X-PDF

Изобразительное искусство и тифлографика 4 класс для слепых обучающихся

Поделиться статьей

Приложение к адаптированнойосновной образовательной программе

ФГОСНОО дляслепых обучающихся (вариант 3.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированнаярабочая программа

учебногопредмета «Изобразительное искусство.Тифлографика»

4класс (индивидуальное обучение)

 2021-2022учебный год

(предметнаяобласть «Искусство»)

 

 

 

 

          Рабочую программу разработал

                                                                                учитель начальных классов

                                                            Кольцова А.А

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Комсомольское, 2021

1.      Пояснительнаязаписка

Программапо  Изобразительному искусству  для 4 класса МБОУ «Комсомольская СОШ №2»Минобразования Чувашии  составлена в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования ,примернойпрограммы начального общего образования по технологии, авторской программы «Изобразительноеискусство»Б.М.Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др., М. Просвещение, 2011.

Цельучебногопредмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формированиехудожественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи:

Развитие способностей кхудожественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведенийизобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работахсвоего отношения к окружающему миру.

-Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. Развитие зрительноговосприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, ориентировки впространстве.

-Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественнойдеятельности.

 

 

2.Общаяхарактеристика учебного предмета

 

Воснову программы положены идеи и положения Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования и Концепциидуховнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Программасоздана на основе развития традиций российского художественного образования,внедрения современных инновационных методов и на основе современного пониманиятребований к результатам обучения. Программа является результатом целостногокомплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской иэкспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программыобеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическоеразвитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности,как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способсамопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется впрактической, деятельностной форме в процессе художественного творчествакаждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитииэмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения кхудожественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средствапознания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающаяроль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Этазадача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира,напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в миробщечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира.Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностныесвязи, объединяющие всех людей планеты

Связиискусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизниобщества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловойстержень программы.

Изобразительноеискусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как онавключает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств:живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное идекоративноприкладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными исинтетическими, искусствами.

Систематизирующимметодом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальныхпространственных искусств:

—изобразительная художественная деятельность;

—декоративная художественная деятельность;

 —конструктивная художественная деятельность.

Необходимоиметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельностипредставлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения иПостройки.

Предмет«Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоениетрадиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимыхсмыслов.

 

 

3. Местоучебного предмета

На изучениепредмета «Изобразительноеискусство»учебным планом МБОУ«Комсомольская СОШ №2»  Минобразования Чувашии отводится по 1 часу  в неделю. Рабочая программа по Изобразительному искусству в 4 классе рассчитана на 34часа (34учебные недели).

 

4. Планируемыерезультаты

Слепой обучающийсянаучится:

Технические средства и приемы рельефногорисования:

     использовать рельефный рисунок вучебной и практической деятельности; ориентироваться в приборе для рельефногорисования; использовать инструменты для выполнения рельефных изображений;

     владеть основными приемамиизображения предметов на тифлотехнических приборах;

использовать приобретенные навыки приемоврельефного рисования в самостоятельной предметно-практической и учебнойдеятельности.

Чтение рельефных изображений:

     понимать рельефное изображение;соотносить рельефное изображение с реальным предметом и предмет с рельефнымизображением; выделять предметы по форме и величине; изображать их рельефом и впластилине; соотносить предметы между собой по форме и величине;

     понимать пространственноерасположение предметов, читать рельефные изображения разной степени сложности исоотносить их с реальными предметами; описывать предметы и рельефныеизображения, знать их назначение;

     использовать навыки чтения рельефныхизображений в самостоятельной предметно-практической деятельности при чтениирисунков, простых чертежей, схем.

 Рисование с натуры:

     обследовать натуральные предметыразной степени сложности, анализировать их форму, строение, сравнивать реальныйпредмет с его рельефным изображением; выделять форму, величину предметов,проводить изучение габаритных размеров, занимаемого пространственногоположения;

     самостоятельно выбирать наиболеехарактерный вид предмета для его последующего рельефного изображения;

переносить форму, конструкцию, величину иконфигурацию характерных частей предмета, имеющего объемную форму, наизобразительную плоскость;

     наблюдать, сравнивать, сопоставлять ианализировать пространственную форму предмета посредствомтактильно-осязательного способа;

      изображать предметы различной формы;использовать простые формы для создания образов в лепке, рельефной графике;самостоятельно выполнять рельефные рисунки на тифлотехнических приборах;

совершенствовать тактильно-осязательноевосприятие предметов окружающего мира, ощущать их форму, фактуру, характерныепризнаки, различать и классифицировать предметы по группам.

Декоративное рисование:

     понимать назначение орнамента;выполнять построения простых видов орнамента; 

     использовать простые декоративныеэлементы для создания орнамента, геометрические, растительные узоры дляукрашения изделий и предметов быта; использовать ритм форм для созданияорнамента.

     Рисование на темы:

выполнять аппликации на заданную тему и позамыслу;

раскрывать заданную тему или замысел врельефном рисунке или пластилине;

создавать простейшие композиции назаданную тему на плоскости и в пространстве.

     Беседы об искусстве:

воспринимать и различать доступные видыхудожественной деятельности (скульптура, художественное конструирование,декоративно-прикладное искусство) и участвовать в их обсуждении; различатьосновные виды пластических искусств, понимать их специфику;

     эмоционально относиться к природе,человеку, обществу; узнавать, воспринимать, описывать и оценивать доступныепосредством тактильно- осязательного способа восприятия и остаточного зренияпроизведения своего национального, российского и мирового искусства,изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненныхявлений;

     воспринимать скульптуру, мелкуюпластику, пространственные и объемные произведения народных промыслов как видизобразительного искусства;

воспринимать и совершенствовать восприятиеразных видов рельефа, материала, фактуры.

     приводить примеры ведущиххудожественных музеев России и художественных музеев своего региона;

            воспринимать произведения,доступные тактильно — осязательному восприятию и остаточному зрению видовизобразительного искусства.

 

5.Содержание учебного предмета

 

Восприятие произведений искусства

Особенности художественного творчества:художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, егоусловность, передача общего через единичное. Отражение в произведенияхпластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике:отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительногоискусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образчеловека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразиихудожественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиесяпредставители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущиехудожественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи.Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского имирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических)искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальногоокружения.

Виды художественной деятельности

 Рисунок. Материалы для рисунка (карандаш,ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д). Приёмы работы с различными графическимиматериалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота иразнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота иразнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамиживописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественнойвыразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленнымизадачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их рольв создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическимискульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина— раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языкаскульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженнаясредствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн.Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различнымиматериалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, наборобъёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).Представление о возможностях использования навыков художественногоконструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истокидекоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие осинтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта,орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской иженской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочныеобразы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразиеформ в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы,раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России(с учётом местных условий).

Азбука искусства.

Как говорит искусство? Композиция.Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции иперспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание.Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое итолстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр(зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрияи асимметрия.

Цвет. Основные и дополнительные цвета.Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок вэмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможностицвета. Практическое овладение навыками работы с цветом. Передача с помощьюцвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие,толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и ихзнаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача спомощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мираи передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простыегеометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предметана представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём наплоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный,порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма вэмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения вкомпозиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма вдекоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства.

Земля — наш общий дом. Наблюдение природыи природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разницав изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанрпейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различныххудожественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улиткии т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежногоискусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств,отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур,народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К.Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболееяркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например,Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условийв характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстверазных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природныхусловий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи роднойприроды. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта,орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней,танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционнойкультуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения.Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темылюбви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественнаявыразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства икачества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусствовокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств длясоздания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видовтранспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств вповседневной жизни человека, в организации его материального окружения.Отражение в пластических искусствах природных, географических условий,традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного идекоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта.Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта ипосуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной,декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Овладениенавыками работы различными графическими инструментами, приемами работыизобразительными материалами. Овладение навыками изучения предметов на основезрительного восприятия (анализ, соотнесение с сенсорными эталонами формы,выделение характерных признаков, сходство и различие с другими предметами,цвет, фактура) с использованием информации, полученной с помощью всеханализаторов. 21 Анализ цветных, контурных, силуэтных рисунков, схем,графической символики, мысленное представление по ним предметов, процессов иявлений окружающей действительности. Освоение основ реалистического рисунка,живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры,по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).Сходство и различие натуральной и декоративной формы. Овладение основами художественнойграмоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарныминавыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств дляреализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе спомощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма,фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельностиразличных художественных техник и материалов (коллаж, граттаж, аппликация,фотография, видеосъёмка, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковыемелки, тушь, карандаш, фломастер, пластилин, глина, подручные и природныематериалы). Использование нетрадиционных изобразительных техник. Участие вобсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительногоискусства, выражение своего отношения к произведению.

6.Тематическое планирование

 

п/п

Темы уроков

Кол.

час.

Дата

провед.

Проводится

1.       

Пейзаж родной земли.

1

 

С учителем

2.       

Деревня – деревянный мир. Создание образа русской избы.

1

 

заочно

3.       

Украшение деревянных построек и их значение.

1

 

заочно

4.       

Коллективное панно «Деревня»

1

 

С учителем

5.       

Образ красоты человека. Женский портрет.

1

 

заочно

6.        

Образ красоты человека. Мужской портрет.

1

 

заочно

Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

7.       

Народные праздники. Коллективное панно «Осенняя ярмарка»

1

 

С учителем

8.       

Обобщение темы «Истоки родного искусства»

1

 

заочно

9.       

Родной угол. Изображение башен с разными пропорциями.

1

 

С учителем

10.   

Древние соборы. Изображение храма.

1

 

заочно

11.   

Города Русской земли. Изображение древнего города.

1

 

С учителем

12.   

Древние воины – защитники.

1

 

заочно

13.   

Города Русской земли. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

 

С учителем

14.   

Узорочье теремов. Изображение узора в полосе.

1

 

заочно

15.   

Панно «Пир в теремных палатах» (Обобщение темы).

1

 

С учителем

16.   

Контрольная работа за 1 полугодие. Страна восходящего солнца. Изображение японского сада.

1

 

С учителем

17.   

Образ художественной культуры Японии. Создание образа японки.

1

 

заочно

18.    

Народы гор и степей. Изображение степного пейзажа.

1

 

С учителем

19.    

Народы гор и степей. Изображение степного пейзажа.

1

 

заочно

20.    

Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города.

1

 

С учителем

21.    

Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города.

1

 

заочно

22.    

Древняя Эллада. Пейзаж Эллады.

1

 

С учителем

23.   

Древняя Эллада. Создание панно «Олимпийские игры в Древней Греции»

1

 

заочно

24.   

Европейские города Средневековья. Панно «Площадь средневекового города»

1

 

С учителем

25.   

Европейские города Средневековья. Панно «Площадь средневекового города»

1

 

заочно

26.   

Обобщение темы «Многообразие художественных культур в мире»

1

 

С учителем

27.   

Материнство. Изображение лица мамы.

1

 

заочно

28.   

Материнство. Изображение матери с ребёнком.

1

 

С учителем

29.   

Мудрость старости. Создание портрета пожилого человека. Промежуточная аттестация. Тест.

1

 

заочно

30.   

Сопереживание. Изображение героя, вызывающего сочувствие.

1

 

С учителем

31.   

Герои-защитники. Создание эскиза памятника герою. Зачёт.

1

 

заочно

32.   

Юность и надежды. Создание образа радости детства и светлой юности.

1

 

С учителем

33.   

Искусство народов мира.

1

 

заочно

34.   

Обобщение темы «Искусство народов мира»

1

 

С учителем

 

итого

34

 

 

 

 

7.Используемые учебники и пособия

Неменский Б.П., Горяева Н.А. НеменскаяЛ.А. ПитерскихА.С.(«Изобразительное искусство» — Москва «Просвещение», 2011г.).

Научно – популярная литература поискусству.

Портреты русских и зарубежных художников.

 Таблицы по цветоведению, перспективе,построению орнамента

 Таблицы по стилям архитектуры, одежды,предметов быта.

Схемы по правилам рисования предметов,растений, деревьев, животных, птиц, человека. Таблицы по народным промыслам,русскому костюму, декоративно – прикладному искусству. Альбомы сдемонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическимилиниями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:карточки по художественной грамоте.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет