношение действия к моменту речи.

– Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

 

Читают выделенное слово: «время».

– Глаголы изменяются по временам.

– Время – это часы, дни, сутки, времена года

http://images.myshared.ru/178889/slide_19.jpg

 

IV. Работа по теме урока

 

Упражнение 146 с.71

– Прочитайте стихотворение В. Солоухина.

– Найдите глаголы. Расскажите о выделенных
глаголах по плану.

– Выпишите из стихотворения глаголы. Укажите над каждым глаголом время.

Вьюга – [в’й’уга] – 2 слога.

в – [в’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;

ь – [ ];

ю – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный; [у] – гласный, ударный;

г – [г] – согласный, глухой парный, твердый парный;

а – [а] – гласный, безударный;

В слове «вьюга» 5 букв, 5 звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

упражнение 147

– Прочитайте выразительно диалог. Кто с кем
ведет разговор? Приходилось ли вам убеждаться в правильности маминых слов?

– Спишите диалог. Проверьте себя. Подчеркните глаголы. Определите их время.

Кончится – наст. вр., потекут – буд. вр., навострили – прош. вр., готовим – наст. вр., снятся – наст. вр.

Рассказывают о выделенных глаголах.

Потекут – глагол будущего времени, обозначает действие, которое будет происходить после
момента речи, отвечает на вопрос «что сделают?».

Навострили – глагол прошедшего времени, обозначает действие, которое произошло до момента речи, отвечает на вопрос «что сделали?».

Готовим – глагол настоящего времени, обозначает действие, которое происходит в момент речи, отвечает на вопрос «что делаем?».

Делают вывод: время – это категория глагола, которая выражает отношение времени действия
к моменту речи. В русском языке существуют три формы времени: настоящее, прошедшее будущее. Способность глагола образовывать формы времен зависит от его вида. Глаголы совершенного вида образуют формы прошедшего времени, будущего простого. Глаголы несовершенного вида образуют формы настоящего времени, прошедшего, будущего сложного

 

Списывают диалог. Подчеркивают глаголы, определяют их время.

– Что это значит, мам: тайное становится
(наст. вр.) явным?

– А это значит, что, если кто-то поступает
(наст. вр.) нечестно, всё равно про него это узнают (буд. вр.), и будет (буд. вр.) ему очень стыдно, и он понесет (буд. вр.) наказание.

 


V. Закрепление изученного

Проводит самостоятельную работу.

– Выпишите глаголы: 1-й ряд – в форме прошед-шего времени, 2-й ряд – в настоящем времени,
3-й ряд – в будущем времени. Укажите время
глаголов.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег, 

Бегут, и блещут, и гласят…

                            Ф. Тютчев

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе, 

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

                            А. Пушкин

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

                            Н. Некрасов

-Спишите текст.

Речушка замерзла. На быстрине над полынью поднимается пар. Речка дышит. От её холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.

-Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

-Какой частью речи является подлежащее?

-Какой частью речи является сказуемое?

-Определите время глаголов.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выписывают глаголы, указывают время.

Ключ

1-й ряд:

Стояла, ждала, выпал – прошедшее время.

2-й ряд:

Белеет, шумят, бегут, будят, блещут, гласят –
настоящее время.

3-й ряд:

Задумаю, упрячу, построю, построит – будущее время.

 

 

 


 

VI. Итог урока. Рефлексия

 

– Что нового узнали на уроке?

– На какие вопросы отвечают глаголы прошед-
шего времени? настоящего времени? будущего
времени?

 

 

 

 

 

Приложение5

Учащиесявыписывают из стихотворений глаголы в три столбика.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Была, играла, гуляла,
пела, плясала, завоевала, собирала, мечтала,
бежало, узнала, стала,
потеряла

Живу, пребываю, бужу, кормлю, купаю, штопаю, глажу, стираю, убираю,
мету, отмываю, кручу,
кипячу, хвалю, ругаю,
шучу, ворчу, мчится

Брошу, уеду, оставлю,
сяду, посмотрю,
отправлюсь, начну,
буду, запланирую,
надоест, вернусь

http://images.myshared.ru/178889/slide_18.jpghttp://fs00.infourok.ru/images/doc/102/120722/img7.jpg

 

 

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег, 

Бегут, и блещут, и гласят…

                            Ф. Тютчев

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе, 

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

                            А. Пушкин

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

                            Н. Некрасов

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег, 

Бегут, и блещут, и гласят…

                            Ф. Тютчев

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе, 

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

                            А. Пушкин

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

                            Н. Некрасов

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег, 

Бегут, и блещут, и гласят…

                            Ф. Тютчев

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе, 

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

                            А. Пушкин

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

                            Н. Некрасов

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег, 

Бегут, и блещут, и гласят…

                            Ф. Тютчев

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе, 

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

                            А. Пушкин

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

                        

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег, 

Бегут, и блещут, и гласят…

                            Ф. Тютчев

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе, 

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

                            А. Пушкин

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

                           

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег, 

Бегут, и блещут, и гласят…

                            Ф. Тютчев

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе, 

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

                            А. Пушкин

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

       

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет