X-PDF

«Как найти общий язык с ребенком, учитывая его характериологические особенности».

Поделиться статьей

Статья:«Как найти общий язык с ребенком, учитывая его характериологические особенности».

КузнецоваСветлана Николаевна – педагог-психолог

 

 

 Мы часто говорим о детях так, как ни за что не захотели бы услышать о себе.Настолько ли мы правы, когда говорим:  «Ты, что глухой?», «Ты глупый?!»,«Я стораз тебе уже сказала!», «Я говорю наденешь вот эту рубаху, а еще синие брюки…»,и так далее…

  Часто мы не замечаем потребностей других и решаем за них, показывая свое знаниеи опыт.  Да это все хорошо, но хорошо ли при этом самому ребенку, и так ли ужнаши знания нужны ему?! Часто не только родитель, но и любой взрослый назидательнои с упреком  разговаривает с ребенком, пусть ему уже 10 или 15 лет. Мы хотимдоказать свою правоту и не слышим никаких противоречий.А если и слышим их, тоначинаем сотрясать воздух и доказывать, насколько ребенок  не прав. Так ли этона самом деле?! Ведь все мы разные, даже дети могут иметь другой тип характера,чем например папа или мама. Тогда кто же прав и как сделать так, чтобы мывсе-таки нашли общий язык со своими детьми. Некоторые дети склонны к озорству инеугомонности, и подчас кажется, что они как специально стараются вывести изсебя. Это проявляется и в учебном процессе – в виде неусидчивости инедисциплинированности, и вызывает недовольство педагога. Отсюда жалобы наповедение и успеваемость: «Она летала весь урок в облаках», или: «Он весь уроккрутился и не понял новый материал, а через урок будет контрольная работа»,«Совершенно мешает вести урок, отвлекает одноклассников»… И расстроенныйродитель начинает давать взбучку своему «чаду» за то, что он так себя ведет и«позорит»  перед другими. «Вот Маша такая прилежная и послушная девочка, а ты уменя просто сорванец какой-то, хуже мальчишки…»

  Желая научить «уму-разуму» подчас мы не замечаем потребностей самих детей, аведь это касается не только родителей. Подросшее «чадо» мы отдаем на воспитаниев детский сад, затем в школу, и уже «чадо», получившее среднее образование,отправляется на обучение в учебное заведение с устоявшим представлением о себеи выработав тактику поведения и общения. Поскольку основной социальный опытстроится в детском и переходном возрасте, то при окончании школы, а чаще даже ираньше, ребенок уже закрепляет неумение показать свои достоинства, проявитьсебя полноценно, раскрыть социальный потенциал. Он в большей степени проявляетсвоинедостатки, потому что всегда все ругали и говорили, какой он озорной,непослушный, плохой одним словом.Поэтому ребенок и будет больше показывать своинегативные стороны, или вообще не сможет быть социально адаптированным, станетзажатым, замкнутым. Не научившись реализовывать свои индивидуальныеособенности, тип поведения переходит в черты характера и плотно закрепляется внем. Недовольство поведением (родителя, воспитателя, учителя – то естьвзрослого) может незаметно для него перерасти в устойчивое негативное отношениек ребенку. Чаще всего такое поведение воспринимается как злонамеренное и какдемонстрация в адрес взрослого неуважения и неприятия. А если учесть, что уребенка присутствует недостаток чувства дистанции со старшими (по положению илипо возрасту), то неудивительно, что такое положение только укрепляет негативноеотношение  взрослого. Но так ли всегда данное поведение является злонамеренным,может быть это мы, – взрослые, чрезмерно остро реагируем на свою «персону». Апроблема то, не в ребенке, а как раз в неумении его понять и воспринять. Тогда, может быть, все было бы проще и легче, ведь наша задача не навязать своемнение, а помочь направить биологические данные ребенка в нужное русло. Поэтомуэто мы должны задуматься над поведением ребенка и помощь ему справиться сосложностями. Научить общаться и полноценно раскрыть свои возможности.

Укаждого человека есть природные, натурные черты и желания, а есть и социальные,культурные. Первые непосредственны, они присущи человеку как биологическомусуществу, формируются в раннем детстве, тесно связаны с органическимиособенностями, часто заданы генетически. Вторые — результат воспитания, ониформируются постепенно, и именно благодаря им, человек становится человеком -социальным существом. В характере взрослого переплетено природное и социальное,в науке это часто называют биосоциальным. Но у ребенка это перепутано, посколькуон еще социально незрел, не может контролировать свои эмоции, мысли и действия.Тактогда это мы – взрослые должны научить его общению, но с учетом егоособенностей, а не заостряя внимание на  своих  мыслях и знаниях, учитываяличные характериологические черты ребенка, для того чтобы научить его жить сними.

 Так характером являются наиболее устойчивые черты человека — те, которыепрактически не поддаются изменению (С.Л. Рубинштейн). Учитывая этообстоятельство, попытаемся дать объяснение того или иного поведения ребенка, сучетом типа его характера.

Поданным К. Леонгарда (1986), это  выдающийся немецкий психиатр. Авторпонятия «акцентуированная личность» — одна из первых типологий личностейустановил, что 40% людей имеют, так называемый, сбалансированный типхарактера, то есть гибкий, устойчивый к стрессам, с умеренной тревожностью иотносительно невысокой чувствительностью. Однако лишь у 5% подростков от 13 до17 лет встречается сбалансированный характер, по исследованиям Личко А.Е., (1983заместитель директора по научной работеЛенинградского НИ психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, видныйсоветский психиатр, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор.),изучавшийобщую подростковую психиатрию и социопсихологическиеособенности подросткового возраста.

Акцентуациямихарактера называются его устойчивые черты, которые выражены сильнее других. Эти“заостренные”, выделяющиеся черты характера образуют поведенческий и характерологическийпортрет личности, как раз они и определяют поведение и тип общения человека сдругими, формирование его социальных и личностных характеристик.

ПоК. Леонгарду акцентуации – это индивидуальные человеческие черты, обладающиетенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности этихчерт они накладывают отпечаток на личность как таковую и могут приобретатьпатологический характер, разрушая структуру личности. Вот почему необходимоучитывать саму типологию характера ребенка, дабы акцентуированные черты непереросли в патологию и не стали чертой характера. Отсюда важно насколькородитель понимает своего ребенка, насколько педагог, воспитатель понимаетсвоего воспитанника, каким образом формируются акцентуации.

Акцентуациине столь устойчивы, как темперамент, и больше зависят не от особенностей высшейнервной деятельности (хотя и эта связь очень прочно сохраняется), а отособенностей воспитания, общего воздействия среды, микроклимата в семье, школе,социальном окружении и т.д.

Типакцентуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы,способные вызвать способы декомпенсации или психогенные реакции, ведущие кдезадаптации личности. Акцентуации  черт характера могут играть глобальную рольв положительном развитии личности, если их во время распознать и направить внужное русло. А так же перерасти в отрицательное развитие личности, когда ужеакцентуации прочно развились.

   Важно знать, что акцентуации вподростковом возрасте встречаются чаще, чем у взрослых, поскольку именно в этипериоды жизни формирование личности происходит наиболее остро. При этомбольшинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются.Тем не менее, у многих людей такие черты могут оставаться практическинеизменными всю жизнь, например: непоследовательность, вспышкираздражительности, обидчивости и придирчивости, проявление недовольства игрубости в ответ на реплики и замечания, замкнутость и безразличие, ослабленныйсамоконтроль, склонность к конфликтности и драчливости, мало продуманнымдействиям, во время разговора могут вспыхнуть, навернутся слезы, готов сказатьчто-то дерзкое и обидное, помимо этого может присутствовать повышеннаятревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за своюсудьбу, судьбу близких и т.д. и т.п. Чтобы сохранитьдушевное и физическое здоровье, добиться успехов на выбранном поприще и вличной сфере, людям необходимо осознать плюсы и минусы своего характера,научиться эффективно управлять своим поведением. Постараться выбрать подходящуюпо содержанию работу.Поэтому проблема акцентуацийхарактера состоит в том, что поведение человека зависит от характера исоциальных условий окружающей среды. Сегодня современные условия жизни постоянносвязаны с огромным стрессогенным воздействием на человека: большим потокоминформации, высокими умственными и психическими нагрузками, физическимперенапряжением, неблагоприятными экологическими условиями, «ускоренным темпомжизни», хроническими заболеваниями. Все это может послужить факторами развитиявыраженности и уязвимости некоторых черт характера. И развитие такихвыраженностей и уязвимостей характера, или, другими словами, дисгармоничностьхарактера, может заметно затруднять адаптацию и социализацию человека, влиятьна его потребности, возможности, интересы, что во многих случаях накладываетотпечаток как на саму личность в целом, так и на ее действия, то естьповедение.

«Акцентуация всегда, в общем, предполагаетусиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом,становится акцентуированной» . Изучение и выявление акцентуаций характерапомогают определить «слабые места» в характере и регулировать поведениечеловека.

Именнопоэтому учитывать акцентуации у своего ребенка для полноценного его развития ивоспитания необходимо.

Давайтевкратце отследим типологии характера по Шмишеку(это –советский психиатр которыйразработал на основетеоретических положений Карла Леонгарда характеристики акцентуаций характера иразделил все черты личности на основные и дополнительные. Черты, выраженныенаиболее явно, могут служить характеристикой личности в целом, в том числе приобретатьпатологический характер), что они нам могут дать и чем помочь сблизитьсясо своим ребенком?

Знаниеособенностей характера дает возможность:

-Узнать сильные и слабые стороны характера ребенка.

-Узнать ситуации, в которых возможны трудности у ребенка, из-за особенностейхарактера.

-Узнать, как лучше и эффективнее строить диалог с ребенком в силу особенностейего характера.

-Узнать болевые точки характера или «слабые» места своего ребенка. В какихситуациях будут затронуты личные интересы, уязвлена гордость, задето самолюбие.(Когда может быть уязвлено самолюбие, нанесена несправедливая обида,несознательно создано препятствие к достижению честолюбивых целей и др.).

Акцентуация- Это «чрезмерная выраженность отдельных черт характера». Акцентуации характеране присутствуют в отдельном виде, чаще всего из может быть несколько (две, три,четыре), они переплетены между собой и влияют на поведение, взросление,социализацию личности ребенка, на его успехи.

 

 

 

1.Гипертимический тип

Характеризуетсяхорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью,оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремлениебыть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке.

Однакоон неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохопереносит одиночество, не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье,монотонную работу, часто переоценивает свои возможности, может являтьсяинициатором конфликтов, бурно реагируя на события, отличается повышеннойраздражительностью.

Способывзаимодействия

Стильвзаимодействия с ними – мягкий, но настойчивый контроль. В подростковомвозрасте рекомендуется вовлечение в социальные группы (предпочтительноспортивные секции). Формировать умение объективно оценивать свои возможности.

2.Циклотимическийтип

Склоненк частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У негопериодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и кокружающим людям. Более того, люди циклотимического типа акцентуации характера,тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности,испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми.

Способывзаимодействия

Спортивныесекции, особенно плавание. При общении делать акцент на положительные моменты.

3.Тревожно-боязливый тип

Нерешителен,мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Онредко вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивнуюроль, в конфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленномусамоанализу и появлению навязчивых состояний. Нередко располагаетпривлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.Вследствие своей беззащитности нередко служит козлом отпущения,мишенью для шуток.Основная черта – склонность к отрицательным эмоциям,повышенная робость и пугливость.В подростковом возрасте эти черты заостряются,на первое место выходят повышенная утомляемость, раздражительность. Возможнысостояния аффекта с последующим раскаянием. Увлечения носят интеллектуальныйхарактер.  

Способывзаимодействия

Интеллектуальныезанятия, не вызывающие ситуаций сравнения и жёстких требований.

4.Возбудимый тип

Данномутипу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных иневербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству ибрани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной.Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.

Вэмоционально спокойном состоянии эти люди с этим типом акцентуации характера,часто добросовестны, аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако всостоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми,плохо контролируют свое поведение.

Вподростковом периоде затягивается процесс социализации. Основное увлечение –получение информации, которая не требует осмысления. Собственных убеждений нет,поэтому легко поддаются влиянию.

Способывзаимодействия

Контроль,требовательность, «ежовые рукавицы» ведут к упорядочению их жизни

5.Дистимический тип

Малоконтактен, немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Онобычно домосед, тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты сокружающими, ведет замкнутый образ жизни.

Людис такой акцентуацией характера высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы имподчиниться. Черты личности, привлекательные для партнеров по общению:серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.Отрицательные черты — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость,индивидуализм.

Характеризуетсяпониженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни.

Вподростковом возрасте становятся злобны, истеричны. Плохое настроение можетдержаться до двух дней, провоцируют драки, скандалы.

Способывзаимодействия

Индивидуальныепоручения постоянного характера, не требующие общения с группой

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

6.Педантичный тип

Вконфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активнойстороной. На службе — бюрократ, предъявляет окружающим много формальныхтребований, но охотно уступает лидерство другим людям. Данному типу акцентуациихарактера свойственно изводить домашних чрезмерными претензиями нааккуратность.

Привлекательныечерты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах.Отрицательные и способствующие возникновению конфликтов черты — формализм,занудливость, брюзжание.Часто страдают под бременем ответственности. Всегдасомневаются, мнительны, подозрительны, озабочены собственным здоровьем. Уважаютлогику, рационализм, систематизацию в ущерб интуиции, чувствам.

 

Способывзаимодействия

Контроль,принадлежность к социально одобряемым группам (кружки, секции).

Акцентуациюпедантичности «нормализуют» занятия искусством, вызывающим эмоциональный отклики многозначность восприятия.

7.Застревающий тип

Егохарактеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям,неразговорчивость, В конфликтах обычно выступает инициатором, активнойстороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за котороеберется, предъявляет повышенные требования к себе.

Особочувствителен этот тип акцентуации характера к социальной справедливости, вместес тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян,честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненнымна работе.Основная черта – чрезмерная стойкость душевного волнения, страсти всочетании со склонностью к формированию сверхценных идей.

Вподростковом возрасте повышаются подозрительность, обидчивость, стойкость передотрицательными переживаниями. 

Способывзаимодействия

Контроль,поощрения, разовые поручения, направленность которых должна меняться, авыполнение строго контролироваться.

8.Экзальтированный тип

Людямэтого типа свойствен широкий диапазон переживаемых эмоциональных состояний, онилегко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – отпечальных. Любят удовольствия и развлечения, жизненные наслаждения. Чувстводолга и высшие ценности вырабатываются с трудом.

Способывзаимодействия

Нуждаютсяв твёрдом, но не жёстком контроле.Присутствие внимания, признания со стороныблизких, влияет благотворно и «сглаживает острые углы» их характера.

9.Демонстративный тип

Этомутипу акцентуации характера присуща легкость установления контактов, стремлениемк лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокуюприспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешнеймягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью ивысокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этомактивно защищаются.

Привлекательныечерты для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способностьувлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отрицательные черты:эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

Выраженатенденция к вытеснению из сознания неприятных фактов и событий, собственныхошибок и недостатков, что проявляется в лживости, фантазировании, притворстве.Характерны также авантюристичность, тщеславие. В подростковом возрастеусиливается желание быть в центре внимания. Выражено стремление кгруппированию, но в компаниях не задерживаются. Обеспокоены своим внешним видоми здоровьем, больше говорят, чем делают. 

Способывзаимодействия

Театральныекружки, художественная самодеятельность, руководящие «посты» под негласнымконтролем взрослых. Развитие саморефлексии.

10.Эмотивный тип

Такиелюди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаютсяхорошие контакты, которых они понимают с полуслова. Редко самивступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, невыплескивают наружу.

Привлекательныечерты: доброта, сострадательность, радуются чужим успехам, обостренное чувстводолга, исполнительность. Отрицательные черты: чрезмерная чувствительность,слезливость.С детства проявляют пугливость и боязливость. В подростковомвозрасте проявляют высокое чувство ответственности, требовательности к себе. Вморально-эстетическом плане рано становятся зрелыми личностями. Не склонны кгруппированию. 

Способывзаимодействия

Созданиеситуации прогнозируемости и психологического комфорта.

11.Аффективно-экзальтированный тип

Человекаданного типа акцентуации характера можно узнать по свойственной ему высокойконтактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но недоводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают какактивной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны кдрузьям и близким.Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус,проявляют яркость и искренность чувств. Отрицательные черты: паникерство,подверженность сиюминутным настроениям.

Измногих трудностей, которые испытывают дети в своих отношениях с родителями илидругими авторитетными взрослыми, самая угнетающая — это, пожалуй, разговорывпустую, когда их не слушают, не принимают в счет или не понимают.Повторяющаяся картина неудавшейся передачи своих чувств, предпочтений, желанийи мыслей рано или поздно ведет к болезненной раздражительности и сомнениямотносительно личной самооценки. В результате у ребенка развивается комплекснеполноценности.

Влюбом возрасте возможность быть понятым именно так, как мы пытаемся выразитьсебя — это сам по себе богатый жизненный опыт. Это приглашение в новую жизнь.Взрослые могут подходить к отношениям друг с другом с точки зрения их прошлогоопыта и, исходя из этого, решать, до какой степени они согласны посвятить себяновым отношениям. У детей же еще не выработалась иммунная система самозащиты отраздражений, недоразумений и отказов. Их слова полностью выражают их суть:чувства, мысли, дух и т.д.Поэтому мы должны научить их выражать себя, так какэто свойственно именно моему ребенку, а не Вове, Пете, Маше. Нельзя накладыватьстереотип поведения или общения, в любом случае у каждого он свой, но который недолжный отходить от общепринятых норм.А наша задача научить жить ребенка сосвоими особенностями, дать ему проявить себя, нужно только понять, чточувствует ребенок, почему он кричит или плачет, как показать ему что-то неущемляя его достоинство, как быть еще ближе к нему и ненавязчиво направлять внужное русло.

Знайте способыподдержки:

ü-акцентируйте действие, не действующее лицо;

ü-подчеркивайте дело и удовольствие от работы;

ü-подчеркивайте позитивные результаты, удовольствие от достигнутого;

ü-Мне понравилось, как ты сделал это!

ü-В особенности, мне понравились ручки!

ü-У тебя всегда много идей.

А так же делайте положительныекомментарии, избегайте отрицательных не делай, не так,не правильно…Старайтесь не строить одной рукой, одновременноломая другой: Какой ты молодец! Во время собрался! Всегда бытак!Позволяйте определенные права и привилегии, особенно с младшимидетьми.

Вмире детей общение проявляется в виде спонтанных самовыражений, каковыеподтверждают себя, если принимаются слушающими. Однако, принятие — это незначит как-то отметить, согласиться или одобрить сказанное. Это, скорее всего,действие восприятия жизни глазами ребенка и передачи ее глазами взрослого -теплое, заверяющее чувство, которое передает следующее: Я понимаю. Яслышу. Мне интересно тебя слушать. Ответ слушателя может выражатьсяпросто в кивке, но этот знак внимания вдохновляет ребенка. Он способствуетразвитию положительной самооценки. Когда предлагаемое ребенком принято изаверено, это помогает ему расти. Когда же его предложения натыкаются на стенунеприятия, он чувствует себя скованным и использует энергию и таланты более ограниченно.Это двухсторонний процесс предложения и принятия.

Взаключение хочется отметить, что любые акцентуации могут положительновоздействовать на развитие личности и жизнь человека, если их вовремя распознатьи понимать. В человеке нет ничего лишнего, отмечают специалисты. И именно средитаких людей очень часто встречаются личности с яркими творческими проявлениями,способные на неожиданные нестандартные решения, отличающиеся поражающейартистичностью или уважительной дотошностью, систематичностью и гиперответственностью,которые вызывают искреннее восхищение и признание у окружающих! Давайте будемближе к нашим детям, не только своим, но и живущим рядом, ведь так важно когдатебя понимают и ценят!

Педагог-психологГБОУ СОШ №535 Калининского района Санкт-Петербурга:  С.Н. Кузнецова.

(статьянаписана из личного и профессионального опыта)

 

 

Списокиспользуемых материалов для написания статьи:

ИСТОЧНИКИ

1.    Методика изучения акцентуаций личностиК.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности.Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.

2.    Сборникпсихологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женскийинститут ЭНВИЛА, 2005.

3.    Литература:Ракович Н.К. Практикум по психодиагностикеличности-Мн.:БГПУ, 2002.

4.    Леонгард К. Акцентуированные личности / Перевод снемецкого. – Ростов-на-Дону,1997.
5. Практическая психология. Методики и тесты /Под ред. Д.Я. Райгородского. –Самара,1998.
6. Рабочая книга практического психолога.Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.,2002.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет