Приложение к адаптированнойосновной образовательной программе
ФГОСНОО дляслепых обучающихся (вариант 3.2)
Адаптированнаярабочая программа
учебногопредмета «Изобразительное искусство.Тифлографика»
4класс (индивидуальное обучение)
2021-2022учебный год
(предметнаяобласть «Искусство»)
Рабочую программу разработал
учитель начальных классов
Кольцова А.А
с.Комсомольское, 2021
1. Пояснительнаязаписка
Программапо Изобразительному искусству для 4 класса МБОУ «Комсомольская СОШ №2»Минобразования Чувашии составлена в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования ,примернойпрограммы начального общего образования по технологии, авторской программы «Изобразительноеискусство»Б.М.Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др., М. Просвещение, 2011.
Цельучебногопредмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формированиехудожественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи:
— Развитие способностей кхудожественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведенийизобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работахсвоего отношения к окружающему миру.
-Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. Развитие зрительноговосприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, ориентировки впространстве.
-Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественнойдеятельности.
2.Общаяхарактеристика учебного предмета
Воснову программы положены идеи и положения Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования и Концепциидуховнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программасоздана на основе развития традиций российского художественного образования,внедрения современных инновационных методов и на основе современного пониманиятребований к результатам обучения. Программа является результатом целостногокомплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской иэкспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программыобеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическоеразвитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности,как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способсамопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется впрактической, деятельностной форме в процессе художественного творчествакаждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитииэмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения кхудожественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средствапознания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающаяроль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Этазадача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира,напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в миробщечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира.Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностныесвязи, объединяющие всех людей планеты
Связиискусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизниобщества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловойстержень программы.
Изобразительноеискусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как онавключает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств:живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное идекоративноприкладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными исинтетическими, искусствами.
Систематизирующимметодом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальныхпространственных искусств:
—изобразительная художественная деятельность;
—декоративная художественная деятельность;
—конструктивная художественная деятельность.
Необходимоиметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельностипредставлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения иПостройки.
Предмет«Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоениетрадиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимыхсмыслов.
3. Местоучебного предмета
На изучениепредмета «Изобразительноеискусство»учебным планом МБОУ«Комсомольская СОШ №2» Минобразования Чувашии отводится по 1 часу в неделю. Рабочая программа по Изобразительному искусству в 4 классе рассчитана на 34часа (34учебные недели).
4. Планируемыерезультаты
Слепой обучающийсянаучится:
Технические средства и приемы рельефногорисования:
использовать рельефный рисунок вучебной и практической деятельности; ориентироваться в приборе для рельефногорисования; использовать инструменты для выполнения рельефных изображений;
владеть основными приемамиизображения предметов на тифлотехнических приборах;
использовать приобретенные навыки приемоврельефного рисования в самостоятельной предметно-практической и учебнойдеятельности.
Чтение рельефных изображений:
понимать рельефное изображение;соотносить рельефное изображение с реальным предметом и предмет с рельефнымизображением; выделять предметы по форме и величине; изображать их рельефом и впластилине; соотносить предметы между собой по форме и величине;
понимать пространственноерасположение предметов, читать рельефные изображения разной степени сложности исоотносить их с реальными предметами; описывать предметы и рельефныеизображения, знать их назначение;
использовать навыки чтения рельефныхизображений в самостоятельной предметно-практической деятельности при чтениирисунков, простых чертежей, схем.
Рисование с натуры:
обследовать натуральные предметыразной степени сложности, анализировать их форму, строение, сравнивать реальныйпредмет с его рельефным изображением; выделять форму, величину предметов,проводить изучение габаритных размеров, занимаемого пространственногоположения;
самостоятельно выбирать наиболеехарактерный вид предмета для его последующего рельефного изображения;
переносить форму, конструкцию, величину иконфигурацию характерных частей предмета, имеющего объемную форму, наизобразительную плоскость;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять ианализировать пространственную форму предмета посредствомтактильно-осязательного способа;
изображать предметы различной формы;использовать простые формы для создания образов в лепке, рельефной графике;самостоятельно выполнять рельефные рисунки на тифлотехнических приборах;
совершенствовать тактильно-осязательноевосприятие предметов окружающего мира, ощущать их форму, фактуру, характерныепризнаки, различать и классифицировать предметы по группам.
Декоративное рисование:
понимать назначение орнамента;выполнять построения простых видов орнамента;
использовать простые декоративныеэлементы для создания орнамента, геометрические, растительные узоры дляукрашения изделий и предметов быта; использовать ритм форм для созданияорнамента.
Рисование на темы:
выполнять аппликации на заданную тему и позамыслу;
раскрывать заданную тему или замысел врельефном рисунке или пластилине;
создавать простейшие композиции назаданную тему на плоскости и в пространстве.
Беседы об искусстве:
воспринимать и различать доступные видыхудожественной деятельности (скульптура, художественное конструирование,декоративно-прикладное искусство) и участвовать в их обсуждении; различатьосновные виды пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально относиться к природе,человеку, обществу; узнавать, воспринимать, описывать и оценивать доступныепосредством тактильно- осязательного способа восприятия и остаточного зренияпроизведения своего национального, российского и мирового искусства,изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненныхявлений;
воспринимать скульптуру, мелкуюпластику, пространственные и объемные произведения народных промыслов как видизобразительного искусства;
воспринимать и совершенствовать восприятиеразных видов рельефа, материала, фактуры.
приводить примеры ведущиххудожественных музеев России и художественных музеев своего региона;
воспринимать произведения,доступные тактильно — осязательному восприятию и остаточному зрению видовизобразительного искусства.
5.Содержание учебного предмета
Восприятие произведений искусства
Особенности художественного творчества:художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, егоусловность, передача общего через единичное. Отражение в произведенияхпластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике:отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительногоискусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образчеловека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразиихудожественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиесяпредставители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущиехудожественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи.Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского имирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических)искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальногоокружения.
Виды художественной деятельности
Рисунок. Материалы для рисунка (карандаш,ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д). Приёмы работы с различными графическимиматериалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота иразнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота иразнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамиживописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественнойвыразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленнымизадачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их рольв создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическимискульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина— раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языкаскульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженнаясредствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн.Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различнымиматериалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, наборобъёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).Представление о возможностях использования навыков художественногоконструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истокидекоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие осинтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта,орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской иженской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочныеобразы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразиеформ в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы,раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России(с учётом местных условий).
Азбука искусства.
Как говорит искусство? Композиция.Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции иперспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание.Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое итолстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр(зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрияи асимметрия.
Цвет. Основные и дополнительные цвета.Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок вэмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможностицвета. Практическое овладение навыками работы с цветом. Передача с помощьюцвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие,толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и ихзнаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача спомощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мираи передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простыегеометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предметана представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём наплоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный,порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма вэмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения вкомпозиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма вдекоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства.
Земля — наш общий дом. Наблюдение природыи природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разницав изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанрпейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различныххудожественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улиткии т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежногоискусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств,отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур,народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К.Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболееяркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например,Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условийв характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстверазных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природныхусловий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи роднойприроды. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта,орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней,танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционнойкультуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения.Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темылюбви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественнаявыразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства икачества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусствовокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств длясоздания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видовтранспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств вповседневной жизни человека, в организации его материального окружения.Отражение в пластических искусствах природных, географических условий,традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного идекоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта.Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта ипосуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной,декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Овладениенавыками работы различными графическими инструментами, приемами работыизобразительными материалами. Овладение навыками изучения предметов на основезрительного восприятия (анализ, соотнесение с сенсорными эталонами формы,выделение характерных признаков, сходство и различие с другими предметами,цвет, фактура) с использованием информации, полученной с помощью всеханализаторов. 21 Анализ цветных, контурных, силуэтных рисунков, схем,графической символики, мысленное представление по ним предметов, процессов иявлений окружающей действительности. Освоение основ реалистического рисунка,живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры,по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).Сходство и различие натуральной и декоративной формы. Овладение основами художественнойграмоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарныминавыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств дляреализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе спомощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма,фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельностиразличных художественных техник и материалов (коллаж, граттаж, аппликация,фотография, видеосъёмка, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковыемелки, тушь, карандаш, фломастер, пластилин, глина, подручные и природныематериалы). Использование нетрадиционных изобразительных техник. Участие вобсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительногоискусства, выражение своего отношения к произведению.
6.Тематическое планирование
№ п/п |
Темы уроков |
Кол. час. |
Дата провед. |
Проводится |
1. |
Пейзаж родной земли. |
1 |
|
С учителем |
2. |
Деревня – деревянный мир. Создание образа русской избы. |
1 |
|
заочно |
3. |
Украшение деревянных построек и их значение. |
1 |
|
заочно |
4. |
Коллективное панно «Деревня» |
1 |
|
С учителем |
5. |
Образ красоты человека. Женский портрет. |
1 |
|
заочно |
6. |
Образ красоты человека. Мужской портрет. |
1 |
|
заочно Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504 |
7. |
Народные праздники. Коллективное панно «Осенняя ярмарка» |
1 |
|
С учителем |
8. |
Обобщение темы «Истоки родного искусства» |
1 |
|
заочно |
9. |
Родной угол. Изображение башен с разными пропорциями. |
1 |
|
С учителем |
10. |
Древние соборы. Изображение храма. |
1 |
|
заочно |
11. |
Города Русской земли. Изображение древнего города. |
1 |
|
С учителем |
12. |
Древние воины – защитники. |
1 |
|
заочно |
13. |
Города Русской земли. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. |
1 |
|
С учителем |
14. |
Узорочье теремов. Изображение узора в полосе. |
1 |
|
заочно |
15. |
Панно «Пир в теремных палатах» (Обобщение темы). |
1 |
|
С учителем |
16. |
Контрольная работа за 1 полугодие. Страна восходящего солнца. Изображение японского сада. |
1 |
|
С учителем |
17. |
Образ художественной культуры Японии. Создание образа японки. |
1 |
|
заочно |
18. |
Народы гор и степей. Изображение степного пейзажа. |
1 |
|
С учителем |
19. |
Народы гор и степей. Изображение степного пейзажа. |
1 |
|
заочно |
20. |
Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города. |
1 |
|
С учителем |
21. |
Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города. |
1 |
|
заочно |
22. |
Древняя Эллада. Пейзаж Эллады. |
1 |
|
С учителем |
23. |
Древняя Эллада. Создание панно «Олимпийские игры в Древней Греции» |
1 |
|
заочно |
24. |
Европейские города Средневековья. Панно «Площадь средневекового города» |
1 |
|
С учителем |
25. |
Европейские города Средневековья. Панно «Площадь средневекового города» |
1 |
|
заочно |
26. |
Обобщение темы «Многообразие художественных культур в мире» |
1 |
|
С учителем |
27. |
Материнство. Изображение лица мамы. |
1 |
|
заочно |
28. |
Материнство. Изображение матери с ребёнком. |
1 |
|
С учителем |
29. |
Мудрость старости. Создание портрета пожилого человека. Промежуточная аттестация. Тест. |
1 |
|
заочно |
30. |
Сопереживание. Изображение героя, вызывающего сочувствие. |
1 |
|
С учителем |
31. |
Герои-защитники. Создание эскиза памятника герою. Зачёт. |
1 |
|
заочно |
32. |
Юность и надежды. Создание образа радости детства и светлой юности. |
1 |
|
С учителем |
33. |
Искусство народов мира. |
1 |
|
заочно |
34. |
Обобщение темы «Искусство народов мира» |
1 |
|
С учителем |
|
итого |
34 |
|
|
7.Используемые учебники и пособия
Неменский Б.П., Горяева Н.А. НеменскаяЛ.А. ПитерскихА.С.(«Изобразительное искусство» — Москва «Просвещение», 2011г.).
Научно – популярная литература поискусству.
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе,построению орнамента
Таблицы по стилям архитектуры, одежды,предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов,растений, деревьев, животных, птиц, человека. Таблицы по народным промыслам,русскому костюму, декоративно – прикладному искусству. Альбомы сдемонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическимилиниями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:карточки по художественной грамоте.
