Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Изучение психоэмоционального выгорания педагогов.
Педагог-психолог
МОУ гимназии № 24
Фролова Алла Сергеевна -
2 слайд
Школа сегодня серьезный психогенный фактор.
Исследования показывают, что стрессы и срывы, а как следствие невротизация педагогов, случаются чаще, чем у летчиков на профессиональной почве.
По исследованиям Л.М. Митиной, показатели социальной адаптации ниже, чем у представителей многих других профессий, а для учителей со стажем работы более 20 лет характерно резкое снижение всех показателей эмоциональной устойчивости.03.03.2023
-
3 слайд
Выгорание педагогов становится стереотипом
эмоционального реагирования профессионального поведения. Отчасти такой функциональный стереотип поведения является защитным механизмом.
Ведь расходование внутриличностных ресурсов педагогом в профессиональной деятельности очень велико. Тогда как их восстановление – проблематично.
Несмотря на увеличенную длительность отпуска, возможностей для восстановления духовных и физических сил у учителя немного.
03.03.2023 -
4 слайд
Педагог по сути работает в условиях
ограничения возможностей восстановления внутренних ресурсов и во внешнем общественном отвержении своей профессиональной деятельности.
03.03.2023 -
5 слайд
Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
-
6 слайд
Стадии эмоционального выгорания:
1 – затруднения на уровне выполнения несложных функций (забывчивость, невнимательность), снижение эмоционального фона.
2- снижение интереса к работе, сокращение потребности в общении (не хочется видеть тех, с кем учитель общается по роду деятельности), нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов ( нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, крепкий сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний), повышенная раздражительность.
3 — собственно личностное выгорание, характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил, человеку приятнее общаться с животными и природой.
-
7 слайд
Выгорание – это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.
03.03.2023 -
8 слайд
Для диагностики существуют разработанные целенаправленные методики и методики, позволяющие при анализе увидеть наличие симптомов выгорания или профессиональной деформации.
1. Методика диагностики эмоционального выгорания у педагогов (автор В.В. Бойко).
2. Опросник на «выгорание» К. Маслач и С. Джексон в модификации Н.Е. Водопьяновой.
3. Опросник для диагностики уровня тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)
4. Методика 16-факторного личностного опросника (Р.Кеттел)
03.03.2023 -
9 слайд
03.03.2023
Методика диагностики уровня Эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Методика В.В. Бойко позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе. Текст опросника состоит из 84 утверждений.НАПРЯЖЕНИЕ» — является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов:
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
2. Неудовлетворенность собой:
3. Загнанность в клетку:
4. Тревога и депрессия:РЕЗИСТЕНЦИЯ» — вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
3. Расширение сферы экономии эмоций:
4. Редукция профессиональных обязанностей:ИСТОЩЕНИЕ» -характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.
1. Эмоциональный дефицит:
2. Эмоциональная отстраненность:
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: -
10 слайд
Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой.
Методика предназначена для диагностики эмоционального истощения, деперсонализации и профессиональных достижений.
Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие – по шкале профессиональная эффективность (редукция персональных достижений).
Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.03.03.2023
-
11 слайд
Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – никогда. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – ежедневно. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
03.03.2023
-
12 слайд
03.03.2023
-
13 слайд
03.03.2023
Обработка теста:В соответствии с общим ключом подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора.
Примечание. * отмечен обратный вопрос, который считается в обратном порядке.
Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю.
Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл. Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания). -
14 слайд
Уровни показателей выгорания.
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания.
03.03.2023
-
15 слайд
Опросник для диагностики уровня тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)
Диагностика Спилбергера-Ханина — это единственная методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией. Этот тест поможет определить выраженность тревожности в структуре личности.
Теоретические основы
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.03.03.2023
-
16 слайд
Процедура проведения
Тест Спилбергера состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).
Инструкция
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков:
Бланк для измерения показателей ситуативной тревожности.
Бланк для измерения уровня личностной тревожности.
Обработка результатов
Обработка результатов включает следующие этапы:
Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.03.03.2023
-
17 слайд
Методика 16-факторного личностного опросника (Р.Кеттел).
В 1936 году Гордон Олпорт и Х. С. Одберт выдвинули следующую гипотезу: Наиболее выдающиеся и социально значимые индивидуальные различия для жизни людей в данном обществе рано или поздно становятся закодированными в языке данного народа; чем более важным является такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено отдельным словом. Это утверждение получило известность как Лексическая Гипотеза и является зеркальной по отношению к известной гипотезе Сепира—Уорфа.
Олпорт и Одберт проработали два наиболее всеобъемлющих словаря английского языка, доступных в то время, и выбрали оттуда 18000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они выделили 4500 прилагательных, описывающих личность, которые рассматривали как наблюдаемые и относительно постоянные личностные черты.
В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал возникшую компьютерную технологию для анализа списка Олпорта-Одберта. Он упорядочил этот список в 171 группу слов и просил испытуемых оценить людей, которых они знали, прилагательными из этого списка. Используя факторный анализ, Кеттелл выделил 12, а затем включил ещё 4 фактора, которые, как он предполагал, должны были выделиться. Результатом этого была гипотеза о том, что люди описывают самих себя и других с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов.
03.03.2023 -
18 слайд
Используя эти 16 факторов как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. п.
Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом.
В 1963 году В. Т. Норман повторил работу Кеттелла и предположил, что пяти факторов было бы вполне достаточно. В дальнейшем Л. Голдберг в США, а также психологи, работавшие с факторным анализом больших списков личностных характеристик в разных странах (в России — А.Г. Шмелёв), показали, что так называемая «Большая пятёрка» факторов является наиболее устойчивой и универсальной для разных языковых культур, в то время как любые системы факторов, включающие более 5 факторов, в том числе 16 факторов, отражают культурную специфику определённой страны.16-факторный тест даёт более точный прогноз, чем пятифакторный, в том случае если он базируется на результатах факторного анализа, выполненного именно в той стране, в которой предусматривается проведение этого теста.
03.03.2023 -
19 слайд
Факторы:
A — Отчужденность — Общительность.
B — Интеллект.
C — Эмоциональная стабильность — Эмоциональная нестабильность .
E — Подчинение — Доминирование.
F — Сдержанность — Экспрессивность.
G — Нормативность поведения.
H — Робость – Смелость.
I — Жесткость – Чувствительность.
L — Доверие – Недоверие.
M — Практичность — Мечтательность.
N — Открытость — Скрытность.
O — Спокойствие — Тревожность.
Q1 — Консерватизм — Гибкость.
Q2 — Зависимость от группы — Самостоятельность.
Q3 – Организованность.
Q4 — Импульсивность.03.03.2023